Дело №
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Опочка
Псковская область 01 февраля 2021 года
Опочецкий районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Беловой Т.В.,
при секретаре Егоровой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к отделению по вопросам миграции МО МВД России «Опочецкий» об обязании зарегистрировать по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к отделению по вопросам миграции МО МВД России «Опочецкий» (далее - ОВМ МО МВД России «Опочецкий») об обязании зарегистрировать ее по месту жительства по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указала, что она обратилась в ОВМ МО МВД России «Опочецкий» с заявлением о регистрации по месту жительства в жилом помещении по указанному адресу. ? доли в праве общей долевой собственности на данный жилой дом принадлежит ее матери ФИО2 Дом состоит из двух отдельных обособленных помещений, имеющих отдельные входы. Вторым долевым собственником является ПВВ, которая умерла **.**.****. Ответчик отказал в регистрации по месту жительства мотивируя отказ отсутствием согласия на регистрацию второго долевого собственника. Вместе с тем, мать истца согласна на ее регистрацию. О наследниках, принявших наследство после смерти ПВВ, ничего не известно, регистрация права собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на данный жилой дом иными лицами не производилась, вторая половина дома пустует 19 лет. В связи с указанными обстоятельствами предоставить согласие на регистрацию другого собственника жилого дома не представляется возможным, что явилось причиной обращения в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержала. При этом пояснила, что она с рождения была зарегистрирована в спорном жилом помещении и проживала там совместно с родителями, затем снялась с регистрационного учета, но в настоящее время проживает в спорном жилом доме. Также, с 2005 года в данном доме зарегистрированы и проживают ее дочь и мать. Брат, зарегистрированный там же, по месту регистрации не проживает. Отказ в регистрации нарушает ее право на регистрацию по месту жительства. Просила удовлетворить заявленные исковые требования.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО2 – мать истца и собственник ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <...>, в судебном заседании не возражала против регистрации истца по указанному адресу, просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика – отделения по вопросам миграции МО МВД России «Опочецкий» по доверенности ФИО3 в судебном заседании посчитала отказ в регистрации ФИО1 по указанному выше адресу законным и обоснованным, вместе с тем, не возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, вторым участником долевой собственности является ПВВ, которая умерла **.**.****, в порядке наследования данное имущество никем не принято.
07.08.2020 истец обратилась в отделение по вопросам миграции МО МВД России «Опочецкий» с заявлением о регистрации по месту жительства в жилом помещении по указанному адресу. По результатам рассмотрения заявления принято решение, оформленное письмом, в котором указано на невозможность произвести регистрацию по месту жительства в связи с отсутствием согласия второго собственника жилого помещения (л.д. 11).
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, регулируются Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьей 3 которого установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно статье 6 названного Закона при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 16 (абзац первый) Правил установлено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, а также порядок их взаимодействия с иными органами и лицами при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года № 984 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 48 Административного регламента для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6 и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.
Пунктом 49.4 Административного регламента предусмотрено, что одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет, в частности письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).
Вопрос о наличии такой необходимости должен решаться с учетом положений пункта 57.1 Административного регламента, которыми запрещается требовать от гражданина представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Исходя из приведенных положений пунктов 49.4, 57.1 Административного регламента одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель должен представлять письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от всех участников долевой собственности только в том случае, если такая необходимость предусмотрена нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в том числе на праве общей долевой собственности, регулируются нормами жилищного и гражданского законодательства о вселении в жилое помещение, о владении и пользовании им, поскольку право быть зарегистрированным по месту жительства в жилом помещении является производным от права вселиться, владеть и пользоваться этим жилым помещением.
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены этим Кодексом.
При наличии нескольких сособственников жилого помещения положения статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации о правомочиях собственника жилого помещения владеть и пользоваться принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением подлежат применению в нормативном единстве с положениями статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации о владении и пользовании имуществом, находящимся в долевой собственности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
По смыслу приведенной нормы, применительно к жилому помещению как к объекту жилищных прав (части 1 и 2 статьи 15, часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принимая во внимание то, что жилые помещения предназначены для проживания граждан (пункт 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации), в отсутствие соглашения собственников жилого помещения о порядке пользования этим помещением, участник долевой собственности имеет право на предоставление для проживания части жилого помещения, соразмерной его доле, а при невозможности такого предоставления с учетом площади жилого помещения и других обстоятельств, право собственника может быть реализовано иными способами, в частности путем требования у других собственников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Таким образом, участник общей долевой собственности на жилое помещение не обладает безусловным правом на вселение в него и, следовательно, на проживание в жилом помещении. Реализация собственником правомочий владения и пользования жилым помещением, находящимся в долевой собственности, зависит от размера его доли в праве собственности на это жилое помещение.
Так, в случае, когда на долю, принадлежащую участнику общей собственности, приходится настолько малая жилая площадь, что она не может являться самостоятельным объектом жилищных отношений, и отсутствует реальная возможность использования этой жилой площади для проживания, реализация таким собственником правомочий владения и пользования жилым помещением зависит также от соглашения собственников.
Такие обстоятельства по настоящему делу не были установлены. Данных о том, что принадлежащая ФИО2 доля в праве общей собственности на жилой дом (1/2 доли в доме площадью 23,2 кв. м) не позволяет использовать приходящуюся на нее жилую площадь для проживания, не имеется.
Следовательно, решение ответчика о невозможности регистрации истца по месту проживания без согласия второго участника долевой собственности противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Кроме того, регистрация гражданина по месту жительства, не является формой распоряжения имуществом, поскольку этими действиями не определяется юридическая судьба вещи (жилого помещения), при этом ни само жилое помещение, ни круг лиц, имеющих права в отношении него, ни объем этих прав не претерпевают изменения.
Исходя из положений пунктов 58.2, 60 Административного регламента, отсутствие согласия второго участника общей долевой собственности не могло в данном случае являться основанием для отказа в предоставлении истцу государственной услуги по регистрационному учету по месту жительства.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать ОВМ МО МВД России «Опочецкий» зарегистрировать ФИО1 по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято **.**.****.
Судья: Т.В. Белова