ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-388/17 от 21.11.2017 Курагинского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-388/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Краснокаменск 21 ноября 2017 г.

Курагинский районный суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Романовой А.В.,

при секретаре Назимовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Кошурниковские Энергосети» о признании действий по начислению платы за коммунальные услуги незаконными, взыскании излишне уплаченных денежных средств, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Кошурниковские Энергосети» о признании действий по начислению платы за коммунальные услуги незаконными, взыскании излишне уплаченных денежных средства, компенсации морального вреда, мотивируя исковые требования тем, что по адресу: <адрес> проживает совместно со своей семьей. В процессе жизнедеятельности потребляет коммунальные услуги, предоставляемые ООО «Кошурниковские Энергосети», в частности: холодное водоснабжение, водоотведение, а в отопительный сезон- отопление жилой квартиры. В августе 2017 года истец получил от ответчика платежный документ за июль 2017 года согласно которого за потребленные услуги: холодное водоснабжение и водоотведение в количестве 5 кубических метров истец должен оплатить 1693, 45 руб., т.е. 563,00 руб. +1130,65 руб.(соответственно). За июнь 2017 года за тот же набор коммунальных услуг (холодное водоснабжение и водоотведение), но за 12 метров кубических истцу было начислено 874,80 руб. На письменный запрос истца, ответчик ответил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 400 от 30.04.2014г. «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ», индексирование платы за коммунальные услуги производится по формуле: плата за июль 2017=плата за декабрь 2016г.+6,2% (индекс цен по Красноярскому краю). Но в связи с тем, что в июле 2017 года истцом использовался не полный комплекс коммунальных услуг по отношению к базовому периоду (декабрь 2016г.), в частности- в июле истец не пользовался отоплением, то и возмещение в данном месяце не предусмотрено, так как за июль 2016 года истец оплатил меньше чем в декабре 2016 года. Считает данные доводы ответчика несостоятельными, в связи с отсутствием вины истца в том, что в летний период времени ему не предоставляется коммунальная услуга по отоплению. Установка приборов учета потребленных коммунальных услуг как раз и направлена на экономию энергоресурсов и, как следствие, на уменьшение платы потребителей за коммунальные услуги. К тому же, в соответствии с п. 5 Постановления: «При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации» не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие: изменения набора коммунальных услуг, изменение размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг...». Таким образом, ответчик незаконно и необоснованно изменил правила расчета размера платы за потребленные истцом коммунальные услуги с целью получения наибольшей прибыли и материального обогащения. Своими неправомерными действиями ответчик причинил истцу нравственные страдания, которые квалифицируются как моральный вред. Просил признать бездействие ответчика по отказу в начислении возмещения при расчете платы за коммунальные услуги, обязать ответчика учитывать сумму государственного возмещения, при расчете платы за коммунальные услуги, потребленные истцом в жилой квартире, расположенной по адресу: <адрес>, взыскать с ответчика в пользу истца излишне уплаченные денежные средства в размере 1275,15 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

