Дело № 2- 389\20201
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
05 февраля 2021 года г.Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Шепуновой С.В.,
при секретаре Скакун Д.С.,
с участием: истца ФИО1, представителей ответчика комитета финансов Волгоградской области и третьего лица администрации Волгоградской области - ФИО2, представителя ответчика комитета финансов Волгоградской области - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в городе Волгограде гражданское дело по иску ФИО1 к комитету финансов Волгоградской области о признании приказов о наложении дисциплинарных взысканий незаконными и их отмене, признании недействительным и отмене дополнительного соглашения к служебному контракту, взыскании удержанного заработка, компенсации за понесенные затраты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Центральный районный суд г.Волгограда с исковым заявлением к комитету финансов Волгоградской области о признании незаконным приказа №...-д\в от ДД.ММ.ГГГГ о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Кроме того ФИО1 обратилась в Центральный районный суд г.Волгограда с исковым заявлением к комитету финансов Волгоградской области о признании незаконным приказа №...-д\в от ДД.ММ.ГГГГ о применении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
В случае занесения информации о взысканиях в трудовую книжку аннулировать данные записи.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела объединены в одно производство. Объединенному делу присвоен номер №.... В настоящее время №....
В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в комитете финансов Волгоградской области. В настоящее время замещает должность старшего консультанта отдела правовой экспертизы и мониторинга законодательства правового управления комитета финансов Волгоградской области.
Приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№...-д\в «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО1» истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение требований п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», п.3 ч.1 ст.14 Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД «О государственной гражданской службы Волгоградской области», п.3.1 должностного регламента государственного гражданского служащего Волгоградской области Комитета.
Приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№...-д\в «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО1» истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нарушение требований п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», п.3.1 должностного регламента государственного гражданского служащего Волгоградской области Комитета.
Истец считает данные приказы незаконными, в связи с чем, обратилась в суд с исковыми заявлениями.
Свои доводы мотивирует тем, что приказом комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «О внесении изменений в приказ комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об осуществлении функционирования комитета финансов Волгоградской области» внесены изменения в перечень государственных гражданских служащих, замещавших должности государственной гражданской службы Волгоградской области, и работников обеспечивающих функционирование комитета финансов Волгоградской области дистанционно.
В соответствии с п.13 Перечня истец была переведена на дистанционный режим работы.
С приказом №... о переводе на дистанционный режим ФИО1 сотрудники, подготовившие данный приказ не ознакомили, выписку из данного приказа по заявлению, ФИО1 получила только ДД.ММ.ГГГГ около 14 часов 00 минут, так как ДД.ММ.ГГГГ придя на работу в Комитет вход через электронный турникет был заблокирован.
Из заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что начальник правового управления ДД.ММ.ГГГГ оповестила ФИО1 о переводе ее на дистанционный режим работы в общем чате мессенджера WhаtsApp в 14.15 часов. Однако Трудовым кодексом Российской Федерации такая форма ознакомления сотрудника с приказом, касающимся изменения существенных условий служебного контракта не предусмотрена. Кроме того, абонентский номер ФИО1 относится к персональным данным, а истец не давала своего письменного согласия на использование личных мессенджеров в служебных целях.
В своих заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась к представителю работодателя и к начальнику правового управления с просьбой определить истцу служебное место как «стационарное», приводила доводы о том, что у нее отсутствует компьютер (ноутбук) и домашний интернет. Однако получила отказ.
Технические средства для работы истец не получала поскольку отсутствовал домашний интернет.
Вместе с тем, о том, что отсутствует техническая возможность работать в дистанционном режиме, истец ставила в известность руководство ДД.ММ.ГГГГ в автоматизированной системе органов исполнительной власти Волгоградской области (АСЭД).
