Дело № 2-388/2021
УИД 23RS0039-01-2021-000143-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Павловская 19 апреля 2021 г.
Павловский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Кириченко М.Б.,
при секретаре судебного заседания Курдияшко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Павловский техникум профессиональных технологий» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Крыловскому и Павловскому районам УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1, ОСП по Крыловскому и Павловскому районам УФССП России по Краснодарскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Павловский техникум профессиональных технологий», уточнив в судебном заседании исковые требования, обратилось в суд с исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Крыловскому и Павловскому районам УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1, ОСП по Крыловскому и Павловскому районам УФССП России по Краснодарскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Истец просит суд освободить Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Павловский техникум профессиональных технологий» от исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 12.12.2018 года по материалам исполнительного производства от 01.08.2017 года №-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Павловским районным судом № № от 26.07.2017 года, вступившему в законную силу 18.07.2017 года по предмету исполнения: Обязать устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и норм по доступности для инвалидов и маломобильных групп населения в пользу взыскателя: Прокуратура Павловского района.
В обоснование исковых требований истец указывает, что в ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» 11.01.2021 года поступило постановление о возбуждении исполнительного производства судебного пристава- исполнителя ОСП по Крыловскому и Павловскому районам ФИО1 по исполнительному документу постановлению судебного пристава-исполнителя по делу № от 12.12.2018, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, возбужденного на основании исполнительного листа, выданным Павловским районным судом № № от 26.07.2017 года, вступившему в законную силу 18.07.2017 года по предмету исполнения: обязать устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и норм по доступности для инвалидов и маломобильных групп населения в пользу взыскателя: Прокуратура Павловского района.
Истец считает, что ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» подлежит освобождению от исполнительского сбора по следующим основаниям.
В постановлении пристава-исполнителя № от 12.12.2018 года указано, что в добровольном порядке ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» исполнительный лист не исполнен и не имеется подтверждений тому, что ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» не представил приставу доказательств тому, что причины не исполнения исполнительного листа произошли по уважительным причинам.
Вместе с тем, ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий», решение Павловского районного суда Краснодарского края 15 июня 2017 года дело № 2-516/2017 об удовлетворении исковых требований прокурора Павловского района в интересах неопределенного круга лиц исполнило в полном объеме.
На момент вынесения постановления решение Павловского районного суда частично было исполнено, в пределах денежных средств, находящихся в бюджете учреждения.
Павловским районным судом было принято решение обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края выделить денежные средства ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» на устранение норм по доступности для инвалидов и маломобильных групп населения.
Для исполнения решения суда Министерством образования, науки и молодежной политики в 2018 году были выделены субсидии: - на проведение капитального ремонта по объекту: «Капитальный ремонт благоустройства пешеходной зоны территории ГБПОУ КК ПТПТ по адресу: <адрес>» в объеме 1952000,00 (один миллион девятьсот пятьдесят две тысячи) рублей 00 копеек; - на реализацию мероприятий государственной программы Краснодарского края «Доступная среда», п. 1.10. предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным образовательным организациям среднего профессионального образования, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, на обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения зданий государственных бюджетных и автономных профессиональных образовательных организаций, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края» в объеме 3238530,00 (три миллиона двести тридцать восемь тысяч пятьсот тридцать семь) рублей 00 копеек.
Средства субсидии в объеме 1952000,00 (один миллион девятьсот пятьдесят две тысячи) рублей 00 копеек были реализованы на исполнение контракта по объекту: - «Капитальный ремонт благоустройства пешеходной зоны территории ГБПОУ КК ПТПТ по адресу <адрес>
Средства субсидии в объеме 3238530,00 (три миллиона двести тридцать восемь тысяч пятьсот тридцать семь) рублей 00 копеек были расходованы на исполнение контрактов.
Исполнение контрактов позволило исполнить в полном объеме решение Павловского районного суда Краснодарского края 15 июня 2017 года (дело № 2-516/2017) об удовлетворении исковых требований прокурора Павловского района в интересах неопределенного круга лиц к ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» и Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края об устранении нарушений норм по доступности для инвалидов и маломобильного населения.
Истец считает, что установленной ГК РФ ответственности (или возмещение убытков) у должника ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» не имеется.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен судом своевременно и надлежащим образом. От его представителя ФИО2 19.04.2021 года в суд поступило письменное ходатайство, согласно которому она просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца и об удовлетворении искового заявления.
Ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Крыловскому и Павловскому районам УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1, представитель ответчика ОСП по Крыловскому и Павловскому районам УФССП России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены судом своевременно и надлежащим образом. Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Павловского районного суда Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ходатайств об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в суд не представили.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Оценив представленные доказательства и исследовав материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, вступившим в законную силу 18.07.2017 года решением Павловского районного суда Краснодарского края от 15.06.2017 года по гражданскому делу № 2-516/2017 удовлетворен иск прокурора Павловского района в интересах неопределенного круга лиц к ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий», Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и устранении нарушений норм по доступности для инвалидов и маломобильного населения.
Согласно указанному решению суда, ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» обязано устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:- привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства состояние асфальтного покрытия и тротуарной плитки возле учебного корпуса; Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края обязано выделить денежные средства ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства; ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» обязано устранить нарушения норм по доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, а именно: В учебном корпусе № 1:
установить информацию о назначении помещений внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,3 до 1,4 м. с дублированием рельефными знаками;
установить указатели направления движения к входу в здание;
установить откидные поручни и штанги, расположенные в помещении на первом этаже.
