Дело № 2-38/2021
27RS0020-01-2020-002824-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2021 года г. Николаевск-на-Амуре
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Е.Н. Головиной,
с участием:
- процессуального истца в лице ст. помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Бесова С.В.,
- представителя ответчика в лице администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, действующей на основании доверенности № 1.1-63-5965 от 07.10.2020 г., ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания по поручению судьи помощником судьи Евдокимовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, МУП «Мастер» об обязании провести техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденным приказом Минстроя России от 05.08.2014 г. № 437/пр,
УСТАНОВИЛ:
Процессуальный истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что городской прокуратурой во исполнение указания прокуратуры Хабаровского края на постоянной основе осуществляется сбор и анализ информации о ходе подготовки топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2020-2021 годов, в рамках которого установлено следующее. В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения, в том числе, водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно п.4.3 ч.1 ст.17 указанного № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В силу ч.1 ст.6 ФЗ от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнениями организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Мастер» от 29.12.2018 г. № 6, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, действующим от имени Николаевского муниципального района Хабаровского края и МУП «Мастер», комитет закрепил за предприятием на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое имущество, согласно Перечню муниципального имущества, являющегося приложением № 1 к настоящему договору, в том числе, водопроводные сети, общей протяженностью 5 376 м, канализационные сети, общей протяженностью 3 633 м, расположенные по адресу: Хабаровский край, Николаевский район, р.п. Маго.
Согласно ч.2 ст.3 ФЗ № 416-ФЗ общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе, приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии со ст.37 ФЗ № 416 техническое обследование техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления. Требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Приказом Минстроя России от 05.08.2014 г. № 437/пр утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов централизованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей, согласно которым: п.1 – настоящие Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - Требования) определяют цели, задачи и порядок проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения; п.3 – основной задачей проведения технического обследования является определение фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; п.4 - обязательное техническое обследование проводится: а) один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет; б) при разработке организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, плана снижения сбросов, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями; в) при принятии организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"; п.6 -техническое обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения проводится организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций; п.18 - по итогам технической инвентаризации определяются: а) процент износа объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; б) актуальное техническое состояние объекта на дату обследования; в) предельные сроки проведения ремонта или реконструкции объектов; п.30 - по итогам завершения технического обследования составляется акт технического обследования (далее - акт), содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Рекомендуемый образец акта приведен в приложении N 3. Акт содержит: а) перечень объектов, в отношении которых было проведено техническое обследование; б) перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, или иных показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, выявленных в процессе проведения технического обследования; в) описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений); г) заключение о техническом состоянии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения; д) оценка технического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в момент проведения обследования, включая процент износа; е) заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения; ж) ссылки на строительные нормы, правила, технические регламенты, иную техническую документацию; з) анализ технико-экономической эффективности существующих технических решений, применяемых в соответствующей централизованной системе, в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами; и) предлагаемые рекомендации, в том числе предложения по плановым значениям показателей надежности, качества, энергетической эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и инвестиционные проекты), необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации, и возможные проектные решения; п.32 - в соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления поселения. При этом согласно информации МУП «Мастер» техническое обследование сетей водопроводных сетей общей протяженностью 5 376 м, канализационных сетей, общей протяженностью 3 633 м, расположенных по адресу: Хабаровский край, Николаевский район, р.п. Маго, до настоящего времени не проводилось. Таким образом, как указано в иске, в нарушение требований действующего законодательства, администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края и МУП «Мастер» не принято достаточных мер, направленных на обеспечение населения Магинского сельского поселения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения городского поселения, что может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в ходе отопительного периода и как следствие повлечет нарушение прав жителей полселения на бесперебойное обеспечение питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению. В рамках реализации полномочий в порядке ст.45 ГПК РФ процессуальный истец просит обязать администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края и МУП «Мастер» провести техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденным приказом Минстроя России от 05.08.2014 г. № 437/пр.
В судебном заседании процессуальный истец в лице ст. помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Бесова С.В. заявленные требования полностью поддержал по основаниям иска, указав суду, что указанное требование ими подано в защиту граждан, проживающих на территории Магинского сельского поселения, технические паспорта на данные сети были изготовлены 2007 году, обследование проводилось по состоянию на 2006 год, согласно данным, которые там указаны, процент износа сетей составляет от 50 процентов и выше по состоянию на 2006 год, считают необходимым обязать администрацию Николаевского муниципального района и МУП «Мастер» провести обследование сетей горячего, холодного водоснабжения и водоотведения в целях соблюдения прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории Магинского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края, поскольку в этом должен участвовать и собственник в лице администрации Николаевского муниципального района, как орган местного самоуправления, на который возложены полномочия по надлежащей организации в данной сфере, в целях защиты интересов граждан, поскольку есть статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник должен нести бремя содержание имущества.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, действующая на основании доверенности № 1.1-63-5965 от 07.10.2020 г. и в пределах предоставленных полномочий, ФИО1, иск к администрации не признала полностью, показав, что администрация района привлечена в данное дело как собственник данной сети, однако администрация района является юридическим лицом, она входит в структуру Николаевского муниципального района и является исполнительно-распорядительным органом, как казенному учреждению данные сети администрацией не передавались, в соответствии с № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полномочия муниципальных образований входит организация водоснабжения и водоотведения, в целях исполнения данной функции и данных полномочий, Николаевский муниципальный район, как муниципальное образование создало предприятие МУП «Мастер», с целью возложения на них обязанности по организации водоснабжения и водоотведения в Магинском сельском поселении, в связи, с чем им и были переданы эти сети в хозяйственное ведение, и передал их именно Николаевский муниципальный район, а не администрация, данные сети администрации района не передавались, эти сети числятся в казне Николаевского муниципального района, кроме того, МУП «Мастер» создано в 2018 году и срок для обследования сетей не прошел, то есть в этот долгосрочный 4-х летний период с момента передачи сетей они и должны провести техническое обследование, данный период еще не закончился, так как у них впереди еще два года, говорить о том, что они что-то нарушили и не провели техническое обследование, сейчас нельзя, считают, что иск прокуратуры преждевременный, пока еще нарушений никаких не наступило, вместе с тем, что касается администрации, ФЗ № 416 и № 437 Приказом Министерства строительства и ЖКХ установлено, что именно организация, осуществляющая водоснабжение и водоотведение, проводит техническое обследование, данное законодательство не говорит о собственнике имущества, которой администрация не является, в приказе № 437 говорится о том, что органы местного самоуправления могут быть привлечены к проведению технического обследования, на них даже не возлагается обязанность, то есть там они могут быть привлечены, а могут быть и не привлечены, в исковом заявлении истец указывает со ссылкой, что нарушены эти нормы, представитель ответчика считает, что администрацией ничего не нарушено, потому что администрация это юридическое лицо, данные сети им в собственность не передавались, они их не используют, поэтому на них не может быть возложена эта обязанность, сами сети передавались Комитетом, в техническом паспорте написан их износ, информация состояния и износа сетей на 2020 или 2018 год, у представителя ответчика отсутствует, если техническое обследование не проводилось, а таких данных нет, что она проводилась, на сегодняшний день такой информации нет. Кроме того, данное требование в качестве проведения технического обследования устанавливается с момента долгосрочного периода регулирования, то есть организация, которая ранее исполняла обязанности и та, которая сейчас осуществляет эту деятельность, они не взаимосвязаны между собой. Ранее данные полномочия не принадлежали Николаевскому муниципальному району, а принадлежали Магинскому сельскому поселению, то есть по организации водоснабжения и водоотведения, потом эти полномочия были переданы в Николаевский муниципальный район, Николаевский муниципальный район сам по себе не осуществляет водоснабжение и водоотведение, в этих целях было организовано муниципальное унитарное предприятие, которое конкретно занимается водоснабжением и водоотведением, именно это предприятие было создано для организации этой деятельности в Магинском сельском поселении, именно им были переданы эти сети. В последних дополнениях ими указан срок - 31 декабря 2022 года, поскольку организация создана в декабре 2018 г., в момент организации тарифы для них еще установлены не были, то есть долгосрочный период регулирования еще не начал течь, поэтому с 2019 года они посчитали, что это срок - до 31 декабря 2022 года, то есть данная организация должна приступить к проведению технического обследования в соответствии с требованиями № 416 ФЗ, где и говорится о периоде этого регулирования, и такое обследование проводится без участия органов местного самоуправления, поскольку законодательство не предусматривает участие органов местного самоуправления в этом процессе в обязательном порядке, администрация района не является собственником, Федеральным законом № 416, регулирующим порядок проведения технического обследования, порядок организации водоотведения и водоснабжения, не устанавливается требование к собственникам, согласно ФЗ № 416 техническое обследование должна проводить организация, осуществляющая водоснабжение и водоотведение сетей, которые у них находятся, администрация района не собственник, данным видом имущества они не наделялись, данные сети находятся в хозяйственном ведении МУП «Мастер», эти сети ему передавал Комитет по управлению имуществом, администрации эти сети он не передавал.
В судебное заседание ответчик в лице представителя МУП «Мастер» не явились, извещены в надлежащем порядке о месте и времени рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеются соответствующее судебное извещение, причин уважительности неявки в суд не представили, об отложении рассмотрения дела не просили, возражений по иску суду не представили.
