К делу №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Сочи ДД.ММ.ГГГГ года
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:
судьи Круглова Н.А.,
при секретаре судебного заседания Тищенко И.П.,
с участием: старшего помощника прокурора Центрального района г.Сочи Евсеева С.С., представителя ответчика Казиловой С.С. по доверенности Школьника М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хостинского района г.Сочи в интересах муниципального образования к Казиловой С. С. о признании действий незаконными,
установил:
Прокурор Хостинского района г.Сочи в интересах муниципального образования обратился в суд с исковым заявлением к Казиловой С.С. о признании действий незаконными, в котором просил суд признать незаконными действия Казиловой С.С. по использованию земельного участка с кадастровым номером № не по целевому назначению; запретить использование земельного участка с кадастровым номером № не по целевому назначению, в том числе, путем организации и функционирования продовольственной ярмарки.
В обосновании исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Хостинского района города Сочи проведена проверка по исполнению земельного законодательства. Проверкой установлено следующее. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 28774 кв.м., расположенный по адресу: город Сочи, Хостинский район, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - склады. Правообладателями указанного земельного участка, согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, являются Руднева Ю.Г., Денцель Е.К., Казилова С.С. Указанный земельный участок огорожен, на участке расположены: трехэтажный объект капитального строительства, навес из металлоконструкций, объект незавершенного строительства, склады, которые используются не по целевому назначению, а именно: для размещения ярмарки продовольственных товаров.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ основным принципом земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В силу подп. 2 п.1 ст. 40, п. 1 ст. 41 и ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Исходя из положений ст.ст. 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется целевым назначением земельного участка, состоящим из двух элементов: принадлежность земельного участка к определенной категории земель;, принадлежность земельного участка к виду разрешенного использования применительно к соответствующей категории земель. Нарушение одного из указанных элементов влечет нецелевое использование земельного участка и нарушение его правового режима.
В соответствии с положениями статей 7, 8, 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» категория земель, к которой отнесен земельный участок, и разрешенное использование земельного участка в числе других относятся к сведениям о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В ходе выезда и осмотра рассматриваемого земельного участка, проведенного сотрудниками Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований Казиловой С.С. допущено использование земельного участка с кадастровым номером № в качестве ярмарки продовольственных товаров, что не соответствует установленному виду разрешенного использования и подтверждается объяснениями представителя Казиловой С.С. по доверенности.
По факту использования земельного участка с кадастровым номером № не по целевому назначению Казилова С.С.ДД.ММ.ГГГГ привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоЛ11 РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В результате допущенных ответчиком нарушений при использовании земельного участка с кадастровым номером № не в соответствии с его целевым назначением, нарушены требования федерального законодательства в сфере землепользования, и, как следствие, основы правопорядка муниципального образования, которая вправе требовать восстановление законности.
Кроме того, нецелевым использованием земельного участка противоречит земельному и градостроительному законодательству и, как следствие, приводит к нарушению прав муниципального образования, осуществляющего деятельность по градостроительному зонированию и территориальному планированию. Также, использование рассматриваемого земельного участка не по целевому назначению влечет занижению ставки по земельному налогу, являющимся местным налогом, что не будет способствовать пополнению доходной части местного бюджета.
Судебная защита прокурором интересов Российской Федерации является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района г.Сочи Евсеев С.С. заявленные требования поддержал, настаивал на удовлетворении иска по основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчика Казиловой С.С. по доверенности Школьник М.И. в судебном заседании иск не признал и возражал против его удовлетворения согласно представленным письменным возражениям.
