ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3896/2016 от 19.09.2016 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Мотивированное решение

изготовлено 19.09.2016 года

Дело № 2-3896/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Ундольской Ю.В.,

при секретаре Ли А.В.,

с участием представителя истца Гарминович М.В. по доверенности Ульященко Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гарминович ФИО7 к Департаменту земельных и имущественных отношений <адрес>, третьи лица: ИП Бадажков ФИО8, ИП Угаров ФИО9, ИП Чернышенко О.В. о признании незаконным ответа и решения Департамента земельных и имущественных отношений <адрес>, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Гарминович М.В. в лице своего представителя по доверенности Ульященко Ю.Ю. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что Гарминович М.В.(-далее Заявитель) обратился в Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> (-Далее Департамент) с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка площадью около 3485 кв.м с предварительным согласованием места размещения капитального объекта - полуподземные гаражи, расположенного в районе <адрес> для дальнейшего оформления земельного участка в аренду для строительства.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент известил Заявителя о необходимости предоставления дополнительных документов: схемы подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений на участке. Заявитель предоставил указанные документы ДД.ММ.ГГГГ.

Управление градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> вынесло распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, гр. Гарминовичу ФИО10 вид разрешенного использования: капитальные гаражи; цель предоставления: для строительства капитальных полуподземных гаражей.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент сообщил заявителю, что согласно Приказа Минэкономразвития России от 25.07.2014 № 465-дсп «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 17.03.2008 № 01 «Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития РФ» полученная от УГА схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не может быть использована. Вследствие чего необходимо представить новую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненную без использования материалов, подлежащих засекречиванию.

УГА издано распоряжение «О внесении изменений в распоряжение управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ».

Заявитель направил в Департамент запрос о ходе рассмотрения заявления о предоставлении участка.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент сообщил заявителю, что на испрашиваемый земельный участок претендуют несколько лиц, предоставление права на данный земельный участок осуществляется на аукционе.

Указанное письмо фактически является решением Департамента об отказе в предоставлении Гарминовичу М.В. земельного участка в порядке ст. 31 Земельного Кодекса РФ, в действовавшей на тот момент редакции.

Заявитель с данным решением Департамента не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим его право на землю, закрепленное в ст. 36 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Земельного кодекса РФ.

Просит признать решение Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, площадью около 3485 кв.м с предварительным согласованием места размещения капитального объекта полуподземные гаражи, расположенного в районе <адрес>, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным; обязать департамент предоставить в аренду указанный выше земельный участок, с предварительным согласованием места размещения капитального объекта полуподземные гаражи, в соответствии со ст. 31 Земельного Кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент подачи заявления от Гарминович М.В. и на момент отказа Департамента.

До рассмотрения дела по существу, представителем истца были дополнены исковые требования, а именно просит также признать незаконным п. 1.2 распоряжения департамента земельных и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рз «О формировании земельных участков» о формировании земельного участка в границах территориальной зоны многоэтажными жилыми домами (Ж-3) в районе <адрес> в <адрес>, ориентировочной площадью 3500 кв.м, с видом разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства, установленным в перечне видов данной территориальной зоны, согласно приложению к настоящему распоряжению.

До рассмотрения дела по существу, судом в качестве третьих лиц были привлечены ИП Бадажков Павел Евгеньевич, ИП Угаров Иван Васильевич, ИП Чернышенко О.В.

Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представил письменные возражения на исковое заявление, в котором указал, что учитывая что отказы департамента соответствуют нормам законодательства действующим на момент рассмотрения обращения, права истца не нарушены, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Истец, третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, заявлений или ходатайств об отложении слушания дела или рассмотрении дела в их отсутствие в суд не поступало.

При указанных обстоятельствах, в силу ст.ст.113-118,167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Гарминович М.В. обратился в Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка площадью около 3485 кв.м. с предварительным согласованием места размещения капитального объекта-полуподземные гаражи, расположенного в районе <адрес> для дальнейшего оформления земельного участка в аренду для строительства.

После публичного информирования ДД.ММ.ГГГГ, в адрес департамента поступили заявления от ИП Чернышенко О.В., ИП Угарова И.В., ИП Бадажкова П.Е. о заинтересованности в предоставлении спорного земельного участка в аренду.

Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Гарминович М.В. выдан акт о выборе земельного участка по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для строительства капитальных полуподземных гаражей.

Департамент направил Гарминовичу М.В. письмо о подготовке проекта распоряжения «О предварительном согласовании ФИО1 места размещения капитальных полуподземных гаражей на земельном участке по адресу: <адрес>, Владивосток, в районе <адрес>».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент сообщил Гарминовичу М.В., что согласно Приказа Минэкономразвития России от 25.07.2014 -дсп «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 17.03.2008 № 01 «Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития РФ» полученная от УГА схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не может быть использована. Вследствие чего необходимо представить новую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненную без использования материалов, подлежащих засекречиванию.

УГА издано распоряжение «О внесении изменений в распоряжение управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> от 1609.2014 ».

ФИО1 направил в Департамент Распоряжение УГА с внесенными изменениями.

Далее Департаментом издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-рз "О формировании земельного участка", расположенного в районе <адрес> в <адрес>, ориентировочной площадью 3500 кв. м, с видом разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства, установленными в перечне основных видов для данной территориальной зоны, согласно приложению к настоящему распоряжению (п.1.2).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченный орган уведомил Гарминовича М.В. о том, что поскольку на испрашиваемый участок претендуют несколько лиц, заявитель сможет реализовать свое право на получение земельного участка после его формирования в установленном законом порядке путем проведения торгов.

Как установлено в судебном заседании, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения, процедуру которого инициировал Гарминович М.В., начиналось с выбора земельного участка, урегулированного статьей 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период осуществления выбора спорного земельного участка).

Данная статья конкретизировала, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться земельными участками, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).

Обеспечение выбора земельного участка, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора были отнесены к полномочиям управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> (пункты 4.16, 4.18 Положения об управлении архитектуры и градостроительства, утвержденного решением думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 259).

Таким образом, выдача акта о выборе земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, осуществлялась органом местного самоуправления, а принятие решений о предварительном согласовании места размещения объекта и в дальнейшем о предоставлении выбранного земельного участка для строительства - Департаментом земельных и имущественных отношений <адрес>.

Кроме того, пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ закреплена обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Как разъяснил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.09.2010 N 4224/10, по смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).

Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения относительно размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами - поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения.

В связи с чем, с целью доведения информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, расположенного в районе <адрес>, для строительства объекта, администрация <адрес>ДД.ММ.ГГГГ опубликовала соответствующее сообщение на своем официальном сайте.

После чего в Департамент земельных и имущественных отношений в отношении спорного земельного участка поступили заявления от ИП Чернышенко О.В., ИП Угарова И.В., ИП Бадажкова П.Е.

Таким образом, иные лица определенным образом выразили волеизъявление на получение в аренду того же земельного участка.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом РФ не был урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса, и позволял обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Следовательно, в случае подачи несколькими лицами заявлений о предоставлении одного и того же земельного участка для строительства, его выбор по правилам статьи 31 Земельного кодекса РФ не имеет правового смысла, поскольку предоставление земельного участка в таком случае может быть осуществлено не иначе как по результатам торгов, то есть по процедуре, не предусматривающей выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта (пункт 4 статьи 31 Земельного кодекса РФ в указанной редакции).

Из смысла пунктов 4, 6 статьи 30 и пункта 1 статьи 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов может выступать сформированный земельный участок, не закрепленный за гражданином или юридическим лицом. Само по себе наличие акта выбора земельного участка не наделяет заинтересованного лица каким-либо правом в отношении испрашиваемого им участка и не исключает проведение торгов при наличии нескольких претендентов на получение такого участка. Напротив, лишь по итогам утверждения акта выбора земельного участка он может считаться сформированным, что является одним из необходимых условий для проведения торгов.

В связи с изложенным, Департамент правомерно подготовил и направил в адрес истца оспариваемый ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены сведения о наличии нескольких претендентов на испрашиваемый земельный участок и о возможности у Гарминовича М.В. реализовать свое право на получение испрашиваемого земельного участка в аренду только после его формирования в установленном законом порядке путем принятия участия в аукционе.

Таким образом, оспариваемые решение и распоряжение Департамента, являются законными и не нарушающими прав истца, поскольку они приняты (изданы) в соответствии с положениями действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Гарминович ФИО11 к Департаменту земельных и имущественных отношений <адрес>, третьи лица: Бадажков ФИО12, Угаров ФИО13, о признании незаконным ответа и решения Департамента земельных и имущественных отношений <адрес>, возложении обязанности– отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ленинского районного

суда г. Владивостока Ю.В. Ундольская