РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кяхта 14 июля 2021 года
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Тараевой И.А. единолично,
при секретаре Эрдынеевой Н.В.,
с участием представителя истца по доверенности – старшего помощника прокурора Кяхтинского района РБ Черкасовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-388/2021 по исковому заявлению прокурора Кяхтинского района в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Администрация МО «Город Кяхта» о понуждении обеспечения беспрепятственного доступа в здание администрации МО ГП «Город Кяхта», обеспечения выполнения мероприятий по доступу инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах, разработки плана мероприятий «дорожная карта» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и условий беспрепятственного пользования услугами, добавления сведений в реестр муниципальных маршрутов МО «Город Кяхта»,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя наличием предусмотренной законом соответствующей обязанности ответчика. Так, прокуратурой Кяхтинского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. Проверкой выявлено, что в нарушение Федерального закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" не обеспечен беспрепятственный доступ в здание администрации МО ГП «Город Кяхта». В нарушение пункта 5.1 части 2 Жилищного кодекса РФ МО ГП «Город Кяхта» условия для беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах не созданы. Требования, установленные Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещении и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649, не выполняются. Распоряжением главы МО ГП «Город Кяхта» от 24.07.2017 года№311, с внесенными в него распоряжением №205 от 17.07.2019 года изменениями, утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, и состав муниципальной комиссии. Однако, фактически комиссия свои функции не выполняет, состав комиссии на данный момент не актуален, мероприятия, включенные в план, не выполняются. В нарушение требований законодательства в МО ГП «Город Кяхта» план мероприятий «дорожная карта» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и условий для беспрепятственного пользования услугами не разработан. В нарушение требований Федерального закона №220-ФЗ в реестрах муниципальных маршрутов муниципального образования г.Кяхта не содержится информация о наличии низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло и других характеристик транспортных средств перевозчиков. Реестр не размещен на официальном сайте администрации МО ГП «Город Кяхта». Истец просит обязать ответчика устранить указанные нарушения закона.
В судебном заседании представитель истца Черкасова иск поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о его времени и месте уведомлен надлежаще, представлено заявление о признании иска.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из следующего.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации гарантировано обеспечение государственной поддержки инвалидов.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона №181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них.
Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр утвержден свод правил "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (статья 17 Федерального закона №181-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 13^1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещении и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), которые применяются к жилым помещениям, входящим в состав муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.
Согласно пункта 4 названных Правил обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении.
В соответствии с пунктом 5 Правил обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещении инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Согласно пункта 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В соответствии с пунктами 10 и 11 Правил порядок создания и работы муниципальной комиссии устанавливается уполномоченным органом. По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования).
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности (пункт 18 Правил).
Пунктом 1 части 4 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами установлен переходный период в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 утверждены Правила разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности (далее Правила №599).
В соответствии с пунктом 2 Правил №599 в целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, определенных статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации муниципальными правовыми актами, мероприятия, указанные в пункте 1 настоящих Правил, включаются в план мероприятий ("дорожную карту» ) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предусматривающий сроки их реализации и ответственных исполнителей (далее - план мероприятий).
Согласно пунктов 3, 6, 12 Правил №599 планы мероприятий утверждаются местными администрациями. Разработка плана мероприятий муниципального образования осуществляется местной администрацией в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления обеспечивают привлечение представителей общественных объединений инвалидов к разработке проектов планов мероприятий и их общественное обсуждение.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно пункта 1 части 9, части 3 статьи 26 Федерального закона №220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены в том числе и характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок, предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. Сведения, включенные в реестры маршрутов регулярных перевозок и размещенные на официальных сайтах уполномоченных органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Пунктом 28 статьи 3 федерального закона №220-ФЗ дано понятие характеристикам транспортного средства, влияющие на качество перевозок - наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.
Таким образом, критерии доступности для перевозки инвалидов должны содержаться в реестре.
По результатам проведенной проверки прокуратурой выявлены нарушения приведенных требований действующего законодательства, а именно, что в нарушение Федерального закона № 181-ФЗ не обеспечен беспрепятственный доступ в здание администрации МО ГП «Город Кяхта». В нарушение пункта 5.1 части 2 Жилищного кодекса РФ МО ГП «Город Кяхта» условия для беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах не созданы. Требования, установленные Правилами, не выполняются. Распоряжением главы МО ГП «Город Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ года№, с внесенными в него распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ изменениями, утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, и состав муниципальной комиссии. Однако фактически комиссия свои функции не выполняет, состав комиссии на данный момент не актуален, мероприятия, включенные в план, не выполняются. В МО ГП «Город Кяхта» план мероприятий «дорожная карта» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и условий для беспрепятственного пользования услугами не разработан. В реестрах муниципальных маршрутов муниципального образования «Город Кяхта» не содержится информация о наличии низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло и других характеристик транспортных средств перевозчиков. Реестр не размещен на официальном сайте администрации МО ГП «Город Кяхта». В адрес ответчика вносилось представление об устранении указанных нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ№, а также требование в порядке ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О Прокуратуре РФ» от 19.03.2020г., 15.04.2020г., которые не исполнены (письма от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. №, ДД.ММ.ГГГГ. №, ДД.ММ.ГГГГ. №).
В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом (ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ).
Признание иска ответчиком подлежит принятию судом, поскольку не нарушает права сторон и других лиц, соответствует требованиям законодательства. Так, признание иска ответчиком заявлено добровольно, доказательства устранения нарушений требований законодательства, установленных в ходе проведения прокуратурой района проверки, отсутствуют.
По приведенным основаниям исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Муниципального образования «Город Кяхта» Кяхтинского района Республики Бурятия обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации МО ГП «Город Кяхта».
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Муниципального образования «Город Кяхта» Кяхтинского района Республики Бурятия обеспечить выполнение мероприятий по доступу инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах путем исполнения плана мероприятии по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, утвержденного распоряжением главы МО ГП «Город Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ№, с учетом внесенных Распоряжением главы МО ГП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ изменений.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация муниципального образования «Город Кяхта» Кяхтинского района Республики Бурятия разработать план мероприятий «дорожная карта» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и условии для беспрепятственного пользования услугами.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация муниципального образования «Город Кяхта» Кяхтинского района Республики Бурятия в реестр муниципальных маршрутов муниципального образования «Город Кяхта» добавить сведения, содержащие информацию о наличии низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло и других характеристик транспортных перевозчиков, реестр разместить на официальном сайте администрации МО ГП «Город Кяхта».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кяхтинский районный суд РБ.
Судья И.А. Тараева