ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-39 от 18.04.2019 Тобольского городского суда (Тюменская область)

2-39/2019

72RS0-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тобольск 18 апреля 2019 года

Тобольский городской суд Тюменской области

в составе:

судьи Егорова Б.Д.

с участием прокурора Шлапакова В.А.

при секретаре Мустафиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-39

по заявлению Тобольского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Тобольска об оформлении в муниципальную собственность земельных участков под кладбища,

установил:

Тобольский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с требованиями о возложении на администрацию города Тобольска обязанности по оформлению в муниципальную собственность под кладбища земельных участков, расположенных на территории города Тобольска: «Завальное кладбище» <адрес>, «Сумкинское кладбище» мкр Сумкино, «Мусульманское кладбище» мкр Иртышский, «Мусульманское кладбище» <адрес> «Еврейское кладбище» <адрес>, «Мусульманское кладбище» мкр Сумкино; проведении работ по межеванию и постановке на кадастровый учет в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивирует свои требования тем, что в нарушение положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Земельного кодекса РФ земельные участки, расположенные под указанными кладбищами, в муниципальную собственность не оформлены, границы их не определены, на кадастровый учет не поставлены.

Кроме того, по результатам проверки по поручению Начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Тюменской области установлено, что на мусульманском кладбище, расположенном в 4 мкр г. Тобольска, в результате сильного порывистого ветра разрушено кирпичное ограждение, при этом оставшаяся часть ограждения находится в аварийном состоянии и может быть разрушена, что представляет угрозу для жителей г. Тобольска, проходящих по тротуару вдоль кладбища.

Требования, изложенные в представлении Прокуратуры г. Тобольска от ДД.ММ.ГГГГ года об устранении нарушений закона, до настоящего времени «не устранены».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве ответчика привлечен комитет ЖКХ администрации города Тобольска, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – МУП «Ритуальные услуги» (л.д.68-70 т. 1).

В ходе судебного разбирательства прокурором подано заявление об уточнении исковых требований, в которых просит возложить на администрацию города Тобольска обязанность по оформлению в муниципальную собственность под кладбища земельных участков, расположенных на территории г. Тобольска: «Завальное кладбище», ул. Семена Ремезова, «Мусульманское кладбище» мкр Иртышский, «Мусульманское кладбище» <адрес>, «Еврейское кладбище» <адрес>, «Мусульманское кладбище» <адрес>; проведению работ по межеванию, постановке на кадастровый и регистрационный учеты в срок до ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 88 т. 2).

Одновременно подано заявление о частичном отказе от исковых требований о возложении на администрацию г. Тобольска обязанности по оформлению в муниципальную собственность, проведению работ по межеванию и постановке на кадастровый учет земельного участка, используемого под кладбище, расположенного по адресу: город Тобольск, мкр Сумкино – «Сумкинское кладбище» (л.д. 89 т. 2).

ДД.ММ.ГГГГ года прокурором вновь подано заявление об уточнении исковых требований, в которых просит возложить на администрацию города Тобольска обязанность по оформлению в муниципальную собственность, проведению работ по межеванию, постановке на кадастровый и регистрационный учеты земельных участков под кладбища, расположенных на территории г. Тобольска, а именно: «Завальное кладбище», ул. Семена Ремезова, «Мусульманское кладбище» мкр. Иртышский, «Мусульманское кладбище» ДД.ММ.ГГГГ., «Еврейское кладбище» <адрес> части земельного участка под «Мусульманским кладбищем» в мкр Сумкино в срок до ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.103 т.2).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Тобольского муниципального района, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (л.д.л.д. 107-108 т.2).

Представителем МТУ Росимущества в Тюменской области ХМАО-Югре, ЯНАО подан отзыв на исковое заявление с учетом уточнения требований, в котором считает требования Тобольского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению. В отзыве указано, что земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, <адрес>, участок № вид разрешенного использования: под здание церкви Семи Отроков на Завальном кладбище г. Тобольска находится в собственности Российской Федерации. Церковь Семи Отроков на Завальном кладбище г. Тобольска является памятником архитектуры и градостроительства федерального значения. На основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ г. № здание церкви было передано в безвозмездное пользование Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви (л.д.л.д. 115-127 т.2).

Представителем администрации Тобольского муниципального района подан отзыв, в котором администрация оставляет принятие решения по делу на усмотрение суда (л.д.л.д. 111-113 т.2).

