76RS0024-01-2023-004269-43
Дело № 2-563/2024
Принято в окончательной форме 17.01.2024г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2024 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Андриановой И.Л.,
при секретаре Щукиной Д.И.,
с участием представителя истца Чежиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Ярославской области к Непубличному акционерному обществу «Управдом Фрунзенского района» о понуждении к исполнению предписания,
установил:
Государственная жилищная инспекция Ярославской области обратилась в суд с иском к Непубличному акционерному обществу «Управдом Фрунзенского района» о понуждении к исполнению предписания, просит обязать ответчика исполнить предписание инспекции от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, а именно: устранить следующие нарушения:
- отсутствие радиаторов отопления в местах общего пользования на <адрес> в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что НАО «Управдом Фрунзенского района» на основании лицензии НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА осуществляет управление многоквартирным домом <адрес>.
Инспекцией ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА осуществлен инспекционный визит в отношении деятельности Общества по управлению МКД.
По результатам составлен акт от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР.
Также в адрес Общества инспекцией выдано предписание от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР на устранение выявленных нарушений лицензионных требований.
Согласно предписанию от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР Обществу в срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА надлежало устранить следующие нарушения:
- отсутствие радиаторов отопления в местах общего пользования на 2 - 9, 11, 12 этажах МКД.
Таким образом, Обществом нарушены следующие требования:
- п.п. «а», «б» п. 3 постановления Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»;
- п.п. а), б), г) пункта 10 а), в), з) пункта 11 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР;
- часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР (далее — Минимальный перечень).
С целью проверки исполнения Обществом предписания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР инспекцией проведено выездное обследование на основании задания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР. В ходе обследования инспекцией установлено, что вышеуказанное предписание не исполнено, а именно не устранены следующие нарушения:
- отсутствие радиаторов отопления в местах общего пользования на 2 - 9, 11, 12 этажах МКД.
Таким образом, Обществом требования в части надлежащего содержания общего имущества собственников многоквартирных домов не исполняются.
Неисполнение Обществом предписания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР однозначно свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей по управлению МКД, обеспечению надлежащего содержания общего имущества, благоприятных и безопасных условий проживания граждан в МКД.
Обязанность по обеспечению надлежащего состояния общедомового имущества, возложена на лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами действующим федеральным законодательством.
По смыслу норм действующего законодательства (статьи 20, 193, 161, 162 ЖК РФ, Правила НОМЕР, Минимальный перечень) требования по содержанию общедомового имущества, установленные жилищным законодательством, носят обязательный характер, и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации многоквартирного дома.
Предписание в установленном порядке Обществом не обжаловано.
Выданное предписание направлено на защиту интересов собственников жилых помещений дома и обеспечения комфортного и безопасного проживания граждан.
Особенностью такого ненормативного правового акта, как предписание, является то, что данный вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных уполномоченным органом, путем совершения лицом, в адрес которого выносится предписание, определенных действий. Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, исполнимость предписания также является важным требованием к данному виду ненормативного акта.
Таким образом, Обществом на протяжении длительного времени не принимаются меры обеспечению надлежащего содержания жилого фонда в части содержания общедомового имущества, что нарушает права и законные интересы жителей многоквартирных домов.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались судом надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании части 2 статьи 95 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» при неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания.
Согласно п. 6 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями: о понуждении к исполнению предписания.
В силу пункта 1.1 раздела 1 Постановления Правительства ЯО от 15.10.2014 N 1030-п (ред. от 05.09.2023) "О государственной жилищной инспекции Ярославской области, признании утратившими силу постановлений Правительства области от 01.11.2011 N 840-п, от 15.10.2013 N 1389-п и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" (вместе с "Положением о государственной жилищной инспекции Ярославской области") государственная жилищная инспекция Ярославской области (далее - инспекция) является исполнительным органом Ярославской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора), лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, включая деятельность по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3.1.1.1 Положения в соответствии с установленными полномочиями инспекция выполняет следующие функции: о понуждении к исполнению предписания.
Судом установлено и ответчиком не оспорено, что НАО «Управдом Фрунзенского района» на основании лицензии НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА осуществляет управление многоквартирным домом <адрес>
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Государственной жилищной инспекцией Ярославской области вынесено решение о проведении инспекционного визита в отношении деятельности НАО «Управдом Фрунзенского района» по соблюдению лицензионных требований при управлении общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
В соответствии с актом инспекционного визита от 21.09.2023 года, составленного Государственной жилищной инспекцией Ярославской области, по результатам инспекционного визита установлено:
- отсутствие радиаторов отопления в местах общего пользования на НОМЕР этажах МКД.
Выявлены нарушения лицензионных требований.
