Дело № 2-595/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2019 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Шматова С.В.,
при секретаре судебного заседания Астафьеве А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, администрации Волгограда об отмене постановления администрации Волгограда «Об установлении красных линий в Волгограде» в части установления красных линий территорий общего пользования, признании права на бесплатную приватизацию, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к ответчикам Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Департаменту по градостроительству и архитектуре администрации <адрес>, администрации Волгограда об отмене постановления администрации Волгограда «Об установлении красных линий в Волгограде» в части установления красных линий территорий общего пользования, признании права на бесплатную приватизацию, возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ профкомом завода «Красный Октябрь» ФИО4 (мать истца) был выделен дачный участок №а в обществе садоводов «Металлург».
ДД.ММ.ГГГГ протоколом заседания президиума профкома завода «Красный Октябрь» №, данный участок был передан ФИО2 Впоследствии истцом на данном участке был построен садовый домик площадью 30 кв.м.
Постановлением администрации Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ садоводческие участки переданы обществу садоводов «Металлург» в бессрочное (постоянное) пользование.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО «Областная землеустроительная служба» для выполнения работ по межеванию дачного участка №а, расположенного по адресу: <адрес> После межевания данного участка, ему присвоен №а.
Распоряжением Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда №р от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предоставлении в собственность бесплатно земельного участка истцу было отказано. Аналогичный отказ поступил и из Департамента градостроительства и архитектуры администрации Волгограда.
Согласно заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с учетным номером № расположен западнее квартала № в Краснооктябрьском районе на территории общего пользования.
В соответствии с картой функциональных зон Генерального плана Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы №47/1112 от 29 июня 2007 года земельный участок с учетным номером № основной частью расположен в зоне коллективных садов и дач, незначительная часть – в зоне озелененных территорий рекреационного назначения.
В связи с указанными обстоятельствами, истец не может зарегистрировать право собственности на дачный участок и садовый домик.
Просит: отменить Постановление администрации Волгограда №777 от 11 июня 2004 года «Об установлении красных линий в Волгограде» в части установления красных линий территорий общего пользования по отношению к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> с учетным номером №, проектной площадью 661 кв.м. Признать за истцом право на бесплатную приватизацию земельного участка №а и садового домика площадью 30 кв.м., расположенного на данном земельном участке. Обязать администрации Волгограда предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
Истец ФИО2 и его представитель ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просят удовлетворить.
Представитель ответчика департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, представитель ответчика администрации Волгограда ФИО6 в судебном заседании указал, что требования истца незаконны, необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика ДМИ администрации Волгограда о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина не явки суду не известна. До судебного заседания представитель ФИО7 предоставил возражения на исковое заявление истца, в котором просит в удовлетворении исковых требований истца отказать.
Представитель третьего лица СНТ «Металлург» о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина не явки суду не известна.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, находит исковые требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п.8 ст.28 Федерального закона от 21.1.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ установлено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Как установлено статьей 41 ГрК РФ, красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации. При этом полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов, утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 18 ГрК РФ к документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы городских округов.
Пунктом 4 части 3 ст. 23 ГрК РФ установлено, что генеральный план содержит карту функциональных зон поселения или городского округа.
Документы территориального планирования (ч.3 ст.9 ГрК РФ) являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 5 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского Горсовета от 29.06.2005 № 20/362 утверждение Генерального плана Волгограда, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе Генерального плана Волгограда документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Волгоград, являются вопросами местного значения городского округа Волгоград.
Решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112 утвержден Генеральный план Волгограда.
В соответствии с картой функциональных зон Генерального плана Волгограда земельный участок с учетным номером № № основной частью расположен в зоне коллективных садов и дач, незначительная часть - в зоне озелененных территорий рекреационного назначения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденными решением Волгоградской городской Думы №5/115 от 21.12.2018 (далее - Правила землепользования и застройки), земельный участок с учетным номером №а расположен в зоне объектов садоводства и огородничества (СХ 1).
Судом установлено, что земельный участок с учетным номером №а, расположенный по адресу: <адрес> был предоставлен ФИО2 для ведения садоводства в соответствии с протоколом заседания президиума профкома завода «Красный Октябрь». На данном земельном участке истцом был построен садовый домик площадью 30 кв.м.
Распоряжением департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 16.02.2018 № 570р «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (учетный №а) и предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена» в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении бесплатно земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Металлург», участок №, дача №а, с учетным №а, проектной площадью 661 кв.м., для ведения садоводства ФИО1 было отказано на основании п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
По сведениям муниципального банка пространственных данных Волгограда земельный участок с учетным номером № расположен западнее квартала № в Краснооктябрьском районе, на территории общего пользования.
Красные линии территории общего пользования по отношению к данному земельному участку были установлены постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении красных линий в Волгограде».
По данным публичной кадастровой карты Росреестра земельный участок с учетным номером №а не поставлен на государственный кадастровый учет. Соответственно в период установления (корректировки) красных линий информация о данном земельном участке отсутствовала и не могла быть учтена.
Таким образом, постановление администрации Волгограда от 11.06.2004 № 777 «Об установлении красных линий в Волгограде» не может нарушать права и законные интересы истца.
Суд учитывает, что оспариваемое постановление № 777 от 11.06.2004 года вынесено администрацией Волгограда в пределах компетенции, в целях исполнения полномочий, которыми администрация, как орган местного самоуправления, наделена действующим законодательством.
