ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3894/2013 от 03.09.2013 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 сентября 2013 года г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.

при секретаре Кусамановой Д.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об обжаловании бездействия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области ФИО2 и начальника Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам (МОСП по ОИП) УФССП России по Астраханской области ФИО3, обязании устранить допущенные нарушения и взыскании суммы,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ г. судебной коллегией по гражданским делам Астраханского областного суда принято решение, которым суд обязал Правительство Астраханской области предоставить ФИО1 бесплатно в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек, общей площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения и находящееся в черте города Астрахани. ДД.ММ.ГГГГ г. возбуждено исполнительное производство в отношении должника Правительства Астраханской области. Неисполнение до настоящего времени решения суда, по мнению заявителя, вызвано бездействием судебного пристава-исполнителя ФИО2, которая не приняла никаких мер по принудительному выполнению требований исполнительного документа. В связи с чем просит признать бездействия судебного пристава-исполнителя ФИО2, начальника МОСП ОИП ФИО3 неправомерными, обязать их определить действия, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений. Просит обязать МОСП ОИП выполнить исполнительное производство по исполнительному листу, выданному Кировским районным судом г. Астрахани взыскателю ФИО1, а также взыскать с МОСП по ОИП в пользу ФИО1 50000 руб. за нанесенный моральный вред, физические страдания и финансовые убытки.

Впоследствии заявитель уточнил свои требования и просит суд признать бездействия судебного пристава-исполнителя ФИО2, начальника МОСП ОИП ФИО3 неправомерными, обязать их определить действия, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, обязать исполнить решение суда в месячный срок. В остальном первоначально заявленные требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал свои требования с учетом уточнения в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель УФССП России по Астраханской области, районных, межрайонных, специализированных отделов судебных приставов по Астраханской области ФИО4, судебный пристав-исполнитель, в производстве которого находится исполнительное производство взыскателя ФИО1, ФИО5 требования заявителя не признали в полном объеме, просили отказать.

Представитель Министерства финансов РФ по доверенности ФИО6 просила в иске отказать, поскольку оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании денежных средств в его пользу не имеется.

Заинтересованное лицо – представитель Правительства Астраханской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, возражают против удовлетворения требований ФИО1

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 441 ГПК РФ, части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием) в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права и свободы гражданина не были нарушены (часть 4 статьи 258 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела и достоверно установлено судом, на основании поступившего ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам № 1 г. Астрахани УФССП России по Астраханской области исполнительного листа, выданного Кировским районным судом г. Астрахани по решению от ДД.ММ.ГГГГ об обязании Правительства Астраханской области предоставить ФИО1 бесплатно в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек, общей площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения и находящееся в черте города Астрахани, судебным приставом-исполнителем МООИП № 1 г. Астрахани УФССП России по Астраханской области ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года возбуждено исполнительное производство № №. Должнику – Правительству Астраханской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 руб., поскольку доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, Правительством Астраханской области не предоставлено. Данным постановлением должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – 2 октября 2012 года.

В связи с неисполнением должником решения суда и постановления судебного пристава, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в адрес Правительства Астраханской области направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ года заместитель председателя Правительства Астраханской области, министр строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ФИО7 сообщил судебному приставу-исполнителю о том, что требование в отношении ФИО1 будет исполнено по мере поступления денежных средств из федерального бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем в адрес Правительства Астраханской области направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ года исполнить решение суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ года приказом № № УФССП России по Астраханской области прекращена с ДД.ММ.ГГГГ деятельность межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам № 1 г. Астрахани УФССП по Астраханской области и межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам № 2 г. Астрахани УФССП по Астраханской области, утверждено и введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ Положение о межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Астраханской области.

В связи с неисполнением должником решения суда и постановления судебного пристава, учитывая, что рассмотрение вопроса распределения денежных средств бюджета Астраханской области состоится в феврале 2013 года, судебным приставом-исполнителем 21 января 2013 года в адрес Правительства Астраханской области направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ года исполнить решение суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО2 в отношении должника – Правительства Астраханской области составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ - неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора.

Постановлением и.о. начальника отдела МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области Правительство Астраханской области признано виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в адрес Правительства Астраханской области направлено требование в срок до 30 апреля 2013 года исполнить решение суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Правительства Астраханской области ФИО8 судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение решения суда о предоставлении жилого помещения ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в адрес Правительства Астраханской области направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ начальником МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области ФИО9 отменено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ года об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение решения суда о предоставлении жилого помещения ФИО1, так как оно вынесено в отношении ненадлежащего лица, поскольку в соответствии с Уставом Астраханской области и Законом Астраханской области «О Правительстве Астраханской области» Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Астраханской области, оно формируется и возглавляется Губернатором Астраханской области, который руководит деятельностью Правительства Астраханской области.

ДД.ММ.ГГГГ в МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области поступило заявление от представителя должника об отложении исполнительных действий по исполнительному производству о предоставлении ФИО1 жилого помещения в связи с обращением в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отказано в удовлетворении данного заявления.

ДД.ММ.ГГГГ в МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области поступило заявление от представителя должника об отложении исполнительных действий по исполнительному производству о предоставлении ФИО1 жилого помещения в связи с обращением в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. В этот же день судебным приставом-исполнителем ФИО2 должнику отказано в отложении исполнительных действий.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в адрес Правительства Астраханской области направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Правительства Астраханской области, Губернатора Астраханской области ФИО10 судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение решения суда о предоставлении жилого помещения ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО2 в отношении должника – Правительства Астраханской области составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ - неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора.

Постановлением начальника отдела МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ Правительство Астраханской области признано виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В связи с назначением ФИО2 на иную должность (приказ УФССП России по Астраханской области № № от ДД.ММ.ГГГГ) исполнительное производство № № передано в производство судебного пристава-исполнителя ФИО5 (акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ

Письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области сообщило, что в связи с тем, что в 2011 году субвенции из федерального бюджета на обеспечение предоставления жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в бюджет Астраханской области не поступали. ДД.ММ.ГГГГ года в бюджет поступили субвенции из федерального бюджета в сумме 229,1 тыс. руб. вместо 873,7872 тыс. руб. Данных денежных средств на исполнение определения судебной коллегии недостаточно, в связи с чем министерство было вынуждено обратиться вновь в адрес ФКУ «Дирекция». Однако дополнительные денежные средства в бюджет Астраханской области не поступали. В связи с чем в настоящее время разработан и проходит согласование проект распоряжения Правительства Астраханской области «О приобретении жилого помещения», которым министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области будет поручено приобрести в собственность Астраханской области за счет средств федерального бюджета в сумме 299,1 тыс. руб. и бюджета Астраханской области благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек, общей площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения и находящееся в черте города Астрахани для дальнейшего предоставления в собственность ФИО1

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в материалах дела имеется достаточно доказательств совершения судебными приставами-исполнителями ряда действий, направленных на принудительное исполнение решения суда об обязании Правительства Астраханской области предоставить ФИО1 бесплатно в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек, общей площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения и находящееся в черте города Астрахани.

При этом, невозможность фактического исполнения решения суда не может свидетельствовать о бездействии судебного пристава-исполнителя, предпринявшего все необходимые меры по принудительному исполнению судебного акта.

Достаточных и достоверных доказательств того, что требование исполнительного документа не было исполнено по причине бездействия судебного пристава не представлено, а исследованные судом доказательства не позволяют исключить того обстоятельства, что исполнительный документ не был исполнен в связи с отсутствием денежных средств – субвенций из федерального бюджета.

Согласно п. 2.1 Положения о межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Астраханской области основной задачей отдела является принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Начальник отдела осуществляет, в том числе, следующие полномочия: руководит деятельностью отдела, организует и контролирует работу отдела в соответствии с возложенным на отдел задачами по исполнению судебных актов и актов иных уполномоченных органов, выявлению признаков составов преступлений и расследованию преступлений, предусмотренных УК РФ и подследственных ФССП России, по производству по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Из материалов дела не усматривается, что у МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области имелась информация о ненадлежащем исполнении судебными приставами-исполнителями своих обязанностей по исполнительному производству в отношении должника Правительства Астраханской области и он оставил эту информацию без должного внимания. В свою очередь заявитель, оспаривая бездействие начальника МОСП по ОИП ФИО3, в нарушение ст. 56 ГПК РФ также не ссылается на конкретные факты указанного бездействия.

Таким образом, поскольку непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возложено на судебных приставов-исполнителей, а сам начальник отдела лишь обеспечивает осуществление исполнительного производства, но непосредственно не осуществляет его, то оснований для возложения ответственности на начальника отдела за действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя не имеется.

Так как отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие бездействие должностных лиц МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 о признании бездействия судебного пристава-исполнителя ФИО2, начальника МОСП ОИП ФИО3 неправомерными, обязать их определить действия, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений удовлетворению не подлежат.

Суд также считает необходимым отказать в требованиях ФИО1 об обязании исполнить решение суда в месячный срок, обязать МОСП ОИП выполнить исполнительное производство по исполнительному листу, выданному Кировским районным судом г. Астрахани взыскателю ФИО1, поскольку они не основаны на законе. Должником по данному исполнительному производству является Правительство Астраханской области, на котором в силу закона лежит обязанность исполнить решение суда.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Поскольку требования ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда, физических страданий и финансовых убытков производны от первоначально заявленных требований о признании бездействия судебного пристава-исполнителя ФИО2, начальника МОСП по ОИП ФИО3 неправомерными, оснований для удовлетворения которых не имеется, то и в удовлетворении требований в этой части следует также отказать.

Учитывая изложенное и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 441 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 об обжаловании бездействия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области ФИО2 и начальника Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам (МОСП по ОИП) УФССП России по Астраханской области ФИО3, обязании устранить допущенные нарушения и взыскании суммы отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Кировский районный суд г. Астрахани в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 6 сентября 2013 года.

Судья: