Дело № 2-38/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Москаленки 25 января 2024 г.
Москаленский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Дридигер А.Д.,
при секретаре Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту интересов муниципального образования к директору КУ «Хозяйственное управление Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района» Камаловой Юлии Анатольевне о взыскании ущерба, причиненного бюджету муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд к ответчику с вышеназванным иском, по основаниям, что 21.01.2022 между АО «Омскоблводопровод» и КУ «Хозяйственное управление Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района» (далее - КУ «Хозяйственное управление») в лице директора Камаловой Ю.А. был заключен договор холодного водоснабжения № 15-0260. Оплата за потребленную питьевую воду населением производится в КУ «Хозяйственное управление», после оплаты гражданам выдается квитанция об оплате. В связи с недостаточной оплатой за потребленную питьевую воду населением, образовалась задолженность перед АО «Омскоблводопровод». Решением Арбитражного суда Омской области от 21.07.2023 взыскана задолженность по договору в размере 509585,04 рублей за период с октября 2022 по декабрь 2022. Помимо этого, в связи с несвоевременным исполнением обязательств по договору с КУ «Хозяйственное управление» в пользу водоснабжающей организации взыскана неустойка в сумме 87550,56 рублей, за нарушением сроков оплаты услуг по договору возмездного оказания услуг от 21.01.2022 № 15-0260 и далее неустойка, начиная с 18.07.2023 по день фактического погашения задолженности, расходы по уплате госпошлины в размере 4482,90 рубля. В настоящее время решение Арбитражного суда Омской области по делу № А46-8911/2023 исполнено, неустойка, а также пошлина оплачены КУ «Хозяйственное управление» в полном объеме. В результате недобросовестного поведения директора КУ «Хозяйственное управление» (располагал сведениями о имеющейся задолженности, но не принимал мер к ее погашению), неисполнения условий Договора по оплате денежных средств исполнителю, игнорированию претензии, направленной АО «Омскоблводопровод» в досудебном порядке о добровольном погашении образовавшейся задолженности, с КУ «Хозяйственное управление» решением Арбитражного суда Омской области взыскана неустойка в размере 87550,56 рублей, а также расходы на оплату государственной пошлины в размере 4482,90 рублей, которые были оплачены из бюджета Москаленского муниципального района Омской области.
На основании изложенного, ссылаясь на ст.ст. 15, 309, 1064, 1069, 1081 ГК РФ истец просит взыскать в порядке регресса с директора КУ «Хозяйственное управление Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района» Камаловой Юлии Анатольевны в пользу администрации Москаленского муниципального района Омской области денежные средства в размере 92 033,46 рублей.
В судебном заседании старший помощник прокурора Москаленского района Омской области Шевелева А.С. уточнила исковые требования, просила взыскать с Камаловой Ю.А. неустойку, образовавшуюся за октябрь, ноябрь и декабрь 2022 в размере 26543 рубля 17 копеек по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик директор КУ «Хозяйственное управление Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района» Камалова Ю.А. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о дне слушания дела надлежащим образом.