Суд, выслушав процессуального истца, представителя ответчика администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, изучив письменные возражения администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, письменные дополнения указанного ответчика к ранее направленным письменным возражениям на иск, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что согласно ответа МУП «Мастер» № 118 от 12.11.2020 г. техническое обследование сетей, переданных согласно договору о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения № 6, не проводилось, в том числе специализированной организацией (л.д.8).
Как установлено судом, на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Мастер» от 28.12.2018 г. № 6, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, действующего от имени Николаевского муниципального района Хабаровского края и МУП «Мастер», комитет закрепил за предприятием на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое имущество, согласно Перечню муниципального имущества, являющегося приложением № 1 к настоящему договору, в том числе, водопроводные сети, общей протяженностью 5 376 м, канализационные сети, общей протяженностью 3 633 м, расположенные по адресу: Хабаровский край, Николаевский район, р.п. Маго (л.д.9-14).
В судебное заседание от процессуального истца в лице ст. помощника Николаевского-на-амуре городского прокурора Бесова С.В. представлены технические паспорта на водопроводные сети, общей протяженностью 5 376 м, канализационные сети, общей протяженностью 3 633 м, расположенные по адресу: Хабаровский край, Николаевский район, р.п. Маго, составленные по состоянию на 20.10.2006 г., из которых усматривается, что последняя техническая инвентаризация указанных водопроводных и канализационных сетей проводилась в 2006 г., износ сетей составляет 50% и более, что также не оспаривается и представителем ответчика администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, пояснившей в судебном заседании, что информации об обследовании данных сетей после 2006 г., у нее не имеется.
Указанные обстоятельства объективно подтверждены и ответом ООО «Неон-Плюс» от 24.12.2020 г. № 17, в рамках которого указано, что техническое обследование переданных согласно договора аренды № 4 от 01.06.2012 г. сетей не проводилось, в том числе и специализированной организацией.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения, в том числе, водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4.3 ч.1 ст.17 указанного № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В силу ч.1 ст.6 ФЗ от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнениями организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.2 ст.3 ФЗ № 416-ФЗ общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе, приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Статьей 37 ФЗ от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» централизованные системы горячего и холодного водоснабжения, водоотведения подлежат техническому обследованию в целях определения технических возможностей сооружений водоподготовки технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствие с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений; технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности; экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения новых технологий; сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.
Нормы ч.3 рассматриваемой статьи регламентируют общий порядок проведения технического обследования самостоятельно организацией, осуществляющей горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение) либо с привлечением специализированной организации, а также с информированием органа местного самоуправления о датах начала и датах окончания проведения технического обследования, ходе его проведения (с привлечением по решению органа местного самоуправления его представителей).
Как следует из материалов дела и установлено судом, выявлены нарушения вышеприведенного законодательства, поскольку техническое обследование систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и переданных в хозяйственное ведение в МУП «Мастер», не проведено в соответствии с положениями ст.37 указанного Закона, а также п.30 вышеуказанных в решении суда Требований № 437/пр.
Таким образом, как установил суд и не оспаривается ответчиками по делу, техническая инвентаризация имущества, визуальное измерительное обследование и инструментальное обследование объектов централизованных систем холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения, не проведена и не проводилась ранее, определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения не выполнена, акт технического обследования отсутствует, результаты технического обследования с администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края не согласованы.
Как и ранее указано в решении суда, Приказом Минстроя России от 05.08.2014 г. № 437/пр утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно п.4 данных Требований, обязательное техническое обследование проводится один раз в течение долгосрочного регулирования, но не реже одного раза в пять лет.
Объектами технического обследования являются все объекты централизованных систем холодного и горячего водоснабжения и (или) водоотведения (п.9 Требований).
Состав работ по техническому обследованию включает в себя: а) камеральное обследование; б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуально-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов централизованных систем холодного и горячего водоснабжения и (или) водоотведения; в) определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
По итогам завершения технического обследования составляется акт технического обследования, содержащего результаты проведенного технического обследования, подписываемый управомоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
При этом акт содержит: а) перечень объектов, в отношении которых было проведено техническое обследование; б) перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, или иных показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, выявленных в процессе проведения технического обследования; в) описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений); г) заключение о техническом состоянии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения; д) оценка технического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в момент проведения обследования, включая процент износа; е) заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения; ж) ссылки на строительные нормы, правила, технические регламенты, иную техническую документацию; з) анализ технико-экономической эффективности существующих технических решений, применяемых в соответствующей централизованной системе, в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами; и) предлагаемые рекомендации, в том числе предложения по плановым значениям показателей надежности, качества, энергетической эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и инвестиционные проекты), необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации, и возможные проектные решения (п.30).
