Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 марта 2016 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Пекарь О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новоуренгойского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу "Аэропорт Салехард", о возложении обязанности по обеспечению прохождения обучения в образовательном учреждении по образовательной программе повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности старшего инспектора группы перронного контроля и досмотра воздушных судов службы авиационной безопасности ФИО2
У С Т А Н О В И Л :
Новоуренгойский транспортный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к акционерному обществу"Аэропорт Салехард", о возложении обязанности по обеспечению прохождения обучения в образовательном учреждении по образовательной программе повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности старшего инспектора группы перронного контроля и досмотра воздушных судов службы авиационной безопасности ФИО2 В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в структуре АО "Аэропорт Салехард" создана и функционирует службы авиационной безопасности САБ). Согласно п.3.8 положений о САБ в своей структуре имеет следующие подразделения: группа перронного контроля и досмотра воздушных судов; группа досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них багажа, груза, бортовых запасов, почты. Согласно п.83 ВК РФ, п.4 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 года №142 (ФАП-142) - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов. САБ аэропортов являются службами с особыми уставными задачами. Согласно п.6 ФАП-142 сотрудники САБ аэропортов проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца. Согласно положения раздела 4 Приказа Федеральной авиационной службы России от 16.10.1998 N 310 «О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации» сотрудникам групп досмотра установлена периодичность повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности – 2 года. Проведенной проверкой установлено, что старший инспектор группы перронного контроля и досмотра воздушных судов САБ АО "Аэропорт Салехард" ФИО2 в период 28.10.2013 по 01.11.2013 года прошел обучение в НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» по программе повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности по программе «Перронный контроль, досмотр воздушных судов» с получением документа установленного образца – сертификата о краткосрочном повышении квалификации №25236. Указанное обучение проведено на основании заключенного АО "Аэропорт Салехард" и НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» договором от 05.08.2013 года №456/283. По состоянию на 03.12.2015 года ФИО3 квалификацию по авиационной безопасности не повысил (не подтвердил).Указанное должностное лицо в настоящее время осуществляет трудовую деятельность в АО "Аэропорт Салехард" без прохождения повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности. Согласно письма НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» от 23.11.2015 года №205 сроки действия сертификатов (удостоверений), выдаваемых учреждением, для сотрудников групп досмотра САБ авиапредприятий по образовательной программе «Перронный контроль и досмотр воздушных судов», согласно требований Приказа №310 составляют 2 года с момента получения. По информации, представленной Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному Ространснадзора в письме от 27.11.2015 года №06-08-339, про проведении контрольно-надзорных проверок УГАН НОТБ УФО Ространснадзора руководствуется Приказом №310, в том числе и в части периодичности повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности для руководителей и сотрудников групп досмотра в соответствии с положениями раздела 4. Невыполнение АО "Аэропорт Салехард" обязанности по организации своевременного повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности, не позволяет в полной мере и качественно обеспечить надлежащий уровень авиационной безопасности, что затрагивать права и интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются услугами аэропорта, а также находятся на борту воздушного судна. В связи с чем просил обязать АО "Аэропорт Салехард" в течении месяца со дня вступления в законную силу обеспечить прохождение обучения в образовательном учреждении по образовательной программе повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности старшего инспектора группы перронного контроля и досмотра воздушных судов службы авиационной безопасности ФИО2
Принимавший участие при рассмотрении настоящего дела заместитель Новоуренгойского транспортного прокурора Бубенко В.Н., на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора по следующим основаниям. Согласно положений п.1 Приказа Минтранса РФ от 02.11.2004 N 28 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства транспорта Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.11.2004 N 6124) акты Министерства транспорта Российской Федерации, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в газете "Транспорт России", которая является источником официального опубликования. Акты Министерства транспорта Российской Федерации, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу с момента их подписания (утверждения), если самими актами не установлен иной срок или порядок вступления в силу. Федеральной авиационной службой (ФАС) во исполнение положений приказа ФАС от 16.10.1998 года изданы указания ФАС от 05.02.1999 года №27.1.8.