ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-38/2021 от 30.04.2021 Северо-эвенского районного суда (Магаданская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 апреля 2021 года поселок Эвенск

Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Осокиной Н.Н.,

истца – ФИО1,

представителя ответчика – начальника правового отдела администрации Северо-Эвенского городского округа ФИО2, действующей на основании доверенности от 12 марта 2021 года,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - директора МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» ФИО3, действующей на основании приказа от 19 марта 2018 года № 43-к,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северо-Эвенского районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Северо-Эвенского городского округа о признании незаконным распоряжения от 03 февраля 2021 года № 44-к «О применении дисциплинарного взыскания к руководителю Управления образования администрации Северо-Эвенского городского округа ФИО1», его отмене и взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска истец указал о том, что с 16 октября 2020 года состоит на муниципальной службе в должности руководителя Управления образования администрации Северо-Эвенского городского округа. На основании распоряжения от 03 февраля 2021 года № 44-к истец привлечен администрацией Северо-Эвенского городского округа за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (невыполнение подпункта 14 пункта 3.1. должностного регламента) к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Считал данное распоряжение работодателя незаконным, поскольку в нем не указаны конкретные мероприятия, направленные на обеспечение охраны жизни и здоровья детей, которые подлежали выполнению руководителем Управления образования администрации Северо-Эвенского городского округа и не были им выполнены. По мнению истца, вышеуказанный пункт должностного регламента по содержанию является неопределенным, что способствует его произвольному применению работодателем. Основываясь на положениях статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», считал, что не входит в перечень лиц, перечисленных в указанной статье, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, такую ответственность должны нести либо непосредственный руководитель образовательной организации – директор МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» либо собственник имущества организации, которым Управление образования администрации Северо-Эвенского городского округа не является. Должностной регламент руководителя Управления образования администрации Северо-Эвенского городского округа также не содержит каких-либо положений, предусматривающих ответственность последнего за несоблюдение требований пожарной безопасности в образовательных организациях. Обращал внимание, что в соответствии с предостережением Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Северо-Эвенскому району Главного Управления МЧС России по Магаданской области от 27 января 2021 года о недопустимости нарушения обязательных требований (пункт 17) выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности угрозу жизни и здоровью людей не представляли. Считал, что неправомерными действиями ответчика по привлечению ФИО1 к дисциплинарной ответственности последнему причинен моральный вред. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ссылаясь на положения статей 237, 391 Трудового кодекса Российской Федерации, истец просил суд признать незаконным распоряжение администрации Северо-Эвенского городского округа от 03 февраля 2021 года № 44-к, отменить его, а также взыскать в пользу истца с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

На основании определения суда от 24 марта 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» (далее – МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск»).

В соответствии с определением суда от 20 апреля 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление образования администрации Северо-Эвенского городского округа (далее – Управление образования).

В ходе рассмотрения дела истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что он не является руководителем органа местного самоуправления, Управление образования, им возглавляемое, представляет собой отраслевой (функциональный) орган местной администрации. Полномочиями на передачу в оперативное управление муниципального имущества и его изъятие обладает лишь администрация Северо-Эвенского городского округа. Помещение, расположенное по адресу: <...>, в котором выявлены нарушения требований пожарной безопасности, передано администрацией Северо-Эвенского городского округа в оперативное управление МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» на основании обращения руководителя указанного образовательного учреждения, Управление образования к разрешению указанного вопроса не привлекалось, участия в формировании муниципального имущества не принимало. Обращал внимание, что стороной ответчика не представлены доказательства, свидетельствующие о соответствии вышеуказанного здания требованиям пожарной безопасности до его передачи в оперативное управление МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск». Полагал, что содержание имущества, обеспечение его пожарной безопасности в силу требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации является обязанностью собственника такого имущества. Основываясь на положениях статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», истец считал, что Управление образования не является органом, уполномоченным законом на осуществление первичных мер пожарной безопасности в образовательных учреждениях, решением данных вопросов местного значения занимается именно администрация Северо-Эвенского городского округа. Также указал о том, что представление прокурора Северо-Эвенского района от 13 ноября 2020 года № 07-01-2020/123 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в спорном здании было рассмотрено Управлением образования еще в ноябре 2020 года с участием сотрудника прокуратуры, был разработан и принят план мероприятий по устранению выявленных нарушений. Считал, что работодателем ему был предоставлен неразумный срок для дачи объяснений по факту выявленных в спорном здании нарушений.

