ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3897/20 от 05.02.2021 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2-807/2021

УИД: 36RS0006-01-2020-005836-61

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

05 февраля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре: Плужник А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УПФР в г. Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, признании наличия специального стажа продолжительностью 25 лет по состоянию на 29.04.2020, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к УПФР в г. Воронеже, в котором просила суд:

1. Обязать УПФР в г. Воронеже включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:

с 16.08.1993 по 31.08.1993 в должности классного воспитателя в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 01.09.1993 по 13.11.1995 в должности классного воспитателя и учителя истории с нагрузкой 6 часов в неделю в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 06.11.2001 по 24.08.2003 в должности классного воспитателя в МБОУ Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов .

2. Признать наличие у ФИО1 25 лет специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 29.04.2020.

3. Взыскать с УПФР в г. Воронеже расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.(л.д.5-11).

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца по ордеру ФИО2 требования своего доверителя также поддержала, привела правовое обоснование заявленных требований.

Представитель ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующая на основании доверенности ФИО3, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, представила письменные возражения по делу.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела 18.06.2020 истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», полагая, что имею на нее право, так как более 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решением УПФР в г. Воронеже от 18.08.2020 №200000286796/382577/20 (с приложением) истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа - 25 лет.

Согласно приложению к решению об отказе в установлении пенсии продолжительность учтенного ответчиком специального стажа на дату обращения (18.06.2020) с учетом Постановления Правительства Российской Федераций от 29.10.2002г. №781 составила 21 год 1 месяц 2 дня.

Периоды работы истца:

с 16.08.1993 по 31.08.1993 в должности классного воспитателя в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 01.09.1993 по 13.11.1995 в должности классного воспитателя и учителя истории с нагрузкой 6 часов в неделю в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 06.11.2001 по 24.08.2003 в должности классного воспитателя в МБОУ Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов , не включены в специальный стаж по тому основанию, что такое наименование должности как «классный воспитатель» не предусмотрен разделом «Наименование должностей» Списка..., утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.

Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся педагогической деятельностью, установлены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 8 статьи 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно части 2 статьи 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, указана должность воспитатель, старший воспитатель в общеобразовательных учреждениях, в том числе, гимназиях.

В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", действовавшим до 3 августа 2011 года, была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, в соответствии с которым продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается продолжительность рабочего времени: 30 часов в неделю - старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей); норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.

Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений норма часов преподавательской работы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними. 18 часов в неделю - учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе, гимназий).

Должностные обязанности "классного воспитателя" и "воспитателя" были определены тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования, согласованными Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 года N 46.

Должности "воспитатель" и "классный воспитатель" предусмотрены также тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования, являющихся Приложением 2 к Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 11 ноября 1992 года N 33, для присвоения 12 разряда (второй квалификационной категории).

В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 17 апреля 2003 года N 20-51-1244/20-5 органам управления образованием и образовательным учреждениям для руководства в работе направлялось Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", и было рекомендовано предусматривать в штатных расписаниях образовательных учреждений вместо должности "классный воспитатель" должность "старший воспитатель".

Согласно пункту 11 письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N АФ-100/03 появление должности "классный воспитатель" было обусловлено проведением в начале 1990-х годов эксперимента, целью которого являлось упразднение доплат за классное руководство, выплачиваемых учителям за осуществление этой дополнительной работы, и введение в штат общеобразовательных учреждений работников с наименованием должности "классный воспитатель", осуществляющих воспитательную работу и классное руководство в классах в рамках должностных обязанностей.

Из копии тарификационных списков и карточек-справок за 1993-1995 учебные года следует, что истец работала учителем и классным воспитателем, осуществлявшим воспитательную работу в отношении детей в классе и классное руководство.

Справками №4 от 19.06.2020, от 23.11.2020, выданными МБОУ гимназия им. А.В. Кольцова, подтверждается, что истец работала с 16.08.1993 по 13.11.1995 в должности классного воспитателя в данном учреждении на полную ставку и учителем истории с нагрузкой 6 часов в неделю.

