ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-389/16 от 18.05.2016 Хорольского районного суда (Приморский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Хороль 18 мая 2016 года

дело № 2-389/2016

Хорольский районный суд Приморского края

в составе: председательствующего: судьи О.В. Рыпчука,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Г. Жижка,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску администрации Хорольского муниципального района Приморского края

к Жовтяку Евгению Петровичу, Жовтяк Вите Сергеевне, Жовтяку Руслану Евгеньевичу, Жовтяк Екатерине Евгеньевне, администрации Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края

о признании недействительной сделкой договор социального найма жилого помещения, о признании незаконными решения жилищной комиссии и постановления,

при участии: от истца – Мусавирова Е.Т. (паспорт, доверенность);

ответчиков граждан – Жовтяка Е.П. (паспорт гражданина Украины), Жовтяк В.С. (паспорт гражданина Украины), представителя ответчиков Жовтяк С.А. (паспорт), Жовтяк Р.Е. и Жовтяк Е.Е. – неявка (извещены),

от администрации Хорольского сельского поселения – Бойко Д.В. (паспорт, доверенность);

от прокурора Хорольского района – старшего помощника Клименко И.В. (служебное удостоверение),

УСТАНОВИЛ:

Администрация Хорольского муниципального района Приморского края (далее – истец) обратилась в Хорольский районный суд Приморского края с иском к Жовтяку Евгению Петровичу, Жовтяк Вите Сергеевне, Жовтяку Руслану Евгеньевичу, Жовтяк Екатерине Евгеньевне о признании недействительной сделкой договора №1 от 18.12.2014 социального найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Исковые требования основаны на ст.ст.168 (ч.2), 304 ГК РФ, ст.179 (ч.1) Бюджетного кодекса Российской Федерации ст.ст.95, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации. В обоснование своих требований истец указывает, что оспариваемой сделкой муниципальное жилое помещение маневренного фонда передано не по назначению, в полномочия представительного органа местного самоуправления не относится вопрос по утверждению муниципальных программ. Кроме того, истец полагает, что при обращении в администрацию Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края Жовтяк Евгений Петрович не представил надлежащий пакет документов, как участник программы переселения соотечественников.

До принятия судом решения по существу спора истец дополнил исковые требования и просил также признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Хорольского сельского поселения, оформленное в п.4 главы 4 протокола №12 заседания комиссии от 17.12.2014 о предоставлении Жовтяк Евгению Петровичу жилого помещения из маневренного жилищного фонда администрации Хорольского сельского поселения, расположенное по адресу: <адрес> пункт 3 постановления администрации Хорольского сельского поселения от 29.12.2014 №179 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, найма служебного жилого помещения, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о предоставлении жилого помещения из маневренного жилого фонда администрации Хорольского сельского поселения».

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования (с учетом дополнений) в полном объеме. Указал, что ему известен процессуальный порядок оспаривания ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, настаивал на рассмотрении дополненных требований в рамках настоящего дела. Считает, что оспариваемое решение жилищной комиссии имеет самостоятельные юридические последствия.

Ответчики Жовтяк Е.П., Жовтяк В.С. и их представитель Жовтяк С.А. по существу заявленных истцом требований возразили, считают их необоснованными. Жовтяк Е.П. представил свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, серии СС - №00280094 от 04.05.20015 сроком действия до 04.05.2018, выданное Управлением Федеральной миграционной службы по Приморскому краю. Кроме того, Жовтяк Е.П., Жовтяк В.С. пояснили, что иного жилья, пригодного для проживания, кроме переданного им во временное пользование по договору №1 от 18.12.2014, в настоящее время не имеют. Однако, к ноябрю 2016 года готовы добровольно его покинуть.

Ответчик администрация Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края в лице своего представителя по существу заявленных требований возразил, указал, что договор социального найма заключен администрацией в рамках своих полномочий, как собственником муниципального жилищного фонда. В договор заключен в период действия муниципальной программы переселения соотечественников с лицом, отвечающим требованиям участника программы.

