ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3894/2013 от 11.11.2013 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-3894/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2013 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: судьи Пчёлкиной Н.Ю.

при секретаре: Голубковой Е.А.

с участием помощника прокурора Хаустовой О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 ФИО7 об оспаривании пп.1 п.1.2 решения Думы города Бийск №№ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесение изменений в решение Думы города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об арендной плате за земельные участки»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным пп.1 п.1.1 решения Думы города Бийск №№ от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений     в решение Думы города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об арендной плате за земельные участки».

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя ФИО3 требования уточнил, просил признать незаконными пп.1 п.1.1, пп.1 п.1.2 решения Думы города Бийск №№ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Думы города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об арендной плате за земельные участки». В обоснование требований ссылается на то, что указанными положениями нормативно-правового акта нарушаются его права как арендатора земельного участка. Они противоречат п.4 ст.22 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которым установлены основные принципы определения арендной платы. Так, принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Произвольное установление органом местного самоуправления размера арендной платы за землю без соответствующего экономического обоснования нарушает права и законные интересы граждан, противоречит принципам федерального законодательства.

В дополнениях к заявленным требованиям представитель заявителя указывает также на нарушение иных принципов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582, а именно, принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться, принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков. При этом, указано, что арендная плата, установленная для прочих земельных участков с применением оспариваемого коэффициента 2, составляет 3,4%, тогда как удвоенная ставка земельного налога не может превышать 3%. Кроме того, предельные размеры арендной платы, предусмотренные для аренды земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не может превышать размеры арендной платы, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 с учетом объектного и субъектного состава. Оспариваемые положения противоречат Постановлению Администрации Алтайского края от 24.12.2007г. №603 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения", которое не содержит положений, установленных пп.1 п.1.1, пп.1 п.1.2 решения Думы города Бийск №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Оспариваемые положения противоречат ст.65 ЗК РФ, п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части возможности определения размера арендной платы на земли, государственная собственность на которые не разграничена, Думой <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части оспаривания пп.1 п.1.1 решения Думы города Бийск №54 от 24 мая 2012 года на основании ст.220 ГПК РФ, поскольку данной нормой не затрагиваются права, свободы или законные интересы заявителя.

В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заявителя ФИО3 настаивал на удовлетворении уточных требований по основаниям, изложенным в дополнениях к заявленным требованиям.

Представитель Думы г.Бийска ФИО4 с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Установлено, что заявитель ФИО2 является арендатором земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым номером №, который относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Решением Думы г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ N № утвержден Порядок определения размера арендной за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город Бийск, а также коэффициенты, в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории, к которой относятся арендаторы, устанавливаемые для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена

Так, согласно приложению №2 к указанному решению, в редакции решения Думы города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ № коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории арендаторов (К1) для иных случаев, не поименованных в пп.2.1-2.5, устанавливался равным 1 (п.2.6 приложения).

Решением Думы города Бийск №№ от ДД.ММ.ГГГГ пп.1 п.1.2 внесены изменения в п.2.6 Приложения №2 к решению Думы г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ N №, следующего содержания: физические и юридические лица уплачивают арендную плату за земельные участки, предоставленные для строительства и используемые с нарушением установленного срока строительства, начиная с момента окончания срока, установленного разрешением на строительство, до момента регистрации прав на завершенный строительством объект недвижимости включительно, с применением коэффициента 2.

Как установлено по делу, ФИО2 и ФИО5 земельный участок, расположенный по <адрес> в <адрес>, с кадастровым номером №, был предоставлен для строительства нежилого здания – магазина (земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания). Разрешение на строительство выдано ФИО6 «Управление архитектуры и градостроительства» администрации г.Бийска сроком до ДД.ММ.ГГГГ. В последствии разрешение на строительство не продлялось.

Таким образом, оспариваемым положением решения Думы города Бийск №№ от ДД.ММ.ГГГГ непосредственно затрагиваются права и законные интересы заявителя ФИО2, поскольку установленный повышающий коэффициент влияет на размер арендной платы занимаемого им земельного участка.

По смыслу статей 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Часть 4 статьи 22 Земельного кодекса указывает на то, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Постановлением Администрации Алтайского края от 24.12.2007г. №603 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения" установлено, что размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Заявитель ссылается на противоречие оспариваемой нормы ст.65 Земельного кодекса и п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части возможности определения размера арендной платы на земли, государственная собственность на которые не разграничена, Думой г.Бийска.

Между тем, как указывалось выше, порядок определения, условия и сроки внесения арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Постановлением Администрации Алтайского края от 24.12.2007г. №603.

Думой города Бийска установлен не сам порядок определения размера арендной платы для земель, государственная собственность на которые не разграничена, а только размер повышающих коэффициентов K и K1, что не входит в противоречие с вышеуказанными положениями Земельного кодекса и Федерального закона от 25 октября 2001 года №137.