Прокурор в судебном заседании требования уточнил в отношении земельного участка, на котором расположено «Завальное кладбище» – просит возложить на администрацию города Тобольска обязанность по оформлению в муниципальную собственность, проведению работ по межеванию, постановке на кадастровый и регистрационный учеты части «Завального кладбища» за исключением земельного участка, принадлежащего Российской Федерации. В остальной части на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации г. Тобольска Южакова Г.В., действующий на основании доверенности, по существу требований не возражает, считает, что земельные участки должны быть отмежованы, поставлены на регистрационный и кадастровый учеты, но не согласен со сроками, так как на это требуются деньги из муниципального бюджета. Кроме того, как пояснял представителя Росреестра, на «Завальном кладбище» помимо земельного участка, принадлежащего Российской Федерации под храмом «Семи отроков», могут находиться иные земельные участки под другими историческими памятниками; также, исходя из требований прокурора, придется делить «Сумкинское кладбище», так как оно находится на территории двух муниципальных образований: города и района, поэтому неизвестно, сколько времени это займет. Кроме того, на эти работы необходимо предусмотреть в муниципальном бюджете выделение денежных средств.

Почему в плане мероприятий по вопросам организации погребения и похоронного дела установлен трехлетний срок регистрации права собственности на земельные участки под объектами ритуального значения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, представитель пояснить не смог.

Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Комитета ЖКХ администрации города Тобольска, администрации Тобольского муниципального района, МУП «Ритуальные услуги» в судебное заседание не явились, извещены.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск, подлежащим частичному удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой города Тобольска по заданию прокуратуры Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ. проведена проверка исполнения законодательства об организации погребения и похоронного дела на территории города Тобольска, в ходе которой установлено, что на территории городского округа г. Тобольск фактически находится 7 кладбищ, в установленном законом порядке земельный участок оформлен только под одним городским кладбищем в районе деревни Алемасово. Производимые захоронения на 6 городских кладбищах не согласуются с требованиями Федерального закона № 8-ФЗ, предусматривающими обязанность оформления земельных участков, используемых под места захоронения.

ДД.ММ.ГГГГ года главе города Тобольска вынесено представление об устранении нарушений закона (л.д.л.д. 8-10 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ года Исполняющим обязанности Главы города на представление от ДД.ММ.ГГГГ года дано разъяснение, что захоронения в городе Тобольске осуществляются на 3 кладбищах. Прямого указания на необходимость оформления земельных участков под кладбища законы, упомянутые в представлении, не содержат. Содержание мест захоронения и предоставление ритуальных услуг осуществляется. МКУ «Служба заказчика по ЖКХ города Тобольска» будет дано задание по проведению мероприятий по финансированию и проведению работ по постановке на кадастровый учет земельных участков под кладбищами города до ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.л.д. 11-12 т. 1).

Из писем администрации и Главы города Тобольска следует, что только «Завальное кладбище» принято на учет в Управлении Росреестра в качестве бесхозяйного объекта ДД.ММ.ГГГГ года, остальные, перечисленные в заявлении кладбища, на кадастровом учете не состоят, права на них не оформлены, но администрация признает необходимость проведения данной работы (л.д.л.д. 13-14, 18, 23-25 т. 1).

В то же время прокуратурой представлен план мероприятий городской администрации по вопросам организации погребения и похоронного дела в муниципальном образовании город Тобольск Тюменской области, где в пункте 4 предусмотрена регистрация права собственности муниципального образования город Тобольск на земельные участки под объектами ритуального назначения, включая неблагоустроенные (брошенные) места погребения, а также на здания и сооружения, находящиеся на территории указанных земельных участков, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года в течение 3-х лет; обеспечение финансирование мероприятий, необходимых для оформления правоустанавливающих документов и корректировка документов территориального планирования и градостроительного зонирования в течение 2-х лет, начиная с той же даты (л.д.л.д. 17-21 т.1).

Допрошенный в качестве специалиста представитель Управления Росреестра по Тюменской области Василишин В.А. пояснил, что из представленных документов следует, что земли под кладбища не оформлены, государственная и муниципальная собственность не разграничены. Например, на Завальном кладбище имеется церковь «Семи отроков», этот земельный участок, на котором стоит церковь, является государственной собственностью, помимо этого там находятся захоронения декабристов, в отношении которых неизвестно, занесены ли они в реестр памятников, если они занесены в реестр памятников, то под ними земля тоже должна находиться в собственности Российской Федерации, но не в муниципальной. Естественно, каким образом, муниципалитет будет оформлять право, непонятно. При оформлении земельного участка, на котором находится кладбище, и на котором уже находится часть земли, принадлежащая РФ, при межевании вырезают эту часть земли, и такая возможность существует. Сейчас на кадастровом учете стоит дорога, которая идет до церкви, также стоит на кадастровом учете участок, на котором находится храм.

По Ворогушинскому кладбищу тоже возник вопрос, поскольку часть кладбища находится на территории г. Тобольска, а часть на территории района. В связи с тем, что имеются два разных муниципалитета, то непонятно, каким образом будет оформляться это кладбище. Кроме того, границы муниципального образования Тобольский район и муниципального образования г. Тобольск существуют только на картах, которые находятся в распоряжении этих муниципальных образований. В целом такого быть не должно, что полкладбища у одного муниципалитета, другая половина кладбища у другого.