Представитель ответчика Головко Е.В. по доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска. Пояснила, что КУ «Хозяйственное управление» является бюджетным, его финансирование производится согласно смете, утвержденной Администрацией Алексеевского сельского поселения. Водопроводные сети в Алексеевском сельском поселении в собственности находится с 2013 года. Согласно штатного расписания Камалова Ю.А. принята директором в КУ «Хозяйственное управление» на 0,25 ставки с должностным окладом 2050 рублей, с месячным фондом оплаты труда 4007,75 рублей. Других работников, занимающихся с абонентами штатным расписанием КУ «Хозяйственное управление» не предусмотрено. Платежи по водоснабжению являются периодическими платежами. Задолженность по воде у абонентов имелась постоянно. Одни абоненты погашали, у других наоборот образовывалась. КУ «Хозяйственное управление» совместно с Администрацией сельского поселения была образована комиссия по работе с должниками по воде. Для того, чтобы подать иск в суд необходимо провести следующие действия: провести сверку счетчика абонента, т.е. выехать к нему домой, чтобы определить задолженность; подготовить расчет задолженности; ознакомить должника с расчетом задолженности; подать заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности в судебные органы. С каждым должником работа велась индивидуально. Проводились сверки платежей, проверки счетчиков. Каждому из должников направлялись претензии с указанием суммы задолженности. Работа с неплательщиками велась ежедневно, начиная с момента передачи водопроводных сетей администрации поселения. С должниками проводилась следующая работа: подводный обход граждан, являющихся задолжниками, выписывались предупреждения, временно ограничивали водоснабжение. Юридической службы, как и просто юриста в штатном расписании управления не предусмотрено. Также не предусмотрено юриста и юридической службы в администрации сельского поселения. В августе 2019 года было заключено соглашение на оказание юридических услуг с юристом на проведение работы по подготовке заявлений о вынесении судебных приказов на взыскание задолженности с должников неплательщиков. Дополнительно 18 претензий было выставлено неплательщикам в декабре 2019 года. В феврале 2020 года службой судебных приставов были возбуждены исполнительные производства по взысканию задолженности по вынесенным судебным приказам. Частично по исполнительным производствам были вынесены постановления о невозможности взыскания в связи с отсутствием имущества у должника. Частично по возбужденным исполнительным производствам должники оплатили задолженность в кассу КУ «Хозяйственное управление». В связи с тем, что финансирование управления осуществляется по смете, денежных средств на оплату юристу выделено не было. 30 уведомлений о планируемом ограничении (приостановлении) коммунальных услуг было выписано жителям Алексеевского сельского поселения 27 октября 2021. Часть из них была вручена неплательщикам лично (25 шт.), часть направлена почтовым уведомлением (5 шт.). В июле 2022 года директором КУ «Хозяйственное управление» проводился подворный обход абонентов с проверкой показаний приборов учета воды. Одновременно рассчитывалась задолженность и принималась оплата за водопользование. Частично задолженность была погашена. Оставшимся неплательщикам были направлены уведомления о том, что будут снова направлены заявления в суд. Следовательно, были проведены следующие действия: проведена сверка счетчиков; подготовлен расчет задолженности; должники ознакомлены с расчетом задолженности. Задолженность за потребленную воду образовалась в конце 2022 года. В бюджет было заложено 2 млн. 23.12.2022 с Омскоблводопровод было заключено допсоглашение на увеличение суммы контракта. В исковом заявление Омскоблводопровода взыскиваемая сумма составляла более миллиона, она превышала сумму действительного долга. Пока разбирались с суммой долга, прошло время. Все это время шла неустойка. Проплатить в 2023 году долг за 2022 год невозможно было без решения суда. Долги были погашены в 2023 году, когда администрация стала выдавать технические условия. В 2021 году к Камаловой обратились жители, и пояснили, что вода течет, а счетчик не работает. По инициативе Камаловой Ю.А. в 2021 году было установлено, что общий расход воды по счетчику, который стоит на Алексеевское сельское поселение, потребление воды показывает, а по абонентам вода не расходится. Т.е. всю работу, которую необходимо было сделать Камаловой Ю.А., как директору учреждения, сделала, в связи с чем ее вины в причинении ущерба муниципальному образованию нет. Дополнила, что Камалова Ю.А. работает директором на 0,25 ставки, а также уборщицей на 0,25 ставки, общий ежемесячный доход составляет 9000 рублей, имеет на иждивении одного малолетнего ребенка.
