ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-389/2018 от 17.05.2018 Заводоуковского районного суда (Тюменская область)

Дело № 2-389/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Заводоуковск 17 мая 2018 года

Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:

судьи М.Ю. Дмитриевой,

с участием

прокурора Э.Ж. Мусаиповой,

истца ФИО1,

представителя ответчиков:

Правительства Тюменской области и Межрайонного

управления социальной защиты населения

(Заводоуковский городской округ и Упоровский район)

Департамента социального развития Тюменской области ФИО2,

при секретаре Е.В. Семеновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-389/2018 по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонному управлению социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) Департамента социального развития Тюменской области, Правительству Тюменской области, Администрации Заводоуковского городского округа об оспаривании приказа от 09.11.2017 года ... и обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 (далее истец) обратился в суд с вышеуказанным иском к Межрайонному управлению социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) Департамента социального развития Тюменской области. Свои требования мотивирует тем, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как отец ФИО3 умер ...., а мать ФИО4 на основании решения Заводоуковского районного суда Тюменской области от .... лишена родительских прав. Постановлением Новозаимской сельской администрации от 22.01.2003г. ... попечителем ФИО1 был назначен ФИО4. В связи с тем, что по достижении возраста 29 лет истец не был обеспечен благоустроенным жильем, то обратился в Межрайонное управление социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район). Приказом Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) от 09.11.2017 ... истцу было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Заводоуковского городского округа с достижением 23-летнего возраста. Не согласившись с приказом, истец обратился в Заводоуковскую межрайонную прокуратуру, по результатам рассмотрения заявления им получен ответ, согласно которому оснований для внесения актов прокурорского реагирования не имеется. Кроме того, как указывает прокуратура постановлением сельской администрации от 22.01.2003 ... за ФИО1 закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: .... Истец остро нуждается в жилье, поскольку жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или по договору социального найма, у него нет. При этом самостоятельно приобрести жилое помещение в собственность у него нет финансовой возможности. По правовому обоснованию требований, ссылаясь на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.109.1 ч.1 ЖК РФ, истец просит:

Признать приказ Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) от 09.11.2017 ... незаконным.

Обязать Межрайонное управление социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район), предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Определением Заводоуковского районного суда от 3.04.2018 года в качестве ответчиков по делу привлечены Администрация Заводоуковского городского округа и Правительство Тюменской области.

Ответчик Администрация Заводоуковского городского округа Тюменской области в лице представителя ФИО5, действующей на основании доверенности ... от 16.11.2017 года, не согласившись с заявленными требованиями, представила возражения на исковое заявление, в которых ссылается на то, что истец родился ..., а с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ФИО1 обратился в Межрайонное управление социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) только осенью 2017 года. В администрацию Заводоуковского городского округа ФИО1 с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался. Истец в настоящее время не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в возрасте 29 лет, до достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении ему жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления не обращался. Таким образом, отсутствуют основания в удовлетворении исковых требований, просит отказать в иске.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении подержал в полном объеме, указав также, что о том, что с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся безе попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, необходимо обращаться до 23 летнего возраста, он не знал.

Представитель ответчика Правительства Тюменской области и ответчика Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) Департамента социального развития Тюменской области ФИО2, действующая на основании доверенностей соответственно ... от 10.11.2017 года и ... от 01.09.2016 года, иск не признала, указав, что истец достиг возраста 23 лет и не относиться больше к категории лиц, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ. Так как он обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в возрасте после 23 лет, а до достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении ему жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления истец не обращался, то отсутствуют основания в удовлетворении исковых требований, просит отказать в иске.

Представитель ответчика Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области, представитель третьего лица Департамента социального развития Тюменской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (л.д.119, 121), в судебное заседание не явились.

На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд проводит судебное заседание в отсутствие представителя ответчика Администрации Заводоуковского городского округа и представителя третьего лица.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в иске отказать, суд находит требования, заявленные ФИО1не подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Согласно статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Из материалов дела (свидетельства о рождении, свидетельства о смерти, копии паспорта, приказа Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) от 09.11.2017 года ..., решения Заводоуковского районного суда Тюменской области от 04.12.2002 года), судом установлено, что родителями ФИО1, ... года рождения, являются ФИО3 и ФИО4. Решением Заводоуковского районного суда Тюменской области от ...ФИО4 лишена родительских прав в отношении ФИО6, ... года рождения, ФИО1, ... года рождения. ФИО3, умер ..., о чем ... г. составлена запись акта о смерти .... Приказом Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) от 09.11.2017г. ...ФИО1... года рождения, отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Заводоуковского городского округа в связи с достижением 23-летнего возраст (л.д. 14-15,16-20,21,22,32).

Постановлением Новозаимской сельской администрации ... от 22.01.2003г. (л.д. 33) ФИО4 назначен опекуном над несовершеннолетними ФИО6 и ФИО1. За несовершеннолетними закреплено жилье по адресу: ..., ....

Приказом Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) Департамента социального развития ...... от 09.11.2017 года (л.д.69) истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Заводоуковского городского округа, в связи с достижением 23-летнего возраста.

С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ФИО1, ... года рождения, обратился в Межрайонное управление социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) только 2.11.2017 года вх...., в возрасте 29 лет (л.д. 70-72).