- привести в надлежащее состояние покрытие полов в санитарно- гигиенических помещениях (умывальных, туалетах и душевых).
В учебном корпусе № 2:
- установить информацию о назначении помещений внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,3 до 1,4 м. с дублированием рельефными знаками;
- установить указатели направления движения к входу в здание;
В общежитии:
- установить информацию о назначении помещений внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,3 до 1,4 м. с дублированием рельефными знаками;
- установить указатели направления движения к входу в здание;
санитарные узлы на каждом этаже оборудовать соответствующим
требованиям доступности для инвалидов унитазом, установить откидные
поручни и штанги;
привести в надлежащее состояние покрытие полов в санитарно-
гигиенических помещениях.
В читальном зале библиотеки:
- оборудовать места с учетом доступа учащихся-инвалидов и отдельно - для учащихся с недостатками зрения.
- установить обособленные, но рядом с проходом, зоны для размещения
специальных мест: для учащихся-инвалидов, передвигающихся в креслах-
колясках и использующих иные индивидуальные средства реабилитации при
ходьбе, и, отдельно, для учащихся с нарушением зрения.
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края обязано выделить денежные средства ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» на устранение нарушений норм по доступности для инвалидов и маломобильных групп населения.
Судебным приставом - исполнителем ОСП по Крыловскому и Павловскому районам УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 01.08.2017 года №-ИП на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя № от 12.12.2018 года о взыскании исполнительского сбора на Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Павловский техникум профессиональных технологий» возложена обязанность оплатить исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с ч. 3 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Абзацем 3 пункта 75 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 разъяснено, что должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Установление конкретных размеров сбора, взимаемого в случае принудительного исполнения судебных и иных актов, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, является прерогативой законодателя, однако размер такого сбора, поскольку его взимание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Этот вывод согласуется с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, согласно которым суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий», решение Павловского районного суда Краснодарского края 15.06.2017 года дело № 2-516/2017 об удовлетворении исковых требований прокурора Павловского района в интересах неопределенного круга лиц исполнило в полном объеме.
Определением Павловского районного суда от 18.08.2017 года исполнение решения Павловского районного суда Краснодарского края 15.06.2017 года отсрочено до 01.08.2018 года.
На момент вынесения постановления судебного пристава-исполнителя № от 12.12.2018 года о взыскании исполнительского сбора, решение Павловского районного суда частично было исполнено, в пределах денежных средств, находящихся в бюджете учреждения.
Для исполнения решения суда Министерством образования, науки и молодежной политики в 2018 году были выделены субсидии: - на проведение капитального ремонта по объекту: «Капитальный ремонт благоустройства пешеходной зоны территории ГБПОУ КК ПТПТ по адресу: <адрес>» в объеме 1952000,00 (один миллион девятьсот пятьдесят две тысячи) рублей 00 копеек; - на реализацию мероприятий государственной программы Краснодарского края «Доступная среда», п. 1.10. предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным образовательным организациям среднего профессионального образования, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, на обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения зданий государственных бюджетных и автономных профессиональных образовательных организаций, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края» в объеме 3238530,00 (три миллиона двести тридцать восемь тысяч пятьсот тридцать семь) рублей 00 копеек.
Средства субсидии в объеме 1952000,00 (один миллион девятьсот пятьдесят две тысячи) рублей 00 копеек были реализованы на исполнение контракта по объекту: - «Капитальный ремонт благоустройства пешеходной зоны территории ГБПОУ КК ПТПТ по адресу <адрес>
Средства субсидии в объеме 3238530,00 (три миллиона двести тридцать восемь тысяч пятьсот тридцать семь) рублей 00 копеек были расходованы на исполнение контрактов.
Исполнение контрактов позволило исполнить в полном объеме решение Павловского районного суда Краснодарского края 15.06.2017 года по делу № 2-516/2017.
Учитывая, что исполнение указанного решения ответчиком по делу № 2-516/2017 ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» представлялось возможным только после исполнения решения ответчиком Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в части выделения денежных средств, вина ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа отсутствует, поскольку после получения денежных средств истцом приняты все меры для исполнения решения суда в полном объеме, что подтверждается материалами дела и не оспорено сторонами.
Таким образом, поскольку все мероприятия, предусмотренные решением Павловского районного суда Краснодарского края по делу № 2-516/2017 от 15 июня 2017 года были исполнены после получения денежных средств, суд считает возможным освободить ГБПОУ КК «Павловский техникум профессиональных технологий» от уплаты исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах, суд считает, что уточненные исковые требования государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Павловский техникум профессиональных технологий» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Крыловскому и Павловскому районам УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1, ОСП по Крыловскому и Павловскому районам УФССП России по Краснодарскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Павловский техникум профессиональных технологий» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Крыловскому и Павловскому районам УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1, ОСП по Крыловскому и Павловскому районам УФССП России по Краснодарскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Павловский техникум профессиональных технологий» от исполнительского сбора в размере 50000 тыс. рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 12.12.2018 года по материалам исполнительного производства от 01.08.2017 года №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Павловский районный суд Краснодарского края.
Судья Павловского районного суда
Краснодарского края М.Б. Кириченко