Третье лицо глава администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области Кузнецов С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснил, что в 2014 году в с. Алексеевка был построен водопровод, подключено 500 абонентов, сразу всем абонентам были установлены счетчики учета воды. В 2016 году образовали КУ «Хозяйственное управление Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района», оно стало гарантирующим поставщиком. Цена за воду устанавливалась в соответствии с приказом РЭК. Договора с населением не заключались. Жители поселения приходили в КУ «Хозяйственное управление» и платили за воду по счетчикам, им выдавалась квитанция, в се фиксировалось в соответствующем журнале. На сходе граждан разъяснялось, как оплачивать за воду. Работа по выявлению неплательщиков велась летом. Приходили в дом, и записывали в ведомости все данные, фамилию, показания, подпись абонента. Это было по всем абонентам. Т.к. объем большой, решили у граждан, которых задолженность 5 кубов и меньше не записывать в должники. Работали с абонентами, у которых задолженность 5 кубов и выше. Обзванивали, разговаривали. Через месяц, если ничего не менялось, должнику выписывалось уведомление, которое отправлялось по почте. Когда уже была комиссия, вызывали на заседание комиссии, где разбирали причину образования задолженности. Бывало, что заключали соглашения о рассрочке платежа на несколько месяцев. Далее проводилась подготовка обращения в суд, под роспись лично либо почтой. В 2019 году, когда образовывалась крупная сумма долга, начали обращаться в суд о выдаче судебных приказов. Направляли приставам. Приказы возвращались с отметкой о невозможности взыскания. Обращались повторно. В 2021 году был первый звонок, что такая большая разница. Часть долга закрыли бюджетом поселения, остались должны на 2022 год 300 тысяч. 2021 и 2022 стояла аномальная жара, было установлено, что на разводке вода поступила, а в связи с отсутствием давления у потребителя, счетчики потребление не показывали. Произошел большой перерасход воды, т.е. было установлено, что до водомера поступает вода нормально, а при распределении воды на 500 дворов у людей счетчик не срабатывает. Все потери воды выявила директор КУ «Хозяйственное управление» Камалова Ю.А. В 2022 году на совете с депутатами решили передать водопровод в муниципалитет вместе с теплоснабжением. Пеня, на которую ссылается прокурор, возникла, потому что водоканал в этом заинтересован. Все бумаги, акты сверки, подписывались сразу. Водоканал вместо 500 тысяч, выставил иск 1 000 000 рублей. Хотя акты сверки были. Не оспаривали решение суда, т.к. готовы были выплатить, но деньги в бюджете закончились.
Третье лицо, представитель администрации Москаленского муниципального района Омской области Прошивалко Д.В. заявленные требования оставил на усмотрение суда. Дополнил, что в мае 2023 АО «Омскоблводопровод» обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением на сумму свыше 1 000 000 рублей. Они оказывали помощь в составлении отзыва на исковое заявление, поданное в Арбитражный суд. Была уточнена сумма задолженности до 509 585 рублей 04 копеек, а также просили снизить неустойку по ст. 333 ГК РФ. Неустойка была взыскана по день исполнения. Решение Арбитражного суда было вынесено 21.07.2023 и только 18.09.2023 выдан исполнительный лист, который был предъявлен к исполнению в октябре 2023, практически сразу был исполнен.
Представитель акционерного общества «Омскоблводопровод» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дне слушания дела надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, обозрев журнал КУ «Хозяйственное управление Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района» «Плата за воду 2022 год», суд приходит к следующему выводу.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав муниципальных образований.
В силу требований статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу положений ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как разъяснено в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что согласно распоряжению главы Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от 19.06.2018 № 19-лс (т. 1 л.д. 68), директором Казенного учреждения «Хозяйственное управление Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области» назначена Камалова Юлия Анатольевна и работает в указанной должности по настоящее время.
Трудовым договором № 4, заключенным 19.06.2018 между работодателем Администрацией Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области и работником Камаловой Юлией Анатольевной предусмотрено, что с 19.06.2018 Камалова Ю.А. принята на должность директора – КУ «Хозяйственное управление» администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района, бессрочно. Работник подчиняется непосредственно Главе Администрации Алексеевского сельского поселения.
В соответствии с п. 2.2 трудового договора работник обязан добросовестно и в полном объеме исполнять трудовые обязанности согласно настоящего договора и прилагаемой должностной инструкции; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; постоянно работать над повышением своего профессионального уровня, хорошо владеть законами и другими нормативными документами, необходимыми для осуществления должностных полномочий; не менее 1 раза в 5 лет проходить курсы повышения квалификации; не менее 1 раза в 4 года проходить аттестацию.; способствовать созданию благоприятного делового и морального климата в коллективе.
В силу п. 7 трудового договора работнику запрещается: принимать к исполнению документы, противоречащие законодательству, не связанные с деятельностью учреждения; заниматься коммерческой, предпринимательской деятельностью и рабочее время, несвязанной с деятельностью учреждения; без согласия работодателя заключать трудовые договора, на работу по совместительству с другими работодателями.
Согласно п. 8 трудового договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения работником своих обязанностей, указанных в настоящем договоре и должностной инструкции, нарушения трудового законодательств РФ. Правил внутреннего трудового распорядка работодатель имеет право применять к работнику следующие меры: отменить полностью или снизить размер надбавок, доплат и иных дополнительных вознаграждений; наложить на работника дисциплинарное взыскание в соответствии с ТК РФ; досрочно расторгнуть данный трудовой договор.
