Петровский районный суд Ставропольского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Петровский районный суд Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2–39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2011 года
г.Светлоград
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Былинкин В.П. – единолично,
при секретаре Харченко Л.И.
с участием: истца Нещадимова А.М.;
представителя ответчика Козырева Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нещадимова А.М. к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» о признании действий не законными, обязании к заключению с истцом договора на установку, замену и эксплуатацию индивидуального прибора учета холодной воды, и о взыскании компенсации морального вреда.
У С Т А Н О В И Л:
Нещадимов А.М. обратился в суд с иском к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Светлоградский «Межрайводоканал» о признании действий незаконными, мотивируя свои требования тем, что *** ему было вручено предписание филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» ---. Данный документ предписывал ему в срок до *** осуществить мероприятия по поверке «водомера». Несмотря на то, что в предписании не указано конкретно о каком водомере идет речь, не указана марка водомера, его серийный номер и не указано, что речь идет о водомере, принадлежащем ему, и используемом им для расчетов за потребленную холодную воду, он принял данное предписание на свой счет и решил исполнить установленную обязанность.
Согласно п.8 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Также он выяснил, что п.9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено следующее - «С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют». Это означает, что самостоятельно он не имеет право снимать счетчик, обслуживать его, в том числе и поверять, и устанавливать. Принимая во внимание то, что Светлоградский «Межрайводоканал» обязан произвести указанные работы, а кроме того, учитывая, что он сможет в этом случае оплачивать работы с рассрочкой в пять лет. Пункт 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гласит «…Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки»), он решил выбрать для указанных выше работ именно Светлоградский «Межрайводоканал».
В соответствии с указанным Федеральным законом №261-ФЗ Приказом Минэнерго от 07 апреля 2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» утвержден порядок заключения договоров граждан и организаций, осуществляющих их снабжение ресурсами.
Руководствуясь положениями данного Порядка, *** он доставил собственноручно в Светлоградский «Межрайводоканал» письменную заявку на заключение договоров. Указанным выше порядком установлены сроки работы с письменными заявками. Ответ должен был быть направлен ему в трехдневный срок в случае недостатка необходимых документов или сведений, в случае отсутствия замечаний, в течение 10 дней специалисты водоканала должны были осмотреть место, с целью проверки наличия технической возможности установки прибора учета. На основании осмотра либо должен был быть установлен прибор учета, либо ему должны быть вручены, либо направлены в его адрес технические условия для установки прибора учета. Он считает, что при этом они обязаны были заключить договор на снятие прибора учета. Но никто к нему не приехал.
Он получил ответ Светлоградского «Межрайводоканала» ***.
Письмо путанное, содержит многочисленные цитаты из законодательства, в основном не имеющие никакого отношения к его заявке. Содержит также ссылку на какой-то закон «Энергосбережения».
Общий смысл ответа заключается в том, что Светлоградский «Межрайводоканал» отказывает ему в заключении договора и также не будет устанавливать прибор учета холодной воды в принадлежащем ему домовладении, где счетчик расположен сейчас согласно имеющейся проектной документации. Установка счетчика по мнению Светлоградского «Межрайводоканала» может быть осуществлена исключительно в колодце, в месте врезки. Для чего ему необходимо, как следует из письма: «подготовить, либо привести в надлежащее состояние водопроводный колодец на точке присоединения».
Он считает, что Светлоградский «Межрайводоканал» предъявляет к потребителям (гражданам) незаконное требование об установке индивидуальных приборов учета холодной воды (счетчиков) в технологических колодцах, расположенных в местах врезки в центральный водопровод.
