ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-38/2014 от 26.02.2014 Клетского районного суда (Волгоградская область)

 Дело № 2-38/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

 Клетский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Кравцовой Г.П. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Коршуновой Т.И.

 с участием истца прокурора прокуратуры Клетского района Волгоградской области – помощника прокурора района Дейнекиной О.В.,

 ответчиков – администрации Клетского муниципального района Волгоградской области в лице представителя по доверенности ФИО1,

 муниципального казенного образовательного учреждения (далее МКОУ) «Захаровская средняя общеобразовательная школа (далее СОШ)» Клетского муниципального района Волгоградской области, МКОУ «Распопинская СОШ» Клетского муниципального района Волгоградской области, МКОУ «Манойлинская СОШ» Клетского муниципального района Волгоградской области, МКОУ «Калмыковская СОШ» Клетского муниципального района Волгоградской области, МКОУ «Верхнечеренская СОШ» Клетского муниципального района Волгоградской области, МКОУ «Перелазовская СОШ» Клетского муниципального района Волгоградской области, МКОУ «Кременская СОШ» Клетского муниципального района Волгоградской области в лице представителя по доверенности ФИО2,

 рассмотрев 26 февраля 2014 года в станице Клетской Волгоградской области в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Клетского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Клетского муниципального района Волгоградской области, муниципальным казённым образовательным учреждениям «Захаровская СОШ», «Распопинская СОШ», «Манойлинская СОШ», «Калмыковская СОШ», «Верхнечеренская СОШ», «Перелазовская СОШ», «Кременская СОШ» Клетского муниципального района Волгоградской области о понуждении к совершению определённых действий,

 установил:

 прокурор Клетского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц обратился с иском к администрации Клетского муниципального района Волгоградской области, муниципальным казённым образовательным учреждениям «Захаровская СОШ», «Распопинская СОШ», «Манойлинская СОШ», «Калмыковская СОШ», «Верхнечеренская СОШ», «Перелазовская СОШ», «Кременская СОШ» Клетского муниципального района Волгоградской области о понуждении к совершению определённых действий, ссылаясь на то, что прокуратурой Клетского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере противодействия терроризму в муниципальных казенных образовательных учреждениях «Захаровская СОШ», «Распопинская СОШ», «Манойлинская СОШ», «Калмыковская СОШ», «Верхнечеренская СОШ», «Перелазовская СОШ», «Кременская СОШ» Клетского муниципального района Волгоградской области.

 В ходе проверки выявлены существенные нарушения названного законодательства, затрагивающие права и интересы неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан.

 В обоснование исковых требований прокурор указал, что в МКОУ «Захаровская СОШ», «Распопинская СОШ», «Манойлинская СОШ», «Калмыковская СОШ», «Верхнечеренская СОШ», «Перелазовская СОШ», «Кременская СОШ» отсутствует система технического контроля (видеонаблюдения).

 Указанное положение дел ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, создает благоприятные условия для проникновения на территорию и в здание образовательного учреждения посторонних лиц и совершению террористических актов, последствиями которых являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.

 Согласно ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в сфере её деятельности относится также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч. 3). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7). Установка видеонаблюдения в образовательных учреждениях отвечает требованиям Закона "Об образовании в Российской Федерации " и направлена на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

 Отсутствие системы технического контроля (видеонаблюдения) в образовательных учреждениях и недостаточная защищенность помещений образовательного учреждения способствует нахождению на его территории посторонних лиц и совершению общественно-опасных деяний, в том числе, террористических актов, чем нарушаются права несовершеннолетних обучающихся, и является недопустимым, не отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации.

 Прокурор Дейнекина О.В. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района.

 В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" N 35-ФЗ от 06 марта 2006 года противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

 Требования Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" распространяется на все здания и на все этапы жизненного цикла здания или сооружения. Этот закон подлежит применению при проектировании видеонаблюдения в школах, так как направлен на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению.

 Представитель ответчика администрации Клетского муниципального района ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора не признал по основаниям, изложенным в возражениях. Дополнительно пояснил, что во всех школах проведена большая работа по профилактике терроризма, все школы оснащены тревожными кнопками.

 Представитель ответчиков образовательных учреждений Клетского муниципального района ФИО2 не возражал против исковых требований прокурора, пояснив, что при наличии финансирования школы обеспечат оснащение зданий системами видеонаблюдения.

