Братский районный суд Иркутской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Братский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Братск 19 августа 2011 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Паршиной Т.А.
при секретаре Бурда Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-389/2011г. по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом Муниципального образования «Братский район» в предоставлении в аренду земельного участка.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом Муниципального образования «Братский район» (далее КУМИ МО «Братский район») в предоставлении в аренду земельного участка. В обоснование заявления указал, что он **.**.**** обратился с заявлением в КУМИ МО «Братский район» с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 1 год земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, площадью кв.м., находящегося по адресу: ..., кадастровый номер *** для размещения автостоянки.
В соответствии с п. 2.1. Положения «О порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков, расположенных на территории МО «Братский район» (утв. Решением Думы Братского района № 247 от 23.12.2008 г.) земельные участки, расположенные на территории Братского района, находящиеся в муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, предоставляются для ведения садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, животноводства, пчеловодства, растениеводства, оказания услуг, выполнения работ, размещения наружной рекламы и объектов дорожного сервиса, туризма и отдыха населения и иных целей, не предполагающих строительства. Он обратился с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка для размещения автостоянки, то есть для целей не связанных со строительством.
КУМИ МО «Братский район» письмом от **.**.**** исх. *** сообщил, что предоставление ФИО1 вышеуказанного земельного участка для размещения автостоянки - не представляется возможным, так как данный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования другому юридическому лицу и имущество находится на их балансе.
Он обратился в Братский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о предоставлении сведений о правах на вышеуказанный объект недвижимого имущества. **.**.**** он получил уведомление ***, в котором сообщалось, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: земельный участок, адрес: ..., кадастровый номер ***
Отказ КУМИ МО «Братский район» по причине предоставления на праве постоянного (бессрочного) пользования другому юридическому лицу нарушает его права на приобретение спорного земельного участка в аренду, так как, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от **.**.**** *** права иных лиц на спорный участок не зарегистрированы. Таким образом, права третьих лиц на спорный земельный участок отсутствуют. Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, пунктами 2. 4 этой статьи установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.
Нарушено его право на осуществление предпринимательской
деятельности, гарантированное Конституцией РФ.
Согласно п.1. ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы
местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными
участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах
эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур
предоставления таких земельных участков.
Согласно п.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в
предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Просил признать отказ КУМИ МО «Братский район» от **.**.**** *** в предоставлении ему в аренду земельного участка, категория земель - земли
населенных пунктов, площадью кв.м., расположенного по адресу: ..., кадастровый номер *** для размещения автостоянки – незаконным.
Обязать КУМИ МО «Братский район» принять решение о предоставлении ему в аренду сроком на 1 год для размещения автостоянки земельного участка
площадью кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., кадастровый номер ***
Определением суда от **.**.**** к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Главное Управление внутренних дел г. Братска.
Определением суда от **.**.**** Главное Управление внутренних дел г. Братска было освобождено от участия в деле в качестве заинтересованного лица и в качестве заинтересованных лиц были привлечены Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по г. Братску (далее ОВО при УВД по г. Братску) и Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации ( далее ФГУП «Охрана» МВД России).
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал доводы своего заявления и суду пояснил, что **.**.**** он обратился с заявлением в КУМИ МО «Братский район» о представлении в аренду сроком на 1 год земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, площадью кв.м., расположенного по адресу: ..., .... К заявлению был приложен необходимый пакет документов.
КУМИ МО «Братский район» письмом от **.**.**** исх. *** сообщило, что предоставить в аренду участок не предоставляется возможным, так как земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования другому юридическому лицу и находится на его балансе. После этого им были запрошены сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок. Письмом от **.**.**** *** Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии уведомила, что запрашиваемые сведения отсутствуют в ЕГРП. Таким образом, какие-либо права на земельный участок ни за кем не зарегистрированы.
Посчитав свои права нарушенными он обратился в суд с требованием признать отказ в предоставлении в аренду земельного участка незаконным. В судебном заседании выяснилось, что согласно Постановлению главы Администрации МО «Братский район» земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Государственному учреждению «Отдел вневедомственной охраны при ОВД Братского района» для размещения автостоянки по фактическому пользованию.
