ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3899/18 от 15.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2-91/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2019 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Данилина Е.М.,

при секретаре судебного заседания Тябуковой В.В.

с участием представителя истцов Плешковой Н.Н., Шнайдер М.Г., третьего лица ООО «Наш Дом» – Трофимова Н.М.,

представителей ответчика ООО «УК «Олимп» Ялялиева Р.Н., Лялькина И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шнайдер Марины Генриховны, Плешковой Надежды Николаевны, Козеличкиной Алевтины Александровны, Дмитрук Николая Юрьевича к Администрации г. Чебоксары и ООО «УК «Олимп» о признании незаконными действий по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации, признании недействительными результаты конкурса,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Администрации г. Чебоксары ООО «УК «Олимп» с требованиями, с учетом уточнения иска, о признании незаконными действий администрации г. Чебоксары по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: адрес признании недействительными результатов проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным жилым домом, расположенным по вышеуказанному адресу.

Исковое заявление мотивировано тем, что дата собственникам помещений многоквартирного адрес стало известно о проведении дата Администрацией г. Чебоксары конкурса по выбору управляющей компании на право заключения договора управления многоквартирным жилым домом адрес. По итогам конкурса победила управляющая компания ООО «УК Олимп». Данная организация им неизвестна. Предложена собственникам не была, о проведении данного конкурса Администрацией адрес их не известила. Собрание о выборе управляющей компании ООО «УК Олимп» в данном доме не проводилось.

На день подачи иска многоквартирный адрес обслуживают: ООО «Наш дом» (подъезды № 1-2), ТСЖ «Юность» (подъезды 3-5), ТСЖ «Веста» (подъезд № 6).

Ссылаясь на положения ст. 162 ЖК РФ, а также п. 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, п. 39 Постановления № 75 указывает, что в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Сведения о способе управления многоквартирным жилым домом размещены на официальном сайте органов власти – Портал ЖКХ Чувашии.

К моменту объявления открытого конкурса, Администрация г. Чебоксары была уведомлена о том, что по спорному дому, собственниками домов выбран способ управления МКД – управление подъездами № 1-2 управляющей организацией ООО «Наш Дом», подъездами 3-5 ТСЖ «Юность», подъездами 6 ТСЖ «Вест», заключены договоры управления с указанными организациями, то есть принятое решение о выборе способа управления была реализовано. Данное обстоятельство администрацией г. Чебоксары принято во внимание не было.

Согласно конкурсной документации, организатором спорного конкурса выступает Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары. Однако, в соответствии с п. 2 Правил № 75, организатором конкурса является орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс. Соответственно, обязанность по проведению открытого конкурса по выбору управляющей компании возложена законом на администрацию г. Чебоксары, так как указанное выше учреждение не является непосредственным органом местного самоуправления, а лишь отраслевой орган администрации г. Чебоксары, входящим в ее общую структуру.

В нарушение п. 40 правил № 75, уведомление собственников о дате проведения конкурса путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме не позднее чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, администрацией г. Чебоксары размещено не было. В результате чего собственники были лишены возможности до даты проведения конкурса принять самостоятельное решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Изложенное также является основанием для признания недействительными результатов конкурса.

Указывают, что как только собственникам стало известно о факте проведения спорного конкурса, ими сразу же был выбран способ управления многоквартирным домом. Общее собрание о выборе единой управляющей компании состоялось в период с дата по дата. Из протокола от дата следует, что по вопросу ----- повестки дня, собственники помещений решили выбрать ООО «Наш дом» в качестве управляющей организации с дата. Данное решение никем оспорено не было и недействительным не признано. Однако, внесение сведений о том, что управление домов осуществляет ООО «Наш дом» не представилось возможным ввиду того, что дом находится в управлении ООО «УК Олимп».

Изложенное, нарушает их права собственников жилых помещений, в связи с чем, заявляют вышеуказанные требования.

В судебном заседании представитель истцов Плешковой Н.Н., Шнайдер М.Г., третьего лица ООО «Наш Дом» – Трофимов Н.М. иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представители ответчика ООО «УК «Олимп» Ялялиев Р.Н., Лялькин И.П. иск не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 178-179 т. 1).

Представитель ответчика администрации г. Чебоксары не явился, представив отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Истцы Козеличкина А.А., Дмитрук Н.Ю., представители третьих лиц ТСЖ «Вест», ТСЖ «Юность», ООО «УК «Юность», Госжилинспекции по ЧР, Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (Часть 3 ст. 161 ЖК РФ).

Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (Часть 4 ст. 161 ЖК РФ).

Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении (часть 4.1ст. 161 ЖК РФ).

Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 5 ст. 161 ЖК РФ).

Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 6 ст. 161 ЖК РФ).

Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 (далее – Правила).

3. Конкурс проводится, если:

1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:

собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:

большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;

4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Пунктом 39 Правил установлено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом и реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Из материалов дела следует, истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в адрес.

дата Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары, организатором конкурса, в соответствии с частью 4 ст. 161 ЖК РФ был объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом адрес

дата Администрацией адрес проведен конкурс по выбору управляющей компании на право заключения договора управления многоквартирным жилым домом адрес. На заседании конкурсной комиссии дата по отбору управляющей организации для управления вышеуказанным многоквартирным домом ООО «УК Олимп» признано победителем конкурса.