 Согласно представленным возражениям администрации Клетского муниципального района на здания Захаровской, Распопинской, Манойлинской, Калмыковской, Верхнечеренской, Перелазовской и Кременской школ не распространяются требования Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Действующее законодательство не содержит обязательных предписаний относительно оснащения муниципальных образовательных учреждений системами видеонаблюдения. В школах осуществляется комплекс мероприятий, направленных на защиту обучающихся, работников и посетителей образовательных учреждений от противоправных посягательств, в дневное время осуществляется охрана штатными работниками школы, которая принимает меры пресечения противоправных действий со стороны физических лиц в отношении обучающихся, работников и посетителей образовательных учреждений, осуществляется пропускной режим, контролируется вход в помещение, в вечернее и ночное время охрану осуществляют сторожа, находящиеся в штате школы. Поскольку федеральное законодательство не содержит обязательных предписаний оборудования общеобразовательных учреждений системами видеонаблюдения со стороны администрации Клетского муниципального района, в иске прокурору должно быть отказано.

 Проверив материалы дела, выслушав прокурора, представителей ответчиков, суд приходит к следующему выводу.

 Прокурор доказал обоснованность своих исковых требований.

 В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

 В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

 Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.

 Одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (ч. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка»).

 К компетенции образовательной организации в сфере её деятельности относится также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

 Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

 Обучающимся предоставляются академические права, в том числе на охрану жизни и здоровья (п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

 Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

 В соответствии с п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года (далее Концепции) основными задачами противодействия терроризму являются:

 - выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма (подп. «а» п. 11 Концепции);

 - обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (подп. «д» п. 11 Концепции).

 Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма (п. 7 ст. 2 ФЗ № 35-ФЗ от 06 марта 2006 года «О противодействии терроризму»).

 В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

 Согласно п. 3 ст. 5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

 Согласно ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

 В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

 Для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

 В помещениях охраны всех типов общественных зданий следует предусматривать наличие радиотрансляционной абонентской точки (п.6.48 СП 118.13330.2012).

 Довод ответчика администрации Клетского муниципального района о неприменении Свода правил СП 11813330.2012 "СНиП 31-06-2009 (раздел 1)" к зданиям школ суд оценивает как несостоятельный, указанный нормативный акт подлежит применению при проектировании системы видеонаблюдения в школе, направлен на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению и детализирует способ исполнения решения суда.

 Таким образом, администрация Клетского муниципального района и образовательные учреждения являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них, лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости антитеррористической защищенности здания школы.

 В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

 Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

 Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может быть основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

 Здания школ-ответчиков по делу являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, важными объектами инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. В связи с чем, осуществление деятельности школы при таких обстоятельствах не обеспечит в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

 Суд установил, что МКОУ «Захаровская СОШ», «Распопинская СОШ», «Манойлинская СОШ», «Калмыковская СОШ», «Верхнечеренская СОШ», «Перелазовская СОШ», «Кременская СОШ» Клетского муниципального района являются юридическими лицами. Учредителем указанных МКОУ является администрация Клетского муниципального района Волгоградской области. Здания, занимаемые школами, системой теле-, видеонаблюдения не оборудованы, что не оспаривается ответчиками, подтверждается актом обследования общеобразовательных учреждений от 17 января 2014 года (л.д. 6) и представленной суду ответчиком информацией от 22 августа 2013 года №491 о том, что в каждом МКОУ проведены мероприятия, направленные на защиту обучающихся, работников образовательного учреждения от преступных посягательств.

 Судом установлено, что в МКОУ «Захаровская СОШ», «Распопинская СОШ», «Манойлинская СОШ», «Калмыковская СОШ», «Верхнечеренская СОШ», «Перелазовская СОШ», «Кременская СОШ» Клетского муниципального района видеонаблюдение отсутствует, что ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, создает благоприятные условия для проникновения на территорию и в здание образовательного учреждения посторонних лиц и совершению террористических актов, последствиями которых являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.

 Согласно п. 1.3 Устава МКОУ «Захаровская СОШ» (далее Устав) (л.д. 7-13) учредителем Школы является администрация Клетского муниципального района Волгоградской области, осуществляющая свою деятельность во взаимоотношениях со Школой в пределах полномочий, делегированных Учредительным договором.