Основным аргументом монополиста в сфере подачи холодной воды в городе Светлограде (Светлоградского «Межрайводоканала») является ссылка на положения «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307. В частности, ссылка осуществляется на – п.7, в котором говорится о следующем: «Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации». Светлоградский «Межрайводоканал заявляет», у него на балансе стоит только центральный водопровод (разводящие сети), значит именно он и является той частью системы коммунальной инфраструктуры, которая разграничивает сети. А иные сети не его проблема. Он полагает, что коммунальщики заблуждаются, по следующим основаниям
В отношении многоквартирных домов, в этом случае сети водоканала подходят непосредственно к дому и счетчик можно расположить в подъезде, либо в подвале, в любом случае в помещении, что соответствует СНиП, а в случае с частными домами иная ситуация. Большинство так называемых разводящих сетей к частным домам строилось хозспособом, они не находятся на балансе у водоканала, но и жильцы их в собственность не оформляли, то есть они не могут считаться принадлежащими жильцам, что является необходимым условием для установления границы сетей в месте их присоединения к центральной трубе. Водопровод, по которому подается вода от центральной трубы в его домовладение, также ему не принадлежит. Поэтому на заявление Светлоградского «Межрайводоканал» о том, что центральный водопровод (его разводящие сети) – это граница сетей, он заявляет, что граница сетей, это место присоединения водопровода к его внутридомовым инженерным системам. И он считает, что установка прибора учета должна производиться именно на границе с принадлежащими ему как собственнику сетями, то есть в месте присоединения сетей водоснабжения к внутридомовым инженерным системам его дома. И считает, что именно такая трактовка на самом деле является соответствующей действующему законодательству. В противном случае нарушается основополагающее право граждан на потребление коммунальных услуг, установленных «Правилами предоставления коммунальных услуг», а именно п.51., согласно которому потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу».
Согласно пункту 7 главы 1 «Правил предоставления коммунальных услуг»: «…ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры». То есть, если признать верной позицию Светлоградского «Межрайводоканала», то его ответственность по подаче воды завершается сразу за центральной трубой разводящих сетей, перед счетчиком расположенным в колодце. Но в этом случае подачу воды в жилое помещение (жилой дом) Светлоградский «Межрайводоканал» не обеспечивает. Что он считает прямо противоречит нормам действующего законодательства, так как требованиями по предоставлению коммунальных услуг, в п.9 «Правил предоставления коммунальных услуг» установлено: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; Также в п. 6 «Правил предоставления коммунальных услуг» дано понятие «Холодное водоснабжение» - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. Оба раза речь идет о подаче холодной воды не к счетчику, размещенному в колодце на улице, а в его жилой дом, согласно п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг»: "жилое помещение" - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Это означает одно - граница сетей и есть место соединения с внутридомовыми инженерными системами. Иное означает, что с Водоканала будет незаконно снято обязательство по подаче воды в его жилой дом (жилое помещение).
Светлоградский «Межрайводоканал» заявляет, что содержание сетей после центральной трубы бремя потребителя. Но, согласно действующему законодательству (ст. 210 ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а подводящие сети жителям не принадлежат. Кроме того, п. 7 «Правил предоставления коммунальных услуг» на потребителя возложена обязанность по содержанию внутридомовых инженерных систем - "внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме, п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг». Поэтому он считает, что возложение на граждан содержания сетей проходящих по местам общего пользования ничем не обосновано, и позиция Светлоградского «Межрайводоканала» ошибочна.
Пункт 5 ст. 426 ГК РФ устанавливает, что условия сделки являются ничтожными, если они не одинаковы для всех потребителей. Но в случае с многоквартирными домами Светлоградский «Межрайводоканал» имеет подводящие сети на своем балансе и поставляет воду прямо в жилое помещение, что в свою очередь позволяет жильцам дома устанавливать коллективный счетчик в помещении и не обременяет их содержанием подводящих сетей. Здесь нормы законодательства соблюдены. Но от жильцов частных домов требуются иные условия, а значит, эти условия должны быть признаны ничтожными.
Жильцы частных домов тоже должны иметь возможность установления приборов учета в помещении, что, кстати, соответствует СНиП02.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация».
Ст. 52 «Правил предоставления коммунальных услуг» на потребителя возложен ряд обязанностей в том числе: при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности - принимать все возможные меры по их устранению; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.
Статьей 210 ГК РФ установлены обязанности собственника по содержанию имущества. Но эти требования невыполнимы при выносе счетчика, никто не может обеспечить сохранность счетчиков и пломб, расположенных за пределами домовладения, ведь улица, безусловно, является местом общего доступа. Он считает, что только размещение индивидуального прибора учета в составе внутридомовых инженерных сетей будет соответствовать требованиям СНиП 02.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация», иначе, при размещении индивидуальных приборов учета холодной воды в технологических колодцах, за пределами домовладений частных лиц автоматически наступают последствия в виде массового нарушения прав потребителей.
Согласно п. 11.5 утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 04.1.0.85. № 189 Строительных норм и правил «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 02.04.01-85 (в ред. Поправок, введенной Письмом Госстроя СССР от 06.05.87 N АЧ-2358-8, Изменения № 1. утв. Постановлением Госстроя СССР от 28.1 1.9 1 № 20, Изменения № 2. утв. Постановлением Минстроя РФ от 11.07.96 № 18-46); счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 градусов по Цельсию. Счетчики типа ВСХ-15, ВСХ-20, ВСХ-25, ВСХ-32, ВСХ-40, ВСХд-15, ВСХд-20, ВСХд-25, ВСХд-32, ВСХд-40 работают в диапазоне температур от +5 до +50 0С (холодная вода), а в части 5 п. 5.2 ГОСТ Р52931-2008 изделия которые требуют диапазона температур от +5 до +50 относятся к группе исполнения В4 и требуют следующих условий размещения - "Обогреваемые и (или) охлаждаемые помещения без непосредственного воздействия солнечных лучей, осадков, ветра, песка и пыли отсутствие или незначительное воздействие конденсации".
Также он считает, что, настаивая на незаконных требованиях по выносу счетчиков, Светлоградский "Межрайводоканал" провоцирует два очень серьезных нарушения: Не исполняется требование размещения счетчиков в помещении, так как согласно ГОСТ 25151-82 водопроводный "колодец" - это сооружение на водопроводной сети, предназначенное для установки арматуры и эксплуатации сети, а совсем не помещение, предназначенное для установки прибора учета; В колодце невозможно соблюсти требование по соблюдению температурного режима от +5 до +50 градусов по Цельсию и, кстати, невозможно соблюсти требование по влажности не выше 80%, так как зачастую в колодец подходят грунтовые воды, а в период ливневых дождей и паводков колодцы заливаются водой.
Он считает, что в этой ситуации грубо нарушаются права потребителей, так как при установке счетчика в недопустимых условиях (условиях отличающихся от установленных) он как потребитель автоматически лишается установленных ФЗ «О защите прав потребителей» прав на расторжение договора, гарантийное обслуживание и ремонт. В этом случае, при любой поломке продавец откажет в ремонте, обмене, либо возврате денег, сославшись совершенно законно на нарушение условий эксплуатации товара (прибора учета). Не могут быть признаны законными действия, направленные на нарушение норм Федерального законодательства.
Он считает, что странно возлагать на гражданина содержание сетей проходящих по местам общего пользования, по улицам, а зачастую под асфальтным покрытием дорог. Оборудование колодца для счетчика под асфальтированной дорогой очень затратное и не исполнимое для определенных слоев населения мероприятие. В случае аварии на сетях расположенных между требуемым местом установки счетчика и жилым домом на гражданина может быть возложено восстановление асфальтобетонного покрытия стоимостью несколько десятков тысяч рублей. Это совершенно недопустимо. Согласно п.8 и п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: «Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий». Причем в обязательном порядке этим должна заниматься энергоснабжающая организация, а известным является факт, что количество сотрудников осуществляющих данные работы в Светлоградском «Межрайводоканале» ограничено, то есть будет необходимо значительное время. А самим потребителям теперь запрещено осуществлять указанные выше действия. Это приведет к нарушению движения по автодорогам до нескольких месяцев. Также невозможной представляется попытка снятия показаний прибора учета, расположенного в колодце, в свою очередь расположенного на трассе с оживленным движением, СНиП 02.04.01-85 (в п.11.5), предписывают установку прибора учета холодной воды в удобном для снятия показаний месте. Часто частные домовладения находятся от магистрального водопровода в нескольких сотнях метров, и он считает, что нет оснований у организации, занимающей монопольное положение в области подачи воды и водоотведения в городе Светлограде требовать от населения обустраивать сети, через которые она намеревается извлекать прибыль.
Для определенной категории населения, становится невозможной реализация законного права на оплату потребленных коммунальных услуг, согласно показаниям приборов учета, установленного п.16 «Правил предоставления коммунальных услуг», граждане пожилого возраста, совершенно очевидно не имеют физической возможности спуститься в колодец для снятия показаний с приборов учета. Что он считает, что также нарушает указанные выше нормы СНиП 02.04.01-85, так как эти правила (в п.11.5) предписывают установку прибора учета холодной воды в удобном для снятия показаний месте.