Однако одно лишь наличие данного Постановления Администрации Братского района не может подтверждать наличие каких - либо прав на данный земельный участок. Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Ввиду того, что отсутствуют какие - либо зарегистрированные в установленном законом порядке права на данный земельный участок - следовательно, в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" а также Земельным кодексом РФ право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок - также отсутствует. Более того земельный участок не может считаться ни за кем - либо закрепленным по субъектному основанию. Как указывалось ранее согласно ответа КУМИ Братского района данный земельный участок был закреплен за Государственным учреждением «Отдел вневедомственной охраны при ОВД Братского района». При обращении в МИФНС № 11 по Иркутской области, он получил выписку из Единого государственного реестра юридических лиц на Государственное учреждение «Отдел вневедомственной охраны при ОВД Братского района». Согласно данной выписки из ЕГРЮЛ от **.**.**** Государственное учреждение «Отдел вневедомственной охраны при ОВД Братского района» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Отделу вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Центрального округа г. Братска Иркутской области. **.**.**** Государственное учреждение «Отдел вневедомственной охраны при ОВД Братского района» снят с учёта. Следовательно, КУМИ Братского района при вынесении ему отказа в предоставлении земельного участка, данный отказ вынесло незаконно, так как юридическое лицо, которое по мнению КУМИ пользовалось данным земельным участком на момент вынесения отказа уже прекратило свою деятельность.
Предоставляемые в суд доказательства являются некорректными.
В судебном заседании представителем третьего лица (ОВО при УВД по г. Братску) было представлено следующее доказательство - Приложение 5 к акту приёма-передачи отдела вневедомственной охраны при ОВД Братского района от **.**.**** (основные средства). Согласно данному документу ГУ ОБО при ОВД Братского района передало ОБО при ОВД ЦО г. Братска в числе прочего имущества: Автостоянку, здание, сетку по .... Однако, в копии данного доказательства, представленной заявителю данный документ несколько видоизменён и не содержит данных о передаче Автостоянки, здания, сетки по .... Таким образом, в материалы дела и ему ОВО при УВД по ... представлено 2 варианта копии одного и того же документа, содержащего разные сведения. Считает необходимым обратить внимание суда на данное обстоятельство. Согласно п. ст. 71 ГПК РФ Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Следовательно, для правильного рассмотрения данного дела целесообразней будет запросить в материалы дела оригинал Приложения 5 к акту приёма-передачи отдела вневедомственной охраны при ОВД Братского района от **.**.**** (основные средства).
Представляемые в суд доказательства являются взаимоисключаемыми.
В материалах дела имеется представленное третьим лицом доказательство - копия договора безвозмездного пользования основными средствами и оборудованием от **.**.****, заключенного между Государственным учреждением «Отдел вневедомственной охраны при ОВД ...» и ФГУП «Охрана» при МВД России. Согласно приложению к указанному договору в безвозмездное пользование ФГУП «Охрана» была передана в том числе «автостоянка: здание, сетка» остаточной стоимостью 9 500 рублей.
В судебном заседании представителем правопреемника Отдела вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Центрального округа г. Братска Иркутской области - Управления внутренних дел по г. Братску был представлены следующие документы: Приказ *** от **.**.****, акт приёма-передачи отела вневедомственной охраны при ОВД Братского района от **.**.****, приложение *** к акту приёма-передачи отела вневедомственной охраны при ОВД Братского района от **.**.**** (основные средства).
В приложении 5 к акту приёма-передачи отдела вневедомственной охраны при ОВД Братского района от **.**.**** (основные средства) указано, что среди прочего имущества Государственное учреждение «Отдел вневедомственной охраны при ОВД Братского района» передаёт Отделу вневедомственной охраны при ОВД по Центральному округу г. Братска «Автостоянка, здание, сетка».
Таким образом, в рассматриваемом деле имеются два разных доказательства, которые показывают, что одно и то же имущество (автостоянка: здание, сетка) сперва было передано в **.**.**** году в безвозмездное пользование ФГУП «Охрана», а затем не расторгая данного договора это же самое имущество в **.**.**** году было передано при реорганизации отдела вневедомственной охраны при ОВД ... в Отдел вневедомственной охраны при ОВД по Центральному округу ..., следовательно оба эти доказательства являются взаимоисключаемыми и соответственно не должны быть приняты судом.
