ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3896/20 от 11.12.2020 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

УИД 26RS0002-01-2020-006317-50

Дело № 2-3896/2020

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

11 декабря 2020 г. г. Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,

при помощнике судьи Спиркиной Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Первышовой А.Ю.,

с участием: ФИО1, ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Управлению Росреестра по <адрес обезличен> об изменении наименования объекта недвижимости,

установил:

ФИО4 обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по <адрес обезличен> об изменении наименования объекта недвижимости, в обоснование которого указал, что истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – нежилое здание, площадью 747 кв.м, с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен> здание имеет наименование «Магазин». Вместе с тем, наименование нежилого здания не соответствует его функциональному назначению (использованию): в указанном здании размещена баня.

Так, указанный объект недвижимости расположен на земельном участке, который так же принадлежит на праве собственности истцу. Вид разрешенного использования - бытовое обслуживание.

<дата обезличена> истец обратился в Управление Росреестра по <адрес обезличен> с заявлением о государственном кадастровом учете изменении объекта недвижимости в связи с изменением его наименования с «Магазин» на «Баня».

<дата обезличена> уведомлением <номер обезличен> Управление Росреестра по <адрес обезличен> приостановило осуществление государственного кадастрового учета в отношении здания на том основании, что истцу необходимо представить акт органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении наименования объекта капитального строительства с кадастровым номером с «Магазин» на «Баня».

В связи с этим, истец обратился в комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> с целью получения указанного в уведомлении от <дата обезличена> акта.

<дата обезличена> в своем ответе <номер обезличен> комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> сославшись на письмо Минэкономразвития России от 24.04.2017 № ОГ-Д23-4974 указал, что в настоящее время на законодательном уровне не урегулированы правила присвоения наименований объектам недвижимости, а органы местного самоуправления не наделены полномочиями по принятию решения о присвоении (изменении) назначения, наименовании здания. Со ссылкой на ст. 1, п. 11 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес обезличен> края, утв. решением Ставропольской городской Думы от 27.09.2017 № 136 указывает, что здание, расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования «бытовое обслуживание», следующее судьбе земельного участка и, тем более, функционируемое именно как баня, должно иметь соответствующее наименование.

В связи с чем истец просит суд изменить наименование объекта недвижимого имущества – нежилого здания, площадью 747 кв.м, с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен> А с «Магазин» на «Баня».

В судебное заседание истец ФИО4, будучи заблаговременно надлежащим образом, извещенный о дате и времени судебного заседания, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 - ФИО1 исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить, указала, что Росреестр отказал в осуществлении государственного кадастрового учета.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Росреестра по <адрес обезличен>ФИО2 исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых со ссылкой на часть 2 ст. 7, ч. 5 ст. 8, ст. 13, ч. 6 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указала, что в настоящее время законодательством РФ не урегулированы на комплексной и системной основе правила присвоения наименований объектам недвижимости (письмо Минэкономразвития РФ от <дата обезличена><адрес обезличен>), в связи с чем, полагает, что формальное привлечение органа регистрации прав в качестве ответчика является ошибочным. Надлежащими ответчиками по таким искам должны являться органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие соответствующих решений. Просила в удовлетворении требований, предъявленных в части к Управлению отказать, в остальной части, вынести решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, - комитета градостроительства администрации <адрес обезличен>ФИО3 исковые требования также не признала.

Выслушав участников процесса, исследовав имеющиеся и дополнительные материалы, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО4 в полном объеме.

Данный вывод суда основан на следующем.

На основании статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со статьей 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, Конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Как установлено судом, истцу ФИО4 на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – нежилое здание, площадью 747 кв.м, с кадастровым номером <номер обезличен> расположенный по адресу: <адрес обезличен> здание имеет наименование «Магазин».

Названный объект недвижимости расположен на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, с видом разрешенного использования - бытовое обслуживание.

Истцом указано, что наименование нежилого здания не соответствует его функциональному назначению (использованию): в указанном здании размещена баня.

В связи с этим, <дата обезличена> истец обратился в Управление Росреестра по <адрес обезличен> с заявлением о государственном кадастровом учете изменении объекта недвижимости в связи с изменением его наименования с «Магазин» на «Баня».

<дата обезличена> уведомлением <номер обезличен> Управление Росреестра по <адрес обезличен> приостановило осуществление государственного кадастрового учета в отношении здания на том основании, что истцу необходимо представить акт органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении наименования объекта капитального строительства с кадастровым номером с «Магазин» на «Баня».