Как следует из должностной инструкции директора казенного учреждения «Хозяйственное управление Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области», утвержденного Главой Алексеевского сельского поселения Кузнецовым С.А. 19.06.2018 (т. 1 л.д. 69), назначение директора КУ «Хозяйственное управление» на должность и освобождение от должности производится распоряжением Главы сельского поселения. Директор КУ «Хозяйственное управление» подчиняется Главе сельского поселения. Директор КУ «Хозяйственное управление» должен руководствоваться в своей работе Федеральным Законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях), решениями Совета Алексеевского сельского поселения, постановлениями и распоряжениями Главы Алексеевского сельского поселения, Уставом КУ «Хозяйственное управление».
В соответствии с разделом 2 должностной инструкции директор, в том числе: организует и обеспечивает эффективную работу КУ «Хозяйственное управление» по материально-техническому обеспечению деятельности Администрации Алексеевского сельского поселения; осуществляет контроль за качеством обеспечения деятельности Администрации; осуществляет руководство финансовой и хозяйственной деятельностью КУ «Хозяйственное управление» заключает договора от имени Учреждения, в том числе трудовые; распоряжается денежными средствами КУ «Хозяйственное управление»; несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный учреждению.
Согласно раздела 4 должностной инструкции директор КУ «Хозяйственное управление» несет ответственность: за несоблюдение требований законодательств, приказов, распоряжений, инструкций и правил, оговоренных в 1.3 раздела «Общие положения»; за несоблюдение финансовой дисциплины; за несоблюдение финансовой дисциплины; за неисполнение обязанностей, предусмотренных разделом «Обязанности» настоящей инструкции.
В соответствии с Уставом (т. 1 л.д. 96-102) «Хозяйственное управление» является казенным учреждением, учредителем Учреждения является Администрация Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области (пп. 1.1, 2.1). По своим обязательствам Учреждение несет имущественную ответственность в порядке, установленном Гражданским законодательством Российской Федерации (пп. 2.2). Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области (пп. 4.2). Учреждение является получателем бюджетных средств. Для выполнения функций получателя бюджетных средств Учреждение имеет право: распоряжаться средствами на лицевом счете в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов государственной власти, органа местного самоуправления; получать от органа, исполняющего бюджет, необходимую информацию об операциях, отраженных на лицевых счетах (пп. 4.5, 4.5.1, 4.5.2). Учреждение несет ответственность, в том числе за несвоевременное представление в орган, исполняющий бюджет, отчетов и иных сведений, и документов (договоров, актов приемки - сдачи, счетов и счетов - фактур и др.), дающих право на получение бюджетных средств, позволяющих осуществлять контроль за их использованием; несвоевременное представление в орган, исполняющий бюджет, установленной законом отчетности; принятие денежных обязательств в объемах, превышающих утвержденные бюджетные назначения (пп. 4.7, 4.7.2, 4.7.4, 4.7.6). Учреждение несет ответственность за: несвоевременное и некачественное выполнение работ и услуг; искажение предоставляемой государственными органами информации бухгалтерской и статистической отчетности: нарушение договорных, расчетных и налоговых обязательств; Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Учреждение не отвечает по обязательствам Учредителя (пп. 6.3, 6.4).
Согласно Уставу, Учреждение создано с целью материально-технического обеспечения деятельности Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области (пп. 3.1).
Предметом деятельности Учреждения являются: обеспечение содержания и эксплуатации зданий; организация ремонтных, строительных, монтажных работ, а в необходимых случаях капитального строительства; организация авто-технического обслуживания деятельности Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области; оказание посреднических услуг; торгово-закупочная, снабженческо-бытовая -деятельность; пуско-наладочные работы; осуществление юридически значимых действий в пределах своей специальной правоспособности, необходимых для достижения целей, предусмотренных настоящим Уставом (пп. 3.2).
Разделом 5 Устава предусмотрено, что Управление Учреждением осуществляется Директором в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Директор Учреждения назначается на должность Учредителем. Трудовой договор с директором Учреждения заключается Учредителем. Директор подотчетен Учредителю и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, распоряжениями и приказами Учредителя, заключенным с ним договором. Решения по вопросам, отнесенным к компетенции Директора, принимаются им самостоятельно на основе единоначалия.