 Согласно п. 1.2 Устава МКОУ «Распопинская СОШ» (л.д. 36-42) учредителем Школы является администрация Клетского муниципального района Волгоградской области.

 Согласно п. 1.2 Устава МКОУ «Калмыковская СОШ» (л.д. 65-71) учредителем Школы является администрация Клетского муниципального района Волгоградской области.

 Согласно п. 1.3 Устава МКОУ «Манойлинская СОШ» (л.д. 93-100) учредителем Школы является администрация Клетского муниципального района Волгоградской области.

 Согласно п. 1.2 Устава МКОУ «Верхнечеренская СОШ» (л.д. 122-125) учредителем Школы является администрация Клетского муниципального района Волгоградской области.

 Согласно п. 1.2 Устава МКОУ «Перелазовская СОШ» (л.д. 148-154) учредителем Школы является администрация Клетского муниципального района Волгоградской области.

 Согласно п. 1.3 Устава МКОУ «Кременская СОШ» (л.д. 178-185) учредителем Школы является администрация Клетского муниципального района Волгоградской области.

 Согласно Уставов каждого МКОУ к компетенции учредителя относится, в том числе принятие решений о реконструкции, модернизации, изменении назначения, сдаче в аренду, передаче в безвозмездное пользование имущества, закреплённого за Школой на правах оперативного управления, либо приобретённого за счёт бюджетных ассигнований по ходатайству Школы и по проведению экспертной оценки последствий таких решений для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, медицинского обслуживания и развития детей, проживающих на территории Клетского муниципального района, а также обеспечение надлежащего содержания зданий, сооружений Школы, обустройство её территории, обеспечение своевременного финансирования Школы, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Разрешая заявленные требования, суд считает, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений и их учредителя. Поскольку образовательное учреждение не имеет системы видеонаблюдения, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, денежные средства на возведение ограждения и установку видеонаблюдения образовательному учреждению не выделены, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

 На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 88, 98 ГПК РФ, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

 решил:

 Обязать администрацию Клетского муниципального района Волгоградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать работы по оборудованию зданий муниципальных казенных образовательных учреждений

 «Захаровская средняя общеобразовательная школа» Клетского муниципального района Волгоградской области по <адрес>

 «Калмыковская средняя общеобразовательная школа» Клетского муниципального района <адрес>, <адрес>;

 «Кременская средняя общеобразовательная школа» Клетского муниципального района <адрес>;

 «Манойлинская средняя общеобразовательная школа» Клетского муниципального района <адрес>, <адрес>;

 «Перелазовская средняя общеобразовательная школа» Клетского муниципального района <адрес>, <адрес>;

 «Распопинская средняя общеобразовательная школа» Клетского муниципального района <адрес>

 «Верхнечеренская средняя общеобразовательная школа» Клетского муниципального района <адрес> системами телевизионного (видео-) наблюдения.

 Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Захаровская средняя общеобразовательная школа» Клетского муниципального района Волгоградской области оборудовать здание МКОУ по <адрес> системой телевизионного (видео-) наблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ

 Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Калмыковская средняя общеобразовательная школа» Клетского муниципального района Волгоградской области оборудовать здание МКОУ по <адрес> системой телевизионного (видео-) наблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ

 Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Кременская средняя общеобразовательная школа» Клетского муниципального района Волгоградской области оборудовать здание МКОУ по <адрес> системой телевизионного (видео-) наблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ

 Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Манойлинская средняя общеобразовательная школа» Клетского муниципального района Волгоградской области оборудовать здание МКОУ по <адрес> системой телевизионного (видео-) наблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ

 Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Перелазовская средняя общеобразовательная школа» Клетского муниципального района Волгоградской области оборудовать здание МКОУ по <адрес> системой телевизионного (видео-) наблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

 Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Распопинская средняя общеобразовательная школа» Клетского муниципального района Волгоградской области оборудовать здание МКОУ по <адрес> системой телевизионного (видео-) наблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

 Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Верхнечеренская средняя общеобразовательная школа» Клетского муниципального района Волгоградской области оборудовать здание МКОУ по <адрес> системой телевизионного (видео-) наблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

 Решение может быть в апелляционном порядке обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца со дня его вынесения через Клетский районный суд Волгоградской области или непосредственно в апелляционную инстанцию.

 Председательствующий Г.П.Кравцова

 Мотивированное решение суда составлено 3 марта 2014 года.

 Судья      Г.П.Кравцова