<дата обезличена>ФИО4 обратился в Управление Росреестра по <адрес обезличен> с заявлением о снятии приостановления, с которым дополнительно представлена выписка на здание, содержащая в качестве особых отметок: «Вид разрешенного использования объекта – бытовое обслуживание (3.3)».

<дата обезличена> Управление Росреестра по <адрес обезличен> за <номер обезличен> отказало в снятии приостановления государственного кадастрового учета в отношении здания, повторно указав на необходимость представления акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении наименования объекта капитального строительства.

В связи с изложенным истец обратился в комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> с целью получения указанного в уведомлении от <дата обезличена> акта.

<дата обезличена> в своем ответе <номер обезличен> комитет градостроительства администрации <адрес обезличен>, сославшись на письмо Минэкономразвития России от <дата обезличена> № ОГ-<адрес обезличен>, указал, что в настоящее время на законодательном уровне не урегулированы правила присвоения наименований объектам недвижимости, а органы местного самоуправления не наделены полномочиями по принятию решения о присвоении (изменении) назначения, наименовании здания.

<дата обезличена><данные изъяты>

С 01.01.2017 отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно статье 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии с частью 7 ст. 1 названного Федерального закона, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

Так, в силу пункта 11 ч. 5 ст. 8 названного Закона наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости.

Дополнительные сведения изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 8 Закона).

Истец в целях устранения причин приостановления государственного кадастрового учета в отношении здания обратился в орган местного самоуправления – комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> для получения документа - основания для изменение наименования нежилого здания.

Частью 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно п. 1.1 Положения о комитете градостроительства администрации <адрес обезличен>, утв. Постановлением администрации <адрес обезличен><дата обезличена><номер обезличен> комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> (далее - Комитет) является отраслевым (функциональным) органом администрации <адрес обезличен>, созданным для решения вопросов, отнесенных в соответствии с федеральным законодательством, законодательством <адрес обезличен>, муниципальными правовыми актами <адрес обезличен> к компетенции администрации <адрес обезличен> в области градостроительства, землепользования, благоустройства и распространения наружной рекламы на территории муниципального образования <адрес обезличен> края.

Следовательно, истец обратился с заявлением о получение акта об изменении наименования объекта недвижимости в компетентный орган в сфере градостроительства – комитет градостроительства администрации <адрес обезличен>.

В соответствии с частью 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

По Правилам землепользования и застройки муниципального образования <адрес обезличен> края, утв. решением Ставропольской городской Думы от <дата обезличена><номер обезличен> земельный участок истца находится в территориальной зоне Ж-1.1 «Зона разноэтажной жилой застройки».

Согласно статье 38 указанных Правил территориальная зона Ж-1.1 «Зона разноэтажной жилой застройки» является зоной сложившейся застройки индивидуальными жилыми домами, жилыми домами блокированной застройки с возможностью размещения среднеэтажных жилых домов высотой не выше 8 этажей, а также размещения необходимых для обслуживания жителей данной зоны объектов социальной инфраструктуры и социального обслуживания, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, иных объектов согласно градостроительной регламенту.

Использование земельных участков для организации бытовых услуг, в том числе под бани, осуществляется с видом разрешенного использования «Бытовое обслуживание» (3.3).

Следовательно, здание, расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования «бытовое обслуживание», следующее судьбе земельного участка и, функционируемое как баня, должно иметь соответствующее наименование.

Обращение истца в суд с иском обусловлено тем, что получение требуемого Управлением Росреестра по <адрес обезличен> невозможно вследствие того, что его составление, не урегулировано на законодательном уровне. То есть, его наличие предусмотрено Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» в числе документов, необходимых для изменения дополнительных сведений объекте, но его составление не предусмотрено ни одним из законов Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования заявлены к надлежащему ответчику, на который Законом возложены полномочия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости дополнительных сведений об объекте недвижимости к коим относится наименование объекта недвижимости – Управление Росреестра по <адрес обезличен>.

Согласно статье 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Согласно части 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учетом объема исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, и, предоставленных сторонами в обоснование своих позиций, суд приходит к выводу о том, что истцом представлены соответствующие доказательства в подтверждение основания заявленного иска, что указывает на обоснованность заявленного требования.

Руководствуясь статьями 56, 67, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление ФИО4 удовлетворить.

Изменить наименование объекта недвижимости – нежилого здания, площадью 747 в.м., с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с «Магазин» на «Баня».

Настоящее решение является основанием для внесения изменений о наименовании объекта недвижимости в ЕГРН.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Т.Н. Никитенко

Мотивированное решение суда изготовлено 15.12.2020.

Судья Т.Н. Никитенко