Основанием для проведения конкурса как следует из материалов дела явилось то, что собственниками помещений указанного многоквартирного дома не был выбран предусмотренный законом способ управления МКД. Так, управление подъездами №1-2 осуществлялось ООО «Наш Дом», подъездами №3-5 – ТСЖ «Юность», подъездом №6 – ТСЖ «Вест».

Частью 9 ст. 161 ЖК РФ установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ части 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации выступают элементами целостного правового механизма, обеспечивающего надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (фактически здания многоквартирного дома), а также предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, направлены на защиту прав и интересов последних (определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 3218-О от 20.12.2018 N 3219-О).

Таким образом, в силу требований действующего законодательства собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, и многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В силу ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года (часть 1 ст. 18).

Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 ст. 18).

При этом действующее законодательство не содержит никаких положений, позволяющих сделать вывод, что установленный ч. 1 ст. 18 Вводного закона срок является пресекательным, и по истечение него не подлежат применению положения ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.

С учетом изложенного доводы Истцов о том, что собственниками помещение в МКД адрес был выбран способ управления многоквартирным домом, при котором разные подъезды дома управлялись различными организациями являются необоснованными, поскольку такой способ управления не предусмотрен действующим законодательством.

Истцами приводятся доводы о том, что в дата года собственниками помещений в МКД была выбрана единая управляющая организация ООО «Наш Дом».

Действительно, как следует из материалов дела в период с дата по дата состоялось внеочередное общее собрание многоквартирного жилого адрес в форме очно-заочного голосования, результаты которого оформлены протоколом от дата.

На повестку дня, в том числе был поставлен вопрос о выборе управляющей организации по управлению многоквартирным домом адрес – ООО «Наш дом» с дата (п. 3 Повестки).

По указанному вопросу принято решения: избрать управляющую организацию по управлению многоквартирным домом адрес ООО «Наш дом» с дата, за что «за» проголосовало ------ %.

Вместе с тем, указанное собрание состоялось после проведения оспариваемого конкурса и в силу п. 39 Правил никаким образом не могло являться основанием для не проведения конкурса.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года.

Согласно части 8 статьи 162 Кодекса изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В силу части 8.1. данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

При таких обстоятельствах, принятое после проведение конкурса решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе способа управления МКД, не является основанием для признания результатов конкурса недействительными. Действующий законодательством предусмотрен иной механизм реализации прав собственников помещений МКД на изменение способа управления МКД или выбор иной управляющей организации (ст. 162 ЖК РФ).

Истцами приводятся доводы о нарушениях процедуры организации или проведения конкурса, допущенных при проведении конкурса, в частности, нарушениях п. 2, 40 Правил.

В силу п. 5 Правил нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.

Согласно п. 32 Правил информация о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт).

В соответствии с п. 40 Правил не позднее чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе организатор конкурса обязан уведомить о дате проведения конкурса всех собственников помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах) путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте.

Допрошенные в качестве свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11 показали, что не знали о проведении оспариваемого конкурса, объявлений не видели.

Как следует из материалов дела, информация о проведении конкурса в соответствии с пунктом 32 Правил была размещена организатором конкурса на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru.

Доказательств размещения во всех подъездах многоквартирного дома соответствующих объявлений ответчиками не представлено.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, информация о проведении конкурса была размещена на официальном сайте управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары, а также на объявлении около 6 подъезда дома, что следует из представленной ответчиком фотографии.

Кроме того, о проведении конкурса собственникам помещений в МКД должно было быть известно из ответов на обращения от органов местного самоуправления от дата (л.д. 34), от дата (л.д.48).

При таких обстоятельствах, формальное нарушение требований п. 40 Правил не является существенным и не влечет незаконность результатов конкурса.

Согласно п. 2 Правил "организатор конкурса" - орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс.

Как следует из материалов дела, организатором конкурсам выступило Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1).

В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (пункт 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В силу ст. 23 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики в структуру органов местного самоуправления города Чебоксары входят:

1) глава города Чебоксары;

2) представительный орган города Чебоксары - Чебоксарское городское Собрание депутатов;

3) контрольный орган города Чебоксары - контрольно-счетная палата;

4) исполнительно-распорядительный орган города Чебоксары - администрация города Чебоксары;

Согласно ст. 41 Устава администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики.

Структуру администрации города Чебоксары составляют глава администрации города Чебоксары, его заместители, структурные подразделения администрации города Чебоксары.

В общую структуру администрации города Чебоксары также входят:

территориальные органы администрации города Чебоксары;

функциональные органы администрации города Чебоксары;

отраслевые органы администрации города Чебоксары.

Статьей 47 Устава управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары отнесено к отраслевым органам администрации города Чебоксары.

С учетом изложенного, доводы Истцов о нарушении п. 2 Правил при проведении конкурса являются необоснованными.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Шнайдер Марины Генриховны, Плешковой Надежды Николаевны, Козеличкиной Алевтины Александровны, Дмитрук Николая Юрьевича к Администрации г. Чебоксары и ООО «УК «Олимп» о признании незаконными действий по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: адрес, признании недействительными результатов проведенного открытого конкурса от дата по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресуадрес – отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято дата.

Судья Е.М. Данилин