Представитель третьего лица Центрального отдела г.Сочи Управления «Росреестра» по Краснодарскому краю, третьи лица: Данцель Е.К. и Руднева Ю.Г. в судебное заседание не явились, извещались судом о месте и времени проведения судебного заседания надлежаще судебными извещениями, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения не ходатайствовали, возражений на иск суду не представили. С учетом мнения участвующих в деле лиц, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке сторон, что не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Хостинского района города Сочи проведена проверка по исполнению земельного законодательства. Проверкой установлено следующее. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 28774 кв.м., расположенный по адресу: город Сочи, Хостинский район, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - склады. Правообладателями указанного земельного участка, согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, являются Руднева Ю.Г., Денцель Е.К. и Казилова С.С. Указанный земельный участок огорожен, на участке расположены: трехэтажный объект капитального строительства, навес из металлоконструкций, объект незавершенного строительства, склады, которые используются не по целевому назначению, а именно: для размещения ярмарки продовольственных товаров.
Исковые требования прокурора Хостинского района г. Сочи мотивированы доводами об использовании земельного участка площадью 28774 кв.м с кадастровым номером № по <адрес> г. Сочи его собственниками для организации и проведения ярмарки. По мнению истца, данный вид использования земельного участка не соответствует разрешённому виду использования - складская деятельность, сведения о котором внесены в ПСИ и ЕГРП как основном виде разрешённого использования земельного участка, выбранном его собственниками.
Применяя в качестве правовых оснований иска исключительно нормы земельного законодательства РФ, истец не учитывает, что определение правового режима земельного участка, а так же правоотношения по организации и проведению ярмарочной торговли регламентируются не только земельным, но и градостроительным законодательством РФ, а так же законодательством о торговой деятельности, нормы которого, с учётом отсылочных положений ч. 2 ст. 7 ЗК РФ и ст. 39.36 ЗК РФ имеют приоритет перед нормами земельного законодательства, как нормы специального регулирования.
Из материалов дела видно, что Казилова С.С. является одним из сособственников земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно материалам дела указанный земельный участок по категории целевого назначения относится к землям населённых пунктов ( ч. 1 ст. 7, ст. 83 ЗК РФ).
При этом изменении категории целевого назначения земельного участка производится в порядке, предусмотренном ст. 8 ЗК РФ и не имеет ничего общего с изменением вида разрешённого использования земельного участка.
Заявляя требования о признании незаконными действий ответчика по изменению целевого назначения земельного участка, истец не учитывает, что по целевому назначению земельный участок относится к землям поселений, т.е. категории, которая не изменялась.
В силу абзаца 1 и 2 ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в данном случае имеются в виду земли с целевым назначением - земли населённых пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. В тоже время правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных Федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования аз предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Нормами Главы 4 Градостроительного кодекса РФ, к которым имеется отсылка в ч. 2 ст. 7 ЗК РФ, а именно положениями ст. 30-37 Градостроительного кодекса РФ регламентирован порядок зонирования территории, виды и состав территориальных зон, виды разрешённою использования земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом.
Правилами ч.2 ст.36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенныхдокументами территориального планирования муниципальных образований;
видов территориальных зон;
требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Положениями ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: - основные виды разрешенного использования; - условно разрешенные виды использования; - вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитальное строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом в силу ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитальною строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Территориальное зонирование и градостроительные регламенты территориальных зон на территории г. Сочи определяется Правилами землепользования и застройки г. Сочи, утверждёнными решением Городского собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N №
В соответствии с п. 1.1 Главы 1 Правил землепользования и застройки города Сочи под основными видами разрешённого использования необходимо понимать (применительно к земельным участкам и объектам капитального строительства в границах территориальной зоны) - виды использования, указанные в градостроительном регламенте в качестве разрешенных собственникам земельных участков и объектов строительства к применению в границах территориальной зоны без согласований и дополнительных условий.
Пунктом 4.1 ПЗЗ г.Сочи установлен общий порядок изменения основных и вспомогательных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства который, исходя из положений п. 4.1.1.- 4.1.6 Правил осуществляется по желанию правообладателя, является его правом, а не обязанностью и не требует дополнительных согласований и разрешений.
Необходимо отметить, что как положениями ст. 36. 37 Градостроительного кодекса РФ. так и нормами ПЗЗ г. Сочи используются такие понятия как разрешённое использование земельного участка и отдельно разрешенное использование объекта капитального строительства, изменение которых в пределах параметров территориальных зон и градостроительных регламентов осуществляется собственником данных объектов свободно и по своему усмотрению в пределах градостроительного регламента установленного для территориальной зоны, в которой находится участок.
Из приложенного к возражениям градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № №№ от ДД.ММ.ГГГГ видно, что указанный объект недвижимости находится в территориальной зоне П1.
Согласно ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ к основным видам разрешённого использования земельных участков и объектов капитальною строительства в территориальной зоне П1 относится торговая деятельность - размещение магазинов, торговых баз, продовольственных баз, овощной базы, складской базы, оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынков, розничных рынков (продовольственных, промтоварных, сельхозпродуктов), размещение объектов общественного питания в здании, организация складов, в том числе открытых складов.
К вспомогательным видам разрешённого использования, т.е. видам, которые разрешены па территории всех земельных участков и объектов капитального строительства при условии реализации какого-либо вида из основных или условно-разрешенных видов использования земельных участков отнесены автомобильные проезды, подъезды, обслуживающий участок, автостоянки и гаражи, общественные туалеты.
Земельный участок с кадастровым номером № фактически используется его собственниками для эксплуатации складов и ведения ярмарочной торговли. При этом большая часть земельного участка занята проездами и стоянками для автомобильного транспорта, что подтверждается его актуальной топосъёмкой.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, а так же в соответствии с фактическим использованием, ряд зданий, а именно здание с кадастровым номером № и здание с кадастровым номером № используются под складскую деятельность, кроме того, часть земельного участка, а так же частично помещения в других зданиях используется для организации открытого и закрытого складирования продовольственных товаров.
Фактическое использование объектов и земельного участка, в том числе для организации складов следует и из процесса организации ярмарочной торговли, требующей, в том числе обеспечения хранения товаров и инвентаря.
Участок является неделимым, т.к. с учетом проездов и автомобильных стоянок, порядка пользования земельным участком, расположения объектов, их назначения и их взаимной связи между собой может эксплуатироваться только в неразрывном состоянии.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать тс обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Прокурор Хостинского района г.Сочи, мотивируя исковые требования необходимостью защиты муниципальных интересов, не обосновал в иске, каким образом нарушены права муниципального образования г. Сочи, с учётом того, что земельный участок с кадастровым номером № не находится в муниципальной собственности, его фактическое использование соответствует введённому градостроительному регламенту и не противоречит основным и вспомогательным видом разрешённого использования земельного участка, установленным в ПЗЗ г. Сочи для данной территориальной зоны, а выбор конкретного основного вида разрешённого использования является правом, а не обязанностью собственника и не требуют получения разрешений или согласований от органа местного самоуправления, при этом собственник вправе самостоятельно определять виды и способы использования участка в пределах действующего регламента и никто не может ему запрещать изменение в соответствии с градостроительным регламентов вида разрешённого использования земельного участка и использование объектов в границах данного земельного участка по своему усмотрению.
Кроме того, истец не представил доказательств тому, что удовлетворение иска приведёт к обеспечению муниципальных интересов, с учётом того обстоятельства, что участок является неделимым, а часть зданий в его границах, а так же открытая территория используются для складской деятельности, в том числе погрузо-разгрузочной деятельности и стоянки транспортных средств, в которых обеспечивается храпение товара, при этом данные объекты капитального строительства имеют самостоятельное назначение и выбранные ими виды разрешенного использования, определённые его собственниками.
Далее, прокурор, предъявляя требования, не учитывает, что в силу специальных норм земельного законодательства и законодательства о торговой деятельности ведение ярмарочной торговли не требует оформления земельно-имущественных отношений и не влечёт за собой необходимости изменения основного вида разрешённого использования земельного участка, в границах которого организуется ярмарочная торговля.
