2 – 38/2016 Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2016 года с. Ловозеро
Ловозерский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Кувшинова И.Л.,
при секретаре Дигуровой Н.Н.,
с участием истца ФИО2, представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску: ФИО2 к администрации муниципального образования с.п. Ловозеро Ловозерского района Мурманской области, об отмене решения жилищной комиссии муниципального образования с.п. Ловозеро от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд к указанному ответчику с требованием об отмене решения жилищной комиссии муниципального образования с.п. Ловозеро от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ стоял на очереди на социальное жилье, как нуждающийся в жилых помещениях. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии, при распределении квартир для заселения, он был снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Решение считает незаконным, так как установление статуса малоимущего, не применимо к данному случаю, поскольку он приобрел право стоять в очереди на получение жилого помещения в силу того, что он постоянно проживает селе Ловозеро и признан решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ нуждающимся улучшении жилищный условий. При этом, требований подтверждать свое имущественное положение и право состоять в данной очереди, к нему ни разу не предъявлялось. Кроме того, его суммарный доход составил **** руб. ** коп., который состоит из заработной платы и пенсии. Хотя доход вырос за счет пенсии, однако данный рост его имущественного положения не позволит приобрести жилье самостоятельно. Считает, что поскольку акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие, то недопустимо исключать его из очереди на получение жилого помещения по основанию превышения минимального дохода, тогда как постановка в очередь осуществлялась по основанию нуждаемости в улучшении жилищных условий. Полагает, что в законе Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ прописаны три самостоятельных основания по которым гражданин имеет право подавать заявление об улучшении жилищных условий, поэтому гражданину дано право выбирать из этих оснований одно и подавать под него заявление, что и было им сделано изначально. Он подал заявление на основании нуждаемости в жилом помещении, был признан таковым жилищной комиссией и поставлен в очередь. Однако ответчик по основанию того, что он перестал быть малоимущим, исключил его из очереди на улучшение жилищных условий. Просит принять во внимание, что он является ветераном боевых действий, не имеет и не имел жилья в собственности или в найме, в том числе и социальном.
Опрошенный в судебном заседании истец исковые требования поддержал, привел доводы и основания указанные в иске, а кроме того указал, что жилищная комиссия не имела кворума и в ней были сотрудники администрации, повлиявшие на принятие решения.
Опрошенный в судебном заседании представитель ответчика – заместитель главы администрации муниципального образования с.п. Ловозеро ФИО1, действующий на основании доверенности, иск не признал и пояснил, что истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ как малоимущий, согласно п. 1.1 ст. 51 ЖК РФ (не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения). Среднемесячный совокупный доход истца за 12 месяцев 2008 года составлял **** руб. ** коп., при установленном размере среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в размере **** руб. ** коп. Документов, подтверждающих, что истец относится к той или иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, не при постановке на учет нуждающихся, не в настоящее время представлено не было, поэтому истец был принят на учет нуждающихся в жилых помещения как малоимущий гражданин. Согласно представленным документам, среднемесячный совокупный доход истца составил **** руб. ** коп. при установленном размере среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в размере **** руб. ** коп. Поэтому, решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец был снят с учета граждан на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой статуса малоимущего.
Заслушав стороны, огласив и исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Таким образом, закон предусматривает возможность предоставления социального жилья по договорам социального найма тем гражданам, которые не только нуждаются в жилых помещениях, но и являются одновременно малоимущими.
Хотя ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает отдельную, определенную федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категорию граждан, которым так же предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, однако доказательств того, что истец относится к указанной категории, суду не представлено, не установлено таковых обстоятельств и в ходе судебного заседания.
В соответствии со ст. 4 Закон Мурманской области от 07 июля 2005 года № 646-01-ЗМО "О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", на учет принимаются граждане Российской Федерации при наличии следующих оснований: постоянное или преимущественное проживание в данном городском округе, городском (сельском) поселении; признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; признание малоимущими и (или) наличие права состоять на учете по иным основаниям. Граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, местными администрациями городских округов, городских (сельских) поселений (далее - уполномоченный орган) по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. В целях настоящего Закона граждане признаются малоимущими уполномоченным органом с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, определяемых согласно приложению к настоящему Закону. Размер дохода и стоимость имущества для признания граждан малоимущими устанавливаются представительными органами городских округов и городских (сельских) поселений.