Представляемые в суд доказательства являются ничтожной сделкой.
В материалах дела имеется представленное третьим лицом доказательство - копия договора безвозмездного пользования основными средствами и оборудованием от **.**.**** заключенного между Государственным учреждением «Отдел вневедомственной охраны при ОВД Братского района» и ФГУП «Охрана» при МВД России. Согласно приложению к указанному договору в безвозмездное пользование ФГУП «Охрана» была передана в том числе «автостоянка: здание, сетка» остаточной стоимостью 9 500 рублей.
Данный договор является ничтожным по следующим основаниям: отсутствует предмет передачи - автостоянка. Государственное учреждение «Отдел вневедомственной Охраны при ОВД «Братского района» не имело ни на каком праве автостоянки.
Согласно Постановлению главы Администрации МО «Братский район»
Государственному учреждению «Отдел вневедомственной
охраны при ОВД Братского района» был предоставлен
в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок
для размещения автостоянки по фактическому пользованию. Таким
образом, объектом права является - земельный участок для
размещения автостоянки по фактическому пользованию, а не автостоянка;
сделка по распоряжению (отчуждение) имуществом государственного
учреждения совершена с превышением полномочий.
В перечне имущества, передаваемого по данному договору, имеется здание. Здание, согласно обычаев делового оборота, необходимо квалифицировать как объект недвижимого имущества. Следовательно, к порядку его отчуждения применяются специальные нормы закона:
Согласно п. 3 ст. 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Согласно ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Таким образом, ввиду распоряжения недвижимым имуществом (зданием) без согласия собственника данная сделка является ничтожной.
Сделка по распоряжению (приобретение) имуществом государственного учреждения совершена с превышением полномочий.
Согласно п. 2 Постановления Правительства № 66 от 11.02.2005 г. «Вопросы реформирования отдела вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» Министерству внутренних дел Российской Федерации и Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом было поручено в установленном порядке в 4-месячный срок определить перечень федерального имущества, подлежащего передаче федеральному государственному унитарному предприятию «Охрана», произвести его оценку и закрепить это имущество за указанным предприятием на праве хозяйственного ведения. Таким образом, договор безвозмездного пользования от декабря 2005 г. ничтожен в силу не соответствия его требованиям ГК РФ и ЗК РФ. В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ имущество ФГУП «Охрана» может быть предоставлено только на праве хозяйственного ведения.
Третье лицо подтверждает доводы заявителя.
Представитель правопреемника Отдела вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Центрального округа г. Братска Иркутской области - Управления внутренних дел по г. Братску в судебном заседании пояснила, что автостоянка, расположенная по адресу: г. ... Отделом вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Центрального округа г. Братска Иркутской области не передавалась при реорганизации в УВД г. Братска Иркутской области.
Представляемые третьими лицами доказательства являются недопустимыми.
В рамках рассмотрения настоящего дела третьи лица представляют различные доказательства, свидетельствующие по их мнению что спорный земельный участок закреплен за ними в настоящее время (при этом имеются различные доказательства, которые могут свидетельствовать о том, что земельный участок перешел либо в ФГУП «Охрана» - по договору безвозмездного пользования, либо в Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Центрального округа г. Братска Иркутской области - при реорганизации).
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
С целью избежать введения в заблуждение суда отметил внимание суда на следующую норму права - ст. 20 Земельного кодекса РФ гласит, что граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Следовательно, земельный участок, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование Государственному учреждению «Отдел вневедомственной охраны при ОВД Братского района» для размещения автостоянки по фактическому пользованию не может быть ни каким законным образом передаваться от данного пользователя. И соответственно любые доказательства, подтверждающие передачу, распоряжение данного земельного участка являются недопустимыми.
Он является добросовестным лицом, обратившимся за предоставлением ему земельного участка.
Из анализа имеющихся в материалах дела документов можно сделать вывод о том, что земельный участок площадью кв.м., расположенный по адресу: ... ни за кем не закреплён ни на каком праве.
Братский филиал ФГУП «Охрана» обращался в КУМИ МО «...» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: ... для размещения автостоянки по фактическому использованию. Письмом от **.**.**** Братскому филиалу ФГУП «Охрана» отказано в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: ... по причине непредставления необходимого пакета документов, а также ввиду нахождения земельного участка в постоянном бессрочном пользовании Государственного учреждения «Отдел вневедомственной охраны при ОВД Братского района».