Прокурор Хорольского района в лице старшего помощника прокурора Клименко И.В. в своем заключении по существу заявленных районной администрацией исковых требований также возразил. Полагает, что нарушений действующего законодательства при заключении оспариваемого договора не имелось.

Ответчики несовершеннолетние Жовтяк Р.Е. и Жовтяк Е.Е. в судебное заседание не явились. Учитывая наличие в материалах дела доказательств их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела, а также присутствие в судебном заседании их законных представителей, суд считает возможным рассмотреть дела в их отсутствие.

Исследовав в порядке ст.67 ГПК РФ исковое заявление и представленные в материалы дела доказательства, заслушав доводы и возражения сторон, заключение прокурора, суд пришел к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.

Согласно п.3 ч.1 ст.92, п.4 ст.95 ЖК РФ жилые помещение маневренного фонда относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и предназначены для временного проживания граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 №637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» утверждена «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (далее – Государственная программа).

Участником Государственной программы является соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в федеральной госпрограмме является свидетельство участника программы установленного Правительством Российской Федерации образца. Членами семьи участника федеральной госпрограммы являются лица, переселяющиеся совместно с участником госпрограммы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию: супруга (супруг); дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством); дети супруги (супруга) участника госпрограммы.

В соответствии с разделом VIII Государственной программы субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками госпрограммы и членами их семей. Территории вселения участники госпрограммы выбирают добровольно с учетом предоставляемых в рамках федеральной и региональных госпрограмм переселения гарантий, социальной поддержки, а также условий проживания.

Согласно п.52 Государственной программы региональная программа переселения должна содержать мероприятия по содействию в жилищном обустройстве участников госпрограммы и членов их семей, включая выделение переселенцам жилых помещений для временного размещения, обеспечение жилыми помещениями для временного размещения или компенсацию найма жилья на срок не менее шести месяцев либо осуществление иных мероприятий.

На территории Приморского края в рамках государственной программы Приморского края «Содействие занятости населения Приморского края на 2013 - 2017 годы», утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 07.12.20012 №384-па, действует подпрограмма «Об оказании содействия добровольному переселению в Приморский край соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013 - 2017 годы (далее – программа Приморского края). Программа Приморского края также предусматривает мероприятия по предоставлению участникам Госпрограммы дополнительных гарантий и мер социальной поддержки, в том числе с предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве.

Администрации муниципальных районов Приморского края, включая администрацию Хорольского муниципального района, являются соисполнителями региональной госпрограммы Приморского края в проекте переселения «Муниципальные районы» (Приложение №1 к подпрограмме «Об оказании содействия добровольному переселению в Приморский край соотечественников, проживающих за рубежом»).

Дополнительные социальные льготы участникам Государственной программы, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 №637, на муниципальном уровне Хорольского района не предусмотрены. Решением муниципального комитета Хорольского сельского поселения №210 от 25.11.2014 утверждена муниципальная программа «По оказанию содействия добровольному переселению в Хорольское сельское поселение соотечественников, проживающих за рубежом». Муниципальная программа предусматривала, в том числе право участника муниципальной программы и членов его семьи при переселении на постоянное место жительства в Российскую федерацию на получение жилых помещений для временного проживания на срок не более трех лет из маневренного жилищного фонда Хорольского сельского поселения.

Из системного толкования положений ст.92, 95 ЖК РФ, Государственной и региональной программ переселения соотечественников, следует, что передача по договору социального найма жилого помещения на основании муниципальной программы из маневренного жилищного фонда во временное владение и пользование соотечественнику, являющемуся участнику Государственной программы добровольного переселения, является законной. Возможность предоставления участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, жилых помещений для временного проживания из маневренного жилищного фонда, предусмотренная муниципальной программой, законодательству, как федерального, так и регионального уровней не противоречит.

