ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-38/2022 от 09.03.2022 Чунского районного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0027-01-2021-001086-69

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шурыгиной Е.В.,

при помощнике судьи Коваленко О.И.,

с участием прокурора Чунского района Батуева В.Д., истца Горошко В.И., представителя третьего лица КУ «Администрация муниципального района Чунского районного муниципального образования» рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-38/2022 по иску прокурора Чунского района Иркутской области в защиту прав и законных интересов Горошко В.И. и неопределенного круга лиц к индивидуальным предпринимателям Балахончику Ю.Ф., Макеевой Т.С., Козлову А.В., Кулакову В.Ю. о понуждении обеспечить возможность ветеранам труда при достижении возраста, дающего права на пенсию по старости, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004, реализовать свое право на льготный проезд транспортом в пригородном сообщении,

УСТАНОВИЛ:

в обоснование вышеназванных уточненных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований прокурор Чунского района Иркутской области указал, что в прокуратуру поступило обращение Горошко В.И., ветерана труда, о том, что в июле 2021 г. в учреждении социальной защиты населения ей выдали электронный проездной билет. Однако она не может реализовать свое право на льготный проезд на автобусном маршруте «Чуна-Лесогорск» ввиду того, что на автобусе не установлен аппарат для считывания электронного проездного билета. В ходе рассмотрения обращения Горошко В.И. прокуратурой района установлено следующее. Согласно информации администрации Чунского района регулярные перевозки по маршруту «Чуна-Лесогорск» осуществляли участники простого товарищества на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия договора 5 лет, председателем товарищества является индивидуальный предприниматель Ильина Т.А. (далее ИП Ильина Т.А). До ДД.ММ.ГГГГ перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте по маршруту «Чуна-Лесогорск» ИП Ильина Т.А. осуществляла по бумажным проездным билетам. С ДД.ММ.ГГГГ провоз льготной категории граждан может осуществляться только по электронным социальным проездным билетам. Для считывания денежных средств с электронных социальных проездных билетов при проезде льготной категории граждан в маршрутном автотранспорте необходимо установить валидатор (электронное устройство, предназначенное для отображения и проверки информации документов, проездных билетов общественного транспорта). ДД.ММ.ГГГГ между Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и ИП Ильиной Т.А. заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии индивидуальному предпринимателю на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области. Вместе с тем, из-за высокой стоимости валидатора и малого количества поездок пассажиров, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте по маршруту «Чуна-Лесогорск», то есть, нерентабельности маршрута, ИП Ильина Т.А. расторгла соглашение с Министерством социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области, что подтверждено информацией Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району». С ДД.ММ.ГГГГ перевозки пассажиров, имеющих право на льготный проезд по пригородному маршруту «Чуна-Лесогорск» не осуществляются ни ИП Ильиной, ни муниципальным транспортом (по причине его отсутствия в районе). Согласно договору простого товарищества о совместной деятельности по осуществлению пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ участники простого товарищества (ИП Балахончик Ю.Ф., ИП Макеева Т.С., ИП Козлов А.В., ИП Кулаков В.Ю.) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для извлечения прибыли при осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 101 «Чуна-Лесогорск». Согласно представленных администрацией Чунского района документов, перевозчикам: Балахончик Ю.Ф., Макеева Т.С., Кулаков В.Ю., Козлов А.В. выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок «Чуна-Лесогорск», карты маршрута регулярных перевозок.

Ссылаясь на положения п.п. 1,3 ст. 426 и п. 2 ст. 789 ГК РФ, ч. 1, 4, 7 ст. 20 ФЗ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», прокурор полагает, что Горошко В.И. и другим ветеранам труда не может быть отказано в льготном проезде в общественном транспорте по маршруту «Чуна-Лесогорск» по электронному проездному билету либо электронному социальному проездному билету, поскольку пассажир как сторона публичного договора перевозки транспортом общего пользования, предпринимает меры к оплате проезда в соответствии с ГК РФ, ФЗ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 №521-пп. При этом, отсутствие в общественном транспорте, находящемся во владении ответчиков, валидатора не влияет на фактическую возможность оказать услугу перевозки, а потому не может служить законным основанием для отказа в заключении публичного договора. Кроме того, реализация права граждан на льготный проезд транспортом в городском сообщении или транспортом в пригородном сообщении не должна ставиться в зависимость от действий перевозчиков - юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей по получению субсидии от органа государственной власти.

