дело № 2-388\14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2014 года
Приволжский районный суд г. Казани РТ в составе:
Председательствующего судьи Руповой Г.В.,
при секретаре Домолазовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыновой Е.В. к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов» ИКМО г. Казани, Комитету по делам детей и молодежи ИКМО г. Казани, Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан о внесении изменений в Список молодых семей, претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы в 2014 году» по РТ,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании бездействия исполнителя Программы «Обеспечение жильем молодых семей» в г. Казани на 2012-2015 годы - МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани», координатора Программы «Обеспечение жильем молодых семей» в г. Казани на 2012-2015 годы - Комитета по делами детей и молодежи ИК г. Казани в связи с не включением в список участников Программы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году семьи Мартыновой Е.В. незаконными, о возложении обязанностей на исполнителя Программы «Обеспечение жильем молодых семей» в г. Казани на 2012-2015 годы - МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани», координатора Программы «Обеспечение жильем молодых семей» в г. Казани на 2012 -2015 годы - Комитета по делам детей и молодежи ИКМО г. Казани включить семью Мартыновой Е.В. в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, о возложении обязанностей на Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ выдать в 2013 году семье Мартыновой Е.В. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на семью, состоящую из четырех человек, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № №.
В обоснование иска указано, что решением Приволжского районного суда города Казани от ДД.ММ.ГГГГ по делу № иск Мартыновой Е.В. к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани, МКУ «Администрация Советского района ИКМО г. Казани», Министерству по делам молодежи, спорту и туризму РТ о признании решений жилищной комиссии незаконными, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты удовлетворен. Данным судебным актом постановлено:
- признать незаконными распоряжение Главы Администрации Советского района ИК МО города Казани № № от ДД.ММ.ГГГГ г., решение общественной жилищной комиссии Администрации Советского района ИК города Казани от ДД.ММ.ГГГГ года, распоряжение главы администрации Советского района ИК г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ № 1020р в отношении семьи Мартыновой Е.В.;
- признать семью Мартыновой Е.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани на 2012-2015 годы» с датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ года;
- возложить на Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ обязанность по выдаче семье Мартыновой Е.В. свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани на 2012-2015 годы» в порядке очереди в соответствии с датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ года, включив ее в список получателей субсидии, соответственно формируемой по времени постановки.
Из полученного письма от Комитета по делам детей и молодежи ИКМО г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ за № № усматривается, что список молодых семей, изъявивших получить социальные выплаты в 2013 году в г. Казани был сформирован и направлен государственному заказчику Программы - Министерству по делам молодежи, спорту и туризму РТ в октябре 2012 года, а поскольку решение суда вступило в законную силу уже после утверждения государственным заказчиком программы республиканского списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, то включение семьи истца в указанный список согласно дате постановке на учет - ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. Вместе с тем, истец уведомлен о том, что он будет включен в сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году по г. Казани в установленном законом порядке.
Истец считает, что ответчиками не были приняты во внимание те обстоятельства, которые предусмотрены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» в г. Казани на 2012-2015 годы.
Для участия в подпрограмме документы в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства истцом были предоставлены своевременно и в полном объеме.
По утверждению истца, причиной отказа в признании участниками программы «Обеспечения жильем молодых семей» нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Мартыновой Е.В. послужили распоряжения Главы администрации Советского района ИКМО г. Казани № № от ДД.ММ.ГГГГ года, № № от ДД.ММ.ГГГГ года, повлекшие за собой незаконное исключение семьи истца из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», а не то обстоятельство, что истец перестал нуждаться в улучшении жилищных условий, и поэтому по состоянию на октябрь 2012 года (момент формирования списка молодых семей, изъявивших получить социальную выплату в 2013 года г. Казани) у органа местного самоуправления не имелось законных оснований для отказа семье истца по включению в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году. По мнению истцовой стороны, указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу вышеприведенным решением суда.
Так, по утверждению истцовой стороны, ответчики были обязаны и имели возможность включить семью истца в республиканский список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, из которой семья истца незаконно была исключена еще в 2011 году.
После неоднократных изменений исковых требований, истцовая сторона, просит суд обязать Государственного заказчика долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2012 - 2015 годы - Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан внести изменения в «Список молодых семей, претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в 2014 г.» по РТ, закрепив за семьей Мартыновой Е.В., состоящей из 4-х человек, первую позицию в списке (по Приволжскому району г. Казани) и также, закрепив за семьей Мартыновой Е.В., состоящей из четырех человек первоочередное право на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на семью, состоящую из четырех человек в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы» на период действия программы.
Истец и его представители в судебном заседании поддержали окончательно измененные исковые требования.
Представитель МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани» иск не признал.
Представитель Комитета по делам детей и молодежи ИКМО г. Казани с иском не согласен.
Представитель Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ также не согласен с иском.
Третье лицо: Мартынов Е.Ю. полагает возможным удовлетворить исковые требования истца.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 1, 3, 4 Закона РТ от ДД.ММ.ГГГГ N 2443 «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий - содействие государства молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в приобретении, строительстве или реконструкции жилого помещения;
молодая семья - семья в первые три года после заключения брака, зарегистрированного в соответствии с законодательством (в случае наличия в семье ребенка - вне зависимости от продолжительности брака), в которой один из супругов не достиг возраста 30 лет, а для неполных семей с детьми в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
-Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий осуществляется на возвратной, льготной, срочной основах путем:
- реализации жилого помещения молодой семье;
- обеспечения завершения строительства и (или) реконструкции жилого помещения, принадлежащего молодой семье.
-Государственная поддержка оказывается молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.
В целях реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» постановления Правительства РФ от 17.12. 2010 № «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 года», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, закона РТ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий «Кабинет Министров РТ» Постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ за № утверждена Долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в РТ» на 2011-2015 годы (далее Программа), в соответствии с которой Государственным заказчиком Программы является Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан; исполнителями Программы - органы местного самоуправления Республики Татарстан; уполномоченные организации по предоставлению жилых помещений эконом-класса и банки, отобранные в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями. На Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ возложены обязанности по формированию заявок на выделение средств федерального бюджета для софинансирования Программы в 2012-2015 годах.
Согласно пунктам 2, 3 5, Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в РТ » на 2012-2015 годы (приложение № к Долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в РТ» на 2012-2015 годы) право молодой семьи - участницы Программы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
- Выдача свидетельства по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", осуществляется органом местного самоуправления, на основании решения которого молодая семья включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Изготовление бланков свидетельств осуществляется Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан (далее - государственный заказчик Программы) за счет средств бюджета Республики Татарстан, предусмотренных на финансирование Программы.
- Претендентом на получение социальной выплаты в рамках реализации Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) на день принятия государственным заказчиком Программы решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье в планируемом году (на 1 января) не превышал 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Молодая семья признается участницей Программы с даты выдачи свидетельства и до момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения.
По положению пунктов 16 указанных Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 14 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в реализации Программы в планируемом году. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
Согласно пункту 19 Правил орган местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления) по запросу государственного заказчика Программы:
а) в 30-дневный срок доводит до сведения молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, информацию о формировании списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и уведомляет о необходимости в 30-дневный срок подтверждения молодыми семьями нуждаемости в улучшении жилищных условий и наличия доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, с представлением соответствующих документов, указанных в пункте 14 настоящих Правил;
б) осуществляет проверку сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 14 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о включении либо об отказе во включении в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году по основаниям, предусмотренным пунктом 17 настоящих Правил;
в) формирует и представляет в сроки, указанные государственным заказчиком Программы, списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году в рамках реализации Программы, подтвердивших нуждаемость в улучшении жилищных условий, у которых имеются доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (прошедших перерегистрацию), и письменно изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году), согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.
Форма списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году определяется государственным заказчиком Программы.
Согласно пунктам 20, 21, 22, 23 приведенных выше Правил список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году формируется с учетом даты признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
- Государственный заказчик Программы на основании списков молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Программы из бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Заявка и сводный список в установленные сроки представляются государственным заказчиком Программы федеральному государственному заказчику Программы.
- После определения государственным заказчиком Программы размера субсидии, предоставляемой бюджету Республики Татарстан на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до государственного заказчика Программы на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Татарстан и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий Программы, а при наличии средств - предоставляемых организациями, участвующими в реализации Программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств государственный заказчик Программы утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
- Государственный заказчик Программы в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и списка молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в соответствующем году, доводит до органов местного самоуправления лимиты поэтапного финансирования бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета Республики Татарстан, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Поэтапное распределение субсидий, выделяемых за счет средств бюджета Республики Татарстан, между муниципальными образованиями, участвующими в реализации Программы, осуществляется по методике, утверждаемой законом Республики Татарстан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По положению пунктов 28,29 Правил в течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета Республики Татарстан, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным государственным заказчиком Программы.
Государственный заказчик Программы может вносить изменения в порядке, утвержденном государственным заказчиком Программы, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимые документы для получения свидетельства в установленный пунктом 31 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.