Жовтяк Евгений Петрович 12.05.1983 года рождения является гражданином Украины, имеющим разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации с 30.09.2014 по 30.09.2017. Также Жовтяк Е.П. является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, о чем Управлением Федеральной миграционной службы по Приморскому краю ему выдано свидетельство серии СС - №00280094 от 04.05.2015 сроком действия до 04.05.2018. Следовательно, Жовтяк Е.П. и члены его семьи (Жовтяк В.С., Жовтяк Р.Е., Жовтяк Е.Е.) имеют право на получение дополнительных гарантий и мер социальной поддержки, в том числе с предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве.

На основании ч.1 и ч.5 ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения, одна сторона - собственник жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный государственный орган власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Основанием для предоставления специализированных жилых помещений для временного проживания отдельных категорий граждан являются решения собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц (п.1 ст.99 ЖК РФ).

Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Хорольского сельского поселения, оформленном в п.6.1 протокола заседания комиссии №11 от 19.11.2014, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> включено в категорию маневренного жилищного фонда.

Комиссией по жилищным вопросам при администрации Хорольского сельского поселения 17.12.2014 принято решение, оформленное в п.4 главы 4 протокола №12 заседания комиссии, о предоставлении Жовтяк Евгению Петровичу жилого помещения из маневренного жилищного фонда администрации Хорольского сельского поселения, расположенное по адресу: <адрес>.

Между администрацией Хорольского сельского поселения (наймодатель) и Жовтяк Е.П. (наниматель) заключен договор №1 от 18.12.2014 найма жилого помещения из маневренного фонда администрации Хорольского сельского поселения. По условиям данного договора наймодатель обязался передать нанимателю и членам его семьи (Жовтяк В.С., Жовтяк Р.Е. и Жовтяк Е.Е.) за плату во временное владение и пользование из маневренного жилищного фонда, находящееся в муниципальной собственности жилое помещение общей площадью 60,2кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

В пункте 2 договора указано, что жилое помещение предоставляется в связи с программой, утвержденной решением муниципального комитета Хорольского сельского поселения №210 от 25.11.2014.

На основании п.3 постановления администрации Хорольского сельского поселения от 29.12.2014 №179 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, найма служебного жилого помещения, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о предоставлении жилого помещения из маневренного жилого фонда администрации Хорольского сельского поселения» Жовтяк Е.П. включен в список граждан на получение жилых помещений из маневренного жилищного фонда администрации Хорольского сельского поселения.

Решением муниципального комитета Хорольского сельского поселения №33 от 29.02.2016 решение муниципального комитета Хорольского сельского поселения №210 от 25.11.2014 «Об утверждении муниципальной программы «По оказанию содействия добровольному переселению в Хорольское сельское поселение соотечественников, проживающих за рубежом» отменено.

Таким образом, в период с 25.11.2014 по 29.02.2016 на территории Хорольского сельского поселения действовала муниципальная программа «По оказанию содействия добровольному переселению в Хорольское сельское поселение соотечественников, проживающих за рубежом».

Администрация Хорольского муниципального района Приморского края в силу ст.5 Закон Приморского края от 06.03.2015 №580-КЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями Хорольского муниципального района и Хорольским муниципальным районом» является правопреемником администрации Хорольского сельского поселения по обязательствам собственника муниципального имущества, полученного во исполнение названного краевого закона. В судебном заседании представитель районной администрации данное обстоятельство подтвердил.

Письмом №1180 от 14.03.2016 администрация Хорольского муниципального района направила в адрес Жовтяк Е.П. предупреждение о необходимости в срок до 18.04.2016 освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а также сняться с регистрационного учета по указанному адресу. Неисполнение Жовтяк Е.П. требования районной администрации о выселении послужило основанием для ее обращения в суд с настоящим иском.

В соответствии с п.2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо п.3 ст.166 ГК РФ.

Согласно ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Лицу, обратившемуся с исковыми требованиями о признании недействительной сделки, надлежит документально доказать и нормативно обосновать требования какого именно закона или иного акта нарушает оспариваемая сделка либо посягает на права и законные интересы иных лиц.