В судебном заседании представитель администрации Северо-Эвенского городского округа с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, пояснив, что руководитель Управления образования, являясь должностным лицом структурного подразделения органа местного самоуправления, относится к числу лиц, указанных в статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. В соответствии с пунктом 3.2.2 Положения Управление образования совместно с другими структурными подразделениями администрации Северо-Эвенского городского округа и муниципальными организациями обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Указал о том, что в ноябре 2020 года прокуратурой Северо-Эвенского района была проведена проверка исполнения законодательства при организации проживания детей в здании школы-интерната по адресу: <...>, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности. Проведенная прокуратурой района в январе 2021 года контрольная проверка с участием начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Северо-Эвенскому району Главного управления МЧС России по Магаданской области показала, что ранее выявленные нарушения требований пожарной безопасности в здании не были устранены. По мнению ответчика, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период с ноября 2020 года по январь 2021 года ФИО1 каких-либо мер, направленных на устранение выявленных нарушений, не предпринимал, работу по их устранению в подведомственном Управлению образованию учреждении не организовал, на работу МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» в этом направлении не повлиял. Считал, что примененное работодателем в отношении ФИО1 дисциплинарное взыскание в виде выговора соответствует тяжести совершенного им дисциплинарного проступка. Кроме того, Управление образования, выступая от имени учредителя, по мнению ответчика, обязано создавать условия для обеспечения охраны жизни и здоровья детей в муниципальном образовательном учреждении, а также участвовать в формировании имущества для его дальнейшего закрепления за таким учреждением. Истец принимал непосредственное участие совместно с представителями других структурных подразделений администрации Северо-Эвенского городского округа в осмотре здания, расположенного по адресу: <...>, перед его передачей в оперативное управление образовательной организации.

Представитель МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что руководитель данной образовательной организации в осмотре здания, расположенного по адресу: <...>, перед его передачей в оперативное управление не принимал. Управление образование было обязано для решения вопроса о возможности передачи здания в оперативное пользование, его пригодности для проживания в нем детей создать соответствующую комиссию с привлечением представителей компетентных органов, однако данные мероприятия не выполнило.

В отзыве на исковое заявление Управление образования выразило согласие с исковыми требованиями, просило их удовлетворить, указав о том, что Управление образования к участию в формировании и проверке здания, расположенного по адресу: <...>, до его передачи в оперативное управление МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск», не привлекалось. Полномочиями по управлению, распоряжению и содержанию муниципального имущества Управление образования не наделено, вопросы финансирования образовательных учреждений Управление образования не решает. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в образовательной организации должен нести руководитель данной организации и собственник имущества, переданного в оперативное управление организации.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ) муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

Согласно положениям части 1 статьи 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных указанным федеральным законом (часть 3 статьи 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ).

В соответствии со статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (статья 192 ТК РФ).

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 октября 2020 года ФИО1 назначен на должность муниципальной службы - руководителя Управления образования администрации Северо-Эвенского городского округа.

Распоряжением администрации Северо-Эвенского городского округа от 03 февраля 2021 года № 44-к руководитель Управления образования ФИО1 привлечен в дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных подпунктом 14 пункта 3.1. должностного регламента, а именно необеспечение охраны жизни и здоровья детей, выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности в МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» по адресу: <...>.

В обоснование издания вышеуказанного распоряжения ответчик ссылался на информацию, содержащуюся в письмах Министерства образования Магаданской области от 29 января 2021 года № 574/11-1, а также Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Северо-Эвенскому району Главного Управления МЧС России по Магаданской области от 25 января 2021 года № 04-2-3-13-13, о выявленных в МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» нарушениях требований пожарной безопасности.

