ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-389/18 от 06.12.2018 Мариинско-посадского районного суда (Чувашская Республика)

дело № 2-389/2018

Решение

именем Российской Федерации

Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Мальчугина А.Н.

при секретаре Красильниковой Е.Ю.,

с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО2, ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО1 к ФИО3 о понуждении провести ремонт,

установил:

ФИО1, ФИО4 обратились в суд с иском к ФИО3 о понуждении до 01.10.2019г. произвести капитальный ремонт, предварительно уведомив за 2 месяца до начала работ, фундамента, несущих наружных стен, замену кровли, расположенных на площади, принадлежащей ответчику на праве собственности, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, не включая площади пристроенных помещений, о взыскании расходов на юридические услуги.

Иск мотивирован тем, что ФИО1 и ФИО4, являются в 1/2 доле собственниками квартиры , расположенной по адресу: <адрес>. Дом блочной застройки. Квартира , расположенная в этом же доме, принадлежит ответчику ФИО3 Жилой дом, в котором находятся квартиры, построен в 1926 году. Фундамент дома сплошной, кирпичный, наружные стены представляют собой бревенчатый сруб пятистенный. В смежной стене, разделяющей квартиры, при строительстве дома был предусмотрен дверной проем, который в последующем был заделан деревянными брусьями и обшит листами древесноволокнистой плиты. В настоящее время общий износ всего жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 55 %. Особенно в неудовлетворительном техническом состоянии находятся фундамент дома, наружные несущие стены, кровельное железо. Указанное техническое состояние элементов дома подтверждается данными, указанными в техническом паспорте на кв. данного жилого дома. Из данных, указанных в приложении технического паспорта, следует, что процент износа составляет: по фундаменту 55%, по наружным и внутренним капитальным стенам 60%, по крыше 60%. Это свидетельствует о том, что жилой дом находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитального ремонта фундамента, наружных стен, замены кровли. Истцы готовы участвовать в проведении капитального ремонта дома, они неоднократно предлагали ответчику провести капитальный ремонт дома, но он отказывался. 10.09.2018г. ФИО1 направила ФИО3 заказным письмом с уведомлением предложение о проведении совместными усилиями капитального ремонта дома, до настоящего времени ответчик не ответил. В связи с тем, что дом, в котором расположена квартира истцов, отнесен к жилым домам блочной постройки, он не включен в республиканскую программу капитального ремонта. Вследствие этого, проведение капитального ремонта возлагается на самих собственников жилья. Игнорирование ответчиком предложений истцов о проведении совместного капитального ремонта нарушает жилищные права истцов, предусмотренные ст.1 ЖК РФ, на безопасность проживания.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 иск поддержали по изложенным в нем основаниям.

ФИО4, представитель администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики ФИО, в суд не явились, представив заявления о рассмотрении дела без их участия.

ФИО3 иск не признал. Пояснил, что у него отсутствуют денежные средства на ремонт дома. В настоящее время он предпринимает меры к продаже своей квартиры, так как у него есть другое жилье.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО4 и ФИО1 принадлежит по 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Данный дом согласно техническому паспорту дома является двухквартирным. Собственником квартиры в доме является ответчик ФИО3

Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

Согласно ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются: факт принятия собственниками в установленном порядке решения о капитальном ремонте дома, факт нахождения многоквартирного дома в состоянии, требующем его капитального ремонта, либо сноса, и факт неисполнения ответчиком как собственником жилого помещения в доме обязанности по проведению капитального ремонта дома, в ситуации, когда это может привести к непоправимому ущербу для одного из собственников или иных лиц.

Из объяснений сторон следует, что решение о проведении капитального ремонта дома собственниками не принято.

При этом суд учитывает, что необходимость проведения капитального ремонта должна определяться в каждом конкретном случае с учетом фактического технического состояния здания и его элементов, а само по себе истечение нормативных или рекомендуемых сроков эксплуатации тех или иных элементов не характеризует фактическое состояние конструкций дома с точки зрения их реального физического износа и возможности дальнейшей эксплуатации.

В силу п.п. 1, 2, 6, 7, 42, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В случае признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома (жилых помещений в нем непригодными для проживания) в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о его вводе в эксплуатацию по причинам, не связанным со стихийными бедствиями и иными обстоятельствами непреодолимой силы, решение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, направляется в 5-дневный срок в органы прокуратуры для решения вопроса о принятии мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учетом содержания заявленных требований бремя доказывания нуждаемости жилого дома в капитальном ремонте лежит на истцах. Судом истцам предлагалось представить соответствующие доказательства, однако таких доказательств представлено не было. По утверждению ФИО1 в орган местного самоуправления за обследованием жилого дома Межведомственной комиссией она не обращалась, от проведения строительно-технической экспертизы сторона истца отказалась.

Доводы ФИО1 и ее представителя о том, что состояние дома подтверждается техническим паспортом, суд признает несостоятельными, поскольку техническая инвентаризация в соответствии с Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятыми Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991, представляет собой систему сбора, обработки, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении, техническом состоянии, стоимости и принадлежности объектов на основе результатов периодических обследований в натуре. Физический износ как показатель утраты части качества объекта количественно выражается в сумме затрат на его восстановление (ремонт) до первоначального состояния.

То есть данный документ не устанавливает факт нахождения многоквартирного дома в состоянии, требующем его капитального ремонта, либо сноса.

Таким образом, истцами не доказан факт нахождения многоквартирного дома в состоянии, требующем его капитального ремонта, либо сноса, и факт неисполнения ответчиком как собственником жилого помещения в доме обязанности по проведению капитального ремонта дома, в ситуации, когда это может привести к непоправимому ущербу для одного из собственников или иных лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что права ФИО1, ФИО4 ответчиком не нарушены, в удовлетворении их иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска ФИО4, ФИО1 к ФИО3 о понуждении до 01.10.2019г. произвести капитальный ремонт, предварительно уведомив за 2 месяца до начала работ, фундамента, несущих наружных стен, замену кровли, расположенных на площади, принадлежащей ответчику на праве собственности, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, не включая площади пристроенных помещений, о взыскании расходов на юридические услуги, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий А.Н. Мальчугин

мотивированное решение изготовлено 10.12.2018г.