Емельяновский районный суд Красноярского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Емельяновский районный суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
гр. дело №2-39/2012
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2012 года п. Емельяново
Судья Емельяновского районного суда Красноярского края Л.Р.Шилова, при секретаре Бурковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю к Трясучкину Михаилу Матвеевичу о взыскании недоимки, пени и штрафов,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю обратилась в суд с исковыми требованиями, мотивируя свои требования тем, что Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю на основании решения №37 от 22.09.2010 г. была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, сборов за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. в отношении Трясучкина Михаила Матвеевича. Трясучкин М.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 25.04.2008г. по 24.07.2008г. и осуществлял оптовую торговлю зерном и выращивание зерновых и зернобобовых культур. 19.11.2010 г. выездная налоговая проверка была завершена, по окончании был составлен акт №2.11-10/33 от 30.11.2010 г., который был получен налогоплательщиком 06.12.2010 г. 27.12.2010 г. налоговым органом в присутствии представителя Трясучкина М.М. - Степановой И.В. были рассмотрены материалы проверки, представленные возражения налогоплательщика и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №33 от 27.12.2010 г., которое получено налогоплательщиком 30.12.2010 г. Решением УФНС России по Красноярскому краю №12-0089 от 18.02.2011 г. апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, а решение налогового орана без изменения. Трясучкину М.М. доначислены следующие суммы:
- по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 219 591 рублей; пени по НДС в сумме 358 669 рублей 67 копеек; штраф по НДС в сумме 121 959 рублей;
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 412 643 рублей, пени по НДФЛ в сумме 43 829 рублей 55 копеек, штраф по НДФЛ в сумме 41 265 рублей;
- по единому социальному налогу в сумме 91 003 рублей, пени по ЕСН в сумме 13 975 рублей 03 копеек, штраф по ЕСН в сумме 9 100 рублей.
Всего общая сумма задолженности по налогам, пеням и штрафам сотавляет 2 312 035,25 рублей.
В ходе проверки были установлены следующие нарушения. Трясучкин М.М. в проверяемый период осуществлял деятельность по оптовой реализации пшеницы. В отношении указанных доходов применял общеустановленную систему налогообложения и в соответствии со статьями 207, 235 и 143 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиков НДФЛ, ЕСН и НДС. Основанием для отказа в принятии расходов при исчислении НДФЛ, ЕСН и применения налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость послужило получение Трясучкиным М.М. необоснованной налоговой выгоды по причине представления оформленных от имени ООО «Фаст», ООО «Евроторг» и ООО «Эконом» первичных документов, содержащих недостоверные и противоречивые сведения, подписанных не установленными лицами, наличие доказательств нереальности выполнения хозяйственных операций спорным контрагентом, а также не проявления Трясучкиным М.М. должной осмотрительности. В соответствии со ст.69 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено требование №286 от 01.03.2011 г. о добровольной уплате указанных сумм в срок до 22.03.2011 г. - 02.03.2011 г. Досудебный порядок, предусмотренный налоговым законодательством, соблюден. Сумма задолженности не погашена и составляет 2 312 035,25 руб. Истец просит взыскать с ответчика общую сумму задолженности по налогам, пеням и штрафам в сумме 2312035,25 рублей, в том числе: налог на добавленную стоимость в сумме 1 219 591 руб.; пени по НДС в сумме 358 669 руб. 67 коп.; штраф по НДС в сумме 121 959 руб.; налог на доходы физических лиц в сумме 412 643 руб., пени по НДФЛ в сумме 43 829 руб. 55 коп., штраф по НДФЛ в сумме 41 265 руб.; единый социальный налог в сумме 91 003 руб., пени по ЕСН в сумме 13 975 руб. 03 коп., штраф по ЕСН в сумме 9 100 руб.
Истец в зал суда не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Трясучкин М.М. в зал суда не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В силу ст.233 ГПК РФ дело рассмотрено в заочном порядке.
Суд, исследовав доводы иска, выслушав объяснения представителя ответчика, приходит к следующему:
Согласно ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Статьей 235 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - федеральный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (пункт 1 статьи 13 НК РФ, абзац 5 статьи 50 Бюджетного кодекса РФ). Он устанавливается исключительно Налоговым кодексом и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 12 НК РФ).
Косвенный характер налога означает, что налог включается продавцом в состав цены товаров (работ, услуг) и уплачивается в бюджет за счет средств покупателя.
Косвенные налоги имеют особенности, позволяющие отличить их от всех других видов налогов. Так, любое лицо, которое выставит: покупателю (заказчику) счет-фактуру с выделенной суммой НДС, обязано исчислить налог и перечислить его в бюджет, даже если это лицо не признается плательщиком НДС или освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС (пункт 5 статьи 173 НК РФ). По экономической сущности НДС является налогом "с потребления», так как основное бремя его уплаты должно лечь на плечи конечного потребителя, приобретающего товары, работы и услуги для нужд, не связанных с ведением хозяйственной деятельности.
Установлен ступенчатый механизм уплаты НДС. Реализуя товары, работы, услуги или имущественные права, налогоплательщик предъявляет покупателю налог со всей цены. При этом он вправе уменьшить подлежащей перечислению в бюджет налог на суммы налога, которые он уплатил поставщикам и подрядчикам при приобретении товаров, работ, услуг и имущественных прав для целей осуществления облагаемой ЦЦС деятельности. То есть фактически он перечисляет налог с добавленной стоимости, то есть с той части цены, которую он прибавил к стоимости приобретенных им в производственных (коммерческих) целях товаров, работ и услуг.