Из вышеприведенных положений закона следует, что основанием для привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности может быть только виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих должностных обязанностей.

Оспариваемое распоряжение не содержит каких-либо указаний о том, какие конкретные мероприятия, действия, связанные с необходимостью обеспечения охраны жизни и здоровья детей, подлежали выполнению истцом, замещающим должность руководителя Управления образования, и не были им выполнены.

Представитель ответчика в судебном заседании данные обстоятельства пояснить также не смогла, указав о том, что ФИО1 распоряжением от 03 февраля 2021 года № 44-к привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в подведомственной Управлению образования образовательной организации - МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск».

В соответствии с пунктами 2.2.1 и 2.2.2 трудового договора, заключенного с ФИО1, муниципальный служащий обязан выполнять обязанности по должности в соответствии с должностной инструкцией, а также исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей.

Также в соответствии с подпунктами 1, 2, 11, 12, 13, 14 пункта 3.1 должностного регламента руководитель Управления образования осуществляет руководство в сфере образования и координирует деятельность подведомственных учреждений системы образования в Северо-Эвенском городском округе; совместно с другими структурными подразделениями администрации Северо-Эвенского городского округа и муниципальными организациями обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений; совместно с КУМИ Северо-Эвенского городского округа формирует имущество для дальнейшего его закрепления муниципальными образовательными учреждениями на праве оперативного управления; контролирует деятельность муниципальных образовательных учреждений в части сохранности и эффективного использования закрепленного за образовательными учреждениями муниципального имущества; организует за счет средств местного бюджета мероприятия по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений; создает условия для обеспечения охраны жизни и здоровья детей.

Согласно пункту 3.2 должностного регламента руководитель Управления образования обязан исполнять должностные обязанности добросовестно. С указанным должностным регламентом ФИО1 ознакомлен.

При этом каких-либо обязанностей по соблюдению в подведомственных учреждениях системы образования требований пожарной безопасности должностной регламент руководителя Управления образования не содержит.

Исходя из пунктов 1.2, 1.10 Положения об Управлении образования администрации Северо-Эвенского городского округа, утвержденного Решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 01 февраля 2016 года № 61, Управление образования является структурным функциональным органом администрации Северо-Эвенского городского округа, осуществляет полномочия и функции учредителя муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Северо-Эвенского городского округа.

Согласно положениям пунктов 1.4, 1.5, 2,4, 2.5, 2.15 Устава МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» учредителем данного учреждения является муниципальное образование «Северо-Эвенский городской округ» в лице Управления образования администрации Северо-Эвенского городского округа. По вопросам использования и сохранности муниципального имущества, закрепленного за МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» на праве оперативного управления, данное учреждение подотчетно КУМИ Северо-Эвенского городского округа. Учреждение создает условия для проживания обучающихся в интернате, для их охраны, а также несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с постановлением администрации Северо-Эвенского городского округа от 23 сентября 2020 года № 374-па «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» на основании обращения МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» от 21 сентября 2020 года № 455 за указанным образовательным учреждением на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество – здание (бывшее здание гостиницы), расположенное по адресу: <...>.

23 сентября 2020 года указанное здание на основании соответствующего акта поступило в оперативное управление МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» и с указанного времени использовалось образовательной организацией для проживания в нем воспитанников школы.

Одновременно 22 сентября 2020 года также на основании обращения МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» администрацией Северо-Эвенского городского округа в соответствии с постановлением от 22 сентября 2020 года № 359-па изъято из оперативного управления МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» здание интерната, расположенное по адресу: <...>, используемое до его изъятия для проживания воспитанников школы.

19 января 2021 года прокуратурой Северо-Эвенского района совместно с начальником Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Северо-Эвенскому району Главного управления МЧС России по Магаданской области ФИО4 проведена проверка исполнения требований законодательства при организации проживания детей в здании МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск», расположенного по адресу: <...>. В ходе указанной проверки в данном здании выявлено 17 нарушений требований пожарной безопасности.

По результатам проверки Главным управлением МЧС России по Магаданской области информация о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности в здании школы направлена 25 января 2021 года (исх. № 238-3-1-16, 04-2-13-13) в Министерство образования Магаданской области и в администрацию Северо-Эвенского городского округа.

27 января 2021 года начальником Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Северо-Эвенскому району Главного управления МЧС России по Магаданской области ФИО4 внесено МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований – необходимости выполнения требований пожарной безопасности на объекте – интернате, расположенном по адресу: <...>.

Постановлением главного государственного инспектора Северо-Эвенского района по пожарному надзору ФИО4 от 12 марта 2021 года № 4 директор МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» ФИО3 привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде предупреждения.

В соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.

Таким образом, именно образовательная организация обязана создавать безопасные условия для обучения, воспитания учащихся, в том числе обеспечивать соблюдение в организации требований пожарной безопасности. Управление образования, являясь структурным подразделением органа местного самоуправления - администрации Северо-Эвенского городского округа, вопреки позиции стороны ответчика к числу лиц, указанных в статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, на которых возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, не относится. Соответственно руководитель Управления образования такую ответственность также нести не должен.

Само по себе наличие у руководителя Управления образования обязанности по координации деятельности образовательных организаций Северо-Эвенского городского округа, участию совместно с другими органами в решении вопросов содержания зданий и сооружений таких организаций не предполагает его автоматической ответственности за несоблюдение образовательными организациями требований пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств того, что установленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности в здании МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» явились следствием виновных действий руководителя Управления образования ФИО1 в результате ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконным распоряжения администрации Северо-Эвенского городского округа от 03 февраля 2021 года № 44-к «О применении дисциплинарного взыскания к руководителю Управления образования администрации Северо-Эвенского городского округа ФИО1».

Требование истца об отмене распоряжения о применении дисциплинарного взыскания от 03 февраля 2021 года № 44-к суд считает излишне заявленным, поскольку данное распоряжение, признанное судом незаконным, в обязательном порядке подлежит отмене работодателем, его издавшим.

Довод ответчика о длительном бездействии истца по принятию мер, направленных на устранение выявленных прокуратурой района еще в ноябре 2020 года нарушений требований пожарной безопасности в здании МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск», расположенном по адресу: <...>, на правильность выводов суда не влияет. Меры по устранению нарушений истцом на тот момент принимались, совместно с прокуратурой района был разработан план проведения соответствующих мероприятий, специалист Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Северо-Эвенскому району Главного Управления МЧС России по Магаданской области к участию в проверке в ноябре 2020 года не привлекался.

Обстоятельства, касающиеся процедуры передачи здания, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: <...>, в оперативное управление образовательной организации - МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск», предметом рассмотрения настоящего дела не являются.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что с 23 сентября 2020 года данное здание передано собственником имущества - муниципальным образованием в оперативное управление МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск» и с указанной даты используется данным учреждением для проживания в нем детей.

Также истцом заявлено требование о взыскании с администрации Северо-Эвенского городского округа компенсации морального вреда в связи с незаконным привлечением к дисциплинарной ответственности.

В соответствии разъяснениями, данными в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленный в судебном заседании факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, а также конкретные обстоятельства дела, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд приходит к выводу о необходимости взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации Северо-Эвенского городского округа о признании незаконным и отмене распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда, - удовлетворить.

Признать распоряжение администрации Северо-Эвенского городского округа от 03 февраля 2021 года № 44-к «О применении дисциплинарного взыскания к руководителю Управления образования администрации Северо-Эвенского городского округа ФИО1» незаконным.

Взыскать с администрации Северо-Эвенского городского округа в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению образования администрации Северо-Эвенского городского округа о признании незаконным и отмене распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Северо-Эвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить срок составления мотивированного решения суда – 07 мая 2021 года.

Судья Е.А. Леонтьева