На основании изложенного, прокурор просит суд обязать индивидуальных предпринимателей Балахончика Ю.Ф., Макееву Т.С., Козлова А.В., Кулакова В.Ю. обеспечить возможность ветеранам труда при достижении возраста, дающего права на пенсию по старости, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, реализовать свое право на проезд транспортом в пригородном сообщении по маршруту «Чуна-Лесогорск» на основании электронного проездного билета на основе использования универсальной электронной карты с записанным электронным транспортным приложением либо электронного социального проездного билета на основе использования электронного носителя.

Прокурор Батуев В.Д., действующий в защиту прав и законных интересов Горошко В.И. и неопределенного круга лиц, истец Горошко В.И. в судебном заседании исковые требования поддержали и настаивали на их удовлетворении.

Ответчики в судебное заседание не явились; представили заявления с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие и мотивированные письменные возражения по существу заявленных требований, просили в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. В возражениях на исковое заявление, аналогичных по содержанию, указали, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 15 Закона - ФЗ к вопросам местного значения. Исходя из реестра маршрутов регулярных пассажирских перевозок между поселениями на территории Чунского районного муниципального образования, перевозчиками по маршруту «Чуна-Лесогорск» являются: ИП Макеева Т.С., ИП Козлов А.В., ИП Кулакова И.В., ИП Балахончик Ю.Ф., но никто не согласен перевозить категорию льготных граждан, и вопрос даже не в стоимости проезда, в составлении отчетности, документации и возложении дополнительных обязательств, а в необходимости, для осуществления индивидуальными предпринимателями таких перевозок, обязательного приобретения каждым перевозчиком устройств для считывания электронных билетов. Полагают, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П, что такая обязанность у них отсутствует; выполнение коммерческими организациями обязанностей публичного характера за собственный счет не согласуется с основной целью их деятельности и при отсутствии механизма возмещения понесенных ими расходов приводит к неправомерному ограничению конституционных прав федеральным законодателем. Проезд по маршруту «Чуна-Лесогорск» с ДД.ММ.ГГГГ составляет 80 рублей, при этом ранее за льготную категорию граждан ИП Ильиной возмещалось 35,53 руб., она по собственной инициативе несла дополнительные расходы на приобретение оборудования (валидатора, стоимостью 19100 руб.) и, в конечном итоге, перестала осуществлять перевозки в связи с отсутствием рентабельности.

Представитель третьего лица – администрации Чунского района по доверенности Ралько С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив суду, что федеральный законодатель не наделяет органы местного самоуправления полномочием по осуществлению регулирования способов оплаты по маршрутам регулярных перевозок в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, в состав которого входят указанные поселения. К вопросам местного значения муниципального района отнесено только создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района (пункт 6 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ). Полагает, что из системного анализа положений Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 789, 793), ст. 3, 4,19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586, следует прямая обязанность ответчиков, как перевозчиков, обеспечить возможность проезда пассажиров, имеющих льготы, на основании электронного проездного документа. Кроме того, такая обязанность происходит и в силу природы правоотношений между гражданином, как потребителем, и индивидуальным предпринимателем, оказывающим услугу по перевозке, в силу положений Закона «О защите прав потребителей».

Представители третьего лица – ОГКУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания по Чунскому району» по доверенности Батуева Д.Ю., Титова И.А. в адресованном суду заявлении просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения; указав, что в принятии решения по спору полагаются на усмотрение суда. В письменном отзыве указала, что органом местного самоуправления, а именно – МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» должны быть приняты меры по урегулированию вопроса организации перевозки льготных категорий граждан по маршруту «Чуна –Лесогорск». При этом, Учреждение не может обязать перевозчиков установить валидатор в маршрутном автотранспорте, так как не имеет на это полномочий.