Братский филиал ФГУП «Охрана» данный отказ в судебном порядке не оспорило. Соответственно он является первым лицом, обратившимся в установленном порядке с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка по адресу: ....
Таким образом, отказ в предоставлении ему в аренду сроком на 1 год земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов, площадью кв.м, расположенного по адресу: ..., является незаконным и нарушает его права.
Представитель заинтересованного лица КУМИ МО «Братский район» ФИО2, действующая на основании доверенности, требования заявителя не признала и суду пояснила, что в соответствии с п. 2.4.1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Братский район», утвержденным решением Думы Братского района от **.**.**** ***, интересы Муниципального образования «Братский район» в сфере имущественных и земельных правоотношений представляет и защищает Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Братский район». Согласно п. 5.1 указанного Положения, Отдел земельных отношений входит в структуру КУМИ МО «Братский район».
**.**.**** ФИО1 обратился в КУМИ МО «...» с заявлением о предоставлении в аренду сроком до года земельного участка площадью 0,3679 га, расположенного по адресу: ..., категории земель – земли населенных пунктов для размещения автостоянки.
**.**.**** ФИО1 был дан ответ о том, что указанный земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании у другого юридического лица и не может быть предоставлен истцу.
Предоставление земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Братский район» осуществляется на основании Земельного кодекса РФ и Положения о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков, расположенных на территории МО «Братский район», утвержденного решением Думы Братского района от 23.12.2008 г. № 247.
Земельный участок, площадью га, расположенный по адресу: ..., в соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного Кодекса РФ, на основании постановления главы администрации МО «Братский район» от 27.10.2005 г. № 304 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ОВО при ОВД Братского района для размещения автостоянки. Данная автостоянка является действующей.
В ходе судебного разбирательства выяснилось, что ОВО при ОВД Братского района несколько раз реорганизовалось. В настоящее время правопреемником ОВО при ОВД Братского района является Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Братску (ОВО при УВД по г. Братску).
В силу п. 2 ст. 58 и п. 3 ст. 268 ГК РФ при реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства в соответствии с передаточным актом.
Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.
Таким образом, с момента присоединения право постоянного (бессрочного) пользования переходит к правопреемнику, следовательно, к нему переходит и обязанность по уплате земельного налога с этого момента (Письмо Минфина России от 19.11.2007 N 03-05-06-02/128).
У правопреемника реорганизованного юридического лица могут возникнуть только те права на имущество, в том числе и земельные участки, которые принадлежали лицам, передающим свои права, то есть в данном случае, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса. В силу ч. 3 ст. 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в орган местного самоуправления. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Однако ни ОВО при ОВД Братского района, ни ОВО при УВД по г. Братску, как правопреемник, заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по адресу: ..., в адрес КУМИ МО «Братский район» с приложением документа, подтверждающего согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, не подавали.
В соответствии с. ч. 1 ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Таким решением в данном случае, является постановление главы администрации МО «Братский район» от **.**.**** *** «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка ОВО при ОВД Братского района для размещения автостоянки». Указанное постановление никто не отменял, силу оно не утратило. Правопреемник ОВО при ОВД Братского района в любой момент может с данным постановлением обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с тем, чтобы зарегистрировать свое право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.
В силу ч. 1 ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, ОВО при УВД по г. Братску, владеет сооружением - автостоянкой, целевое назначение спорного земельного участка - для размещения автостоянки, следовательно, как правопреемник ОВО при ОВД Братского района имеет все права на спорный земельный участок.