В дополнение к заявленным исковым требованиям истец Нещадимов А.М. просил суд признать действия филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Светлоградский «Межрайводоканал», выражающиеся в отказе заключения с ним договора на установку, замену и эксплуатацию его индивидуального прибора учета холодной воды незаконными и обязать ответчика к заключению данного договора в соответствии с действующим законодательством, а также просил взыскать с ответчика в его пользу и его семьи (состоящей из жены и несовершеннолетней дочери) компенсацию морального вреда в размере -.- рублей, мотивируя свои дополнения к исковым требованиям тем, что он увеличивает исковые требования своего искового заявления о признании незаконными действий, так как считает, что филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Светлоградский «Межрайводоканал» нарушил положения п.9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Также он считает, что ответчик нарушил нормы Приказа Минэнерго от 07 апреля 2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», зарегистрированного в Минюсте РФ 29 июня 2010 года №17646.
В судебном заседании Нещадимов А.М. о компенсации морального вреда мотивировал свои требования тем, что в связи со сложившейся ситуацией и спором с ответчиком он должен тратить свое время на участие в судебных заседаниях, подготовку необходимых документов в суд, изучение законодательства, а не на проведение своего времени со своей матерью, ухаживать за ней, так как та после перенесенного инфаркта находится в реанимационном отделении больницы и тяжело болеет.
Также он считает, что своими действиями филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Светлоградский «Межрайводоканал» нанес ему и его семье (жене и несовершеннолетней дочери) моральный вред и причинил большие моральные страдания, так как уже более двух месяцев как в его домовладении не работает проточный водонагреватель, они не могут нормально соблюдать условия гигиены, подогрев воды в посуде мало способствует принятию ванны и мытью посуды. Причина в том, что назрела необходимость замены труб внутридомовых инженерных систем водоснабжения, которые засорились от некачественной воды, и нет достаточного давления воды для работы колонки. Но он не может заменить трубы до тех пор, пока идут возражения со стороны Водоканала и отказ ответчика от выполнения требований законодательства.
Он считает, что незаконными действиями ответчика ему причинены нравственные страдания, нарушающие его личные неимущественные права.
В судебном заседании истец Нещадимов А.М. настаивал на удовлетворении исковых требований и просил суд признать действия филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» выражающиеся в требовании установки индивидуального прибора учета холодной воды, принадлежащего ему и использующегося для учета потребленной им холодной воды, в колодец на месте врезки, незаконными, также просил признать действия филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Светлоградский «Межрайводоканал», выражающиеся в отказе заключения с ним договора на установку, замену и эксплуатация его индивидуального прибора учета холодной воды незаконными и просил обязать ответчика к заключению данного договора в соответствии с действующим законодательством, а также просил взыскать с ответчика в его пользу и его семьи (состоящей из жены и несовершеннолетней дочери) компенсацию морального вреда в размере -.- рублей.
В судебном заседании представитель ответчика филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» по доверенности Козырев Н.А. возражал против удовлетворения исковых требований и просил в удовлетворении исковых требований Нещадимову А.М. отказать, мотивируя свои возражения следующим.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения -статьи 539 - 547 ГК РФ.
Поскольку договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод лично с абонентом не заключен, то в соответствии с п.1 ст.540 ГК договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Однако отсутствие индивидуального договора с абонентом не освобождает абонентов от требований предусмотренных п. 4 ст. 426 ГК РФ в том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 устанавливают на территории Российской Федерации обязательные для сторон единые правила по внесению платы за приобретенные у ресурсоснабжающей организации ресурсы.
Согласно п. 7 Правил N 307 собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды и за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил № 307, то есть по нормативу потребления.
Судебные органы неоднократно проверяли абз. 2 п. 7 Правил № 307 на соответствие действующему законодательству и не обнаружили нарушений в действующей системе оплаты за коммунальные ресурсы положениям Жилищного кодекса РФ, другим федеральным законам, в том числе и Закону РФ от 07.02.92 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов водопотребления.
Пункт 5 статьи 426 ГК РФ говорит о ничтожности условий, если они не одинаковые для всех потребителей или если они не соответствуют обязательным требованиям правил Правительства Российской Федерации.
Условия публичного договора, распространяются на отношения с любыми потребителями как заключившими договор, так и имеющими намерение его заключить.
Иные условия договора, в том числе и согласованные в заключенных сторонами договорах, являются ничтожными в силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ.
