ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-388/2022 от 27.06.2022 Шарьинского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-388/2022

УИД 44RS0003-01-2022-000554-87

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2022 года п. Поназырево

Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Семеновой Г.В., при секретаре Куликовой Л.В.,

представителя ответчика УФНС по Костромской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области о выплате средств материального стимулирования за 4 квартал 2020 года, процентов за задержку этих выплат, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области (далее - УФНС России по Костромской области) о выплате средств материального стимулирования за 4 квартал 2020 года, процентов за задержку этих выплат, компенсации морального вреда.

Свои требования мотивировала тем, что замещала должности федеральной государственной гражданской службы и проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Костромской области (далее - Межрайоная ИФНС России № 6 по Костромской области) с ДД.ММ. (приказ Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области от ДД.ММ.№000 л/с), в том числе с ДД.ММ. в должности старшего специалиста 2 разряда отдела общего обеспечения (приказ Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области от ДД.ММ.№000.1-1-10/223).

В соответствии с Приказом УФНС России по Костромской области от 17 сентября 2020 года № 01-12/054 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области» Межрайоная ИФНС России № 6 по Костромской области была реорганизована путем присоединения к УФНС России по Костромской области, которое является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайоная ИФНС России № 6 по Костромской области.

Приказом Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области от ДД.ММ.№000, заключенный с ФИО2 служебный контракт расторгнут ДД.ММ., согласно пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ), в результате чего, ФИО2 была освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с сокращением занимаемой ею должности.

ФИО2 стало известно, что в последних числах ДД.ММ. года федеральным государственным гражданским служащим УФНС России по Костромской области была произведена выплата средств материального стимулирования за 4 квартал 2020 года. Средства материального стимулирования за 4 квартал 2020 года были выплачены, в том числе, государственным гражданским служащим, ранее работавшим в отделе общего обеспечения Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области. Однако ФИО3 выплата средств материального стимулирования за 4 квартал 2020 года не произведена до настоящего времени.

Между тем, в достижении положительных итогов работы отдела общего обеспечения Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области за 4 квартал 2020 года имеется и ее вклад, который несправедливо остался неоцененным. ФИО2 добросовестно исполняла свои должностные обязанности, не имела дисциплинарных взысканий. Увольнение ФИО2 с государственной гражданской службы не было ее личной инициативой, а связано с уважительной причиной, а именно с сокращением должности государственной гражданской службы.

Выплата средств материального стимулирования обусловлена достижением налоговым органом показателей эффективности его деятельности, а также качеством исполнения федеральным государственным гражданским служащим этого налогового органа своих должностных обязанностей. Средства материального стимулирования выплачиваются систематически (ежеквартально), в виде премий по результатам оценки эффективности деятельности и являются вознаграждением за труд.

Факт достижения отделом общего обеспечения Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области положительных итогов работы и внесение вкладу обеспечение показателей эффективности деятельности инспекции за 4 квартал 2020 года Комиссией УФНС России по Костромской области по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России по Костромской области за 4 квартал 2020 года признан и оценен. Всем сотрудникам, ранее работавшим в отделе общего обеспечения Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области и продолжающим служебную деятельность в УФНС России по Костромской области произведена выплата средств материального стимулирования за 4 квартал 2020 года.

За многолетний добросовестный труд ФИО2 была награждена Почетными грамотами Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области, УФНС России по Костромской области. Также, за образцовое выполнение служебных обязанностей, многолетнюю безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах ей была объявлена Благодарность руководителя ФНС России.

Поэтому истец считает, что имеет полное право на то, чтобы ее служебная деятельность за 4 квартал 2020 года наряду с другими сотрудниками отдела общего обеспечения, была оценена и ей выплачены все законно причитающиеся средства материального стимулирования. Кроме того, что ее вклад в достижение налоговым органом показателей эффективности его деятельности за 4 квартал 2020 года ничуть не меньше вклада любого другого сотрудника отдела общего обеспечения Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области, получившего средства материального стимулирования.

Данными о суммах средств материального стимулирования, выплаченных федеральным государственным гражданским служащим УФНС России по Костромской области за 4 квартал 2020 года, ранее работавшим в отделе общего обеспечения Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области, ФИО3 не располагает. Считает, что сумма средств материального стимулирования в размере 20 000 руб., которую следует взыскать с УФНС России по Костромской области, является разумной.

УФНС России по Костромской области были нарушены ее трудовые права на получение в полном объеме оплаты труда в связи с прохождением государственной гражданской службы.

Ранее, во все периоды выплат средств материального стимулирования, всем сотрудникам налоговых органов, увольняемым с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности, всегда производилась выплата средств материального стимулирования за фактически отработанное ими время в расчетном периоде. Поэтому, у истца не было сомнений относительно выплаты ей средств материального стимулирования за 4 квартал 2020 года и невыплата ей средств материального стимулирования была для нее полной неожиданностью.

Истец полагает, что факт нарушения ее трудовых прав принес ей сильные нравственные переживания.В результате этого, у ФИО2 появилась бессонница, неоднократно повторяющиеся головные боли, связанные с душевными переживаниями. Также у истца появились волнения и частая подавленность настроения. До настоящего времени, при воспоминаниях о факте невыплаты истцу средств материального стимулирования, у нее появляются негативные эмоции, оказывающие влияние на ее эмоциональное состояние.

В связи с изложенным ФИО2 просила:признать не действительными протоколы заседания Комиссии УФНС России по Костромской области по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России по Костромской области за 4 квартал 2020 года, как протоколы, составленные без учета средств материального стимулирования, причитающихся ФИО2; отменить действие Приказа УФНС России по Костромской области о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих налоговых органов за 4 квартал 2020 года, как приказа, изданного без учета средств материального стимулирования, причитающихся ФИО2; взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области в пользу ФИО2 средства материального стимулирования за 4 квартал 2020 года в сумме 20 000 руб.; обязать Управление Федеральной налоговой службы по Костромской области рассчитать и выплатить ФИО2 денежную компенсацию в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета (включительно); взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области в пользу ФИО4 денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Дополнительно пояснила, чтоувольнение с государственной службы произошло не по ее инициативе, а в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. При сокращении ей была предложена должность специалиста первого разряда отдела финансового управления УФНС России по Костромской области в г. Костроме. Переехать туда она не имела возможности, так как *****. За период ее работы была произведена реорганизация двух инспекций: межрайонной инспекции №000_________ и межрайоной инспекции №000 по _________. В указанных случаях всем работникам, уволенным при сокращении должностей государственной гражданской службы, были выплачены все средства материального стимулирования за фактически отработанное время. Средства материального стимулирования являются премией за достижение налоговым органом показателей эффективности деятельности, а так же выполнением каждым госслужащим качественно своих должностных обязанностей. Истец старалась, выполняла свои обязанности качественно, в их отделе работало 3 человека вместо 5 положенных, поэтому была очень большая нагрузка, при этом они еще помогали канцелярии отправлять почту, работали, не считаясь с личным временем, по 12 часов, с 8 утра до 8 вечера.

По мнению ФИО2, в протоколах заседания Комиссии УФНС России по Костромской области должна содержаться оценка эффективности деятельности работников, которые были уволены, поскольку в выплате средств материального стимулирования было отказано, данная оценка не производилась.

От истца ФИО2 также поступили письменные возражения относительно ходатайства ответчика о пропуске срока исковой давности, в которых указано, что Протокол заседания Комиссии УФНС России по Костромской области по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России по Костромской области за 4 квартал 2020 года от ДД.ММ.№000/дсп и ПриказУФНС России по Костромской области «О материальном стимулировании за 4 квартал 2020 года» от ДД.ММ.№000дсп взаимосвязаны с главным требованием по исковому заявлению, а именно с требованием о выплате ФИО2 материального стимулирования за 4 квартал 2020 года. Материальное стимулирование выплачивается в виде премии по результатам работы, которые (премии) являются одной из составляющих заработной платы (оплаты труда работника) в соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 392 ТК за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Исходя из изложенного, законодательно установленный срок (один год) при подаче в суд искового заявления о выплате материального стимулирования за 4 квартал 2020 года (приказ о выплате материального стимулирования издан ДД.ММ., а исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.) нарушен не был.

Представители УФНС России по Костромской области на основании доверенности ФИО1 и ФИО5 исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика указывает следующее, ФИО2, полагая, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О федеральной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, просит признать недействительным протоколы заседания Комиссии Управления по оценке эффективности деятельности территориальных налоговых органов ФНС России по Костромской области за 4 квартал 2020 года, отменить действие приказа Управления о материальном стимулировании гражданских служащих за 4 квартал 2020 года. С данными ненормативными правовыми актами истец не согласен, поскольку они составлены без учета средств материального стимулирования, причитающихся ФИО2 В связи с этим, заявитель просит взыскать в свою пользу средства материального стимулирования за 4 квартал 2020 года в сумме 20 000 руб., а также денежную компенсацию за нарушение срока выплаты и компенсацию морального вреда.

Исходя из положений Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (статья 50), Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», приказа Министерства финансов Российской Федерации 17.10.2007 № 90н «Об утверждении порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы» УФНС России по Костромской области полагает, что материальное стимулирование за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленных фондов оплаты труда не входят в денежное содержание гражданского служащего и не являются гарантированной выплатой обязательного характера.

Выплаты сумм материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований в служебном контракте и иных правовых актах в составе денежного содержания не предусмотрены.

Выплаты средств материального стимулирования регулируются в соответствии с ведомственными актами государственного органа.

Механизм распределения бюджетных ассигнований за 4 квартал 2020 года, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, определен в Приложении № 1 к протоколу заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 2 дсп от 12 апреля 2021 года (далее - Механизм распределения).

В соответствии с пунктом 3 раздела II Механизма распределения «Алгоритм выплаты материального стимулирования» решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенных из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты СМС за расчетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налоговых органов с учетом фактически отработанного времени принимает руководитель соответствующего налогового органа.

Как следует из протокола заседания Комиссии УФНС России по Костромской области по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России по Костромской области за IV квартал 2020 года от ДД.ММ.№000 дсп (пункт 2), выплата СМС работникам, уволенным в связи с сокращением должностей при реорганизации налоговых органов» комиссией рассмотрен вопрос о выплате сумм МС сотрудникам налоговых органов Костромской области, уволенным ДД.ММ. по причине сокращения должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Принято решение: «Сотрудникам налоговых органов Костромской области, уволенным ДД.ММ. по причине сокращения должностей гражданской службы в государственном органе (п.8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ), выплату СМС не производить».

Следовательно, сумма МС за 4 квартал 2020 года в отношении уволенных служащих не рассчитывалась и взысканию не подлежит.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работниц неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Вместе с тем, в данном случае неправомерные действия или бездействия работодателя отсутствуют, в связи с чем, отсутствуют и основания для рассмотрения вопроса о возмещении работодателем работнику морального вреда.

В ходе рассмотрения дела ответчиком также было заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности, так как согласно ст. 392 ТК РФ срок давности за обращением в суд об оспаривании при возникновении индивидуального трудового спора локальных актов работодателя составляет 3 месяца. В данном случае речь идет о Приказах, которые были изданы в первом квартале 2021 года. Соответственно, ФИО2 пропустила срок на обжалование нормативных правовых актов и не заявила ходатайство о восстановления пропущенного срока.

Выслушав участвовавших в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ФИО2 замещала должности федеральной государственной гражданской службы и проходила государственную гражданскую службу в Межрайоная ИФНС России № 6 по Костромской области с ДД.ММ. (приказ Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области от ДД.ММ.№000), в том числе с ДД.ММ. в должности старшего специалиста 2 разряда отдела общего обеспечения (приказ Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области от ДД.ММ.№000).

В соответствии с Приказом УФНС России по Костромской области от ДД.ММ.№000 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области» Межрайоная ИФНС России № 6 по Костромской области была реорганизована путем присоединения к УФНС России по Костромской области, которое является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайоная ИФНС России № 6 по Костромской области.

Приказом Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области от ДД.ММ.№000, заключенный с ФИО2 служебный контракт расторгнут ДД.ММ., согласно пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в результате чего, ФИО2 была освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с сокращением занимаемой ею должности.

Согласно ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым п.п. «р» п.2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 N 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей.

В соответствии с «Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы», утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 2020 года N 90н, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службы при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.

Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов.

Для проведения оценки эффективности и качества исполнения должностных обязанностей гражданским служащим, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов налоговой службы, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.

Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

Протокол заседания Комиссии УФНС России по Костромской области по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России по Костромской области за 4 квартал 2020 года№000/дсп датирован ДД.ММ., Приказ УФНС России по Костромской области «О материальном стимулировании за 4 квартал 2020 года» №000дсп - ДД.ММ..

Иск предъявлен ФИО2 в суд ДД.ММ..

Следовательно, вопреки доводам истца, требования о признании указанных актов недействительными заявлены в суд с пропуском установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока, доводы ответчика в этой часть суд признает обоснованными.

О восстановлении пропущенного срока ФИО2 не просила, уважительных причин, с учетом которых пропущенный срок может быть восстановлен, судом не установлено.

В связи с чем суд считает не подлежащими удовлетворению исковые требования о признании не действительными протоколов заседания Комиссии УФНС России по Костромской области по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России по Костромской области за 4 квартал 2020 года, как протоколов, составленных без учета средств материального стимулирования, причитающихся ФИО2; отмене действия Приказа УФНС России по Костромской области о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих налоговых органов за 4 квартал 2020 года, как приказа, изданного без учета средств материального стимулирования, причитающихся ФИО2

Доводы истца о том, что средства материального стимулирования, по поводу которых возник спор, являются гарантированной составляющей общего вознаграждения, несостоятельны, так как противоречат приведенным выше нормам права.

Доводы истца о несоблюдении ответчиком порядка распределения премии опровергаются исследованными судом доказательствами.

Как установлено судом, Комиссией по распределению средств материального стимулирования были рассмотрены показатели оценки эффективности работы сотрудников Управления, рассмотрен и утвержден размер средств материального стимулирования по работникам с учетом критериев оценки качества выполнения работниками должностных обязанностей и иных характеристик работы. Решение принято по представлению комиссии в рамках полномочий, предоставленных п. 2.3 Механизма распределения бюджетных ассигнований.

Оценка эффективности и качества выполнения работы конкретным работником является прерогативой работодателя и не относится к компетенции суда. Отсутствие дисциплинарных взысканий и наличие наград за многолетнюю безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах у истца само по себе не свидетельствует о ненадлежащей оценке деятельности истица и безусловном праве на получение средств материального стимулирования.

На основании ст. 56 ГПК РФкаждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Рассматривая требования ФИО2 о взыскании средств материального стимулирования за 4 квартал 2020 года в размере 20 000 руб., суд приходит к следующему.

Механизм распределения бюджетных ассигнований за 4 квартал 2020 года, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, определен в Приложении № 1 к протоколу заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 2 дсп от ДД.ММ..

В соответствии с п. 3 раздела II Механизма распределения «Алгоритм выплаты материального стимулирования» решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенных из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты CMC за расчетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налоговых органов с учетом фактически отработанного времени принимает руководитель соответствующего налогового органа.

Как следует из протокола заседания Комиссии УФНС России по Костромской области по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России по Костромской области за IV квартал 2020 года от ДД.ММ.№000 дсп (пункт 2), выплата СМС работникам, уволенным в связи с сокращением должностей при реорганизации налоговых органов» комиссией рассмотрен вопрос о выплате сумм МС сотрудникам налоговых органов Костромской области, уволенным ДД.ММ. по причине сокращения должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ. № 79-ФЗ). Принято решение: «Сотрудникам налоговых органов Костромской области, уволенным ДД.ММ. по причине сокращения должностей гражданской службы в государственном органе (п.8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ), выплату СМС не производить».

Поскольку решение о выплате материального стимулирования в отношении истца не принималось, сумма материального стимулирования за 4 квартал 2020 года в отношении уволенных служащих не рассчитывалась, оснований для взыскания в пользу ФИО2 средств материального стимулирования за 4 квартал 2020 года в размере 20 000 руб. не имеется.

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Вместе с тем, в данном случае неправомерные действия или бездействие работодателя отсутствуют, в связи с чем отсутствуют и основания для рассмотрения вопроса о выплате работодателем работнику денежной компенсации в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета (включительно) и компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области о выплате средств материального стимулирования за 4 квартал 2020 года, процентов за задержку этих выплат, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд.

Председательствующий Г.В. Семенова

Мотивированное решение изготовлено 1 июля 2022 года.