Представитель заинтересованного лица Отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Братску (ОВО при УВД по г. Братску) в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Ранее в судебных заседаниях представитель заинтересованного лица ОВО при УВД по г. Братску ФИО3, действующая на основании доверенности доводы заявления не признала и суду пояснила, что в декабре **.**.****. В **.**.****. Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Центрального округа г. Братска Иркутской области был реорганизован путём присоединения отдела вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Братского района к отделу вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Центрального округа г. Братска Иркутской области с переходом к последнему прав и обязанностей присоединенного отдела вневедомственной охраны согласно акту приема – передачи отдела вневедомственной охраны при ОВД Братского района от **.**.**** В связи с реорганизацией ОВО при ОВД Братского района автостоянка была передана в безвозмездное пользование ФГУП «Охрана» МВД России, которая **.**.**** обратилась в КУМИ МО «Братский район» с письмом о заключении договора аренды на данный земельный участок. Но так как к заявлению не были приложены документы, подтверждающие правопреемство, в данной просьбе было отказано. **.**.**** ОВО при ОВД по Центральному округу г. Братска обращался с письмом к мэру Братского района с просьбой о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком. По акту приема – передачи основных средств ОВО при ОВД Братского района автостоянка ОВО при ОВД по Центральному округу г. Братска, не передавалась. Представленная первоначально в судебное заседание копия акта приема – передачи была выдана ошибочно, в настоящее время она представляет в суд подлинник данного акта. В настоящее время Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Братску является правопреемником Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Центральному округу города Братска. Полагает, что в результате правопреемства право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком перешло к ним.
Представитель Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГУП «Охрана» МВД России) ФИО5, действующий на основании доверенности доводы заявления не признал и суду пояснил, что ФГУП «Охрана» МВД России создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** *** «Вопросы реформирования подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» и является правопреемником по договорам, заключенным подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации на военизированную, сторожевую охрану и на проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт технических средств охраны. Предприятие имеет филиалы, в том числе и филиал по Иркутской области. Филиал ФГУП «Охрана» МВД России по Иркутской области имеет структурное подразделении – Братский отдел ФГУП «Охрана» МВД России по Иркутской области, который создан на основании приказа Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации от **.**.**** ***. В соответствии с Уставом ФГУП «Охрана» МВД РФ одним из видов их деятельности является осуществление на собственных автостоянках ремонта и обслуживания автотранспорта и других сопутствующих услуг. **.**.**** между ОВО при ОВД Братского района и ФГУП «Охрана» МВД России в целях исполнения Постановления Правительства РФ от **.**.**** *** «Вопросы реформирования Вневедомственной охраны при Органах Внутренних дел РФ», был заключен договор безвозмездного пользования основными средствами и оборудованием. По условиям данного договора ОВО при ОВД Братского района передал ФГУП «Охрана» МВД России в безвозмездное пользование основные средства и оборудование, согласно Приложению, в который включена и автостоянка: здание, сетка. В настоящее время автостоянка находится в их пользовании.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Согласно ст. 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 данного документа.
3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
В соответствии со ст. 36 ГК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
В силу ч. 3 ст. 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Согласно ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Согласно постановлению Главы МО «Братский район» *** от **.**.**** Государственному учреждению «Отдел вневедомственной охраны при ОВД Братского района» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью га категории земель поселений, находящийся по адресу: ... для размещения автостоянки по фактическому пользованию.
Согласно приказу ГУВД Иркутской области *** от **.**.****, в связи со служебной необходимостью в соответствии с приказом МВД России от **.**.**** ***, Протоколом оперативного совещания при начальнике УВО при ГУВД Иркутской области от **.**.**** ***, Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Центрального округа г. Братска Иркутской области реорганизован путём присоединения отдела вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Братского района к отделу вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Центрального округа г. Братска Иркутской области с переходом к последнему прав и обязанностей присоединенного отдела вневедомственной охраны.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от **.**.**** Государственное учреждение «Отдел вневедомственной охраны при ОВД Братского района» **.**.**** прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Отделу вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Центрального округа г. Братска Иркутской области.
Согласно ответу ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области, приложения ***, 7 к передаточному акту в регистрационном отделе организации – Отдел вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Центральному округу города Братска, отсутствуют. Для государственной регистрации был предоставлен передаточный акт от **.**.**** без приложений.
Согласно акту приема передачи основных средств ОВО при ОВД Братского района ОВО при ОВД Центрального округа г. Братска, автостоянка не включена в перечень основных средств.
Суд принимает в качестве допустимого доказательства акта приема – передачи основных средств ОВО при ОВД Братского района, предоставленный представителем заинтересованного лица в подлиннике, копия которого удостоверена судом, поскольку подлинный документ не вызывает сомнений в суда.
По акту приема – передачи отдела вневедомственной охраны при ОВД Братского района от **.**.**** произведен прием – передача документов, имущества ОВО при ОВД Братского района от ОВО при ОВД Братского района ОВО при ОВД Центрального округа г. Братска, согласно актов.