Представитель третьего лица – Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по доверенности Фокина Е.А. в адресованном суду заявлении просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства, полагая требования прокурора подлежащими удовлетворению. В мотивированном отзыве указала, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Иркутской области принято постановление Правительства Иркутской области от 18 ноября 2013 года № 521-пп «Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области» (далее - постановление № 521-пп). Указанным постановлением утверждено Положение об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (далее - Положение) в соответствии с которым, для льготных категорий граждан, в том числе, для ветеранов труда при достижении возраста, дающего права на пенсию по старости, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, предусмотрено право на проезд на всех видах транспорта (кроме такси) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении и на автомобильном транспорте (кроме такси) по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении (далее соответственно - транспорт в городском сообщении, транспорт в пригородном сообщении). Реализация права на проезд транспортом в городском сообщении или транспортом в пригородном сообщении осуществляется гражданами с 01.07.2021 года на основании электронного проездного билета на основе использования универсальной электронной карты с записанным электронным транспортным приложением либо электронного социального проездного билета на основе использования электронного носителя (п.3 Положения, постановление Правительства Иркутской области от 24.05.2021 № 355-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 18 ноября 2013 года № 521-пп»). Положением определены условия и порядок предоставления субсидий в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском сообщении и транспортом в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (далее - субсидии), категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий (далее - перевозчики), а также порядок возврата субсидий. В настоящее время исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на предоставление субсидий, является министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области (абзац 3 пункта 1 Положения), которое в рамках полномочий, возложенных на него Положением, осуществляет заключение с перевозчиками соглашений о предоставлении субсидий.

Представитель третьего лица - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области по доверенности А.Ю. Рябикова в адресованном исковом заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что при разрешении спора полагает на усмотрение суда, при этом сообщила, что с 01.12.2021 года министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на предоставление субсидий в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском сообщении и транспортом в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по организации транспортного обслуживания населения на территории муниципальных образований относятся к органам местного самоуправления. Обеспечение доступности транспортных услуг на территории Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, осуществляется в соответствии с Положением об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 ноября 2013 года № 521-пп (далее - Постановление № 521-пп). Порядок предоставления субсидий в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском сообщении и транспортом в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, установлен в соответствии с Положением об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 ноября 2013 года № 521-пп. Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об организации регулярных перевозок). Статьей 3 Закона об организации регулярных перевозок установлено, что регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком. Согласно части 1 статьи 20 Закона об организации регулярных перевозок органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответртвующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот. Между министерством и ответчиками соглашения о предоставлении в 2022 году из областного бюджета субсидий на возмещение затрат в связи оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском сообщении и транспортом в пригородном сообщении по маршруту «Чуна-Лесогорск» для отдельных категорий граждан не заключалось. Для перевозчика, осуществляющего регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, предоставление льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, приобретает характер обязанности только при наличии договорных отношений, включающих согласование возмещения перевозчику затрат на перевозку льготных категорий пассажиров.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил о рассмотрении дела в отсутствии участников процесса, уведомленных о времени и месте рассмотрении дела.

Исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпунктов 12, 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение), а также социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.

По указанным вопросам органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан; субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право; финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

В соответствии со ст. 9.1. Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующим маршрутам, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулярные перевозки могут осуществляться по регулируемым тарифам либо по нерегулируемым тарифам. Под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; под регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (далее Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ).