Документов о более ранних обращениях истца, его представителей об обеспечении ФИО1, ... года рождения, жилым помещением по категории детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в деле не имеется.

Из ответа Заводоуковского Межрайонного прокурора С.А. Малышева (л.д. 23-25) следует, что проверкой установлено, что приказом Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и ...) ... от 09.11.2017 ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в связи с достижением 23-летнего возраста. ФИО1 в 2006 году исполнилось 18 лет, проживал в ..., в период с 13.11.2009 по 15.11.2010 проходил службу в ВС РФ, после армии также проживал в ......... и по достижении 23 лет в 2011 г. в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган администрации Заводоуковского городского округа не обращался. Проверкой не выявлены факты наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших ФИО1 до достижения 23-летнего возраста, обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет. Межрайонным управлением социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) ФИО1 правомерно отказано во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в связи с достижением 23 летнего возраста.

Согласно справке администрации Заводоуковского городского округа ... от 10.04.2018 г. (л.д.53) установлено, что ФИО7... года рождения, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрацию Заводоуковского городского округа не обращался.

Согласно абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действующей до 01.01.2013, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а

также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, как следует из преамбулы и ст.1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Из указанных положений следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми,

оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного

возраста. По смыслу перечисленных выше правовых норм только до достижения возраста 23 лет указанные лица имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений во внеочередном порядке, поскольку после достижения 23 лет они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в вышеуказанном Федеральном законе. При этом достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такому лицу жилое помещение.

Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 N2 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и нормы Жилищного кодекса РФ.

Ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей с 01.01.2013, в частности предусмотрела, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, в приведенных изменениях норм права, вступивших в действие с 01.01.2013, на законодательном уровне закреплено право детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта постановки их на учет в качестве нуждающегося в жилье в органе местного самоуправления, и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения. При этом, вопрос о постановке на учет носит заявительный характер.

В силу п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.12.2012 №15-ФЗ действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.12.2012 № 15-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если лица указанной выше категории не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу норм правового регулирования, вступивших в действие с 01.01.2013, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, с учетом внесенных в указанную статью изменений, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста. По достижении возраста 23 лет данные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, а с 01 января 2013 г. - по договорам найма специализированных жилых помещений, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договорам социального найма и по договорам найма специализированных жилых помещений, предусматривает заявительный характер учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они перестают относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, утрачивая таким образом одно из установленных законодателем условий получения такой поддержки.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Тюменской области от 24.04.2006 № 101-п «О реализации полномочий в области жилищных отношений», Главное управление строительства Тюменской области осуществляет принятие решения об утверждении номенклатуры жилых помещений (количество, площадь и наименование муниципального образования), необходимых для приобретения (строительства), для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилых помещений из специализированного жилищного фонда Тюменской области, в текущем году.

В соответствии с подпунктами 6 и 7 ст.8 Закон Тюменской области от 26.12.2014 N 125 (ред. от 23.03.2018) "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" (принят Тюменской областной Думой 18.12.2014) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2018), отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области полномочия органов государственной власти Тюменской области:

по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) (п.6);

по заключению с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений (п.7).

Следовательно, обязанность принять решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения и заключить с лицом договор найма на специализированное жилое помещение, после обеспечения предоставления Правительством Тюменской области из специализированного государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Заводоуковского городского округа общей площадью не менее 18 кв.м., лежит на Администрации Заводоуковского городского округа. А, Правительством Тюменской области обеспечивается предоставление такого жилого помещения.

При этом истцом ФИО1, несмотря на то, что определением суда в качестве ответчиков по делу были привлечены администрация ЗГО и Правительство Тюменской области, к указанным ответчикам исковые требования так и не сформулировал, а иск о предоставлении жилого помещения предъявлен к ненадлежащему ответчику Межрайонному управлению социальной защиты населения (Заводоуковский горощдской округ и Упоровский район) Департамента социального развития Тюменской области.

В рассматриваемом случае ФИО1 в феврале 2011 года достиг предельного возраста, с которым закон связывал и связывает возможность реализации права на обеспечение жильем по категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями ФИО1 никогда не состоял.

Достоверных доказательств того, что до достижения возраста 23 лет ФИО1 обращался в какие-либо государственные органы или в органы местного самоуправления в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, в деле нет и не оспаривается истцом. Не доказано материалами дела и то, что имелись уважительные причины, объективно не позволившие истцу своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье лиц по соответствующей категории. Создание со стороны государственных органов, органов местного самоуправления ФИО1 каких-либо препятствий в реализации права на включение в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, судом не установлено.

При таких обстоятельствах отказ государственных органов во включении истца в список лиц указанной выше категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, нельзя считать противоречащим закону, а право истца как лица, относившегося к числу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем - доказанным.

Следовательно, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных истцом исковых требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 192-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В иске ФИО1 к Межрайонному управлению социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) Департамента социального развития Тюменской области, Правительству Тюменской области, Администрации Заводоуковского городского округа об оспаривании приказа Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) от 09.11.2017 года ... и обязании Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и Упоровский район) предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления в Заводоуковский районный суд Тюменской области.

Судья М.Ю.Дмитриева

Мотивированное решение составлено 22. 05.2018 года.