Работа истца заключается в рассмотрении нормативных правовых актов, поступающих от органов исполнительной власти Волгоградской области в основном через АСЭД. Для работы в удаленном режиме необходимо подключение к информационной системе АСЭД, Консультант плюс, Консультант плюс (регионы), Microsoft Outlook, что требует подключение компьютера к сети «Интеренет». Компьютер, предложенный работодателем ДД.ММ.ГГГГ, не имел возможности доступа к информационным системам и не был подключен к сети «Интерент», о чем истец незамедлительно сообщила начальнику правового управления посредством АСЭД.
Порядок удаленного доступа через каналы связи общего пользования (информационно-телекоммуникационную сеть Интернет) к государственным и иным информационным системам, размещенным в едином центре обработки данных органов исполнительной власти Волгоградской области регулируется приказом комитета информационных технологий Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-од. Согласно письму комитета информационных технологий Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... при организации удаленного подключения сотрудников органов исполнительной власти Волгоградской области в соответствии с рекомендациями ФСТЭК России, необходимо обеспечить установку антивирусного средства защиты информации на средства вычислительной техники с которых осуществляется удаленный доступ в информационно-телекоммуникационную сеть Администрации Волгоградской области. В связи с чем, в данном письме дается поручение об обеспечении установки антивирусной защиты, а также направить в отдел по обеспечению IT-инфрастуркуры государственного бюджетного учреждения «Центр информационных технологий Волгоградской области» перечень средств вычислительной техники (имена компьютеров) и ФИО пользователей данных средств вычислительной техники с которых осуществляется удаленное подключение.
Поскольку распоряжения работать в удаленном режиме как того требует законодательство истцу никто письменно не давал, соответствующие документы не оформлялись.
Только ДД.ММ.ГГГГ после подключения к своему домовладению Интернета, официального получения в комитете компьютера в комплекте: монитор, клавиатура, компьютерная мышь, системный блок и источник бесперебойного питания и подключения за свой личный счет домашнего интернета, сотрудниками отдела технического обеспечения управления исполнения бюджета, отчетности и информационного обеспечения бюджетного процесса Комитета, истцу был поставлен удаленный доступ к рабочему компьютеру около 12 часов 26 минут, после чего ФИО1 смогла осуществлять свои должностные обязанности.
Кроме того, по условиям служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№... заключенного между истцом и представителем нанимателя, п.13 предусмотрено, что работник обеспечивается надлежащим организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения должностных обязанностей: служебное место, оборудованное средствами связи, оргтехникой, доступ к информационным системам. В соответствии с п.5 ст.24 Закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон в письменной форме. Условия перевода работника работодателем на дистанционную работу трудовым кодексом РФ не урегулированы и не должны ухудшаться. Служебным контрактом не было предусмотрено наличие домашней сети «Интернет». Перевод работника без его согласия на дистанционный режим работы при отсутствии технической возможности не возможен.
Истец, прочитав дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к своему контракту от ДД.ММ.ГГГГ№... о переходе н удаленный режим работы, не увидела в нем информации о том, что представитель нанимателя обеспечивает работника оргтехникой (компьютером, ноутбуком), имеющим подключение к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для выполнения должностного регламента в условиях работы в дистанционном формате, механизм оформления удаленного доступа к рабочему компьютеру, что ухудшает условия имеющегося служебного контракта, а также не содержит алгоритм действий по работе в удаленном режиме.
Истец также указывает, что дополнительное соглашение не содержало размер компенсации расходов за использование личного имущества в рабочих целях: сотовая связь, оплата электроэнергии, Интернета и т.п.
Помимо дисциплинарного взыскания в виде выговора ДД.ММ.ГГГГ из ежемесячной заработной платы было незаконно удержано 7260 руб. 36 коп.
Согласно ст.193 ТК РФ за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Однако в заключении служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ так и в заключении служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ говорится об одних и тех же нарушениях, об одних и тех же неисполненных истцом документах, неисполнение которых привело к дополнительной нагрузке на других сотрудников отдела правовой экспертизы и мониторинга законодательства правового управления Комитета.