В соответствии со ст.ст. 41, 42, 43 ГрК РФ красные линии, формирующие границы кварталов, устанавливаются (изменяются) посредством разработки проекта планировки территории, а в отдельных случаях (в целях установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования) проектами межевания территории).
Красные линии устанавливаются (корректируются) с учетом: ширины улиц и дорог, которые определяются расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов; состава размещаемых в пределах поперечного профиля улицы элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.); перспектив развития улично-дорожной сети, определенных положениями Генерального плана Волгограда и принятыми в установленном порядке муниципальными программами развития транспортной инфраструктуры.
Утвержденная документация по планировке территории, включающая территорию СНТ «Металлург», отсутствует.
Частью 4 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества (п.5 ч.1.1 ст. 45 ГрК РФ).
Согласно 4.1.2. ст.45 ГрК РФ в случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 39 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского Горсовета от 29.06.2005 № 20/362 установлено, что полномочиями по осуществлению градостроительной деятельности на территории Волгограда, в частности по обеспечению подготовки документации по планировке территории на основании Генерального плана Волгограда, правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решениями Волгоградской городской Думы, наделена администрация Волгограда.
Согласно пункту 1.1 раздела 1 Положения о департаменте по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, утвержденному Решением Волгоградской городской Думы от 11.03.2015 № 26/783 «О переименовании комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда в департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и об утверждении Положения о департаменте по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда» департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (далее - Департамент) является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой политики органов местного самоуправления Волгограда в сферах архитектуры и градостроительной деятельности, наружной рекламы, размещения объектов городской наружной информации на территории Волгограда.
В соответствии с вышеуказанным Положением департамент осуществляет, в том числе, следующие полномочия: обеспечивает подготовку проекта Генерального плана Волгограда и изменений в него, проекта Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград и изменений в них, местных нормативов градостроительного проектирования и изменений в них (п.2.1.2 раздела 2 Положения); принимает решения о подготовке, осуществляет проверку на соответствие требованиям Градостроительного кодекса, Российской Федерации и представление на утверждение документации по планировке территории Волгограда (п.2.1.3 раздела 2 Положения); согласовывает от имени администрации Волгограда проекты документов территориального планирования Волгоградской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (п.2.1.5. раздела 2 Положения).
Решением Волгоградской городской Думы от 21.12.2018 № 5/117 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории городского округа город-герой Волгоград и Порядка принятия решения об утверждении документации по планировке территории городского округа город-герой Волгоград» утверждены Порядок подготовки документации по планировке территории городского округа город-герой Волгоград и Порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории городского округа город-герой Волгоград.
Принятие решения о подготовке документации по планировке территории осуществляется в рамках предоставления департаментом муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, подготовленной на основании заявлений физических или юридических лиц», утвержденном постановлением администрации Волгограда от 11.01.2019 № 21 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, подготовленной на основании заявлении физических или юридических лиц».
Утверждение документации по планировке территории осуществляется в рамках предоставления департаментом муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом «Утверждение документации по планировке территории на основании заявлений физических или юридических лиц», утвержденным постановлением администрации Волгограда от 11.01.2019 № 22 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение документации по планировке территории на основании заявлений физических или юридических лиц».
До вступления в силу постановлений администрации Волгограда №№ 21 и 22 от 21.01.2019 департамент осуществлял принятие решения о подготовке и утверждении документации по планировке территории в соответствии с Порядком подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений администрации Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 05.02.2014 № 10/225 «Об установлении Порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений администрации Волгограда».
Вместе с тем, ни истец, ни СНТ «Металлург» в установленном законом порядке за получением вышеуказанных муниципальных услуг в департамент не обращались.
Таким образом, оспариваемое постановление администрации Волгограда от 11.06.2004 № 777 «Об установлении красных линий в Волгограде», соответствует действующему законодательству и принято с соблюдением предоставленных администрации Волгограда полномочий, статьей 39 Устава города-героя Волгограда.
При этом, истцом не доказано несоответствие оспариваемого постановления закону или иным нормативным правовым актам, а также нарушение его прав и законных интересов принятием указанного постановления.
При таких обстоятельствах, суд полагает что требования ФИО2 об отмене Постановления администрации Волгограда №777 от 11 июня 2004 года «Об установлении красных линий в Волгограде» в части установления красных линий территорий общего пользования по отношению к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> с учетным номером №, проектной площадью 661 кв.м. удовлетворению не подлежат.
Материалами дела установлено и подтверждается истцом, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с учетным номером 2-1-4-4-1-540а, проектной площадью 661 кв.м., частично расположен на землях общего пользования.
Действующее законодательство не предусматривает возможность передачи в собственность граждан участков из земель общего пользования.
С учетом изложенного требования истца о признании за ним права на бесплатную приватизацию земельного участка №а и садового домика площадью 30 кв.м., расположенного на данном земельном участке, возложении обязанности на администрацию Волгограда предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с учетным номером №, проектной площадью 661 кв.м. – удовлетворению не подлежат.
При этом, изложенное не лишает истца права на обращение в установленном законом порядке в Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с заявлением о получении муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом «Утверждение документации по планировке территории на основании заявлений физических или юридических лиц».
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л:
Иск ФИО2 к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Департаменту по градостроительству и архитектуре администрации города Волгограда, администрации Волгограда об отмене постановления администрации Волгограда «Об установлении красных линий в Волгограде», в части установления красных линий территорий общего пользования, признании права на бесплатную приватизацию, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.
Мотивированное решение составлено машинописным текстом с использованием технических средств 08 апреля 2019 года.
Судья: С.В. Шматов