Решением Ловозерского районного Совета № 213 от 30 октября 2007 года "О внесении изменений в решение Ловозерского районного Совета от 22 декабря 2005 года № 56 "Об утверждении размера среднемесячного дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма" установлен размер среднемесячного дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в сумме 6237 руб. (лист дела 110).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец подает главе администрации с.п. Ловозеро заявление в котором просит принять его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. При этом как указывает истец, его доход составил **** руб. ** коп., у него отсутствует недвижимое имущество и транспортные средства, а кроме того он обязался подтверждать заявленные сведения, документально информировать об изменениях, а кроме того предупрежден, что будет снят с учета при выявлении изменений имущественной и жилищной обеспеченности (листы дела 24-25).
При таких обстоятельствах довод истца о том, что он состоял в очереди на получения социального жилья, как лицо только лишь нуждающееся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях), не основан на праве и фактических обстоятельствах и, поэтому судом отвергается.
Постановлением администрации муниципального образования с.п. Ловозеро Ловозерского района Мурманской области № от ДД.ММ.ГГГГ "О принятии на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма", истец принят на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма (листы дела 65-66).
Истец утверждает, что от него никогда не требовалось подтверждать свое имущественное положение и право состоять в данной очереди. Вместе с тем администрация с.п. Ловозеро Ловозерского района Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ, разъясняла истцу обязанность подтвердить сведения, представленные при постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, о чем ДД.ММ.ГГГГ получена от истца расписка об ознакомлении, а ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцом поданы расписки подтверждающие, что в сведениях, предоставленных им при постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, изменений не произошло (листы дела 70, 76, 101).
Кроме того, в соответствии со ст. 8 Закон Мурманской области от 07 июля 2005 года № 646-01-ЗМО "О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", в целях подтверждения права граждан состоять на учете, уполномоченный орган проводит перерегистрацию граждан: ежегодно; при принятии решения о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма - в отношении соответствующих граждан. Ежегодно в период с 1 октября по 1 декабря граждане подтверждают сведения в документах, представленных ими в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Закона: представлением расписки об отсутствии изменений в случае, если у гражданина не произошло изменений в ранее представленных сведениях представлением документов, подтверждающих произошедшие изменения.
При таких обстоятельствах указанный довод об отсутствии требований подтверждать имущественное положение и право состоять в очереди на получение социального жилья, не основан на законе и фактических обстоятельствах дела и, поэтому судом отвергается.
Решением Совета депутатов сельского поселения Ловозеро Ловозерского района № от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в решение Совета депутатов сельского поселения Ловозеро Ловозерского района от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении размера среднемесячного дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма", установлен размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи в сумме **** руб. ** коп. (лист дела 114).
В соответствии с п. 1.1, 1.2 "Порядка учета и определения размера дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет" являющегося приложением к Закону Мурманской области от 7 июля 2005 года № 646-01-ЗМО, при расчете среднемесячного дохода одиноко проживающего заявителя учитываются все виды доходов, полученные одиноко проживающим заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии. Среднемесячный доход одиноко проживающего заявителя, определяется на основании сведений одиноко проживающего заявителя за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет (далее - расчетный период), указанных в заявлении о принятии на учет. Сумма заработной платы, ежемесячных социальных выплат, иных ежемесячных выплат, учитывается в доходах одиноко проживающего заявителя в месяце фактического получения, который входит в расчетный период.
Согласно справки ГУ ОПФ РФ в Ловозерском районе истцом с октября 2014 по сентябрь 2015 года получена пенсия в размере **** руб. ** коп. (лист дела 102).
Согласно справки о доходах истца за 2015 год по форме 2-НДФЛ, истцом получена заработная плата за минусом подоходного налога в сумме **** руб. ** коп. (лист дела 103).
Таким образом, среднемесячный совокупный и учитываемы в исследуемых правоотношения доход истца в 2015 году составил **** руб. ** коп., тогда как размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества для признания граждан малоимущими, в целях постановки на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, составляет **** руб. ** коп., что свидетельствует об утрате истцом оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Постановлением администрации муниципального образования с.п. Ловозеро Ловозерского района Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ№ "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма", истец снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договорам социального найма (листы дела 107-108).
Уведомлением администрации муниципального образования с.п. Ловозеро Ловозерского района Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ№, истец извещен о решении жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, о снятии с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть по основанию превышения среднемесячного дохода величине прожиточного минимума для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, то есть утраты статуса малоимущего (лист дела 109).
При таких обстоятельствах постановление администрации муниципального образования с.п. Ловозеро Ловозерского района Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ№, о снятии истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, законно, мотивировано и обоснованно.