Согласно договору безвозмездного пользования основными средствами и оборудованием от **.**.**** в целях исполнения Постановления Правительства РФ от **.**.**** *** «Вопросы реформирования Вневедомственной охраны при Органах Внутренних дел РФ», ОВО при ОВД Братского района передал ФГУП «Охрана» МВД России в безвозмездное пользование основные средства и оборудование, согласно Приложению.
Согласно Приложению *** к договору «Перечень имущества и материалов, передаваемого в ФГУП «Охрана» МВД России ОВО при ОВД Братского района» в перечень включена автостоянка: здание, сетка.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от **.**.**** Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Центрального округа г. Братска прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме слияния.
Приказом УВО при ГУВД по Иркутской области *** от **.**.**** установлено, что Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Братску является правопреемником Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Центральному округу города Братска.
Согласно заявлению от **.**.**** ФИО1 обращался в Администрацию Братского района с просьбой о предоставлении в аренду сроком на 1 год земельного участка, площадью , находящийся по адресу: ..., категория земель – земли населенных пунктов, для размещения автостоянки.
Согласно ответу КУМИ МО «Братский район» на заявление ФИО1 предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок не предоставляется возможным, так как земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования другому юридическому лицу и имущество находится на их балансе.
Согласно письму, адресованному председателю КУМИ МО «Братский район», Братский отдел «Охраны» МВД России по Иркутской области просил заключить договор аренды на земельный участок, расположенный по адресу: ..., для размещения автостоянки по фактическому пользованию. Данный участок ранее был предоставлен Постановлением *** от **.**.**** МО «Братский район» Главой администрации в постоянное (бессрочное) пользование ОВО при ОВД .... **.**.**** в целях исполнения Постановления Правительства РФ от **.**.**** *** «Вопросы реформирования Вневедомственной охраны» при органах внутренних дел РФ» Отдел вневедомственной охраны передал, а ФГУП «Охрана» МВД России приняло в безвозмездное пользование имущество, в том числе автостоянку, согласно договору безвозмездного пользования основными средствами и оборудованием.
Согласно ответу КУМИ МО «Братский район» документы на земельный участок будут оформлены после получения всех необходимых документов о правопреемстве.
Согласно письму, адресованному мэру Братского района ОВО при ОВД по Центральному округу г. Братска просит прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Из исследованных судом доказательств, установлено, что постановлением Главы МО «Братский район» *** от **.**.**** Государственному учреждению «Отдел вневедомственной охраны при ОВД Братского района» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью га категории земель поселений, находящийся по адресу: ... для размещения автостоянки по фактическому пользованию. В **.**.****. отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел ... реорганизован путем присоединения к отделу вневедомственной охраны при отделе внутренних дел ... с переходом к последнему прав и обязанностей присоединенного отдела вневедомственной охраны. В целях исполнения Постановления Правительства РФ от **.**.**** *** «Вопросы реформирования Вневедомственной охраны» при Органах Внутренних дел РФ», которым предусмотрено создание федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, ОВО при ОВД Братского района по договору безвозмездного пользования передало ФГУП «Охрана» МВД России автостоянку.
Право постоянного бессрочного пользования земельным участком, расположенным по адресу: ... закреплено за ОВО при ОВД Братского района, правопреемником которого в настоящее время является Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Братску. Соответственно по правилам ст. 268 ГК РФ при реорганизации ОВО при ОВД Братского района право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком перешло в порядке правопреемства к ОВО при УВД по г. Братску, только по заявлению которого, в силу ст. 45, 53 ЗК РФ может быть прекращено его право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Учитывая, что в период подачи ФИО1 заявления о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка, последний находился в постоянном (бессрочном) пользовании ОВО при УВД по ..., оснований для удовлетворения его требований, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом Муниципального образования «Братский район» в предоставлении в аренду земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов, площадью кв.м, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер *** для размещения автостоянки и обязании Комитет по управлению муниципальным имуществом Муниципального образования «Братский район» принять решение о предоставлении ФИО1 в аренду сроком на 1 год для размещения автостоянки земельного участка площадью кв.м, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер ***.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.А. Паршина