В процессе рассмотрения дела ФИО1 требования неоднократно уточнялись, окончательно истец просила: отменить наложенное дисциплинарное взыскание в виде выговора, в случае занесения информации о взыскании в личное дело и трудовую книжку аннулировать данные записи; отменить наложенное дисциплинарное взыскание в виде неполного должностного соответствия, в случае занесения информации о взыскании в личное дело и трудовую книжку аннулировать данные записи; отменить приказ комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-л\с; признать недействительным дополнение к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№... от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в пользу истца произведенные затраты за период работы в дистанционном режиме: 1500 руб. 00 коп. – за проведение информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», 1 380 руб. 00 коп. – ежемесячную абонентскую плату информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (за 2 месяца), 350 руб. 00 коп. – оплата заправки картриджа для принтера, 470 руб. 00 коп. расходы на приобретение бумаги А4 SvetoCopy; 300 руб. 00 коп. - оплату услуг за электроэнергию, 300 руб. 00 коп. – оплату услуг сотовой связи, 100 руб. 00 коп. оплата за эксплуатацию принтера
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика комитета финансов Волгоградской области и третьего лица администрации Волгоградской области - ФИО2 против удовлетворения требований возражала, просила отказать. Пояснила, что порядок наложения дисциплинарных взысканий не нарушен.
Представитель ответчика комитета финансов Волгоградской области - ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворения требований ФИО1
Ответчиком представлены письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Остальные стороны в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
От представителя Администрации Волгоградской области поступили возражения, которые приобщены к материалам дела.
Суд, выслушав стороны, явившиеся в судебное заседание, исследовав материалы дела и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами спора, истец с ДД.ММ.ГГГГ работает в комитете финансов Волгоградской области. В настоящее время замещает должность старшего консультанта отдела правовой экспертизы и мониторинга законодательства правового управления комитета финансов Волгоградской области, то есть является государственным гражданским служащим Волгоградской области.
Порядок прохождения государственной гражданской службы регламентирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Законом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД «О государственной гражданской службы Волгоградской области», должностными регламентами государственного гражданского служащего Волгоградской области, иными Законами и нормативно-правовыми актами регулирующие данные правоотношения.
В соответствии со ст.73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.
Согласно п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона, Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Пунктами 1 и 2 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена обязанность гражданского служащего соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
Согласно ч.1 ст.57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г», пунктами 5 и 6 ч.1 ст.37 этого же федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ст.57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
В соответствии с ч.2 ст.58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
Дистанционной (удаленной) работой (далее - дистанционная работа, выполнение трудовой функции дистанционно) является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования.
В судебном заседании установлено, что Приказом №...-д\в от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за дисциплинарный проступок, выразившийся в нарушении требований п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»; п.3 ч.1 ст.14 Закона Волгоградской области №...-ОД «О государственной гражданской службе Волгоградской области», п.3.1 должностного регламента государственного гражданского служащего Волгоградской области комитета финансов Волгоградской области – старшего консультанта отдела правовой экспертизы и мониторинга законодательства правового управления. То есть не исполнение поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Основанием послужило заключение по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.32).
Из заключения служебной проверки (т.1 л.д.81-90) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с приказом первого заместителя Губернатора Волгоградской области – председателя комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «О внесении изменений в приказ комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об осуществлении функционирования комитета финансов Волгоградской области» установлен перечень государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Волгоградской области и работников, обеспечивающих функционирование комитета финансов Волгоградской области дистанционно с ДД.ММ.ГГГГ (Приложение к приказу №...).
Данный приказ принят во исполнение подпункта 14.14.1 постановления Губернатора Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции CОVID-19, а также обеспечения здоровья сотрудников комитета финансов Волгоградской области.
Согласно вышеуказанному приказу ФИО1 в числе других сотрудников переведена на дистанционную форму исполнения своих служебных обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение приказа №... с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции CОVID-19, вход в здание комитета финансов Волгоградской области посредством пропускной системы заблокирован в отношении сотрудников, указанных в приложении №... к приказу №..., поскольку с 08 часов 30 минут с ДД.ММ.ГГГГ указанные сотрудники обязаны были осуществлять свои должностные обязанности дистанционно.
Информация о переводе сотрудников правового управления на дистанционную форму исполнения своих служебных обязанностей доведена до сведения сотрудников правового управления начальником управления ФИО4 в 14-15 ДД.ММ.ГГГГ путем оповещения в чате правового управления в мессенджере WhаtsApp, а также лично ФИО1 которая находилась на своем рабочем месте в здании комитета финансов Волгоградской области.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 выдано поручение, оформленное служебной запиской в системе АСЭД о необходимости получения в отделе системно-технического обеспечения компьютерной техники в связи с переходом отдела правовой экспертизы и мониторинга законодательства в полном составе на дистанционный режим работы.
Однако ФИО1ДД.ММ.ГГГГ получить оргтехнику категорически отказалась. При этом ФИО1ДД.ММ.ГГГГ своему непосредственному руководителю ФИО3 на личный номер телефона в мессенджере WhаtsApp отправила сообщение, в котором указала, что у нее нет технической возможности работать в домашних условиях, она вправе принять любое решение и надеется, что в понедельник ее пропустят в комитет.
В нарушение устного распоряжения начальника правового управления ФИО5, приказа №..., ДД.ММ.ГГГГФИО1 прибыла в административное здание комитета по адресу: г.Волгоград, ..., проигнорировав требования указанного приказа и руководителя – начальника правового управления, поручения которого она обязана исполнять в соответствии с п.3.1 должностного регламента.
ФИО1, будучи несогласной с тем, что не смогла пройти в здание комитета письменно обратилась с заявлением в разрешении ей исполнять должностные обязанности на стационарном рабочем месте. В ответ на которое, ей первым заместителем Губернатора Волгоградской области – председателем комитета финансов Волгоградской области ФИО6ДД.ММ.ГГГГ предложено подписать дополнительное соглашение к служебному контракту о переходе на удаленный режим работы и указано на необходимость незамедлительно приступить к исполнению своих непосредственных служебных обязанностей в дистанционном формате.
От подписания дополнительного соглашения к служебному контракту ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказалась, о чем составлен акт, от подписи которого ФИО1 также отказалась.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 вновь прибыла в здание комитета финансов Волгоградской области без согласования с непосредственным руководителем ФИО3 и руководителем структурного подразделения ФИО4 и повторно обратилась с заявлением о разрешении ей исполнять должностные обязанности на стационарном рабочем месте.
В ответ на обращение ФИО1 первым заместителем Губернатора Волгоградской области – председателем комитета финансов Волгоградской области ФИО6ДД.ММ.ГГГГ повторно указано на необходимость осуществлять свои служебные обязанности в удаленном режиме работы в соответствии с приказом №....
И только ДД.ММ.ГГГГФИО1 получен полный комплект технических средств для работы удаленно: монитор, клавиатура, компьютерная мышь, системный блок и источник бесперебойного питания.
Перечисленные технические средства ФИО1 предлагались неоднократно и ранее (с апреля 2020) однако от их получения она отказывалась, ссылаясь на отсутствие у нее технической возможности. Однако ДД.ММ.ГГГГ около 12 часов 00 минут ФИО1 приступила к работе в дистанционном режиме.
Согласно выводам комиссии ФИО1 нарушены положения закона №79-ФЗ, закона Волгоградской области №...-ОД, что выразилось в неисполнении ею приказа первого заместителя Губернатора Волгоградской области – председателя комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... и поручений первого заместителя Губернатора Волгоградской области – председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО6 и начальника правового управления ФИО4, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ и нормативными правовыми актами государственных органов Волгоградской области.
Кроме того ФИО1 предоставила недостоверную информацию по поводу невозможности осуществления ею работы в дистанционном режиме в виду необеспеченности техническими средствами.
Получение ФИО1 оргтехники к дистанционному режиму работы, после фактического неисполнения ею должностных обязанностей и нарушения служебной дисциплины, свидетельствуют об отсутствии объективных препятствий к исполнению приказа №... и законных поручений руководителей, что по мнению комиссии является дисциплинарным проступком.