Довод же истца о том, что закон Мурманской области предусматривает три самостоятельных основания по которым гражданин имеет право подавать заявление о постановке на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, основан на неверном толковании права и по этой причине так же отвергается. В соответствии со ст. 1 Закона Мурманской области от 07 июля 2005 года № 646-01-ЗМО "О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", жилые помещения муниципального жилищного фонда (далее - жилые помещения) по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) в соответствии со статьями 4, 6, 7 настоящего Закона. В свою очередь, статьи 4, 6 и 7 данного закона предусматривают: право состоять на учете, порядок принятия на учет и порядок ведения учета только в отношении граждан, которые постоянно или преимущественно проживают в данном городском округе, городском (сельском) поселении; признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и признаны малоимущими. Несоблюдение одного из указанных условий влечет за собой исключение из очереди граждан нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. Иное же толкование закона позволит обеспеченным гражданам претендовать на указанное социальное жилье, что в итоге приведет к ущемлению прав социально не защищенной части граждан, охраняемых ст. 40 ч. 3 Конституции РФ.
Что же касается довода истца о том, что он является ветераном боевых действий, то в соответствии со ст. 16 ч. 3 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Оценивая доводы истца о том, что при принятия решения жилищной комиссии последняя не имела кворума и в ней участвовали сотрудники администрации, суд находит их так же не основанными на законе и фактических обстоятельствах дела и, по этим основаниям так же отвергает.
Так, согласно постановления администрации муниципального образования с.п. Ловозеро Ловозерского района Мурманской области № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Положения о жилищной комиссии муниципального образования сельское поселение Ловозеро Ловозерского района", утверждено Положение о жилищной комиссии муниципального образования сельское поселение Ловозеро Ловозерского района, согласно которому в состав комиссии включаются должностные лица администрации муниципального образования Ловозерский район, депутаты Совета депутатов с.п. Ловозеро Ловозерского района, представители общественных и других организаций. Количество комиссии составляет семь человек. Персональный состав комиссии утверждается постановлением главы администрации муниципального образования с.п. Ловозеро (пункт 1.3). Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствовало более половины от установленного числа ее членов. Решение принимается путем голосования простым большинством голосов от числа присутствовавших на заседании членов Комиссии. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании комиссии, ответственным секретарем и всеми присутствующими на заседании членами комиссии. (пункты 3.5, 36, 3.7) (листы дела 117-122).
Постановлением администрации муниципального образования с.п. Ловозеро Ловозерского района Мурманской области № 02 от 15 января 2015 года "Об изменении состава жилищной комиссии муниципального образования с.п. Ловозеро Ловозерского района" утвержден новый состав членов комиссии, председатель комиссии, заместитель председателя комиссии и ответственный секретарь комиссии, а всего в количестве семи человек, в число которых входят как сотрудники администрации муниципального образования с.п. Ловозеро Ловозерского района, так и депутаты Совета депутатов сельского поселения Ловозеро и работники иных организаций (листы дела 123).
Согласно протоколу № заседания жилищной комиссии администрации муниципального образования с.п. Ловозеро Ловозерского района Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ присутствовали: председатель комиссии, заместитель председателя, ответственный секретарь, три члена комиссии, при отсутствии одного члена комиссии. Повесткой дня был, в том числе, вопрос "О снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма". За снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма "По делу ФИО2", согласно п. 2. ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, проголосовало "за" шесть человек (листы дела 124-126).
Таким образом указанная комиссия сформирована в соответствии с законом, при принятии решения комиссия имела кворум участников, протокол заседания содержит ход изучения поставленных вопросов, итоги голосования и численный состав отданных голосов, содержит подписи всех участвовавших членов комиссии. Не доверять результатам голосования или ходу проведения заседания, влекущим отмену результатов заседания, нет оснований.
Приведенным анализом представленных по делу доказательств, не установлено обстоятельств, позволяющих отменить обжалуемое истцом решение жилищной комиссии и принятое на основании него постановление администрации муниципального образования с.п. Ловозеро Ловозерского района Мурманской области № от ДД.ММ.ГГГГ, а так же восстановить истца в очереди граждан нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО2 к администрации муниципального образования с.п. Ловозеро Ловозерского района Мурманской области, об отмене решения жилищной комиссии муниципального образования с.п. Ловозеро от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманском областном суде, через Ловозерский районный суд Мурманской области, в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья И.Л. Кувшинов