Учредителем согласно п. 1.2 Устава является Администрация Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области.
В силу ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
21.01.2022 между Акционерным обществом «Омскоблводопровод» (далее – Водоснабжающая организация), и Казенным учреждением «Хозяйственное управление Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области», в лице директора Камаловой Юлии Анатольевны, заключен договор холодного водоснабжения № 15-0260 (далее - Договор) (т. 1 л.д. 13-21).
Согласно п. 1.1 Договора Водоснабжающая организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду в количестве согласно приложению № 8. Абонент обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую) воду, установленного качества в объеме, определенном настоящим договором, и соблюдать предусмотренный настоящим договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Пунктом 2.5 Договора предусмотрена дата начала подачи (потребления) холодной воды - 1 января 2022.
В соответствии с п. 3.7 Договора оплата по настоящему договору осуществляется Абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение), устанавливаемым в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тариф на холодную (питьевую) воду, установленный на дату заключения настоящего договора (Приказ РЭК Омской области № 60/27 от «11» мая 2021 г.): с «01» января 2022г. по «30» нюня 2022г. составляет 73,14 руб./м3 (без учета НДС); с «01» июля 2022г. по «31» декабря 2022г. составляет 79,09 руб./м3 (без учета НДС). Ориентировочная цена договора составляет 1 900 000 рублей 00 копеек в т.ч. НДС.
Согласно п. 3.8 Договора расчетный период, установленный настоящим договором равен одному месяцу: с 20 числа предыдущего месяца до 20 числа текущего месяца. Абонент вносит оплату по настоящему договору в следующем порядке, если иное не предусмотрено Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила холодного водоснабжения и водоотведения): 30 процентов стоимости объема воды, потребленных Абонентом за предыдущий месяц (для Абонентов договоры с которыми заключены менее одного месяца, назад, - стоимости гарантированного объема воды, указанных в договоре) вносится до 18-го числа текущего месяца, за который осуществляется оплата; оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду с учетом средств ранее внесенных Абонентом в качестве оплаты за холодную воду в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, счетов-фактур и актов выполненных работ, выставляемых к оплате Водоснабжающей организацией не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Пунктом 44 Договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Абонентом обязательств по оплате настоящего договора Водоснабжающая организация вправе потребовать от Абонента уплаты неустойки в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты от не выполненной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
24.12.2021 Совет Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области принял решение № 48 «О местном бюджете на 2022 года и на плановый период 2023 и 2024 годов» (т. 1 л.д. 91-93). Согласно приложению № 1 к решению Совета Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области «О местном бюджете на 2022 года и на плановый период 2023 и 2024 годов», прогноз поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета на 2022 г., в прочие доходы от оказания платных услуг заложено 1 900 000,00 рублей.
Договор холодного водоснабжения № 15-0260 от 21.01.2022 с АО «Омскоблводопровод» был заключен на заложенные в бюджет денежные средства в размере 1 900 000,00 рублей.
В связи с неисполнением КУ «Хозяйственное управление» обязанностей по договору холодного водоснабжения № 15-0260 от 21.01.2022 АО «Омскоблводопровод» обратилось с иском в Арбитражный суд Омской области (т. 1 л.д. 47-48).
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.07.2023 по делу № А46-8911/2023 с КУ «Хозяйственное управление Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области» в пользу АО «Омскоблводопровод» взыскана задолженность за потребленную воду за период с октября 2022 года по декабрь 2022 года в размере 509585,04 руб.; неустойка в размере 87550,56 руб., и далее неустойка начиная с 18.07.2023 по день фактического погашения суммы задолженности; 4482,90 руб. государственная пошлина (т. 1 л.д. 49-53).
12.10.2023 в комитет финансов и контроля администрации Москаленского муниципального района Омской области от АО «Омскоблводопровод» поступил исполнительный лист серии ФС № 040145205 от 18.09.2023, выданный Арбитражным судом Омской области на основании решения по делу № А46-8911/2023 от 21.07.2023 (т. 1 л.д. 55).
Из письма № 246 от 05.09.2023 (т. 1 л.д. 54) видно, что Глава Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области Кузнецов С.А. обращался к Главе Москаленского муниципального района Омской области Ряполову А.В. с просьбой оказать финансовую помощь в размере 601618,50 рублей для погашения долга перед АО «Омскоблводопровод» за 2022 год.
19.10.2023 Администрацией Москаленского муниципального района Омской области на счет Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района для погашения кредиторской задолженности были перечислены денежные средства в сумме 601618,50 рублей, что подтверждается платежным поручением № 576 (т. 1 л.д. 56).
Согласно платежных поручений № 429, № 431, № 430 от 24.10.2023 (т. 1 л.д. 57, 58, 59) задолженность Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района (КУ «Хозяйственное управление») перед АО «Омскобловодопровод» по решению суда № А46-8911/2023 от 21.07.2023 была полностью погашена.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», КУ «Хозяйственное управление» относится к муниципальным казенным учреждениям, образованным для осуществления управленческих функций.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) закреплены основанные понятия. Так бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.
Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также с п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу положений статьи 215.1 БК РФ исполнение местного бюджета обеспечивается соответственно местной администрацией муниципального образования. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Согласно ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Частями 1 и 2 ст. 161 БК РФ предусмотрено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Положениями ст. 162, 219 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по принятию и (или) исполнению бюджетных обязательств в пределах доведенных лимитов или бюджетных ассигнований. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах, доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, с момента принятия бюджетных обязательств на публично-правовое образование возлагается обязанность предоставить средства из бюджета. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, которые должны заключаться с учетом положений бюджетного законодательства. Заключение получателями бюджетных средств муниципальных контрактов не влечет за собой изменение правого режима расходования бюджетных средств, установленного бюджетным законодательством, а использование получателями бюджетных средств при выполнении обязательств по муниципальному контракту не является основанием для прекращения существующих бюджетных правоотношений.
Обращаясь в суд с исковым требованием к Камаловой Ю.А. как к директору КУ «Хозяйственное управление», прокурор ссылался на то, в результате недобросовестного поведения директора КУ «Хозяйственное управление» (располагал сведениями о имеющейся задолженности, но не принимал мер к ее погашению), неисполнения условий Договора по оплате денежных средств исполнителю, игнорированию претензии, направленной АО «Омскоблводопровод» в досудебном порядке о добровольном погашении образовавшейся задолженности, с Управления решением Арбитражного суда Омской области взыскана неустойка в размере 87 550,56 рублей, а также расходы на оплату государственной пошлины в размере 4 482,90 рублей, которые были оплачены из бюджета Москаленского муниципального района Омской области, чем причинила ущерб бюджету Москаленского муниципального района в размере 92 033,46 рублей (суммы неустоек по решению суда и расходы по оплате государственной пошлины).
В ходе судебного заседания стороны не оспаривали, что действия ответчика, в результате которых, по мнению прокурора, причинен ущерб муниципальному образованию, имели место при исполнении им трудовых (должностных) обязанностей.
Из приведенных выше документов и установленных по делу обстоятельств, следует, что работодателем Камаловой Ю.А. является администрация Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, которая также в соответствии с БК РФ является и главным распорядителем бюджетных средств. Соответственно, причинение убытков бюджету, в данном случае является причинением убытков работодателю. Заключая договор холодного водоснабжения № 15-0260, Камалова Ю.А. действовала от имени КУ «Хозяйственное управление» в связи с возложенными на нее должностными обязанностями, поэтому при разрешении вопроса о возложении на нее ответственности за причинение материального ущерба работодателю надлежит руководствоваться трудовым законодательством.
Положения ст. 1064 ГК РФ в данном случае неприменимы, поскольку данная норма регулирует возникновение обязательств по возмещению причинение ущерба вне договора. Кроме того, указанная норма устанавливает обязанность возмещения вреда, причиненного имуществу гражданина или юридического лица. Бюджет муниципального района, как и сам район к указанным категориям лиц не относится.
На основании п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Приведенная норма также не подлежала применению при разрешении настоящего спора, поскольку регулирует право работодателя на возмещение вреда, производного от внедоговорного обязательства из причинения вреда гражданам и организациям вследствие неправомерного поведения, в том числе работника. Договорная неустойка, также, как и судебные расходы не являются вредом, в понимании ст. 1081 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под прямым действительным ущербом согласно части второй статьи 238 ТК РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Привлечение руководителя организации к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, осуществляется в соответствии с положениями главы 37 "Общие положения" и 39 "Материальная ответственность работника".