Истец неоднократно уточнял исковые требования в ходе рассмотрения дела. Окончательно просил признать бездействие ответчика по отказу в начислении возмещения при расчете платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение и водоотведение), потребленные истцом в жилой квартире, расположенной по адресу: <адрес> в период времени с июля 2017 года по сентябрь 2017 года включительно незаконным, обязать ответчика учитывать сумму государственного возмещения при расчете платы за коммунальные услуги, потребляемые истцом в вышеуказанной квартире, взыскать с ответчика в пользу истца излишне уплаченные, за потребленные коммунальные услуги (холодную воду и водоотведение) в период времени с июля 2017 года по сентябрь 2017 года включительно в сумме 3 919,70 руб., признать действия ответчика по неправильному начислению платы за коммунальные услуги (каждой в отдельности) незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальные услуги (каждой в отдельности), потребленные истцом в вышеуказанной квартире в соответствии с законодательством, обязать ответчика производить расчет платы за коммунальные услуги (каждой в отдельности) в соответствии с законодательством, взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения, причиненного незаконными действиями, морального вреда в сумме 20000 руб., мотивируя требования тем, что в соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., расчет платы за потребленные мною коммунальные услуги (отопление, холодное водоснабжение и водоотведение) осуществляется по показаниям индивидуальных приборов учета. Следовательно, в летний период времени за отопление истец не платит, так как в указанный период данная услуга ответчиком не предоставляется. Постановление регулирует только предельные индексы повышения цен на коммунальные услуги по РФ, но не платежи в целом. В 2017 году предельный индекс размера платы составил 6,2%. В платежном документе за декабрь 2016 года было указано: столбец-размер платы (где рассчитывалась экономически обоснованным тарифам(ЭОТ)), затем-«всего начислено» по ЭОТ, «сумма возмещения», далее-«всего начислено с учетом возмещения», в конце графа итого к оплате». Все это по каждой коммунальной услуге отдельно и внизу в строке-«всего» итоговая сумма всех строк. Таким образом, в столбце «итого к оплате» и указывается плата граждан за каждую коммунальную услугу в отдельности и за все услуги в сумме. В соответствии со ст. 4 Закона «Финансовое обеспечение компенсации части платы граждан за коммунальные услуги является расходным обязательством Красноярского края и осуществляется за счет средств краевого бюджета.» Так как данная мера поддержки граждан по оплате коммунальных услуг установлена органами государственной власти субъекта РФ- Красноярского края и осуществляется за счет средств краевого бюджета и, в соответствии со ст.ст. 71-72 Конституции РФ не находятся в ведении РФ и совместном ведении РФ и субъектов РФ, то в соответствии со ст. 73 Конституции РФ «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.» Таким образом, нормы Постановления Правительства РФ № 400 от 30.04.2014г. к правилам расчета возмещения при оплате гражданами коммунальных услуг не применимо. В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона Красноярского края от 01.12.2014г. № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуга»- «Величина, на которую в результате применения предельного индекса снижается плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), и на основании которой рассчитывается размер компенсации, указывается в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг, отдельно по каждой коммунальной услуге и в целом по всем коммунальным услугам.» То же самое говорится и в п. 2.1 Приложения № 2.2.1 к Постановлению Правительства Красноярского края от 09.04.2015г. № 165-п «О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги»- «Исполнители коммунальных услуг рассчитывают плату граждан за коммунальные услуги с учетом предельного индекса и сумму компенсации. Сумма компенсации указывается исполнителем коммунальных услуг в платежном документе для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - квитанция) отдельно по каждой коммунальной услуге и в целом по квитанции». То есть возмещение должно рассчитываться по каждой коммунальной услуге по отдельности и в целом по квитанции (то есть в сумме по всем услугам). К тому же ответчик неправильно трактует положения п. 1.6 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Красноярского края от 09.04.2015г. № 165-п «О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги», в соответствии с которым: «При расчете компенсации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие: изменения набора коммунальных услуг; изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг...». Данную норму следует понимать, что при изменении набора и объема коммунальных услуг при использовании приборов учета не влияет на возмещения платы по остальным услугам. Ответчик же учитывает набор коммунальных услуг в том плане, что при расчете платы за коммунальные услуги он рассчитывает плату в спорных месяцах (июль-сентябрь 2017 года) за холодную воду и водоотведение по ЭОТ, а для расчета возмещения берет мою плату за коммунальные услуги в декабре 2016 года куда включены уже не только холодное водоснабжение и водоотведение, но и отопление. В то время как во исполнение вышеуказанных нормативно-правовых норм ответчик должен был рассчитывать плату по ЭОТ, сумму возмещения и мою оплату отдельно по каждой коммунальной услуге (а потом только сумму по всей квитанции) и, вот эта, получившаяся разница в платежах из-за отсутствия показателей в строках по отоплению и не принимается к учету. Таким образом, ответчик незаконно и необоснованно изменил правила расчета размера платы за потребленные мною коммунальные услуги с целью получения наибольшей прибыли и материального обогащения. Действуя тем самым в нарушение ч. 1 ст. 10 ГК РФ. Если взять итоговые суммы к оплате, то получается, что плата истца за коммунальные услуги в октябре 2017 года в сумме 5739,95 рублей, это и есть плата за декабрь 2016 года увеличенная на коэффициент 6,2 (предельный индекс повышения платы граждан за коммунальные услуги в 2017 году в Красноярском крае). В соответствии с требованиями Закона Красноярского края от 01.12.2014г. № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» и принятым в соответствии с этим законом: Постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015г. № 165-п «О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» данные расчеты должны производиться по каждой коммунальной услуге. То есть плата в декабре 2016 году должна увеличиваться на 6,2%, далее от ЭОТ (указанных в графе плата) должна отниматься плата за декабрь, увеличенная на 6,2% и в результате этих расчетов получается сумма возмещения. Своими неправомерными действиями ответчик причинил истцу нравственные страдания, которые квалифицируются как моральный вред.

В судебном заседании истец ФИО1, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнения.

Представители ООО «Кошурниковские Энергосети» ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенности, исковые требования не признали.

Представитель ответчика ФИО2 представила в суд письменный отзыв, в котором указала, что при определении размера платы за коммунальные услуги в июле 2017 года ООО «Кошурниковские Энергосети» руководствовалось Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» и Указом Губернатора Красноярского края от 30.12.2016 года № 286-уг «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образования Красноярского края на период с 1 января 2017 года по 2018 год». Предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (процентов) в Курагинском районе установлены Указом в размере 6,2% на период с 01.01.2017 года по 2018 год. На основании вышеизложенного плата за коммунальные услуги за июль 2017 года у истца составит 5739,95 рублей (плата за декабрь 2016 года + 6,2% =5404,85 + 6,2%). Начисление платы за коммунальные услуги в июле 2017 года произведено за холодное водоснабжение и водоотведение, что не является полным комплексом коммунальных услуг по сравнению с базовым периодом - декабрем 2016 года. Сумма начисления оплаты по экономически обоснованным тарифам составляет 1693,65 рублей. Сумма возмещения рассчитывается по формуле: Возмещение = сумма начисления по ЭОТ - оплата за декабрь 2016 года с учетом индекса роста на 01.07.2017г. 1 1693,65 - 5739,95 = - 4046,30 рублей. Сумма начисления оплаты по экономически обоснованным тарифам меньше суммы платы с учетом индекса роста. В связи с чем возмещение в июле месяце 2017 г. истцу не предусмотрено. Истец ошибочно ссылается на п.5 Постановления. Указанный пункт регламентирует применение и расчет предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации без учета разницы в размере платежей, возникающей вследствие изменения набора коммунальных услуг и др. Начисление Истцу произведено без учета какой-либо разницы. В исковом заявлении Истец путает понятия размера платы и размера начисления с учетом возмещения. В июне 2017 года размер платы составил 3930,96 рублей, в июле 2017 года - 1693,65 рублей. Размер платы уменьшился, т.к. уменьшился объем услуг. Моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Нарушения прав Истца, как потребителя, со стороны ООО «Кошурниковские Энергосети» не имело места. На основании вышеизложенного требования истца противоречат законодательству Российской Федерации и удовлетворению не подлежат.

Из дополнительного отзыва ООО «Кошурниковские Энергосети» на исковое заявление следует, что компенсация части платы граждан за коммунальные услуги регулируется Законом Красноярского края 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» (далее- Закон). Пункт 1 статьи 2 Закона «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» устанавливает, что в случае если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги. Пункт 2 той же статьи предусматривает, что размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса. 09.04.2015г Правительством Красноярского края утверждено Постановление № 165-п «О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» (далее Постановление), которым утверждены порядок расчета размера и условия предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги. Согласно п.п. 1.3 п.1 приложения №1 к Постановлению размер субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги определяется как разница между платой за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанной по ценам (тарифам) для потребителей, установленном ресурсоснабжающей организации на текущий год и платой граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанной с учетом предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании края. П.п.1.5, п.1 приложения № 1 Постановления — «Компенсация рассчитывается исходя из неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг... В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года). П.п. 1.6. п.1 приложения № 1 Постановления - «При расчете компенсации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая в следствие: изменения набора коммунальных услуг; изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг. Пункт 2 приложения № 1 Постановления определяет расчет размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги для исполнителя коммунальных услуг. В части требований Истца о взыскании излишне выплаченных сумм противоречат Закону Красноярского края 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги», Постановлению Правительства Красноярского края 09.04.2015г № 165-п «О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги», «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011г.№354. Расчет излишне выплаченной суммы, произведенный Истцом, противоречит порядку расчета. Размер платы за коммунальные услуги в частности по холодному водоснабжению и водоотведению в жилом помещении, оборудованном прибором учета согласно п.п. 42 и 43 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011г.№354 определяется по формуле: Размер плата - объем потребленного ресурса (определенный по показаниям прибора учета на тариф. Моральный вред подлежит компенсации если гражданину причинены физические или нравственные страдания действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Истцом не предоставлено никаких доказательств подтверждающих степень перенесенных физических и нравственных страданий. Основания для удовлетворения требований Истца о компенсации морального вреда отсутствуют.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.

В силу положений ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Постановлением Правительством РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", на основании ст. 157.1 ЖК РФ, утверждены "Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" (далее Основы формирования индексов) которыми определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.

Согласно п. 10 Основ формирования индексов, Применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года) (п.4 Постановления).

При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг.

Объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря) ( п.6 Постановления).

Факт превышения установленного предельного индекса, в соответствии с положениями п. 63 Основ формирования индексов, определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения. Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года (при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37 - 40 настоящего документа).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, плательщиком коммунальных услуг по квартире, расположенной по адресу: <...> является ФИО1

Ресурсоснабжающей организацией по горячему водоснабжению и отоплению указанной квартиры является ООО «Кошурниковские Энергосети».

Между ООО «Кошурниковские Энергосети» и ООО «Водоканал» 01.01.2017 заключен агентский договор №7 по оказанию услуг по выставлению счетов-квитанций за холодную воду и водоотведение.

Тарифы на тепловую энергию, питьевую воду и водоотведение устанавливаются решениями правления Региональной энергетической комиссии Красноярского края.

Региональной энергетической комиссией Красноярского края 05.12.2016 издан Приказ N -437-в, которым установлены тарифы для потребителей п. Кошурниково на период с 01.01.2017 по 31.12.2018, с 01.01.2017 по 30.06.2017 на питьевую воду в размере 107,78 руб./м3, на водоотведение 218,80 руб. /м.3, с 01.07.2017 по 31.12.2017 на питьевую воду в размере 112,62 руб./м3, на водоотведение 226.01 руб. /м.3.

Региональной энергетической комиссией Красноярского края 06.12.2016 издан Приказ N -283-п, которым установлены тарифы для потребителей п. Кошурниково на период с 01.01.2017 по 31.12.2018, с 01.01.2017 по 30.06.2017 тепловую энергию в размере 2817,74 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 2927,63 руб./Гкал.

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определяется согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее- Правила № 354).

Согласно пункту 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленных ресурсоснабжающей организацией в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В соответствии с п. 42 (1) приложения 1 Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 г. N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).

Согласно, постановления Правительства Красноярского края от 28.09.2016 г. № 483-п «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 373-п «О способе оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края» размер платы за коммунальную услугу по отоплению в отношении Курагинского района определяется в порядке, установленном Правилами № 354 равномерно в течение календарного года. Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(5) приложения № 2 к настоящим Правилам.

Указом Губернатора красноярского края от 31.12.2015 №315-уг «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края на период с 1 января 2017 года по 2018 год» установлен предельный индекс изменения размера вносимой гражданин платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Курагинский район в размере 6,2 %.

Согласно ответа ФИО1 из ООО «Кошурниковские Энергосети» следует, что начисление платы за коммунальные услуги в июле 2017 г. должно производится по следующей формуле: плата за июль 2017 г.= плата за декабрь 2016 г + 6,2% = 5404,85 +6,2%=5739,95 руб. В квитанции за июль 2017 г. начисление произведено по коммунальным, услугам за холодное водоснабжение и водоотведение, что не является комплексом коммунальных услуг по сравнению к декабрю предыдущего года. Сумма начисления оплаты по экономически обоснованным тарифам составляет 1693,65. Сумма возмещения рассчитывается по формуле: Возмещение = сумма начисления по ЭОТ - оплата декабря с учетом индекса роста на 1 июля 2017 г. = 1693,65-5739,95= - 4046,30 руб. Так как сумма по ЭОТ меньше суммы платы с учетом индекса роста, то возмещение в данном месяце не предусмотрено.