Как следует из материалов дела, предоставляя спорное жилое помещение во временное владение Жовтяк Е.П. и членам его семьи, администрация Хорольского сельского поселения действовала на основании решения комиссии по жилищным вопросам при администрации Хорольского сельского поселения от 17.12.2014, оформленного в п.4 главы 4 протокола №12 заседания комиссии, что соотносится с п.1 ст.99 ЖК РФ. Квартира являлась муниципальной собственностью Хорольского сельского поселения, входила в маневренный жилищный фонд. Распоряжение жилым помещением, входящим в маневренный жилищный фонд, входило в круг вопросов местного значения сельского поселения (п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 27.05.2014 №136-ФЗ, действовавшей на дату заключения оспариваемой сделки).

У суда отсутствуют основания считать, что Хорольское сельское поселение было не вправе принимать муниципальную программу, устанавливающую участникам Государственной программы льготы и социальные гарантии дополнительные к предусмотренным указом Президента Российской Федерации и постановлением администрации Приморского края.

Фактически в рамках настоящего дела администрация Хорольского муниципального района Приморского края возлагает на Жовтяк Е.П. и членов его семьи ответственность, за несоблюдение администрацией Хорольского сельского поселения порядка принятия муниципальных программ, за неточность изложенных в ее тексте формулировок и определений. Вместе с тем, муниципальная программа «По оказанию содействия добровольному переселению в Хорольское сельское поселение соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденная решением муниципального комитета Хорольского сельского поселения №210 от 25.11.2014, подписана Главой Хорольского сельского поселения С.А. Жовтяк, что соотносится с требованием ч.1 ст.179 БК РФ.

Согласно положению ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Из материалов дела суд усматривает нарушение последовательности совершения юридически значимых действий при заключении сельской администрацией с Жовтяк Е.П. договора социального найма. Так, договор социального найма №1 был заключен 18.12.2014. Жовтяк Е.П. включен в список (очередь) граждан на получение жилых помещений из маневренного жилищного фонда администрации Хорольского сельского поселения 29.12.2014. Статус участника Государственной программы добровольного переселения соотечественников Жовтяк Е.П. приобрел 04.05.2015.

Однако, данное обстоятельство не может быть признано судом, в качестве основания для лишения Жовтяк Е.П. жилища. Договор социального найма заключен с ним на законных основаниях. Оснований для признания указанного договора ничтожной сделкой и применения последствий ничтожной сделки в виде двусторонней реституции, суд не усматривает.

Решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Хорольского сельского поселения, оформленное в п.4 главы 4 протокола №12 заседания комиссии от 17.12.2014, п.3 постановления администрации Хорольского муниципального района Приморского края от 29.12.2014 №176 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, найма служебного жилого помещения, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о предоставлении жилого помещения из маневренного жилого фонда администрации Хорольского сельского поселения» не имеют самостоятельных юридических последствий при наличии заключенного договора социального найма. Доводы истца о незаконности указанных ненормативных актов органов местного самоуправление могут быть приняты судом во внимание в качестве оснований для признания договора социального найма недействительной сделкой. Однако, самостоятельных доводов, отличных от ранее заявленных, в подтверждение дополнительных требований истец не представил.

Таким образом, суд не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований администрации Хорольского муниципального района Приморского края.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований администрации Хорольского муниципального района Приморского края к Жовтяку Евгению Петровичу, Жовтяк Вите Сергеевне, Жовтяку Руслану Евгеньевичу, Жовтяк Екатерине Евгеньевне и к администрации Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края о признании недействительной сделкой договор №1 от 18.12.2014 социального найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации Хорольского сельского поселения, оформленное в пункте 4 главы 4 протокола №12 заседания комиссии от 17.12.2014, о предоставлении Жовтяку Евгению Петровичу жилого помещения из маневренного жилищного фонда и о признании незаконным пункта 3 постановления администрации Хорольского муниципального района Приморского края от 29.12.2014 №176 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, найма служебного жилого помещения, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о предоставлении жилого помещения из маневренного жилого фонда администрации Хорольского сельского поселения».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Хорольский районный суд Приморского края.

Судья О.В. Рыпчук

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 18.05.2016. Полный текст изготовлен 20.05.2016.

Судья О.В. Рыпчук