В свою очередь в справках №5 от 19.06.2020 и №130/1 от 23.11.2020, выданной МБОУ СОШ с углубленным изучение отдельных предметов , указано о том, что с 05.11.2001 (приказ от 03.11.2001 ) по 25.08.2003 (приказ от 25.08.2003) истец работала в должности классного воспитателя на полную ставку с полной занятостью, а также имела нагрузку с 1 часа до 6 часов в качестве учителя. Данным работодателем подтверждается осуществление работы на полную ставку в должности классного воспитателя с объемом педагогической нагрузки 36 часов в неделю. Данное обстоятельство подтверждается также тарификационными списками за 2001 -2003 уч.г.

Действовавшая в оспариваемый период должностная инструкция классного воспитателя от 06.11.2001 предусматривала, что в функции классного воспитателя входило: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, внесение необходимых коррективов в систему их воспитания; проведение работы по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек; осуществление изучения личности обучающегося, его склонностей, интересов; на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников, детей), рекомендаций психолога планирование и проведение с ними коррекционно - развивающей работы; способствование развитию общения; осуществление помощи обучающимся в учебной деятельности; планирование и организация жизнедеятельности обучающихся воспитанников, детей), их воспитание; проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социальной и трудовой адаптации; изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся (воспитанников, детей), их семейные обстоятельства и жилищно - бытовые условия; осуществляет руководство классным коллективом и реализует воспитательные задачи взаимодействия обучающихся в образовательном процессе в конкретном классе и др.

Таким образом, анализ вышеназванных должностных инструкций по должности «классный воспитатель» и в МБОУ гимназия им. А.В. Кольцова, и в МБОУ СОШ с углубленным изучение отдельных предметов позволяет придти к выводу, что обязанности классного воспитателя были построены только на осуществлении воспитательной и педагогической деятельности при работе с детьми.

Таким образом, из материалов дела следует, что истец, занимая должность "классного воспитателя" в спорный период, участвовала в воспитательном и образовательном процессе, поскольку наименование должности истца как "классный воспитатель" свидетельствует о том, что основным ее наименованием является "воспитатель", указание на состав (класс), конкретизирует место осуществления функций воспитателя, что следует из должностной инструкции.

В связи с изложенным, в специальный стаж ФИО1 подлежат включению периоды работы:

с 16.08.1993 по 31.08.1993 в должности классного воспитателя в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 01.09.1993 по 13.11.1995 в должности классного воспитателя и учителя истории с нагрузкой 6 часов в неделю в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 06.11.2001 по 24.08.2003 в должности классного воспитателя в МБОУ Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов .

Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В пункте 1.1. Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 указанного нормативного акта, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному закону. В данном приложении указано, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020г., пенсия назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на нее.

При этом согласно части 3 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 03.10.2018г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

С учетом включения в специальный стаж оспариваемых периодов работы, требуемая продолжительность специального стажа - 25 лет наступила 29.04.2020, то есть на дату обращения к ответчику 18.06.2020 у истца не возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В связи с изложенным, суд полагает возможным признать наличие у истца 25 лет специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 29.04.2020.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с изложенным, с УПФР в г. Воронеже в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. (л.д.3).

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Обязать УПФР в г. Воронеже включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:

с 16.08.1993 по 31.08.1993 в должности классного воспитателя в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 01.09.1993 по 13.11.1995 в должности классного воспитателя и учителя истории с нагрузкой 6 часов в неделю в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 06.11.2001 по 24.08.2003 в должности классного воспитателя в МБОУ Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов .

Признать наличие у ФИО1 25 лет специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 29.04.2020.

Взыскать с УПФР в г. Воронеже в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Багрянская В.Ю.

В окончательной форме решение изготовлено 08.02.2021.

Дело № 2-807/2021

УИД: 36RS0006-01-2020-005836-61

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

05 февраля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре: Плужник А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УПФР в г. Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, признании наличия специального стажа продолжительностью 25 лет по состоянию на 29.04.2020, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к УПФР в г. Воронеже, в котором просила суд:

1. Обязать УПФР в г. Воронеже включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:

с 16.08.1993 по 31.08.1993 в должности классного воспитателя в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 01.09.1993 по 13.11.1995 в должности классного воспитателя и учителя истории с нагрузкой 6 часов в неделю в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 06.11.2001 по 24.08.2003 в должности классного воспитателя в МБОУ Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов .

2. Признать наличие у ФИО1 25 лет специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 29.04.2020.

3. Взыскать с УПФР в г. Воронеже расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.(л.д.5-11).

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца по ордеру ФИО2 требования своего доверителя также поддержала, привела правовое обоснование заявленных требований.

Представитель ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующая на основании доверенности ФИО3, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, представила письменные возражения по делу.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела 18.06.2020 истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», полагая, что имею на нее право, так как более 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решением УПФР в г. Воронеже от 18.08.2020 №200000286796/382577/20 (с приложением) истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа - 25 лет.

Согласно приложению к решению об отказе в установлении пенсии продолжительность учтенного ответчиком специального стажа на дату обращения (18.06.2020) с учетом Постановления Правительства Российской Федераций от 29.10.2002г. №781 составила 21 год 1 месяц 2 дня.

Периоды работы истца:

с 16.08.1993 по 31.08.1993 в должности классного воспитателя в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 01.09.1993 по 13.11.1995 в должности классного воспитателя и учителя истории с нагрузкой 6 часов в неделю в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 06.11.2001 по 24.08.2003 в должности классного воспитателя в МБОУ Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов , не включены в специальный стаж по тому основанию, что такое наименование должности как «классный воспитатель» не предусмотрен разделом «Наименование должностей» Списка..., утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.

Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся педагогической деятельностью, установлены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 8 статьи 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно части 2 статьи 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, указана должность воспитатель, старший воспитатель в общеобразовательных учреждениях, в том числе, гимназиях.

В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", действовавшим до 3 августа 2011 года, была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, в соответствии с которым продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается продолжительность рабочего времени: 30 часов в неделю - старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей); норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.

Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений норма часов преподавательской работы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними. 18 часов в неделю - учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе, гимназий).

Должностные обязанности "классного воспитателя" и "воспитателя" были определены тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования, согласованными Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 года N 46.

Должности "воспитатель" и "классный воспитатель" предусмотрены также тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования, являющихся Приложением 2 к Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 11 ноября 1992 года N 33, для присвоения 12 разряда (второй квалификационной категории).

В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 17 апреля 2003 года N 20-51-1244/20-5 органам управления образованием и образовательным учреждениям для руководства в работе направлялось Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", и было рекомендовано предусматривать в штатных расписаниях образовательных учреждений вместо должности "классный воспитатель" должность "старший воспитатель".

Согласно пункту 11 письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N АФ-100/03 появление должности "классный воспитатель" было обусловлено проведением в начале 1990-х годов эксперимента, целью которого являлось упразднение доплат за классное руководство, выплачиваемых учителям за осуществление этой дополнительной работы, и введение в штат общеобразовательных учреждений работников с наименованием должности "классный воспитатель", осуществляющих воспитательную работу и классное руководство в классах в рамках должностных обязанностей.

Из копии тарификационных списков и карточек-справок за 1993-1995 учебные года следует, что истец работала учителем и классным воспитателем, осуществлявшим воспитательную работу в отношении детей в классе и классное руководство.

Справками №4 от 19.06.2020, от 23.11.2020, выданными МБОУ гимназия им. А.В. Кольцова, подтверждается, что истец работала с 16.08.1993 по 13.11.1995 в должности классного воспитателя в данном учреждении на полную ставку и учителем истории с нагрузкой 6 часов в неделю.

В свою очередь в справках №5 от 19.06.2020 и №130/1 от 23.11.2020, выданной МБОУ СОШ с углубленным изучение отдельных предметов , указано о том, что с 05.11.2001 (приказ от 03.11.2001 ) по 25.08.2003 (приказ от 25.08.2003) истец работала в должности классного воспитателя на полную ставку с полной занятостью, а также имела нагрузку с 1 часа до 6 часов в качестве учителя. Данным работодателем подтверждается осуществление работы на полную ставку в должности классного воспитателя с объемом педагогической нагрузки 36 часов в неделю. Данное обстоятельство подтверждается также тарификационными списками за 2001 -2003 уч.г.

Действовавшая в оспариваемый период должностная инструкция классного воспитателя от 06.11.2001 предусматривала, что в функции классного воспитателя входило: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, внесение необходимых коррективов в систему их воспитания; проведение работы по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек; осуществление изучения личности обучающегося, его склонностей, интересов; на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников, детей), рекомендаций психолога планирование и проведение с ними коррекционно - развивающей работы; способствование развитию общения; осуществление помощи обучающимся в учебной деятельности; планирование и организация жизнедеятельности обучающихся воспитанников, детей), их воспитание; проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социальной и трудовой адаптации; изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся (воспитанников, детей), их семейные обстоятельства и жилищно - бытовые условия; осуществляет руководство классным коллективом и реализует воспитательные задачи взаимодействия обучающихся в образовательном процессе в конкретном классе и др.

Таким образом, анализ вышеназванных должностных инструкций по должности «классный воспитатель» и в МБОУ гимназия им. А.В. Кольцова, и в МБОУ СОШ с углубленным изучение отдельных предметов позволяет придти к выводу, что обязанности классного воспитателя были построены только на осуществлении воспитательной и педагогической деятельности при работе с детьми.

Таким образом, из материалов дела следует, что истец, занимая должность "классного воспитателя" в спорный период, участвовала в воспитательном и образовательном процессе, поскольку наименование должности истца как "классный воспитатель" свидетельствует о том, что основным ее наименованием является "воспитатель", указание на состав (класс), конкретизирует место осуществления функций воспитателя, что следует из должностной инструкции.

В связи с изложенным, в специальный стаж ФИО1 подлежат включению периоды работы:

с 16.08.1993 по 31.08.1993 в должности классного воспитателя в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 01.09.1993 по 13.11.1995 в должности классного воспитателя и учителя истории с нагрузкой 6 часов в неделю в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 06.11.2001 по 24.08.2003 в должности классного воспитателя в МБОУ Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов .

Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В пункте 1.1. Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 указанного нормативного акта, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному закону. В данном приложении указано, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020г., пенсия назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на нее.

При этом согласно части 3 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 03.10.2018г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

С учетом включения в специальный стаж оспариваемых периодов работы, требуемая продолжительность специального стажа - 25 лет наступила 29.04.2020, то есть на дату обращения к ответчику 18.06.2020 у истца не возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В связи с изложенным, суд полагает возможным признать наличие у истца 25 лет специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 29.04.2020.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с изложенным, с УПФР в г. Воронеже в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. (л.д.3).

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Обязать УПФР в г. Воронеже включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:

с 16.08.1993 по 31.08.1993 в должности классного воспитателя в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 01.09.1993 по 13.11.1995 в должности классного воспитателя и учителя истории с нагрузкой 6 часов в неделю в Муниципальной общеобразовательной языковой гимназии имени А.В. Кольцова (в настоящее время МБОУ «Гимназия имени А.В. Кольцова»),

с 06.11.2001 по 24.08.2003 в должности классного воспитателя в МБОУ Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов .

Признать наличие у ФИО1 25 лет специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 29.04.2020.

Взыскать с УПФР в г. Воронеже в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Багрянская В.Ю.

В окончательной форме решение изготовлено 08.02.2021.

1версия для печатиДело № 2-807/2021 (2-3897/2020;) ~ М-4581/2020 (Решение)