- Государственный заказчик Программы ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство регионального развития Российской Федерации по формам, которые устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации:
а) отчет об использовании средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан, выделенных на предоставление социальных выплат молодым семьям в рамках реализации подпрограммы, региональных и муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей;
б) отчет о достижении значений показателей эффективности использования субсидий, предусмотренных соглашением.
В соответствии с пунктом 30 Правил орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после поступления бюджетных средств, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным государственным заказчиком Программы.
Размер социальной выплаты, предоставляемой молодой семье, рассчитывается органом местного самоуправления Республики Татарстан, осуществляющим выдачу свидетельства, указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера социальной выплаты производится на дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.
В случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, выделенных на финансирование мероприятий Программы и предназначенных для предоставления социальных выплат молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат, свидетельства на высвободившуюся сумму средств подлежат выдаче в порядке очередности молодым семьям из списка молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат, утвержденного государственным заказчиком Программы.
Судом установлено, что решением Приволжского районного суда гор. Казани от 03.06.2013 года исковые требования истца Мартыновой Е.В. к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани, МКУ «Администрация Советского района ИКМО г. Казани», Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан о признании решений жилищной комиссии незаконными, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты удовлетворены.
Данным судебным актом постановлено:
- признать незаконными распоряжение Главы Администрации Советского района ИК МО города Казани № № от ДД.ММ.ГГГГ г., решение общественной жилищной комиссии Администрации Советского района ИК города Казани от ДД.ММ.ГГГГ года, распоряжение главы администрации Советского района ИК г. Казани от 06.07.2012 г. № № в отношении семьи Мартыновой Е.В.;
- признать семью Мартыновой Е.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани на 2012-2015 годы» с датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ года;
- возложить на Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ обязанность по выдаче семье Мартыновой Е.В. свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани на 2012-2015 годы» в порядке очереди в соответствии с датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ года, включив ее в список получателей субсидии, соответственно формируемой по времени постановки.
Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.
По сообщению ИКМО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № семья Мартыновой Е.В. включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» на 2012-2015 годы. Очередность семьи Мартыновой Е.В. определена за № (л.д.39).
Изпредставленных суду материалов видно, что ДД.ММ.ГГГГ Мартынова Е.В. после вступившего в законную силу судебного акта от ДД.ММ.ГГГГ подала заявление на имя Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани, приложив к нему соответствующие приложения.
Глава Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № обращается к председателю Комитета по делам детей и молодежи ИКМО г. Казани с просьбой внести изменения в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по Приволжскому району г.Казани в 2013 года, включив семью Мартыновой Е.В. согласно указанному решению суда и представленным документам (л.д.145).
На что, Комитет по делам детей и молодежи ИКМО г. Казани согласно письму за № №-инф от ДД.ММ.ГГГГ года, сообщает о том, что список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году по г. Казани, был сформирован и направлен государственному заказчику программы - Министерству по делам молодежи, спорту и туризму РТ в октябре 2012 года, а поскольку решение суда по иску Мартыновой Е.В. о включении ее в список получателей субсидии согласно первоначальной дате постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий вступило в законную силу после утверждения Государственным заказчиком программы республиканского списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, включить семью заявителя в указанный список согласно дате постановке на учет - ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.
Вместе с тем, указано, что Комитет по делам детей и молодежи формирует сводный список на основании представленных Администрациями районов и направляет их по запросу Государственному заказчику программы.
В случае включения Администрацией Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани семьи Мартыновой Е.В. в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году, указанная семья будет включена в сводный список по г. Казани в установленном законом порядке (л.д.145-146).
В последующем, Глава администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК г. Казани своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес Мартыновой Е.В. сообщает о том, что после вступления решения суда от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ был представлен комплект документов, подтверждающий платежеспособность и заявление о включении ее с семьей в составе 4-х человек в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по <адрес> в 2013 году.
В соответствии с указанным решением суда отделом по делам детей и молодежи Администрации была организована работа по внесению изменений в базу данных молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по Приволжскому району г. Казани.
Также было направлено письмо в адрес Комитета по делам детей и молодежи ИКМО г. Казани о включении семьи Мартыновой Е.В. в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по Приволжскому району г. Казани в 2013 году.