Согласно ч.11 ст.23 ФЗ от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» техническое обследование объектов теплоснабжения проводится в целях определения их технических характеристик с учетом результатов экспертизы промышленной безопасности объектов теплоснабжения, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Требования к проведению технического обследования объектов теплоснабжения устанавливаются методикой комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, предусмотренной пунктом 14 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.
П.14 ч.2 ст.4 указанного ФЗ предусмотрено утверждение методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей.
Приказом Минстроя России от 21.08.2015 г. № 606/пр утверждена методика комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядок осуществления мониторинга таких показателей.
Согласно п.4, п.5 Методики техническое обследование объектов теплоснабжения проводится организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций. Объектами технического обследования в соответствии с настоящей Методикой являются все объекты систем теплоснабжения, соответствующие требованиям статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно п.6 Методики, в состав работ по техническому обследованию включает в себя: а) камеральное обследование; б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуально-измерительное обследования и инструментальное обследование объектов теплоснабжения.
Пунктами 15,16 Методики предусмотрено, что по итогам завершения технического обследования составляется отчет о результатах технического обследования (далее - отчет), содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Рекомендуемый образец отчета приведен в приложении к настоящей Методике. Отчет содержит: а) перечень объектов, в отношении которых было проведено техническое обследование; б) перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, или иных показателей объектов теплоснабжения, выявленных в процессе проведения технического обследования; в) описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений); г) заключение о техническом состоянии объектов системы теплоснабжения; д) оценку технического состояния объектов системы теплоснабжения в момент проведения обследования, включая процент износа объекта системы теплоснабжения.
Как установил суд, в нарушение вышеприведенных норм в МУП «Мастер» не проведено техническое обследование обслуживаемой системы теплоснабжения, кроме того отсутствует отчет о результатах техническое обследования тепловых сетей.
Таким образом, принимая во внимание, что ответчиками на момент рассмотрения дела вообще не проводилось техническое обследование обслуживаемой МУП «Мастер» системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, и реальная информация о степени изношенности сетей отсутствует, исковые требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В нарушение требований действующего законодательства, администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края и МУП «Мастер» не принято достаточных мер, направленных на обеспечение населения Магинского сельского поселения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения городского поселения, что может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в ходе отопительного периода и как следствие повлечет нарушение прав жителей полселения на бесперебойное обеспечение питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов.
Как было указано в решении суда ранее, в силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Статьей 23 вышеуказанного Федерального закона предусматривается, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, передача части полномочий созданных при администрации иных органов, в частности, комитету, не свидетельствует о предъявлении иска ненадлежащему ответчику, в рамках положений ст.37 ФЗ № 131, указанных в решении суда.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что не исполнение, в том числе, администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края, возложенной на нее обязанности по надлежащему обеспечению населения питьевой водой, свидетельствует о допущенном бездействии.
Ссылки представителя ответчика в лице администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края как в судебном заседании, так и в письменных возражениях ответчика в части того, что сети им переданы только в 2018 г. и срок проведения технического обследования для них наступает не ранее 2022 года (период долгосрочного регулирования), и такой срок для них еще не истек, основана на ошибочном понимании норм материального права, поскольку как установлено судом, такое обследование ранее не проводилось ни разу, что противоречит вышеприведенному в решении суда законодательству РФ, а потому при таких установленных обстоятельствах, данная обязанность должна быть возложена и на МУП «Мастер», и на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края, до истечения указанного срока, поскольку сети переданы на праве хозяйственного ведения от собственника в лице местной администрации (ст.37 ФЗ № 131-ФЗ), и обследование которых (сетей) ранее не проводилось.
При решении вопроса об установлении срока, необходимого для выполнения требований прокурора, учитывая, что ответчикам следует выполнить большой объем работ, кроме того, необходимы денежные средства для проведения технического обследования данных сетей, суд полагает необходимым такой срок установить в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, что судом признается разумным сроком.
В случае невозможности проведения указанных мероприятий в установленный решением суда срок, ответчики не лишены возможности обращения в суд с заявлениями об отсрочке исполнения решения суда при наличии к тому объективных и уважительных причин, подтвержденных документально.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, МУП «Мастер» об обязании провести техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями к проведению технического обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденным приказом Минстроя России от 05.08.2014 г. № 437/пр, удовлетворить.
Обязать администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края и МУП «Мастер» провести техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденным приказом Минстроя России от 05.08.2014 г. № 437/пр, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 января 2021 года.
Судья Е.Н. Головина