Кроме того, Приказом №...-д\в от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии за дисциплинарный проступок, выразившийся в нарушении требований п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»; п.3 ч.1 ст.14 Закона Волгоградской области №...-ОД «О государственной гражданской службе Волгоградской области», п.3.1 должностного регламента государственного гражданского служащего Волгоградской области комитета финансов Волгоградской области – старшего консультанта отдела правовой экспертизы и мониторинга законодательства правового управления. То есть не исполнение поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Основанием послужило заключение по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.55).
Из заключения служебной проверки (т.2 л.д.57-63) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с приказом первого заместителя Губернатора Волгоградской области – председателя комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «О внесении изменений в приказ комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об осуществлении функционирования комитета финансов Волгоградской области» установлен перечень государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Волгоградской области и работников, обеспечивающих функционирование комитета финансов Волгоградской области дистанционно с ДД.ММ.ГГГГ (Приложение к приказу №...).
Данный приказ принят во исполнение подпункта 14.14.1 постановления Губернатора Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции CОVID-19, а также обеспечения здоровья сотрудников комитета финансов Волгоградской области.
Согласно вышеуказанному приказу ФИО1 в числе других сотрудников переведена на дистанционную форму исполнения своих служебных обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение приказа №... с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции CОVID-19, вход в здание комитета финансов Волгоградской области посредством пропускной системы заблокирован в отношении сотрудников, указанных в приложении №... к приказу №..., поскольку с 08 часов 30 минут с ДД.ММ.ГГГГ указанные сотрудники обязаны были осуществлять свои должностные обязанности дистанционно.
Информация о переводе сотрудников правового управления на дистанционную форму исполнения своих служебных обязанностей доведена до сведения сотрудников правового управления начальником управления ФИО4 в 14-15 ДД.ММ.ГГГГ путем оповещения в чате правового управления в мессенджере WhаtsApp, а также лично ФИО1 которая находилась на своем рабочем месте в здании комитета финансов Волгоградской области.
ФИО1 не выполняет поручения и указания непосредственного руководителя – заместителя начальника правового управления – начальника отдела правовой экспертизы и мониторинга законодательства ФИО3.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 выдано поручение, оформленное служебной запиской в системе АСЭД о необходимости получения в отделе системно-технического обеспечения компьютерной техники в связи с переходом отдела правовой экспертизы и мониторинга законодательства в полном составе на дистанционный режим работы. Срок отчета о проделанной работе по поручению установлен до 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.
На данное поручение ФИО1 в АСЭД отреагировала, а также отправила личное сообщение ФИО3 о том, что у нее нет технической возможности работать в домашних условиях.
В последующие дни до ДД.ММ.ГГГГФИО1 данное поручение не исполняла. При этом ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО1 являлась в административное здание комитета финансов Волгоградской области и имела возможность получить компьютерную технику.
Кроме того ФИО1 и ранее в апреле 2020 предлагалось получить компьютерную технику для перехода на дистанционный режим работы, однако она отказывалась ссылаясь на отсутствие технической возможности.
Только ДД.ММ.ГГГГФИО1 получила необходимую для работы компьютерную технику для работы удаленно и с ДД.ММ.ГГГГ около 12 часов 00 минут (зафиксировано в системе АСЭД) приступила к работе дистанционно.
Неоднократное неисполнение ФИО1 своих обязанностей выразилось также в том, что поручения непосредственного руководителя ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 не исполнялись, а были исполнены иными сотрудниками отдела правовой экспертизы и мониторинга законодательства. Указанное, по мнению комиссии, является дисциплинарным проступком.
Как указано ранее, по смыслу действующего трудового законодательства дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
В соответствии с абзацем 1 ч.1 ст.57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - дисциплинарным проступком является «неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей».