Согласно полученному письму от Комитета по делам детей и молодежи ИКМО города Казани от ДД.ММ.ГГГГ за № 67938-Инф список молодых семей, изъявивших получить социальную выплату в 2013 году в <адрес> был сформирован и направлен государственному заказчику Программы - Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан в октябре 2012 года, а поскольку решение суда о включении моей семьи в список получателей субсидии согласно первоначальной дате постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вступило в законную силу в июле 2013 года, то есть после утверждения государственным заказчиком программы республиканского списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, то включение семьи Мартыновой Е.В. в указанный список согласно дате постановке на учет - ДД.ММ.ГГГГ не предоставляется возможным.
Также указано, что семья Мартыновой Е.В. будет включена в сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году по г. Казани в установленном законом порядке (л.д.7-8).
Указанные факты в судебном заседании подтвердил представитель МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани», дополнив, что с их стороны были выполнены все необходимые действия.
По пояснениям представителя Комитета по делам детей и молодежи ИКМО г.Казани (к которому требования истца по вышеприведенному решению заявлены не были) следует, что в их адрес судебный акт от ДД.ММ.ГГГГ для ознакомления и принятия соответствующего решения ответчиками или истцом своевременно направлен не был. Письмо с просьбой о внесении изменений в список молодых семей претендентов на получение социальных выплат по Приволжскому району ответчиком - МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани» было направлено лишь ДД.ММ.ГГГГ года, после подписания ДД.ММ.ГГГГ соглашения о реализации программы между муниципальным образованием г. Казани и Министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ и утверждения государственным заказчиком списка молодых семей -претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году. О невозможности внесения Комитетом по делам детей и молодежи ИКМО г.Казани изменений в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году ранее утвержденный государственным заказчиком программы, адресату было сообщено письменно.
Из письменного отзыва Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ, а также данных в судебном заседании представителями указанного учреждения, следует, что по их проведенному анализу предоставленных муниципальными образованиями РТ сводных списков молодых семей участников подпрограммы 2002-2010 годов, не усматривалось постановка на учет семьи Мартыновой Е.В., следовательно, по их мнению, семья Мартыновой Е.В. не состояла на учете, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы 2002-2010 годов, и поэтому считают, что оснований для включения семьи Мартыновой Е.В. в список претендентов на получение социальных выплат в 2013 году не имелось, так как данный список претендентов на получение социальных выплат в 2013 году по РТ уже был направлен в Министерство регионального развития РФ письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № за подписью Премьера-министра РТ, а на основании предоставленного списка с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, подписано соглашение от ДД.ММ.ГГГГ за № №.
Данные пояснения подтверждаются представленными в суд: сопроводительным письмом о направлении заявки на участие в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.122), списком молодых семей-претендентов на получение социальных выплаты в 2013 году по РТ, утвержденным Министром по делам молодежи, спорту и туризму РТ, в котором данные о семье Мартыновой Е.В. отсутствуют (124-144).
Из представленного суду списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальные выплаты в 2013 году по Приволжскому району г. Казани видно, что Мартынова Е.В. с семьей поставлена на учет под номером 163 и с датой постановки - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54).
Далее и в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальные выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем семей в РТ» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2013 году в муниципальном образовании г.Казань Мартынова Е.В. с семьей значиться под номером №, с датой постановки - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50).
В списке молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальные выплаты в 2014 году по Приволжскому району гор. Казани, утвержденного Главой Администрации Вахитовского и Приволжского районов г. Казани семья Мартыновой Е.В. уже значится под номером 9, но с датой постановки - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57).
Также судом установлено, что во исполнение решения суда, Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани включила семью истца в список претендентов на получение социальной выплаты на 2014 года по Приволжскому району г. Казани согласно дате признания нуждающихся в улучшении жилищных условий - ДД.ММ.ГГГГ года, этой же датой семья Мартыновой Е.В. включена Комитетом по делам детей и молодежи ИКМО г. Казани в сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию г. Казани, в 2014 году. Указанный список направлен в адрес государственного заказчика программы ДД.ММ.ГГГГ года.
Из представленных суду материалов дела также видно, что А.В. Песошиным - руководителем ИКМО г. Казани в сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ за № 8855\ио в адрес Министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ - Р.Т. Бурганова указана просьба об исключении из списка претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году по г.Казани семью Сагдиева Р.Р. и рассмотреть замены на семью Пахаева О.К. (л.д.157).
Представленный суду измененный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году указывает о наличии возможности внесения изменений уже в сформированный список, несмотря на возражения ответчиков.
Данные факты, указывают на то, что в соответствии с действующим порядком предоставления средств на социальные выплаты молодым семьям для приобретения (строительства) жилья в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2012-2015 годы» ответчики имели возможность включить семью истца в республиканский список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году.
Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 6 вышеприведенных Правил).
В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстанот ДД.ММ.ГГГГ N 133
"О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2012-2015 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 789 "О долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2012-2015 годы" по положению пункта 20 Правил список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в планируемом году формируется с учетом даты признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей".
Собранные по делу обстоятельства, указывает на то, что в вышеприведенном списке семья Мартыновой Е.В. лишь девятая, так как впереди истца в списке оказались семьи, имеющие трех и более детей, хотя по дате постановки на учет семья Мартыновой Е.В. по району должна значиться под первым номером (т.е. со столь ранней датой постановки - апрель 2005 г. в списке никто не указан).
Из-за установленного судебным актом от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, повлекшего за собой исключение из очереди семьи Мартыновой Е.В., а в дальнейшем восстановление очередности с датой постановки лишь 2011 г., не позволило истцу своевременно получить социальную субсидию в 2013 г., учитывая при этом и то, что на тот момент не были внесены изменения в Долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2012-2015 годы" о первоочередности получения субсидий многодетными матерями.
В настоящий момент изменение порядка определения очередности получения субсидий (предоставление преимущества семьям, имеющим трех и более детей) вновь отодвинуло семью Мартыновой Е.В. в очереди и сделало фактически маловероятным получение субсидии в 2014 г.
В данном случае, допущенные нарушения, установленные вступившим в законную силу судебным актом, влекут за собой неполучение Мартыновой и ее семьей жилищной субсидии по настоящее время, несмотря на то, что в решении суда четко было указано: «обязанность по выдаче семье Мартыновой Е.В. свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани на 2012-2015 годы» в порядке очереди в соответствии с датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ года, включив ее в список получателей субсидии, соответственно формируемой по времени постановки».
Судом установлено, что в настоящий момент субсидию получили обычные очередники (не многодетные семьи) с датой постановки после - ДД.ММ.ГГГГ года.
Соответственно при отсутствии нарушения со стороны исполнителей государственных учреждений, Мартынова с семьей имела бы реальную возможность в получении субсидии в 2013 г.
Согласно положению статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.
- Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
- Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
- Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом установленных фактов, вступившим в законную силу судебным актом и, изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что восстановление прав семьи Мартыновой Е.В. по включению в список получателей субсидии, соответственно формируемый по времени постановки, возможно лишь путем закрепления за семьей Мартыновой Е.В., состоящей из 4-х человек, первой позиции в списке (по Приволжскому району г. Казани) и также путем закрепления за семьей Мартыновой Е.В. её первоочередного получения субсидии в 2014 году.
Однако, в настоящее время, с учетом составленных списков, необходимость внесений изменений в “Список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в 2014 г. в муниципальном образовании г. Казани и в “Список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 г. по Приволжскому району г. Казани” согласно которым Мартынова Е.В. в составе семьи из 4 человек в списке по Приволжскому району г. Казани была бы поставлена первой (в порядке, определяемом датой постановки на учет без учета преимущественного права лиц имеющих первоочередное право) не имеется, поскольку данные списки рассмотрены Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан и, соответственно, уже утверждены сводные списки: «Списки претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в 2014 г.».
В соответствии с пунктом 21 Правил Государственный заказчик Программы на основании списков молодых семей - участников Программы,изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Программы из бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и учитывая, при этом, что заявка и сводный список в установленные сроки представляются Государственным заказчиком Программы Федеральному государственному заказчику Программы, то, следовательно, в данном случае необходимо возложить на Государственного заказчика долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» на 2012-2015 годы - Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан обязанность по внесению изменений в «Список молодых семей, претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2014 году» по РТ, закрепив за семьей Мартыновой Е.В., состоящей из 4-х человек, первую позицию в списке (по Приволжскому району г. Казани) и также, закрепив за семьей Мартыновой Е.В., состоящей из четырех человек первоочередное право на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома на семью, состоящую из четырех человек, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на период действия программы.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в данном случае имеются правовые основания для удовлетворения окончательно измененных требований истца.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Обязать Государственного заказчика долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» на 2012-2015 годы - Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан внести изменения в «Список молодых семей, претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2014 году» по Республике Татарстан, закрепив за семьей Мартыновой Е.В., состоящей из 4-х человек, первую позицию в списке (по Приволжскому району г. Казани) и закрепив за семьей Мартыновой Е.В., состоящей из четырех человек первоочередное право на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома на семью, состоящую из четырех человек в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на период действия программы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Приволжский районный суд г. Казани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.В. Рупова