Из ответа Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 15.11.2017 следует, что согласно Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. Предельный индекс утвержден в целом по комплексу коммунальных услуг, без учета изменения оплаты по каждому виду услуг внутри комплекса, то есть в комплекс коммунальных услуг входит холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, включая поставки бытового газа в баллонах, отопление, включая поставку твердого топлива при наличии печного отопления. Предельный индекс установлен и применятся при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг, то есть объемные показатели предоставленных услуг в Текущем периоде по тарифам и ценам Текущего периода сравниваются с объемными показателями услуг в Текущем периоде по ценам и тарифам Базового периода. Таким образом, предельный индекс рассчитывается от базы декабря прошлого года по всему комплексу коммунальных услуг. В случае если в соответствии с жилищным законодательством исполнителями коммунальных услуг выступают ресурсоснабжающие организации, размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги согласно предельному индексу в каждом месяце текущего года рассчитывается ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес.

В целях ограничения платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с требованиями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации принят закон Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги», устанавливающий расходные обязательства краевого бюджета.

В соответствии с законом № 7-2835 компенсация части платы граждан за коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг производится, если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце. рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсосиабжающей организации на текущий год превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса

Для реализации Закона № 7-2835 принято постановление Правительства Красноярского края от 09.04.2015 165-п «О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги», устанавливающее порядки предоставления компенсации исполнителям коммунальных услуг.

Одним из условий получения исполнителями коммунальных услуг компенсации является то, что плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная с применением предельного индекса не превышает плату граждан за коммунальные услуги в базовом периоде (декабрь предыдущего года).

Проанализировав приведенные выше нормативные документы, суд пришел к выводу о том, что при определении размера платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанные исходя из тарифов, необходимо принимать во внимание индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги установленный в субъекте РФ. При этом, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении каждого гражданина, исходя из размера фактической платы за все коммунальные услуги, отраженной в его платежном документе. Величина превышения рассчитывается за каждый месяц из расчета к декабрю предыдущего календарного года.

Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услугам в каждом месяце текущего года по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего года не более чем на установленную величину предельного индекса, что следует из приведенных выше нормативных документов.

Согласно пояснениям истца в судебном заседании он настаивает на том, чтобы в не отапливаемый период ему не начисляли плату за отопление.

Из платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг за июнь, июль, август, сентябрь 2017 года и декабрь 2016 года видно, что в декабре 2016 года (базовый период) ФИО1 оплатил за коммунальные услуги с учетом предельного индекса 5 404,86 рублей, при этом объем потребления коммунальных ресурсов, согласно показаниям прибора учета составил - за холодную воду 12 м3, за водоотведение 12 м3. В июле, августе, сентябре 2017 года объем потребления коммунальных ресурсов снизился, и составил за холодную воду 5 м3, за водоотведение 5 м3 при этом ФИО1 начислено 1 693,65 руб. за каждый месяц, что не больше платы декабря.

Следовательно, превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой ФИО1 платы за коммунальные услуги в спорный период не произошло. Начисление платы за коммунальные услуги произведено ответчиком правомерно. Арифметических ошибок судом не установлено.

Доводы истца о неправильном применении ответчиком законодательства при исчислении возмещения при расчете платы за коммунальные услуги судом не принимаются, так как они основаны на неверном толковании права.

Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для взыскания компенсации морального вреда, так как судом не установлен факт нарушения прав ФИО1 как потребителя.

На основании изложенного исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Кошурниковские Энергосети» о признании действий по начислению платы за коммунальные услуги незаконными, взыскании излишне уплаченных денежных средств, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Курагинский районный суд.

Председательствующий Романова А.В.

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2017 года

Судья Романова А.В.