ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-389/2013 от 31.10.2013 Дновского районного суда (Псковская область)

                               Дело № 2-389/2013 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

дд.мм.гг. г. Дно Псковской области

    Дновский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Русаковой О.С.,

при секретаре Григорьевой З.В.,

с участием прокурора Дновского района Псковской области Будариной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дновского района Псковской области о признании недействующим постановления Администрации Дновского района от 15 августа 2013 года № 566 «Об установлении степени благоустроенности жилых помещений в муниципальном образовании «Дновский район»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дновского района обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации Дновского района от 15 августа 2013 года № 566 «Об установлении степени благоустроенности жилых помещений в муниципальном образовании «Дновский район» в части признания благоустроенными жилых помещений, оборудованных индивидуальными отопительными приборами на газовом топливе и обеспеченных горячим водоснабжением независимо от его источника. В обоснование иска указано, что названным постановлением установлена степень благоустроенности жилых помещений применительно к условиям муниципального образовании «Дновский район»: к благоустроенным отнесены помещения, находящиеся в здании капитального типа, отвечающие санитарным и техническим требованиям и имеющие электроснабжение, отопление (централизованное либо с использованием индивидуальных отопительных приборов на газовом топливе, электроотопление), холодное водоснабжение, горячее водоснабжение независимо от его источника (централизованное, газовое, дровяной водонагреватель) и канализацию.

При этом в соответствии со ст. 15 ЖК Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам нормам, иным требованиям законодательства). Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, и статьей 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома определяется как качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем. При этом под внутридомовыми инженерными системами понимаются являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячем водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

Таким образом, постановление Администрации Дновского района от 15 августа 2013 года № 566, по мнению прокурора, не соответствует требованиям законодательства, а именно: указание об использовании индивидуальных отопительных приборов на газовом топливе, электроотопление, холодное водоснабжение независимо от его источника (газовый, электрический, дровяной водонагреватель), является незаконным, ущемляет права неопределенного круга лиц, проживающих и зарегистрированных на территории муниципального образования «Дновский район».

Прокурор Дновского района просил суд признать постановление Администрации Дновского района от 15 августа 2013 года № 566, исключив из него указание о признании благоустроенными жилых помещений, где используются индивидуальные отопительные приборы на газовом топливе, электороотопление, а также с горячим водоснабжением от газового, электрического, дровяного водонагревателя.

В ходе производства по делу прокурор Дновского района Бударина О.В. заявленные требования изменила, просила признать оспариваемое постановление недействующим в целом, поскольку фактически оно степень благоустройства жилых помещений применительно к установлению и применению нормативов потребления коммунальных услуг не определяет, относя к благоустроенным все жилые помещения, обеспеченные холодным водоснабжением, горячим водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, отоплением, независимо оттого, осуществляется ли при этом предоставление коммунальных услуг с использованием внутридомовых инженерных систем, подключенных к централизованным сетям, либо используется исключительно внутреннее оборудование жилого помещения.

Представитель заинтересованного лица Администрации Дновского района Иванов И.А. с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что данное постановление принято в целях определения понятия благоустроенного жилого помещения применительно к условиям муниципального образования «Дновский район» и применяется для оценки жилых помещений в тех случаях, когда на органы местного самоуправления законом возложена обязанность предоставления именно благоустроенного жилого помещения той или иной категории граждан, в частности при предоставлении по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом из текста постановления видно, что благоустроенными признаются жилые помещения, имеющие все виды благоустройства, в связи чем права граждан на получение благоустроенного жилого помещения данным постановлением не нарушаются. В постановлении используется термин степень благоустроенности жилых помещений, а не степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, в связи с чем смешения понятий не происходит.

Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно п. "к" ч. 1 ст. 73 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

На основании ст. 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Из материалов дела следует, что 15 августа 2013 года принято постановление Администрации Дновского района «Об установлении степени благоустроенности жилых помещений в муниципальном образовании «Дновский район», которое официально опубликовано в газете «Дновец» от 23 августа 2013 № 35.

В преамбуле постановления указано, что оно принято в соответствии со ст. 15, п. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, с Уставом муниципального образования «Дновский район», а также в целях установления единого похода в определении понятия благоустроенного жилого помещения на территории муниципального образования «Дновский район».

Пунктом первым постановления определено:

Установить следующую степень благоустроенности жилых помещений применительно к условиям муниципального образования «Дновский район» - жилое помещение, находящееся в здании капитального типа, отвечающее санитарным и техническим требованиям и имеющее электроснабжение, отопление (централизованное либо с использованием индивидуальных отопительных приборов на газовом топливе, электороотопление), холодное водоснабжение, горячее водоснабжение независимо от его источника (централизованное, газовый, электрический дровяной водонагреватель) и канализацию.

Статьей 157 ЖК Российской Федерации определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Понятие степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома определено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, как качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.

Как следует из Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (пп. «б» п. 3). При этом Правилами установлено, что управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а товарищество собственников жилья или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме как в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно как управляющая организация, так и товарищество или кооператив не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.

Пунктом 6 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг установлено, что в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

При этом нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (п. 11); уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях (п. 32).

Таким образом, понятие степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома введено законодателем для обеспечения прав потребителей коммунальных услуг на их предоставление и дифференциации нормативов потребления коммунальных услуг в зависимости от качественных характеристик многоквартирного дома или жилого дома.

В свою очередь оспариваемое постановление Администрации Дновского района, оперируя понятием степень благоустройства жилых помещений, какую-либо дифференциацию благоустроенных помещений не производит, определяет, какие жилые помещения являются благоустроенными применительно к условиям муниципального образования «Дновский район».

Установленное оспариваемым нормативно-правовым актом использование категории степень благоустроенности – качественной характеристики многоквартирного дома определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, для определения относимости жилого помещения к благоустроенным применительно к условиям муниципального образования не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования (пп. "в" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов).

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" указано, что, если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа, принявшего данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части.

Следовательно, оспариваемое постановление не соответствует нормам федерального законодательства и подлежит признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу согласно части 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации.

Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК Российской Федерации, и влечет за собой утрату силы этим нормативным правовым актом.

Обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений ч. 3 ст. 253 ГПК Российской Федерации, а также статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации".

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Дновского района удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Администрации Дновского района от 15 августа 2013 года № 566 «Об установлении степени благоустроенности жилых помещений в муниципальном образовании «Дновский район».

Обязать Администрацию Дновского района опубликовать сообщение о решении суда в газете «Дновец».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Псковского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Дновский районный суд Псковской области.

Решение принято судом в окончательной форме дд.мм.гг..

Председательствующий: О.С.Русакова.

Решение не обжаловалось, вступило в законную силу.