Нарушены требования:
- п.п. «а», «б» п. 3 постановления Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», выразившееся в нарушении требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161ЖК РФ. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией не обеспечено надлежащее содержание общего имущества в данном доме в части указания услуг и выполнения работ, качество которых должно соответствовать требованиям,
- п.п. а), б), г) пункта 10 а), в), з) пункта 11 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР;
- п. 18 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 29.05.2023) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Указанные обстоятельства также подтверждаются протоколом осмотра от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Государственной жилищной инспекцией Ярославской области в адрес НАО «Управдом Фрунзенского района» вынесено предписание об устранении нарушений лицензионных требований НОМЕР, в соответствии с которым постановлено устранить следующие нарушения: отсутствие радиаторов отопления в местах общего пользования на 2 - 9, 11, 12 этажах МКД.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Государственной жилищной инспекцией Ярославской области в отношении НАО «Управдом Фрунзенского района» составлен протокол НОМЕР-Ю об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по результатам акта выездного обследования НОМЕР установлено, что п. 1 и п. 2 предписания НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, выданное НАО «Управдом Фрунзенского района», не исполнен, а именно отсутствие радиатором отопления в местах общего пользования на 2-9, 11, 12 этажах дома.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Государственной жилищной инспекцией Ярославской области в отношении НАО «Управдом Фрунзенского района» составлен протокол НОМЕР-Ю/2 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НАО «Управдом Фрунзенского района» направлено в адрес Государственной жилищной инспекцией Ярославской области ходатайство о снятии контроля предписания об устранении нарушений лицензионных требований НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА «отсутствие радиаторов в местах общего пользования на 2-9, 11, 12 этажах многоквартирного дома по адресу: <адрес>». В обоснование ходатайства указано, что в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в многоквартирном <адрес>, собственниками помещений проведено внеочередное общее собрание собственников в форме очно-заочного голосования . В соответствие со ст. 44, чч. 1, 3 ст. 162 ЖК РФ, в повестку дня данного собрания собственником был включен вопрос НОМЕР «Демонтаж радиаторов отопления в местах общего пользования (лестничная клетка, подъезд)». В ходе обсуждения по четвертому вопросу повестки участникам было предложено:« в целях экономии денежных средств собственников демонтировать радиаторы отопления в местах общего пользования (лестничная клетка, подъезд)». По результатам голосования общее собрание собственников помещений количеством голосов 73% от общего числа голосов собственников помещений, присутствующих на собрании, приняло решение: демонтировать радиаторы отопления в местах общего пользования (лестничная клетка, подъезд).
Вместе с тем, как пояснил представитель истца в судебном заседании, Государственная жилищная инспекция Ярославской области не согласна с постановкой вопроса на внеочередном общем собрании собственников в многоквартирном доме, т.к. отсутствие радиаторов вызывает промерзание и отсыревание стен, нарушает надлежащую эксплуатацию лифтового оборудования, что ведет к нарушению эксплуатации дома.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 2, подп. а, б п. 3 Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (ред. от 29.05.2023) "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", "Положением о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации", "Положением об осуществлении контроля за соблюдением исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами") лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).
Лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 29.05.2023) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") общими работами, выполняемыми для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах в т.ч. являются восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу подп. а, б, в, з п. 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ст. 67, 68, 71 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. К таковым относятся, в том числе объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами, и письменные доказательства, коими являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела.
Как указано выше, ответчиком предписание инспекции от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, об устранении нарушений, а именно: отсутствии радиаторов отопления в местах общего пользования на НОМЕР этажах <адрес>, в установленный срок не исполнено, в установленном порядке не обжаловано.
Судом достоверно установлено, что ответчиком на протяжении длительного времени не принимаются меры по обеспечению надлежащего содержания жилого фонда в части содержания общедомового имущества. Отсутствие радиаторов отопления в местах общего пользования на НОМЕР этажах <адрес> ведет к промерзанию и отсыреванию стен, нарушает надлежащую эксплуатацию лифтового оборудования, что ведет к нарушению эксплуатации дома, в результате чего нарушает права и законные интересы жителей многоквартирного дома.
Установленные судом обстоятельства позволяют признать исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, следует обязать НАО «Управдом Фрунзенского района» исполнить предписание инспекции от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, а именно: устранить следующие нарушения:
- отсутствие радиаторов отопления в местах общего пользования на НОМЕР этажах <адрес> в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, государственная пошлина подлежит возмещению ответчиком в бюджет пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, т.е. в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции <адрес>, ОГРН 1057600606612, к НАО «Управдом Фрунзенского района», ОГРН 1127604011072, удовлетворить.
Обязать НАО «Управдом Фрунзенского района» исполнить предписание инспекции от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, а именно: устранить следующие нарушения:
- отсутствие радиаторов отопления в местах общего пользования на НОМЕР этажах <адрес> в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с НАО «Управдом Фрунзенского района» в бюджет государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.Л.Андрианова