В настоящее время невозможно сказать, стоят ли сейчас спорные земельные участки, на которых находятся кладбища на кадастровом учете, на каких землях государственной или муниципальной находятся спорные кладбища, поскольку права не зарегистрированы, разграничение земельных участков не произведено. Есть сведения о постановке на кадастровый учет Алемасовского кладбища и части Завального кладбища, на котором находится храм, других сведений о постановке на учет земельных участков нет.

В настоящее время администрация г. Тобольска начала процедуру по постановке на кадастровый учет кладбищ находящихся на земельных участках. Они издали Распоряжение об утверждении схемы земельных участков, то есть, администрация г. Тобольска уже начала работать над оформлением земельных участков.

В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Частью 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.

В силу статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно части 2 статьи 15 Федерального закона N 8-ФЗ места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 вышеназванного Федерального закона N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно статье 16 Федерального закона N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (пункты 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).

Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

В соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в случае, если он осуществляется в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 Закона N 218-ФЗ.

Частью 14 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на распоряжение таким земельным участком.

Учитывая приведенные положения Закона N 218-ФЗ в совокупности с положениями пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года N 334-ФЗ, с 01 января 2017 года уполномоченным лицом на осуществление кадастрового учета земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, является орган местного самоуправления муниципального района.

Таким образом, суд считает, что непроведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади, занятых под кладбищами земельных участков, отсутствие установленных границ спорных земельных участков, неприведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля, из чего вытекает обязанность администрации города Тобольска по проведению работ по межеванию земельных участков, постановке их на кадастровый учет, государственной регистрации и оформлению участков в муниципальную собственность, что по существу представитель администрации в ходе судебного разбирательства не оспаривает.

Решая вопрос по срокам проведения работ, суд считает, что в представленном Плане мероприятий администрация уже установила сроки регистрации земельных участков – в течение трех лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть, до ДД.ММ.ГГГГ года, сроки финансирования мероприятий – в течение двух лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть, до ДД.ММ.ГГГГ года. Поэтому, не вторгаясь в муниципальную бюджетную деятельность, о чем говорил представитель администрации, суд считает, что в отношении «Мусульманского кладбища», расположенного в <адрес>, «Еврейского кладбища», расположенного в <адрес>, «Мусульманского кладбища», расположенного в <адрес>, находящихся на территории муниципального образования город Тобольск и не имеющих на своей территории земельных участков и строений, принадлежащих Российской Федерации, сроки и порядок финансирования предусмотрены самой администрацией города, поэтому их необходимо взять за основу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года принят отказ прокурора от заявленных требований в отношении «Сумкинского кладбища», поскольку оно находится на территории Тобольского муниципального района.

Что касается сроков проведения работ по «Мусульманскому кладбищу» в поселке Сумкино и «Завальному кладбищу», то актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что «Мусульманское кладбище» в поселке Сумкино находится на территории двух муниципальных образований: города Тобольска и Тобольского муниципального района, а на территории завального кладбища расположен земельный участок по зданием церкви Семи Отроков, находящийся в собственности Российской Федерации (л.д.л.д. 124-125, 128 т.2).

Кроме того, как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель Управления Росреестра по Тюменской области, на территории исторического «Завального кладбища» могут оказаться захоронения, которые также являются памятниками культуры, следовательно, межевание, проведение кадастровых работ и оформление в собственность этих земельных участков может осложниться вышеупомянутыми факторами, поэтому с учетом принципа разумности, необходимости дополнительных бюджетных затрат и времени, суд считает возможным в отношении этих двух кладбищ сроки не устанавливать.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на администрацию города Тобольска обязанность по проведению работ по межеванию, постановке на кадастровый и регистрационный учеты, оформлению в муниципальную собственность под кладбища земельных участков, расположенных на территории города Тобольска: «Мусульманское кладбище», расположенное в микрорайоне Иртышский, «Еврейское кладбище», расположенное в <адрес>, «Мусульманское кладбище», расположенное в <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ года.

Возложить на администрацию города Тобольска обязанность по проведению работ по межеванию, постановке на кадастровый и регистрационный учеты, оформлению в муниципальную собственность под кладбище земельного участка в поселке Сумкино города Тобольска – «Мусульманское кладбище» – в части, находящейся на территории муниципального образования город Тобольск.

Возложить на администрацию города Тобольска обязанность по проведению работ по межеванию, постановке на кадастровый и регистрационный учеты, оформлению в муниципальную собственность под кладбище земельного участка, расположенного в городе Тобольске по улице Семена Ремезова, за исключением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации под объектами исторического и культурного наследия.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Б.Д. Егоров