-22, которыми установлена периодичность повышения (подтверждения) квалификации специалистов по авиационной безопасности для сотрудников САБ, кроме групп досмотра 3 года. Введены соответствующие программы обучения сотрудников САБ для группы по специализации "Перронный контроль, досмотр воздушных судов" и"Предполетный и послеполетный досмотр, досмотр персонала и посетителей", которые являются различными для соответствующих групп САБ, что отражено в должностных обязанностях сотрудников САБ АО "Аэропорт Салехард" по вышеуказанным направлениям деятельности. НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» с 2000 года и по настоящее время осуществляет обучение сотрудников САБ АО "Аэропорт Салехард" (группы перронного контроля и досмотра воздушных судов) по образовательной программе "Перронный контроль, досмотр воздушных судов", с указанием периодичности подтверждения квалификации сроком 3 года. Для сотрудников САБ АО "Аэропорт Салехард" группы досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них, багажа, груза, бортовых запасов и почты, повышение (подтверждение) квалификации производиться по программе "Предполетный и послеполетный досмотр, досмотр персонала и посетителей", периодичность которого составляет 2 года, поскольку данные сотрудники САБ относятся к группе досмотра. Таким образом старшего инспектора группы перронного контроля и досмотра воздушных судов службы авиационной безопасности ФИО2 не является сотрудником группы досмотра, следовательно периодичность прохождения специальной подготовки (переподготовки) для данной специальности составляет 3 года. Согласно должностных обязанностей инспектора группы перронного контроля и досмотра воздушных судов не осуществляют какой либо досмотр груза и пассажиров, они лишь контролирует ранее прошедший контроль груза и пассажиров. В связи с изложенным просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО6 суду показал, что он работает у ответчика в должности начальника группы перронного контроля и досмотра воздушных судов. Он имеет сертификат по двум специальностям "Предполетный и послеполетный досмотр, досмотр персонала и посетителей" и "Перронный контроль, досмотр воздушных судов". Ранее в выдаваемых сертификатах ставился срок его действия, в последнее время данный срок в сертификатах обучающие организации перестали ставить. По специальности "Предполетный и послеполетный досмотр, досмотр персонала и посетителей" срок действия сертификата составляет 2 года, а по специальности "Перронный контроль, досмотр воздушных судов" 3 года. Согласно должностных обязанностей группа досмотра занимается досмотром почты, багажа, запасов продуктов питания, пассажиров. Группа перронного контроля и досмотра воздушных судов осуществляет предполетный досмотр воздушного судна, доставляемых ан воздушное судно продуктов питания, багажа, груза, почты и пассажиров, ранее уже досмотренных группой досмотра и сами непосредственно досмотр не осуществляют, поскольку пункт досмотра находиться в здании аэропорта, они лишь контролируют наличие бирок о досмотре груза, багажа, продуктов питания и почты, в случае их отсутствия, груз не допускается на борт, при этом специальные средства для досмотра не применяются.
Суд, выслушав доводы сторон, показания свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно п.83 ВК РФ, п.4 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 года №142 (ФАП-142) - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов. САБ аэропортов являются службами с особыми уставными задачами. Согласно п.6 ФАП-142 сотрудники САБ аэропортов проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца. Согласно положения раздела 4 Приказа Федеральной авиационной службы России от 16.10.1998 N 310 «О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации» сотрудникам групп досмотра установлена периодичность повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности – 2 года.
В структуре АО "Аэропорт Салехард" создана и функционирует САБ. Согласно п.3.8 положений о САБ в своей структуре имеет следующие подразделения: группа перронного контроля и досмотра воздушных судов; группа досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них багажа, груза, бортовых запасов, почты.
Старший инспектор группы перронного контроля и досмотра воздушных судов САБ АО "Аэропорт Салехард" ФИО2 в период 28.10.2013 по 01.11.2013 года прошел обучение в НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» по программе повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности по программе «Перронный контроль, досмотр воздушных судов» с получением документа установленного образца – сертификата о краткосрочном повышении квалификации №25236. Указанное обучение проведено на основании заключенного АО "Аэропорт Салехард" и НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» договором от 05.08.2013 года №456/283. Направление на обучение работников сотрудников САБ АО "Аэропорт Салехард" осуществлялось на основании приказа АО "Аэропорт Салехард" от 17.10.2013 года №286 и обучение производилось по двум программам "Предполетный и послеполетный досмотр" и "Перронный контроль, наблюдение, досмотр ВС".
Согласно положений п.1 Приказа Минтранса РФ от 02.11.2004 N 28 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства транспорта Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.11.2004 N 6124) акты Министерства транспорта Российской Федерации, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в газете "Транспорт России", которая является источником официального опубликования. Акты Министерства транспорта Российской Федерации, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу с момента их подписания (утверждения), если самими актами не установлен иной срок или порядок вступления в силу. Федеральной авиационной службой (ФАС) во исполнение положений приказа ФАС от 16.10.1998 года изданы указания ФАС от 05.02.1999 года №27.1.8.-22, которыми определена периодичность повышения (подтверждения) квалификации специалистов по авиационной безопасности: для сотрудников досмотра - 2 года; для сотрудников САБ (кроме групп досмотра) - 3 года. Введены соответствующие программы обучения сотрудников САБ для группы по специализации "Предполетный и послеполетный досмотр, досмотр персонала и посетителей" и специализации "Перронный контроль, досмотр воздушных судов", которые являются различными для соответствующих работников САБ по указанным направлениям деятельности.