На основании ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», при рассмотрении данной категории дел следует выявлять обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником. К такого рода обстоятельствам, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
В п. 9 Постановления Пленума от 16.11.2006 г. № 52 Верховный суд указал, что полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (ст. 277 ТК РФ), работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с этим лицом условие о полной материальной ответственности. При этом вопрос о размере возмещения ущерба (прямой действительный ущерб, убытки) решается на основании того федерального закона, в соответствии с которым руководитель несет материальную ответственность (например, на основании ст. 277 ТК РФ либо п. 2 ст. 25 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
В соответствии с п. 2 ст. 9.1, п. 1, абзацем 2 п. 4, ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции от ред. от 25.12.2023) заинтересованное лицо (в том числе руководитель казенного учреждения) несет перед некоммерческой организацией ответственность в размере убытков, причиненных им этой некоммерческой организации.
Разрешая данный спор, суд исходит из того, что убытки подлежат возмещению по правилам ст. 15 ГК РФ. Лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт причинения убытков, их размер, виновный характер действий (бездействия) ответчика, а также причинно-следственную связь между этими действиями (бездействием) и возникшими убытками. Взыскание убытков возможно только при доказанности всех этих условий.
Из ответов Главы Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области № 279 от 10.10.2023 (т. 1 л.д. 62) и № 322 от 16.11.2023 (т. 1 л.д. 64) на представление прокурора от 09.10.2023 следует, что задолженность образовалась в результате роста потребления холодной воды населением. Суммы основного контракта по потреблению холодного водоснабжения не хватило, было заключено дополнительное соглашение № 1 от 23.12.2022, и общая сумма договора составила 2 203 714,92 рублей. С населения было собрано за холодное водоснабжение с 01.01.2022 по 21.12.2022 - 2 087 631,28 рублей. В результате чего было оплачено холодное водоснабжение только по сентябрь 2022 включительно.
23.12.2022 между Акционерным обществом «Омскоблводопровод» и Казенным учреждением «Хозяйственное управление Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского района Омской области» было заключено дополнительное соглашение № 1 к договору холодного водоснабжения № 15-0260 от 21.01.2022. Пунктом 1 соглашения внесены изменения в Пункт 7 договора холодного водоснабжения № 15-0260 от 21.01.2022 увеличена годовая цена договора на 303 714 рублей.
Согласно объяснениям директора КУ «Хозяйственное управление» Камаловой Ю.А., долг за водоснабжение в 2022 году образовался в связи с тем, что летом были очень жаркие погодные условия, люди стали чаще поливать, потребляли много воды, в связи, с чем было превышено потребление, из-за этого образовался долг у Алексеевского сельского поселения перед АО «Омскоблводопровод». На данный момент задолженность погашена в полном объеме. Когда направлялись претензии от АО «Омскоблводопровод» оплатить задолженность не предоставлялось возможным, т.к. не было средств для оплаты. В конце каждого года в бухгалтерию администрации сельского поселения направляется письмо для заключения нового контракта с указанием суммы потребления воды. Такая сумма закладывается в бюджет администрации сельского поселения. С каждым годом может быть рост потребления воды населением, в связи с этим заключается дополнительное соглашение с АО «Омскоблводопровод» (т. 1 л.д. 65).
Доводы прокурора о том, что директор Управления располагал сведениями о имеющейся задолженности, но не принимал мер к ее погашению опровергаются доказательствами, предоставленными ответчиком и его представителем и не опровергнутым в ходе судебного заседания истцом.
В подтверждение мероприятий по взысканию задолженности с населения за потребленную холодную воду были предоставлены: списки должников по состоянию на 06.09.2021, объявления о формировании должников, списки должников по состоянию на сентябрь 2022; уведомления о задолженности; уведомления о планируемом отключении; копия договора на оказание юридических услуг по взысканию долга за воду; копии претензий; копии постановлений о возбуждении исполнительных производств на основании судебных приказов о взыскании задолженности; постановления об окончании и возвращении ИД взыскателю (т. 1 л.д. 149-250, т. 2 л.д. 1-19).