Напротив, использование одинаковых повышающих коэффициентов для расчета арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, но расположенные на территории муниципального образования, дает возможность установить для них одинаковый размер арендной платы, что соответствует основным принципам определения арендной платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление №582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться, и другие принципы.

Заявителем оспаривается пп.1 п.1.2 решения Думы города Бийск №54 от 24 мая 2012 года по причине его противоречия вышеуказанным принципам определения арендной платы.

Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата, предполагает установление ее в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования.

Размер годовой арендной платы, определяемый по формуле, установленной Постановлением Администрации Алтайского края от 24.12.2007г. №603, в качестве одного из элементов учитывает удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.

Кадастровая оценка земель осуществляется исходя из классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования.

В связи с этим, размер арендной платы для всех землепользователей, чьи земельные участки расположены в кадастровом квартале с земельным участком заявителя, с одним и тем же видом разрешенного использования, установлен одинаковым.

В связи с этим, принцип экономической обоснованности при расчете арендной платы соблюдается.

Перед тем, как принять оспариваемое заявителем решение Думы и внести изменения в решение Думы г. Бийска от 30.05.2008 года №19 Управлением муниципальным имуществом Администрации г.Бийска был проведен анализ рыночной стоимости арендной платы за земельные участки, установленной по результатам торгов в г.Бийске, приведено экономическое обоснование введения повышающего коэффициента для арендаторов, которые нарушают сроки строительства либо осуществляют строительство без соответствующего разрешения с учетом принципа рационального использования земельных ресурсов на территории муниципального образования.

Целью введения повышающего коэффициента являлось стимулирование строительства, повышение ответственности застройщиков за затягивание сроков строительства и ввода в эксплуатацию объектов, что должно привести к увеличению дохода бюджета в виде поступления налога на имущество.

Таким образом, установление повышающего коэффициента 2 является экономически обоснованным, направленным на упорядочение правоотношений в сфере строительства и использования земельного фонда, а также на пополнение местного бюджета за счет потерь, связанных с необоснованным затягиванием строительства объектов.

Кроме того, установление повышающего коэффициента для лиц, которые используют земельные участки, предоставленные для строительства, с нарушением установленного срока строительства, не может рассматриваться как нарушение принципа запрета необоснованных предпочтений. Так, повышающий коэффициент для определения арендной платы распространяется на всех без исключения землепользователей, которые осуществляют строительство на территории муниципального образования город Бийск с нарушением сроков, в независимости от того, является ли предоставленный им земельный участок муниципальной собственностью, либо государственная собственность на него не разграничена.

Ссылка заявителя на нарушение принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, является необоснованной, поскольку данный принцип предусмотрен исключительно для случаев переоформления права бессрочного пользования земельным участком на право аренды. К данной категории землепользователей ФИО2 не относится.

Таким образом, судом не установлено противоречий пп.1 п.1.2 решения Думы города Бийск №54 от 24 мая 2012 года статье 65Земельного кодекса, п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Постановлению Администрации Алтайского края от 24.12.2007г. №603, основным принципам определения арендной платы, установленным Постановлением №582.

Кроме того, заявитель ссылается на противоречие оспариваемого положения пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса, согласно которому общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Между тем, суд отклоняет доводы заявителя в данной части, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 определены размеры арендной платы только для некоторых видов использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Среди них отсутствуют земельные участки, предназначенные для строительства объектов торговли.

Кроме того, установленные в Постановлении №582 предельные размеры арендной платы должны учитываться в правоприменительной практике для конкретного вида земельных участков.

При рассмотрении дела представитель заявителя ссылался также на то, что законодатель предусмотрел возможность повышения арендной платы только для случаев нарушения сроков жилищного строительства.

Между тем, данное обстоятельство также не свидетельствует о незаконности оспариваемого положения, поскольку прямого запрета для применения повышающего коэффициента в других случаях не содержится ни в федеральном законе, ни в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу.

Помимо вышеуказанного, оспариваемый ФИО2 пп.1 п.1.2 решения Думы города Бийск №54 от 24 мая 2012 самостоятельного значения не имеет, им вносятся изменения в решение Думы г.Бийска от 30.05.2008 года N 19, которое заявителем не оспаривается.

Часть 1 статьи 253 ГПК РФ предусматривает, что суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

При таких обстоятельствах, заявленные ФИО2 требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, pуководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК PФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО1 ФИО8 об оспаривании пп.1 п.1.2 решения Думы города Бийск №№ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесение изменений в решение Думы города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об арендной плате за земельные участки» отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

верно

Судья                       Н.Ю. Пчёлкина

    Справка

Решение не вступило в законную силу.

Судья Н.Ю. Пчёлкина

секретарь                  Е.А. Голубкова