На основании части 2 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп (ред. от 15.11.2021) «Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области» (вместе с «Положением об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области») (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.12.2021) в пункте 2 предложено органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в соответствии с законодательством и с учетом настоящего постановления: а) организовать работу по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, в форме выдачи электронного проездного билета на основе использования универсальной электронной карты с записанным электронным транспортным приложением либо электронного социального проездного билета на основе использования электронного носителя, дающих право на проезд на всех видах транспорта (кроме такси) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении и на автомобильном транспорте (кроме такси) по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении; б) создать условия доступности транспортных услуг по электронным проездным билетам на основе использования универсальной электронной карты с записанным электронным транспортным приложением либо электронным социальным проездным билетам на основе использования электронного носителя для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области; в) организовать учет объемов транспортных услуг, предоставляемых перевозчиками отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области; г) организовать информирование населения о пунктах, порядке и сроках реализации (выдачи) электронных проездных билетов на основе использования универсальной электронной карты с записанным электронным транспортным приложением и электронных социальных проездных билетов на основе использования электронного носителя; д) организовать электронный учет поездок на территории муниципальных образований Иркутской области, где действует электронный социальный проездной билет; з) представлять по запросу министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области заверенные в установленном порядке копии представленных перевозчиками документов, на основании которых органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области принято решение об увеличении соответствующего регулируемого тарифа на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок; и) представлять по запросу министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области копии муниципальных правовых актов об установлении регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Согласно Положению об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, оно определяет порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, в форме выдачи электронного проездного билета на основе использования универсальной электронной карты с записанным электронным транспортным приложением либо электронного социального проездного билета на основе использования электронного носителя, дающих право на проезд на всех видах транспорта (кроме такси) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении и на автомобильном транспорте (кроме такси) по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении (далее соответственно - транспорт в городском сообщении, транспорт в пригородном сообщении), а также условия и порядок предоставления субсидий в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском сообщении и транспортом в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (далее - субсидии), категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий (далее - перевозчики), а также порядок возврата субсидий.

Так, исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на предоставление субсидий, является министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области. Реализация права на проезд транспортом в городском сообщении или транспортом в пригородном сообщении осуществляется гражданами на основании электронного проездного билета на основе использования универсальной электронной карты с записанным электронным транспортным приложением либо электронного социального проездного билета на основе использования электронного носителя.

При этом, согласно пункту 4 (1) Положения, реализация права на проезд транспортом в городском сообщении или транспортом в пригородном сообщении на основании электронного социального проездного билета обеспечивается с использованием автоматизированной системы оплаты проезда на территории Иркутской области по электронным проездным билетам на основе использования универсальной электронной карты с записанным электронным транспортным приложением, по электронным социальным проездным билетам на основе использования электронного носителя (далее - АСОП), оператором которой является областное государственное автономное учреждение «Информационно-технический центр Иркутской области» (далее - информационно-технический центр). Электронный социальный проездной билет выдается гражданам бесплатно и может быть активирован гражданами в пунктах, определенных уполномоченным органом. Порядок обеспечения эксплуатации и организационного, технического, информационного сопровождения АСОП, а также взаимодействия между оператором АСОП и перевозчиками осуществляется в соответствии с Правилами АСОП, утверждаемыми информационно-техническим центром по согласованию с уполномоченным органом. Правила АСОП подлежат размещению на официальном сайте информационно-технического центра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Присоединение перевозчиков к АСОП осуществляется на безвозмездной основе.

Право на предоставление субсидий имеют перевозчики - юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира транспортом в городском сообщении и (или) транспортом в пригородном сообщении из пункта отправления в пункт назначения, соответствующие следующим критериям: действовал до 29 июня 2019 года; наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами; оказание услуг по перевозке пассажиров транспортом в городском сообщении и (или) транспортом в пригородном сообщении на территории Иркутской области; отсутствие факта получения средств из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов Иркутской области на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидий; отсутствие фактов нецелевого и неэффективного использования ранее предоставленных субсидий; перевозчик не является иностранным или российским юридическим лицом, указанным в пункте 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидий (для юридических лиц); 7) отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Иркутской областью на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидий; наличие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (для перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров транспортом в городском сообщении и (или) транспортом в пригородном сообщении по нерегулируемым тарифам); наличие согласия перевозчика на осуществление уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 7 Положения). При этом, проверка соответствия перевозчика критериям, установленным подпунктами 4, 6 (за исключением проверок в отношении акционерных обществ), 7 пункта 7 настоящего Положения, осуществляется уполномоченным органом самостоятельно на основании сведений, имеющихся в уполномоченном органе, органе государственной власти Иркутской области, осуществляющем учет денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед Иркутской областью, а также информации, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru).

Согласно пункту 8 Положения, условиями предоставления субсидий являются: заключение между уполномоченным органом и перевозчиком соглашения о предоставлении субсидий в соответствии с типовой формой, установленной правовым актом министерства финансов Иркутской области (далее - соглашение); представление в полном объеме документов, указанных в пунктах 11(2), 12(1) настоящего Положения, по формам, установленным настоящим Положением; представление достоверных сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 11(2), 12(1) настоящего Положения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 14 октября 2021 года в прокуратуру поступило обращение Горошко В.И., ветерана труда, о том, что в июле 2021 г. в учреждении социальной защиты населения ей выдали электронный проездной билет. Однако она не может реализовать свое право на льготный проезд на автобусном маршруте «Чуна-Лесогорск» ввиду того, что на автобусе не установлен аппарат для считывания электронного проездного билета.

В ответе на запрос прокурора от 15 октября 2021 года № 3814 администрация Чунского района в лице мэра Хрычова Н.Д. сообщила, что до 01 июля 2021 года регулярные перевозки льготной категории граждан по маршруту «Чуна-Лесогорск» осуществляли участники простого товарищества на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия договора -5 лет, председателем товарищества является индивидуальный предприниматель Ильина Т.А. (далее ИП Ильина Т.А), по бумажным проездным билетам. С ДД.ММ.ГГГГ провоз льготной категории граждан может осуществляться только по электронным социальным проездным билетам. Для считывания денежных средств с электронных социальных проездных билетов при проезде льготной категории граждан в маршрутном автотранспорте необходимо установить валидатор (электронное устройство, предназначенное для отображения и проверки информации документов, проездных билетов общественного транспорта). ДД.ММ.ГГГГ между Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и ИП Ильиной Т.А. заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии индивидуальному предпринимателю на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области. Вместе с тем, из-за высокой стоимости валидатора и малого количества поездок пассажиров, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте по маршруту «Чуна-Лесогорск», то есть, нерентабельности маршрута, ИП Ильина Т.А. расторгла соглашение с Министерством социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области. В настоящее время никто из участников простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по маршруту №101 «Чуна-Лесогорск», не приобрел и не установил валидатор на свой транспорт. В связи с чем, льготная категория граждан не имеет возможности пользоваться своим правом на льготный проезд по маршруту № 101 «Чуна-Лесогорск».

Также, согласно пояснениям представителя администрации Ралько С.В. установлено, что перевозки пассажиров, имеющих право на льготный проезд по пригородному маршруту «Чуна-Лесогорск» не осуществляются муниципальным транспортом по причине его отсутствия в районе.

Согласно ответу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 28 октября 2021 года № 03-53-21306/21 по результатам рассмотрения обращения Горошко В.И., в целях реализации постановления Правительства Иркутской области от 18 ноября 2013 года № 521-пп «Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельной категории граждан» на 2021 год министерством с ИП Ильиной Т.А. заключено соглашение от 24 декабря 2020 года № 05-53-2387/20-11. В настоящее время, по информации, которой располагает министерство, ИП Ильина Т.А. отказывается осуществлять перевозку льготных категорий граждан по маршруту «Чуна-Лесогорск» по причине нерентабельности данного маршрута. При этом, министерство отмечает, что в соотвтствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принциах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по организации транспортного обслуживания населения на территории муниципальных образований относятся к органам местного самоуправления. Министерством направлено письмо в администрацию Чунского района с предложением принять меры по урегулированию вопроса организации перевозки льготных категорий граждан по маршруту «Чуна-Лесогорск» во избежание социальной напряженности среди граждан Чунского района. Кроме того, вопрос об организации перевозки льготных категорий граждан неоднократно ставился перед администрацией Чунского района, Лесогорского муниципального образования директором ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району».

Как явствует из представленного к исковому заявлению сообщения ИП Ильиной Т.А. от 28 июня 2021 года в адрес министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области она уведомила о прекращении с 01 июля 2021 года перевозок пассажиров, имеющих право на льготный проезд, по пригородному маршруту «Чуна-Лесогорск» по причине невозможности обеспечить их проезд по электронным проездным билетам.

Согласно договору простого товарищества о совместной деятельности по осуществлению пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ участники простого товарищества – ответчики ИП Балахончик Ю.Ф., ИП Макеева Т.С., ИП Козлов А.В., ИП Кулаков В.Ю.) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для извлечения прибыли при осуществлении регулярных перевозок по маршруту «Чуна-Лесогорск». Участники обязуются внести имущественные взносы в виде подвижного состава (автобус) для обеспечения деятельности товарищества (статья 2). Руководство совместной деятельностью участников товарищества, а также ведение их общих дел возлагается на индивидуального предпринимателя Балахончик Ю.Ф.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрацией Чунского района документов перевозчикам Балахончику Ю.Ф., Макеевой Т.С., Кулакову В.Ю., Козлову А.В. выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок «Чуна-Лесогорск», карты маршрута регулярных перевозок.

Поскольку иного в судебном заседании установлено, суд признает, что ответчики, как перевозчики, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляют регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, то есть, устанавливают плату за проезд самостоятельно.

Также судом установлено, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области с 01 декабря 2021 года является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на предоставление субсидий в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском сообщении и транспортом в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области.

В силу предписаний пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 18 части 1 статьи 3, части 1 статьи 20 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств бюджета льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

Системный анализ приведенных выше норм, а также положений части 4 статьи 17, части 2 статьи 24, статьи 23 Федерального закона № 220-ФЗ позволяет суду сделать вывод о том, что для перевозчика, осуществляющего регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, предоставление льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, приобретает характер обязанности только при наличии договорных отношений, включающих согласование возмещения перевозчику затрат на перевозку льготных категорий пассажиров. Законодателем не определено, что указанное согласование с перевозчиком производится исключительно при принятии соответствующих нормативных положений.

Таким образом, суд, приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, исходит из того, что на перевозчиков- индивидуальных предпринимателей Балахончика Ю.Ф., Макееву Т.С., Козлова А.В., Кулакова В.Ю., в силу действующего нормативного правового регулирования не может быть возложена обязанность обеспечить ветеранам труда при достижении возраста, дающего права на пенсию по старости, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, право на проезд транспортом в пригородном сообщении по маршруту «Чуна-Лесогорск» на основании электронного проездного билета либо электронного социального проездного билета, ввиду отсутствия договорных отношений между ответчиками и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, а также администрацией Чунского района, включающих согласование возмещения перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, затрат на перевозку льготных категорий пассажиров, в том числе, не имеется оснований для понуждения ответчиков установить валидатор для оплаты проезда по безналичному расчету для реализации льготной категории граждан такого права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Чунского района Иркутской области в защиту прав и законных интересов Горошко В.И. и неопределенного круга лиц к индивидуальным предпринимателям Балахончику Ю.Ф., Макеевой Т.С., Козлову А.В., Кулакову В.Ю. о понуждении обеспечить возможность ветеранам труда при достижении возраста, дающего права на пенсию по старости, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004, реализовать свое право на проезд транспортом в пригородном сообщении по маршруту «Чуна-Лесогорск» на основании электронного проездного билета на основе использования универсальной электронной карты с записанным электронным транспортным приложением либо электронного социального проездного билета на основе использования электронного носителя - отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Чунский районный суд Иркутской области в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть, с 15 марта 2022 года.

Судья Е.В. Шурыгина