Применение порядка оплаты в соответствии с нормами действующего законодательства РФ устанавливает равноправные, паритетные условия при исполнении договора.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Согласно п.6 ст.13 указанного закона до 1 января 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления Закона N 261-ФЗ в силу жилых домов обязаны обеспечить установку приборов учета используемой воды на границе с централизованными системами, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Таким образом, методическим указаниями МУ 2.6.1981-05 утв. Роспотребнадзором 25.04.2005г. «Рациональный контроль и гигиеническая оценка источников питания питьевого водоснабжения и питьевой воды по показателям радиационной безопасности. Оптимизация защитных мероприятий источников питьевого водоснабжения с повышенным содержанием радионуклидов» установлено понятие централизованной системы питьевого водоснабжения, это комплекс сооружений и устройств, предназначенных для забора, подготовки (или без нее), хранения и подачи питьевой воды к местам ее распределения и расходования, открытый для общего пользования..."
Верховным судом Российской Федерации в своих решениях от 13 декабря 2007 № ГКПИ07-933, от 06 марта 2008 № ГКПИ08-232 и кассационных определениях от 17 апреля 2008 № КАС08-116, от 19 июня 2008 г. N КАС08-236 также указал, что собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды и за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, а в случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится по нормативу потребления, что, как правильно признано судом, не противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09, учет потребления производится либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях собственника на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и собственником, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.
Пунктом 6 Правил N 307 установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Осуществляя свои полномочия в сфере руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, Правительство Российской Федерации установило, что Минрегион России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, уполномочен давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Письма Минрегиона России носят информационно-разъяснительный характер. Речь идет о применении норм права, что не исключает право уполномоченного федерального органа исполнительной власти давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно письму Минрегиона России от 24.10.2008г. № 27324-АД/14 собственникам жилых домов, получившим технические условия на установку приборов учета холодной воды не на границе сетей до принятия Правил № 307, надлежит перенести соответствующие приборы учета на границу сетей.
В соответствии с п. 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры жилого дома.
Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в жилом доме при отсутствии приборов учета, согласно п. 2 Правил N 306.
Независимо от того, установлены или нет приборы учета на границе эксплуатационной ответственности, потребители должны оплачивать весь объем коммунальных услуг, в том числе обоснованные технологические потери коммунальных ресурсов, происходящие внутри сетей принадлежащие потребителям.
Представитель ответчика считает, что в случае если прибор учета коммунального ресурса установлен не в точке подключения к сетям ресурсоснабжающей организации, а после - не происходит надлежащего учета объемов воды при несанкционированных подключениях к системам ресурсоснабжающей организации и авариях на сетях потребителя. И поэтому таким образом при обращении истца в адрес ответчика на заключение договора на монтаж и демонтаж индивидуального прибора учета было письменно указано, что ответчик произведет работы только в том случае если будут выполнены следующие условия: необходимо внести изменения в существующий проект, т.е. обозначить прибор учета на точке присоединения; привести в надлежащее состояние водопроводный колодец.
Мероприятия поверки прибора учета ответчиком не могут быть выполнены, так как имеется порядок проведения поверки средств измерений утв. Приказом комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.№125 от 18.07.1994г.
В соответствии с п.1.3.,1.4.,1.5 указанного приказа, мероприятия по поверочной деятельности средств измерений осуществляют аккредитованные метрологические службы юридические лица, при этом поверка осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя. Следовательно Светлоградский «Межрайводоканал» не наделен такими полномочиями, так как не имеет специальной лаборатории.
Согласно п.2.12. вышеуказанного приказа место поверки выбирает пользователь средств измерений, исходя из экономических факторов и возможности транспортировки поверяемых средств измерений и эталонов.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Осуществляя свои полномочия в сфере руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, Правительство Российской Федерации установило, что Минрегион России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, уполномочен давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Письма Минрегиона России носят информационно-разъяснительный характер. Речь идет о применении норм права, что не исключает право уполномоченного федерального органа исполнительной власти давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
В письме Минрегиона от 07.12.2010г. №41190-ИБ/14 дается разъяснения п.9, ст.13 вышеуказанного закона, а именно то, что ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке замене и (или) эксплуатации приборов учета только коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов к централизованным системам водоснабжения.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела и предоставленные сторонами доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии со ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В судебном заседании установлено, что с абонентом Нещадимовым А.М. ответчиком договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод не заключался, а в соответствии с п.1 ст.540 ГК в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Также в судебном заседании установлено, что филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» *** абоненту Нещадимову А.М. выдано предписание --- о необходимости произвести поверку водомера в срок до ***
*** истцом Нещадимовым А.М. ответчику - филиалу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» направлена заявка на заключение с ним простого письменного договора на осуществление филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» работ по демонтажу. поверке и монтажу установленного в домовладении истца по адресу: ..., прибора учета холодной воды на возмездной основе.
Из ответа филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» абоненту Нещадимову А.М. от *** --- за подписью и.о. директора филиала --- следует, что по результатам рассмотрения заявки абонента Нещадимова А.М. от ***, руководствуясь перечисленными в ответе нормативно-правовыми актами, Светлоградский «Межрайводоканал» предлагает Нещадимову А.М. изначально внести изменения в существующий проект, где прибор учета будет обозначен на границе сетей, подготовить либо привести в надлежащее состояние водопроводный колодец на точке присоединения, обратиться в юридическую службу за заключением договора на данный вид услуг, с последующей оплатой за данный вид работ.
Суд считает действия филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал – Светлоградский «Межрайводоканал», выразившееся в отказе истцу Нещадимову А.М. как абоненту в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета расхода холодной воды, незаконными по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п.9, ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно постановления Правительства РФ от 28.05.2008 №400 Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет полномочия самостоятельно принимать нормативно-правовые акты по порядку заключению и определению существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с Порядком заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденным приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", Порядок определяет особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы (далее - прибор учета).
Договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.
В разделе 2 указанного выше Порядка, предусматривающего порядок заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, указано, что договор заключается в простой письменной форме. Для заключения договора заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет исполнителю письменную заявку.
Поэтому суд считает необходимым признать незаконными действия филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал – Светлоградский «Межрайводоканал» выразившееся в отказе истцу Нещадимову А.М. как абоненту в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета расхода холодной воды и обязать ответчика заключить с истцом договор, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета расхода холодной воды, принадлежащего истцу.
Кроме того, суд считает требования ответчика филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» об установке индивидуального прибора учета потребления холодной воды на месте врезки в смотровом колодце, расположенном за пределами земельного участка, расположенного по адресу: ..., принадлежащего истцу Нещадимову А.М., незаконными по следующим основаниям.
Согласно п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объема (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Министерством регионального развития РФ было подготовлено письмо от 20.03.07 №4967-СК/07 «О применении п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», согласно которому в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и не несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме ил принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.
Сети инженерно-технического обеспечения согласно Правилам подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83, это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газ-, водоснабжения и водоотведения.
Принадлежность сетей инженерно-технического обеспечения потребителю либо ресурсоснабжающей организации не указывается, тем самым прибор учета воды устанавливается на границе сетей жилого дома, к каковым относятся внутридомовые инженерные сети с системами коммунальной инфраструктуры не зависимо, в чьей собственности находятся последние.
Это положение относится с утвержденным постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 г. №189 строительными нормами и правилами «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 02.04.01-85 (в ред. поправок, введенной Письмом Госстроя СССР от 06.05.87 №АЧ-2358-8, Изменения №1. утв. Постановлением Госстроя СССР от 28.11.91 №20, Изменения №2, утв. Постановлением Минстроя РФ от 11.07.96 №18-46)», согласно которым счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживании эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 градусов.
Как следует из утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 04.10.85 №189 Строительных норм и правил «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 04.04.01-85 (в ред. Поправок, введенной Письмом Госстроя СССР от 06.05.87 №АЧ-2358-8, Изменения №1, утв. Постановлением Госстроя СССР от 28.11.91 №20, Изменения №2, утв. Постановлением Минстроя РФ от 11.07.96 №18-46):
11.5. Счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 градусов.
14.6. Для контроля за утечкой воды из трубопроводов, проложенных в каналах, следует предусматривать устройство контрольных колодцев диаметром 1 м. Расстояние от дна канала до дна колодца следует принимать не менее 0,7 м. Стенки колодца на высоту 1,5 м. и его днище должны иметь гидроизоляцию. При устройстве колодцев в грунтовых условиях типа 2 основания под колодцы необходимо уплотнять на глубину 1 м. Контрольные колодцы следует оборудовать автоматической сигнализацией о появлении в них коды.
Учитывая, что по определению, данному в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.03 №475, от 13.02.06 №83, от 23.05.06 №307) «контрольный канализационный колодец» - колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации, суд считает требования филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» об установке в таком колодце прибора учета противоречащими правовым нормам, поскольку колодец предназначен только лишь для целей, указанных выше.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, при установке прибора учета за пределами домовладения абонента Нещадимова А.М., бремя содержания, а также и ответственность за сохранность самого прибора и пломбы на нем, остается на собственнике, т.е. Нещадимове А.М.