Из материалов дела видно, что территория земельного участка частично используется для размещения ярмарки продовольственных товаров. На данное обстоятельство имеется ссылка в иске прокурора Хостинского района г. Сочи.
Факт организации в границах участка именно ярмарочной торговли подтверждается прилагаемыми Постановлениями Главы г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Главы г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» регулирование торговой деятельности отнесено к совместному ведению Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и мест ною самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф"3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ярмарки организуются органами государственной власти, органами честного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.
Положениями п. 2 и 5 ст. 2 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N №-КЗ «Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края» введены понятия ярмарки и торгового места на ярмарке, каковыми являются форма торговли, осуществляемой в заранее установленное время и в заранее установленном месте, подавшими соответствующую заявку участниками. осуществляющими деятельность по продаже товаров с оснащенных прилавком специально оборудованных торговых мест, для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо выставочного стенда, палатки, автолавки, автомагазина, тележки, лотка, корзины, нестационарных объектов и иных специальных приспособлений для демонстрации и розничной реализации товаров.
По смыслу норм Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ ведение ярмарочной торговли осуществляется с нестационарных торговых объектов. Ярмарочная торговля всегда характеризуется мобильностью» носит временный характер, основана на эксплуатации передвижных объектов и в этой связи, с учетом применимых норм материального права, не требует оформления земельно-имущественных отношений применительно к земельным участкам, находящимся в муниципальной и государственной собственности.
Аналогичный подход изложен в методических рекомендациях по организации ярмарочной торговли на территории РФ. (Письмо Минпромторга от ДД.ММ.ГГГГ №№, согласно которому для проведения ярмарки не требуется выделение земельных участков и оформление земельно-правовых отношений).
Правилами ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N №ФЗ "Об основах государственною регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Положениями ч.3 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов. указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Исходя и содержания ч. 1 и 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации для установки и размещения нестационарных торговых объектов не требуется оформление земельно-имущественных отношений, т.е. выдача правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок.
В силу ч. 7 ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании. строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности. устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иною здания, строения. сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.10 Федерального закона «Об основах государственною регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
По смыслу указанных норм закона, организация ярмарочной торговли с нестационарных торговых мест и ведение торговли в стационарных объектах на земельных участках находящихся в частной собственности не требует оформления земельно-имущественных отношений и собственник земельного участка организующего ярмарку не должен на период проведения ярмарки изменять вид разрешённого использования земельного участка.
Кроме того, именно по указанным выше причинам такой вид разрешённого использования земельного участка как организация ярмарочной торговли не предусмотрен в составе градостроительных регламентов ПЗЗ г. Сочи как таковых.
При таких обстоятельствах, требования и доводы прокурора г. Сочи о запрете эксплуатации земельного участка путём организации ярмарочной торговли не соответствуют нормам земельного законодательства РФ, нормам градостроительного законодательства и законодательства о торговой деятельности.
По сути, данными требованиями прокурор Хостинского района г. Сочи вмешивается во внутреннюю деятельность собственников земельного участка, зданий, произвольно ограничивая пределы выбора вариантов использования данных объектов в соответствии с градостроительным регламентом.
Удовлетворение такого рода требований, не только не приведёт к восстановлению и защите, чьих-либо прав, но и повлечёт за собой нарушение права собственности ответчика, а так же третьих лиц на указанные объекты.
Следует так же отметить, что в силу законодательства о торговой деятельности развитие именно ярмарочной торговли продовольственными товарами на территории Краснодарского края отнесены к приоритетным направлениям деятельности и основным задачам в области сельского хозяйства для администрации Краснодарского края и администрации г. Сочи.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления прокурора Хостинского района г.Сочи в интересах муниципального образования к Казиловой С. С. о признании действий незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Сочи.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Центрального
районного суда г.Сочи Н.А. Круглов