Из п.2.4. должностной инструкции инспектора по досмотру АО "Аэропорт Салехард" следует, что в его должностные обязанности входит осуществление в установленном порядке предполетного досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, груза, почты, с целью выявления запрещенных к перевозке предметов и веществ. Результаты досмотра рейсов и пассажиров, наработки и технического состояния ТСД вносить в служебную документацию; проверку у пассажиров при входе в пункт досмотра авиабилетов и документов, удостоверяющих их личность; ручной досмотр багажа и ручной клади, (тактильны) досмотр пассажиров, в случае выхода из строя технических средств досмотра, а также в случае введения данного требования руководством САБ; совместно с сотрудниками ЛОП и других заинтересованных ведомств встречный (послеполетный) досмотр пассажиров и багажа, груза, почты, а также личный досмотр авиапассажиров; изъятие и документальное оформление (обнаруженных в процессе досмотра) опасных предметов и веществ, оружия, боеприпасов и т.д., запрещенных к перевозке на ВС, и ограниченных к перевозке на ВС жидкостей, гелей и аэрозолей. Указанные обязанности безусловно относятся к сотрудникам САБ групп досмотра, периодичность повышения (подтверждения) квалификации которых, указанными выше нормативно-правовыми актами определена 2 года.
Из должностной инструкции Инспектора группы перронного контроля и досмотра воздушных судов АО "Аэропорт Салехард" раздела п2.2 следует, что в его должностные обязанности входит осуществление в установленном порядке предполетный и послеполетный досмотр ВС (в случае его проведения в соответствии с законом РФ "О полиции") с целью выявления запрещенных к перевозке предметов и веществе, проверять перевозочную документацию; контроль за процессом посадки на ВС авиапассажиров, погрузки (разгрузки) багажа, почты, грузов и бортовых запасов; контроль за работой грузчиков СОП при обработке багажа пассажиров в зоне комплектации к погрузке, а также сопровождения доставляемых на ВС грузов, почтовых отправлений и бортового питания; прием оружия к перевозке, оформление соответствующих документов, доставку на борт перед вылетом воздушного судна и выдачу оружия после прилета в аэропорту; патрулирование на перроне стоянок ВС и территории аэродрома пешим порядком и на патрульном автомобиле; дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности при выполнении подконтрольных и литерных мероприятий.
Анализ должностных инструкций по указанным двум группам должностей САБ АО "Аэропорт Салехард" позволяет сделать вывод, что должность Инспектора (старшего инспектора) группы перронного контроля и досмотра воздушных судов АО "Аэропорт Салехард" не относиться к группе специальностей САБ группа досмотра, поскольку указанные работники не выполняют какие либо функции по досмотру пассажиров, груза, багажа, почты и бортовых запасов, осуществляют лишь контролирующие функции не связанные с досмотрам, следовательно указанные должности относятся к сотрудников САБ (кроме групп досмотра) периодичность повышения (подтверждения) квалификации которых в соответствии с приведенными выше нормативно-правовыми актами составляет 3 года, в связи с чем требования прокурора не подлежат удовлетворению.
Имеющиеся в материалах дела сведения представленные НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» и Тюменского МТУ Росавиации о периодичности повышения (подтверждения) квалификации сотрудников САБ группы досмотра 2 года не имеют значения для разрешения настоящего дела, поскольку данные сведения соответствуют приведенным выше нормативно-правовым актам, регулирующим данные правоотношения, однако даны без учета особенностей должностных обязанностей Инспектора (старшего инспектора) группы перронного контроля и досмотра воздушных судов АО "Аэропорт Салехард", несмотря на конкретизацию данных сведений в направляемых запросах, а также установления судом, что данные должности не относятся к группе досмотра.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199, ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Новоуренгойского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу "Аэропорт Салехард", о возложении обязанности по обеспечению прохождения обучения в образовательном учреждении по образовательной программе повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности старшего инспектора группы перронного контроля и досмотра воздушных судов службы авиационной безопасности ФИО2, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, представления, через Салехардский городской суд.
Председательствующий/подпись/
копия верна судья К.В. Лисиенков.