Дело ...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Советского районного суда города Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В.,
при помощнике Замбаловой О.Н.,
при секретаре Цыреновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по исковому заявлению Администрации г. Улан-Удэ к Управлению ФССП по РБ об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрации г. Улан-Удэ обратилось в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству ...-ИП.
В суде представители истца по доверенности Манханова Б.Б. исковые требования поддержала и суду пояснила, что истцу как должнику по исполнительному производству, поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Просит освободить от уплаты данного сбора, поскольку администрация приняла все необходимые меры для исполнения решения суда. Просит иск удовлетворить.
Представитель УФССП по РБ по доверенности Халудорова Е.И. исковые требования не признала и суду пояснила, что отсутствуют основания для освобождения от исполнительского сбора. Просит суд отказать в удовлетворении иска.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В соответствии ч. 6 ст. 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112 названного Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как установлено судом, заочным решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 05 июля 2018года постановлено признать бездействие Правительства Республики Бурятия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов выразившееся в отсутствии объектов размещения отходов незаконным, обязав Правительство Республики Бурятия обеспечить финансирование строительства объекта размещения твердых коммунальных отходов в срок до 01.01.2020г. Признать бездействие Администрации МО ГО «г. Улан-Удэ» выразившееся в непринятии мер по эксплуатации объектов: мусоросортировочная станция-1 (г.Улан-Удэ, ул. Ботаническая, 71в), мусоросортировочная станция-2 (г.Улан-Удэ, ул. Забайкальская, 40) незаконным, обязав Администрацию МО ГО «г. Улан-Удэ» организовать эксплуатацию объектов: мусоросортировочная станция-1 (г.Улан-Удэ, ул. Ботаническая, 71в), мусоросортировочная станция-2 (г.Улан-Удэ, ул. Забайкальская, 40) в соответствии с требованиями действующего законодательства, в срок до 01.10.2018 г.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 22 октября 2018 года постановлено решение Советского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 05 июля 2018года изменить в части установления сроков для исполнения решения суда. Установить срок для обеспечения Правительством Республики Бурятия финансирования строительства объекта размещения твердых коммунальных отходов до 01.07.2020 г. Установить срок для организации Администрацией МО ГО "г.Улан-Удэ" эксплуатации мусоросортировочной станции-1 (г.Улан-Удэ, ул.Ботаническая, 71 в), мусоросортировочной станции-2 (г.Улан-Удэ, ул.Забайкальская, 40) до 01.01.2019г.
На основании изложенного, Советским районным судом г.Улан-Удэ выдан исполнительный лист.
02 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ было возбуждено исполнительное производство ...-ИП. Постановлением должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Кроме того, судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлялись требования об исполнения решения суда от 29.04.2019года, от 21.06.2019года, от 21.08.2019года.
03 сентября 2019года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 руб.
Проверяя довод истца об освобождении от исполнительного сбора суд пришел к следующему.
В силу ст.72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Соответственно для выполнения работ по исполнению решения суда требуется осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Учитывая временные затраты на организацию указанных мероприятий по заключению муниципальных контрактов, а также выполнение этих муниципальных контрактов, то установленный 5-дневный срок является невыполнимым.
Кроме того, должниками во исполнения решения суда приняты следующие меры.
Так, 14.05.2018 и 20.06.2018 между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс» заключены соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО сроком на 10 лет. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ, региональный оператор обязан приступить к выполнению своих обязанностей не позднее 1 января 2019 года.
28.12.2018г между МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» и ООО «Байкалэкосервис» заключен муниципальный контракт ..., предметом которого является выполнение разработки, оформление и установление санитарно-защитных зон МСС-1, МСС-2 в соответствии с техническим заданием. Срок действия контракта до 31.12.2019г.
МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации ...» заключило с ООО «ЭкоАльянс» договор аренды имущественного комплекса .../АИК-01 от ДД.ММ.ГГГГ Срок действия договора с 01.01.2019 г. по 30.12.2019 г. 04.02.2019 г. МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации ...» и ООО «ЭкоАльянс» составили акт приема-передачи имущественного комплекса по договору аренды ... от 17.10.2018 г, в соответствии с которыми во временное пользование и владение ООО «ЭкоАльянс» передан имущественный комплекс, а именно мусоросортировочная станция-1 (г. Улан-Удэ, ул. Ботаническая, 71В), мусоросортировочная станция-2 (г. Улан-Удэ, ул. Забайкальская,40) для использования в соответствии с его техническими характеристиками в целях осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию ТКО.
05.04.2019г. ООО «ЭкоАльянс» заключены договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности ..., ...
08.02.2019г. ООО «ЭкоАльянс» заключен договор энергоснабжения ... для коммунального обслуживания МСС-1, МСС-2.
06.03.2019г. ООО «ЭкоАльянс» заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя по горячей воде ... для коммунального обслуживания МСС-1, МСС-2.
11.03.2019г. ООО «ЭкоАльянс» заключен Единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения ... для коммунального обслуживания МСС-1, МСС-2.
08.07.2019г составлен акт ввода в эксплуатацию оборудования МСС-2 с приложением протокола пусконаладочных работ от 28.06.2019г ....
В 02.09.2019г ООО «ЭкоАльянс» получило Лицензию .../П на осуществление деятельности по обработке отходов IV-V классов опасности для работы на МСС-2.
06.09.2019г состоялось открытие МСС-2.
Однако ООО «ЭкоАльянс» не имеет возможности использовать МСС-1 по назначению, ввиду отсутствия установленной санитарно-защитной зоны.
Таким образом, судом установлено, что должником по исполнительному производству предпринимаются меры к исполнению требований исполнительного документа. Указанные обстоятельства подтверждены представленными в дело материалами.
Учитывая, что исполнение решение суда не зависело исключительно от действий должника –Администрации г., суд приходит к выводу о том, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, поскольку его действия связаны с необходимостью заключения контрактов в установленном порядке, соответственно имеются основания для освобождения истца от исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для вывода о том, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок было вызвано виновным противоправным поведением должника. Исходя из характера обязательства, а также специфики деятельности организации должника, суд признает заслуживающими внимания доводы истца о том, что неисполнение было вызвано объективной невозможностью исполнения в предложенный срок, что в совокупности дает основание для удовлетворения исковых требований об освобождении от взыскания исполнительного сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199, 233-237 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации г. Улан-Удэ удовлетворить, освободив от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству ...-ИП.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.
Судья Т.В.Цыбикдоржиева