В силу ч.3 ст.58 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при применении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Анализируя обстоятельства, повлекшие за собой невыполнение ФИО1 приказов руководителей о переходе на дистанционную работу и невыполнение поручений и своих должностных обязанностей в установленный срок, суд приходит к выводу о том, что вменяемые работодателем ФИО1 дисциплинарные проступки (не исполнение поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации) вызвано объективными причинами, не зависящими от воли работника, и не могут расцениваться как дисциплинарные проступки, следовательно, дисциплинарные взыскания в отношении государственного гражданского служащего ФИО1, наложенные приказом комитета финансов Волгоградской области №...-д\в от ДД.ММ.ГГГГ в виде выговора и приказом №...-д\в от ДД.ММ.ГГГГ в виде предупреждения о неполном служебном соответствии не могут быть признаны законными.
При этом членами комиссии - при рассмотрении материалов и подготовки заключений не учитывались «тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей» в соответствии с частью 3 статьи 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ.
На день издания приказа №... д\в от ДД.ММ.ГГГГ истец, не имела других взысканий. Иного сторонами суду не представлено.
Так судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ истец осуществляла трудовую функцию в здании комитета финансов Волгоградской области по адресу: г.Волгоград, ..., что не оспаривается сторонами по делу.
В соответствии с п.13 служебного контракта №..., заключенного представителем нанимателя в лице министра финансов Волгоградской области и ФИО7 в настоящее время ФИО1 следует, что гражданскому служащему обеспечиваются надлежащие организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей: служебное место, оборудованное средствами связи, оргтехникой, доступ к информационным системам.
Пунктом 20 Контракта сторонами оговорено, что изменения и дополнения в настоящий служебный контракт могут быть внесены по соглашению сторон в следующих случаях: а) при изменении законодательства РФ и Волгоградской области; б) по инициативе любой из сторон настоящего служебного контракта.
При изменении Председателем нанимателя существенных условий настоящего служебного контракта Гражданский служащий уведомляется об этом в письменной форме не ранее, чем за 2 месяца до их изменения.
Изменения и дополнения, вносимые в настоящий служебный контракт, оформляются в виде письменных дополнительных соглашений,. которые являются неотъемлемой частью настоящего служебного контракта (п.21 Контракта).
Приказом комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «О внесении изменений в приказ комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об осуществлении функционирования комитета финансов Волгоградской области» внесены изменения в перечень государственных гражданских служащих, замещавших должности государственной гражданской службы Волгоградской области, и работников обеспечивающих функционирование комитета финансов Волгоградской области дистанционно с ДД.ММ.ГГГГ (приложение №... к приказу).
В соответствии Перечнем истец, в числе иных сотрудников, была переведена на дистанционный режим работы.
Таким образом, работодателем были существенно изменены условия контракта, а именно изменено место осуществления трудовых функций.
Вместе с тем данный приказ принят без учета возможности, в том числе технической, осуществления конкретными государственными служащими Комитета трудовых функций дистанционно.
ДД.ММ.ГГГГ согласно календарю является пятницей, 3 и ДД.ММ.ГГГГ являлись нерабочими днями.
Доказательств тому, что данный приказ с перечнем лиц, подлежащих переводу на дистанционную работу был размещен в системе АСЭД ДД.ММ.ГГГГ, либо под роспись представлен истцу, сторонами суду не представлено. Изменения служебного контракта в виде Дополнительного соглашения №... оформлены лишь ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.135). Ввиду невозможности попасть на рабочее место ДД.ММ.ГГГГ (доступ сотрудников ограничен) и отсутствия в домовладении истца Интернета, ФИО1 не могла ДД.ММ.ГГГГ ознакомиться с данным Дополнительным соглашением.
Доводы ответчика, что непосредственным начальником истец была уведомлена о том, что с ДД.ММ.ГГГГФИО1 должна выполнять трудовую функцию дистанционно, не свидетельствуют о том, что с изменением существенных условий трудового контракта истец была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом.
Как пояснила истец в судебном заседании и неоднократно уведомляла работодателя в своих объяснениях и заявлениях, что с ДД.ММ.ГГГГ у истца отсутствовала реальная возможность приступить к выполнению трудовых функций дистанционно, поскольку ее домовладение не было обеспечено системой Интернет, что подтверждается ответом на запрос суда о том, что в ЗАО «Вист он-лайн» от ФИО1ДД.ММ.ГГГГ поступила обращение на осуществление работ с формулировкой, что перерезан провод до медиаконвертера. Услуга по замене оптической линии (что является услугой подключения) стоимостью - 1500 руб. 00 коп. предоставлена абоненту (ФИО1) ДД.ММ.ГГГГ (т.3 л.д.32).
Из представленных ЗАО «Вист он-лайн» операций по доступу в Интернет ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не производилась оплата услуги интернет, и только с ДД.ММ.ГГГГ произведена оплата, ДД.ММ.ГГГГ заменена оптическая линия и истец имела возможность работать дистанционно (т.3 л.д. 33-39).
Доводы представителей ответчика о том, что истец ранее отказывалась получать получить компьютерную технику для перехода на дистанционный режим работы, не свидетельствуют о нежелании истца и уклонении от исполнения служебных обязанностей.
Так сторонами не оспаривается, что истец, не имея реальной возможности ДД.ММ.ГГГГ (пятница) подключить домовладение к системе Интернет, в понедельник ДД.ММ.ГГГГ прибыла к месту работы, где доступ сотрудников оказался ограничен.
Желая выполнять трудовые функции, истцом написано заявление от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на имя Первого заместителя Губернатора Волгоградской области – председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО6 с просьбой исполнять должностные обязанности на рабочем месте в комитете финансов Волгоградской области (т.1 л.д.17-18, л.д.19-23).
Получив отрицательный ответ, истец в кратчайшие сроки приняла меры к подключению домовладения к системе Интернет и выполнению трудовых функций.
Таким образом, судом, не установлено наличие виновных действий ФИО1 в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на нее служебных обязанностей. При этом при применении дисциплинарных взысканий не учтена тяжесть совершенного гражданским служащим проступка, степень её вины, обстоятельства, при которых совершены те или иные действия и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Учитывая изложенное суд полагает признать незаконными и отменить приказы комитета финансов Волгоградской области №...-д\в от ДД.ММ.ГГГГ о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, приказ №...-д\в от ДД.ММ.ГГГГ о применении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, о чем внести необходимые сведения в трудовую книжку.
Рассматривая требования истца о признании незаконным и отмене приказа комитета финансов Волгоградской области №...-л\с от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ приказом комитета финансов Волгоградской области №... л\с ФИО1 отменена с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная надбавка к должностному окладу за правовое обеспечение деятельности комитета финансов Волгоградской области и уменьшен с ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы до 90% должностного оклада. Основанием для издания данного приказа является служебная записка начальника правового управления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№... (т.2 л.д.239).
Из служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ №№... начальника правового управления на имя Первого заместителя Губернатора Волгоградской области – председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО6 следует, что при переводе ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ на должность старшего консультанта отдела правовой экспертизы и мониторинга законодательства ей была установлена надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Волгоградской области в размере 120% должностного оклада. Кроме того, приказом комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-л\с ФИО1 установлена надбавка за правовое обеспечение деятельности комитета финансов Волгоградской области в размере 50% должностного оклада.
По результатам служебных проверок, приказами комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-д\в и от ДД.ММ.ГГГГ№...-д\в к оленевой Н.В. применены дисциплинарные взыскания в виде выговора и предупреждения о неполном служебном соответствии, в связи с чем, просит рассмотреть вопрос об уменьшении размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Волгоградской области в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей до 90% и отмене надбавки за правовое обеспечение деятельности комитета финансов Волгоградской области в размере 50% должностного оклада, связанной с проведением правовой экспертизы правовых актов, проектов правовых актов и их подготовкой.