В соответствии с указанной нормой закона он – Нещадимов А.М. несет ответственность за сохранность своего индивидуального прибора учета воды, а как установлено судом смотровой колодец находится за пределами его домовладения. Поэтому суд считает, что в указанном смотровом колодце невозможна надлежащая эксплуатация прибора учета расхода воды.
Согласно приложению №1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 №37 (ред. от 04.09.2000), домовладение – жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.
В соответствии с ч.2, ст.16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Жилые дома располагаются на земельных участках, которые принадлежат гражданам на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами.
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственником свободно.
Под муниципальной собственностью на земельные участки понимается форма публичной собственности, сформировавшаяся в ходе разграничения государственной собственности на землю, либо по иным предусмотренным законом основаниями, отличительной чертой, которой является особый характер задач муниципальных органов власти и вытекающая из этого специфика владения, пользования и распоряжения земельными участками для создания условий жизнеобеспечения потребностей населения муниципального образования.
Согласно ч.1, ст.215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В судебном заседании установлено, что земельный участок под строительство и обустройство смотрового колодца администрацией города Светлограда истцу Нещадимову А.М. не предоставлялся.
Таким образом, границей эксплутационной ответственности является линия раздела между земельным участком Нещадимова А.М. и муниципальными землями. Следовательно, требования филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» к Нещадимову А.М. об обязании последнего произвести вынос индивидуального прибора учета холодного водоснабжения за территорию земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, в колодец, расположенный на землях муниципального образования город Светлоград, являются незаконными, поскольку у Нещадимова А.М. имеются юридические права только на собственный земельный участок.
Согласно п.3 Правил №307 «потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с п.8 Правил №307 условия договора о потреблении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам №307 и иным нормативным правовым актам РФ.
Давая оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит их объективными, достоверно установленными, а исковые требования подлежащими удовлетворению, так как из анализа указанных выше положений и с учетом вышеуказанных положений нормативно-правовых актов следует, что требования ответчика об установке приборов учета в смотровом колодце за пределами внешних границ домовладения, как жилого дома, так и земельного участка, находящегося в собственности абонента, незаконны.
Суд считает, что доводы филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» о том, что обязанность абонента устанавливать прибор учета потребления воды в колодец на врезке установлена п.6, ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. №262-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не обоснованными, так как указанная норма не содержит норм, обязывающих абонентов устанавливать прибор учета именно в колодце. Кроме того, доводы ответчика о том, что прибор учета потребления воды необходимо устанавливать в колодце противоречит положениям подп. «г» п.52 Правил, в соответствии с которым потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии с п.51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Так как ответчиком филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» незаконно отказано истцу в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета расхода холодной воды, в связи с чем истец не может осуществить более двух месяцев работы по замене внутридомовых инженерных сетей и не может в достаточной мере пользоваться коммунальными услугами, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на данного ответчика обязанности компенсации морального вреда.
Разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд, исходя из положений ст.151, ст. 1101 ГК РФ, принимая во внимание характер причиненных Нещадимову А.М. нравственных страданий, связанных с действиями ответчика, нарушающими его личные неимущественные права, и связанных с ущемлением его права пользования коммунальными услугами по потреблению воды и его семьи, наступившие последствия, степень вины ответчика и с учетом требований разумности и справедливости признает иск в этой части подлежащим удовлетворению в размере -.- рублей.
Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 333,19, ч.1, п.3 НК РФ, ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере -.- рублей, от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 151, 209, 210, 215, 539-543, 546-548, 1101 ГК РФ, пунктами 3, 6, 7, 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать действия филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» в части требований к Нещадимову А.М. об установке прибора учета расхода воды в смотровом колодце на месте врезки за пределами его домовладения, расположенного по адресу: ..., незаконными.
Признать действия филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал – Светлоградский «Межрайводоканал», выразившееся в отказе Нещадимову А.М. как абоненту в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета расхода холодной воды, - незаконными.
Обязать филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Светлоградский «Межрайводоканал» заключить с абонентом Нещадимовым А.М. договор, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета расхода холодной воды, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Взыскать с филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»-Светлоградский «Межрайводоканал» в пользу Нещадимова А.М. в счет компенсации морального вреда -.- рублей.
Взыскать с филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»-Светлоградский «Межрайводоканал» в доход государства государственную пошлину в размере -.- рублей.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в срок 10 дней.
Судья Петровского районного суда
Былинкин В.П.