Кроме того, судом установлено, что решением Совета Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от 26.12.2016 № 24 «Об обеспечении полномочия Администрации Москаленского муниципального района омской области по организации в границах Алексеевского сельского поселения водоснабжения населения переданных по соглашению в Администрацию Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области» создана комиссия по работе с неплательщиками потребителей холодной воды в Алексеевском сельском поселении. Этим же решением утверждено положение по работе комиссии с неплательщиками.
Таким образом, работа с неплательщиками потребителей холодной питьевой воды в сельском поселении возложена непосредственно на комиссию, а не на директора КУ «Хозяйственное управление» Камалову Ю.А.
Более того, в июне 2021 Камалова Ю.А. обратилась к главе администрации Алексеевского сельского поселения с докладной запиской о том, что из-за аномальной жары в 2021 сложилась неблагоприятная обстановка по обеспечению населения холодной питьевой водой и по сбору денежных средств с населения. Причиной явились технические неизбежные потери из-за низкого давления в водоводе р.п. Москаленки – с. Алексеевка. Составлен акт по техническим неизбежным потерям, было выявлено, что разница между предъявляемыми объемами воды, которые Алексеевское сельское поселение получило от водоснабжающей организации 25959 куб. м. и тем объемом, который оплачен населением 15974 куб.м. и оставшимся долгом населения на 01.11.2021 – 1257 куб. м. составляет 9957 куб.м. Аналогичная ситуация с потерей воды сложилась и в 2022 году.
Учитывая, что Камалова Ю.А. как руководитель КУ «Хозяйственное управление» не обладает правами распоряжения бюджетными средствами, суд приходит к выводу, что отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие недобросовестность действий Камаловой Ю.А. при осуществлении ею полномочий единоличного исполнительного органа КУ «Хозяйственное управление» в отношении заключения договора холодного водоснабжения.
Поскольку истцом применительно к ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств недобросовестного поведения ответчика при выполнении ею функций директора казенного учреждения и совершения действий, заведомо противоречащих интересам муниципального образования, которые повлекли либо могли повлечь возникновение убытков у муниципального образования и затруднили его деятельность, суд приходит к выводу об отсутствии основания для применения к ответчику ответственности в виде возмещения убытков.
Также учитывая, что глава сельского поселения знал о заключении договора, оплата по договору производилась за счет бюджета сельского поселения и понимал, что несвоевременная оплата повлечет гражданско-правовую ответственность в виде неустойки, которая будет оплачена за счет средств бюджета, не обеспечил наличие в бюджете необходимых денежных средств для исполнения обязательств по договору, суд приходит к выводу, что истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих причинение муниципальному образованию убытков именно в результате виновных действий (бездействия) ответчика Камаловой Ю.А.
Пункт 7 ст. 161 БК РФ устанавливает, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу об отсутствии вины Камаловой Ю.А. в несвоевременной оплате по договору холодного водоснабжения и причинении материального вреда, как и наличие самого вреда для муниципального бюджета, при этом отсутствует и причинно-следственная связи между взысканием договорной неустойкой, судебных расходов и действиями Камаловой Ю.А. по заключению договора.
Таким образом, правовых оснований для взыскания с ответчика уплаченной из муниципального бюджета суммы неустойки в размере 26543 рубля 17 копеек не имеется, при этом судом принимается во внимание, что ни администрация Москаленского муниципального района Омской области, ни администрация Алексеевского сельского поселения требования о возмещении материального ущерба к Камаловой Ю.А. не предъявлялись.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований прокурора Москаленского района Омской области в защиту интересов муниципального образования к директору КУ «Хозяйственное управление Администрации Алексеевского сельского поселения Москаленского муниципального района» Камаловой Юлии Анатольевне о взыскании ущерба, причиненного бюджету муниципального образования, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2024.
Судья подпись А.Д. Дридигер
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи ____________________________________ _________________________________________________ (Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции) _____________________________ (инициалы, фамилия) «_____»_________________20_____ г. |
Подлинное решение (постановление, определение) подшито в материалы дела № ___________ Москаленского районного суда Омской области. Решение (постановление, определение) вступило (не вступило) в законную силу «___» __________ г. УИД: 55RS0020-01-2023-001149-52 Судья _______________________________________ |