Поскольку единственным основанием для издания приказа комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... л\с является привлечение ФИО1 к дисциплинарной ответственности в соответствии с приказами №...-д\в от ДД.ММ.ГГГГ и №...-д\в от ДД.ММ.ГГГГ, которые судом признаны незаконными и отменены, суд полагает признать незаконным и отменить приказ комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... л\с, а также признать недействительным дополнительное соглашение к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№... от ДД.ММ.ГГГГ в котором отражено, что стороны договорились внести в служебный контракт, заключенный между представителем нанимателя и Гражданским служащим, следующие изменения: 1.1. Абзац 5 пункта 9 изложить в следующей редакции: «ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Волгоградской области в размере 90 процентов этого оклада.
Рассматривая требования истца о взыскании удержанного заработка в размере – 7260 руб. 36 коп., компенсации затрат проведение интернета в размере – 1500 руб. 00 коп., оплату электроэнергии в размере – 3044 руб. 46 коп., амортизации принтера в размере – 490 руб. 60 коп., услуг сотовой связи в размере – 511 руб. 50 коп., абонентскую плату за информационно-телекоммуникационную сеть интернет за 2 месяца в размере- 1380 руб. 00 коп., расходы на заправку картриджа для принтера в размере – 350 руб. 00 коп., расходов на приобретение бумаги в размере – 470 руб. 00 коп., суд находит их необоснованными и не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Положениями ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованному лицу предоставлено право обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
Таким образом, судебной защите подлежат только нарушенные права.
Согласно приказу ГКУ Волгоградской области «Дирекции по материально-техническому и хозяйственному обеспечению администрации Волгоградской области» от ДД.ММ.ГГГГ№... (т.3 л.д.93-96) утвержден порядок обеспечения органов исполнительной власти Волгоградской области канцелярскими принадлежностями.
Кроме того, дополнительным соглашением №... к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№... от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен порядок компенсации расходов за использование при исполнении должностных обязанностей гражданским служащим, принадлежащего ему либо арендованное им оборудование.
Вместе с тем доказательств тому, что истец обращалась к ответчику за получением необходимых канцтоваров, компенсации затрат, суду не представлено.
В связи с чем, суд полагает, что отсутствует нарушенное право истца ответчиком.
Учитывая, что истец в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически не выполняла должностные обязанности, что сторонами не оспаривается, оснований для взыскания удержанного заработка в размере – 7260 руб. 36 коп. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к комитету финансов Волгоградской области о признании приказов о наложении дисциплинарных взысканий незаконными и их отмене, признании недействительным и отмене дополнительного соглашения к служебному контракту, взыскании удержанного заработка, компенсации за понесенные затраты – удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить приказ комитета финансов Волгоградской области №...-д\в от ДД.ММ.ГГГГ о применении дисциплинарного взыскания к ФИО1 в виде выговора; признать незаконным и отменить приказ комитета финансов Волгоградской области №...-д\в от ДД.ММ.ГГГГ о применении дисциплинарного взыскания к ФИО1 в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, о чем внести необходимые сведения в трудовую книжку.
Признать незаконным и отменить приказ комитета финансов Волгоградской области №...-л\с от ДД.ММ.ГГГГ об отмене с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной надбавки к должностному окладу за правовое обеспечение деятельности комитета финансов Волгоградской области и уменьшении с ДД.ММ.ГГГГ размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы до 90% должностного оклада ФИО1, старшему консультанту отдела правовой экспертизы и мониторинга законодательства правового управления.
Признать недействительным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№....
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к комитету финансов Волгоградской области о взыскании удержанного заработка в размере – 7260 руб. 36 коп., компенсации затрат проведение интернета в размере – 1500 руб. 00 коп., оплату электроэнергии в размере – 3044 руб. 46 коп., амортизации принтера в размере – 490 руб. 60 коп., услуг сотовой связи в размере – 511 руб. 50 коп., абонентскую плату за информационно-телекоммуникационную сеть интернет за 2 месяца в размере- 1380 руб. 00 коп., расходы на заправку картриджа для принтера в размере – 350 руб. 00 коп., расходов на приобретение бумаги в размере – 470 руб. 00 коп., - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - подпись Шепунова С.В.
Изготовлено мотивированное решение суда ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - подпись Шепунова С.В.