Налогоплательщиками НДС согласно ст. 143 НК РФ признаются, в том числе индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 146 НК РФ являются следующие хозяйственные операции:
1. Реализация товаров (работ, услуг и, имущественных прав) на территории Российской Федерации на возмездной или безвозмездной основе, а также передача имущественных прав. Под реализацией товаров и работ понимается передача права собственности на товар или на результат работ, под реализацией услуг - оказание услуги (статья 39 НК РФ).
При этом товар для целей Налогового кодекса - это любое имущество, передаваемое или предназначенное для передачи в собственность. Работа - деятельность, результат которой имеет материальное воплощение и может быть передан организации или физическому лицу для удовлетворения его потребностей. Услуга - деятельность, результат которой не имеет материального выражения, реализуется и потребляется в процессе оказания услуги (статья 38 НК РФ). Соответственно, в бухгалтерском учете результат работ учитывается как вложение во внеоборотные активы или как материалы, а услуги сразу относятся на затраты или на счет прибыли.
Исчисленная сумма налога уменьшается на сумму, принятую в данном налоговом периоде к вычету, и увеличивается на сумму налога, подлежащую восстановлению в данном налоговом периоде (п. 1 ст. 173 НК РФ). Если итоговая сумма положительна, то она подлежит перечислению в бюджет. Если сумма отрицательна, то она подлежит возмещению из бюджета (п. 1 ст. 176 НК РФ).
НДС уплачивается в бюджет по итогам налогового периода. Для правильного исчисления налога необходимо определить, к какому именно налоговому периоду относится операция, признаваемая объектом налогообложения. Необходимость детального правового регулирования вызвана прежде всего тем, что многие операции растянуты во времени (например, не совпадает момент передачи товара и его оплата).
По общему правилу, момент определения налоговой базы возникает в день отгрузки товаров (передача права собственности на товары, если они не отгружаются), выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав (п.1 ст.167 НК РФ). Соответствующий день устанавливается по данным первичных учетных документов. Это же правило действует при реализации товаров (работ, услуг) через агента или комиссионера (т.е. налоговая база определяется на момент передачи товара конечному покупателю).
Плательщики НДС вправе уменьшить исчисленную сумму налога на сумму налоговых вычетов в соответствии со статьями 171, 172 НК РФ. В соответствии с п.1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Пунктом 2 ст. 171 НК РФ закреплено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработке вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст.170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пунктом 1 ст.172 Налогового Кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 3,6-8 ст. 171 НК РФ и при наличии первичных документов.
Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 1 ст. 166 НК РФ установлено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со ст. 154-159 и ст. 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих Залоговых баз.
Согласно п.7 ст.166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы НДС, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным налогоплательщикам.
Согласно подп.7 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течении более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету является счет-фактура заполненная в соответствии со ст. 169 НК РФ.
Вычеты налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 169, 172 НК РФ возможны при наличии в совокупности двух следующих условий:
1) наличие счета-фактуры;
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, сумм налога к вычету (п. 1 ст. 169НКРФ).
Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.
Согласно ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Счета-фактуры являются основанием для принятия суммы налога к вычету при выполнении требований, установленных п.п.5,5.1 и 6 ст.169 НК РФ.
Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок, книг продаж установлен Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с изменениями от 15 марта 2001 г., 27 июля 2002 г., 16 февраля 2004 г., 11 мая 2006 г.).
2) принятие на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом представляемые документы должны отвечать требованиям достоверности, быть взаимоувязанными и непротиворечивыми.
Пунктом ст.176 НК РФ установлено, что в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению(зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положением данной статьи.
В целях проверки достоверности и непротиворечивости сведений, указанных в счетах-фактурах, представленных налогоплательщиком при проведении мероприятий налогового контроля, налоговый орган на основании ст.93.1 НК РФ вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами(информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы, а не у проверяемого налогоплательщика. Кроме того, на основании п.п.12 п.1 ст.31 и ст.90 НК РФ налоговые органы имеют право вызывать для дачи показаний в качестве свидетелей любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
В судебном заседании установлено, что инспекцией в отношении ответчика была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года.
По результатам выездной проверки составлен Акт №2.11-10/33 от 31.11.2010 года, на основании которого инспекцией принято решение №33 от 27.12.2010 года. В последующем решение истцом было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. По результатам жалобы принято решение №12-0089 от 18.02.2011 года. С учетом внесенных изменений вышестоящим налоговым органом Трясучкин М.М. привлечен к налоговой ответственности по ч.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату сумм налога (НДС). По решению налогового органа истцу доначислен налог на сумму 1 723 237 рублей, пени в размере 416 474,25 рублей, штраф в размере 172 324 рублей.
Ответчиком обжаловалось решение налогового органа. Решением суда от 15.09.2011 г. заявителю было отказано в признании недействительным решения налогового органа №17 от 27.12.2011 года. Решение вступило в законную силу 23.11. 2011 года (л.д.99-100).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю к Трясучкину Михаилу Матвеевичу о взыскании недоимки, пени и штрафов удовлетворить.
Взыскать с Трясучкина Михаила Матвеевича в доход федерального бюджета недоимку:
- по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 219 591 рублей; пени по НДС в сумме 358 669 рублей 67 копеек; штраф по НДС в сумме 121 959 рублей;
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 412 643 рублей, пени по НДФЛ в сумме 43 829 рублей 55 копеек, штраф по НДФЛ в сумме 41 265 рублей;
- по единому социальному налогу в сумме 91 003 рублей, пени по ЕСН в сумме 13 975 рублей 03 копеек, штраф по ЕСН в сумме 9 100 рублей.
Всего взыскать общую сумму задолженности по налогам, пеням и штрафам в сумме 2 312 035 (два миллиона триста двенадцать тысяч тридцать пять) рублей 25 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2012 года.
Председательствующий: