ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3905 от 26.10.2011 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

                                                                                    Фрунзенский  районный суд г. Владивостока                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Фрунзенский  районный суд г. Владивостока — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-3905/2011

  Решение

Именем Российской Федерации

26 октября 2011 года г. Владивосток

Судья Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края Шевякова Н.В. при секретаре Бурлаковой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края о признании недействительным заключения государственной экологической экспертизы,

установил:

Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края о признании недействительным заключения государственной экологической экспертизы и приказа о его утверждении. В обоснование иска указал, что приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края № № от дата утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы по материалам проекта « поселке  заказчиком которой является ФИО1Считает заключение государственной экологической экспертизы и приказ незаконными и подлежащими отмене, поскольку проектная документация не согласована с федеральным органом исполнительным в области рыболовства - Приморским территориальным управлением Росрыболовства.

Прокурор полагает, что положительное заключение государственной экологической экспертизы по материалам проекта « в поселке », заказчиком которой является ФИО1», нарушает право Российской Федерации на свободное владение, пользование и распоряжение своим имуществом. По мнению прокурора проведение работ, запроектированных ФИО1 может причинить вред федеральным объектам и право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, которое может быть нарушено вследствие осуществления строительства ФИО1 указанного объекта - это отсутствие в заключении ГЭЭ оценки воздействия планируемого к размещению объекта на береговую полосу водного объекта, предназначенную для общего водопользования и рекреационной деятельности. По мнению прокурора, в оспариваемом заключении ответствуют сведения о сохранении водных биологических ресурсов при осуществлении отбора воды из б. Баклан Амурского Залива, сведения по отведению сточных вод из бассейнов, о расстоянии выпусков сточных вод до водного объект, сведения об очистке сточных вод, что свидетельствует об отсутствии оценки воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. Заключение ГЭЭ и приказ управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края о его утверждении, по мнению прокурора, изданы ответчиком в нарушение Федерального закона «Об экологической экспертизе», поскольку данный приказ не подтверждает соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требования, установленным данным законом и другим нормативным правовым актам. В судебном заседании прокурор уточнил, что просит суд признать недействительным заключение государственной экологической экспертизы.

Представитель Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края с иском не согласен, пояснил, что согласно постановлению Администрации Приморского края от 31 марта 1995 года № 155 «О выделении особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения в Хасанском районе» и описания границ, к землям особо охраняемых территорий не относится водный объект. Граница рекреационной зоны «» проходит по урезу воды, исключая землепользование поселка . Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы не предусмотрено согласование контролирующих органов. Проектирование объектов, использование которых связано с морской акваторией, является исключительной компетенцией государственной экологической экспертизы федерального уровня. В проекте говорится о строительстве насосной станции морской воды, но в заключении ГЭЭ отмечено, что она является отдельными разделом и реализация его возможна только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня. Только после получения положительного заключения государственной экспертизы проектов и утверждения ПСД в установленном порядке, ФИО1 сможет оформить разрешение на право пользования водным объектом и заключить договор водопользования в территориальном органе по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО1 с иском не согласился, считает, что ГЭЭ выдано в соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе», в настоящее время ФИО1 в рамках Водного законодательства в территориальном органе по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления производит оформление проектной документации объектов, использование которых связано с морской акваторией.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд пришел к убеждению, что исковые требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Приказом начальника Управления Природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края № № от дата утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «» в поселке  (л.д.).

При поступлении проектных материалов ФИО1 в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края на государственную экологическую экспертизу регионального уровня, намечаемая деятельность предприятия соответствовала назначению земельного участка - рекреационная территория.

Государственная экологическая экспертиза регионального уровня в отношении данного объекта проводилась на основании переданных полномочий Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в части размещения данного объекта в границах особо охраняемых территорий.

В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от дата № «О выделении особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения в Хасанском районе» и описания границ, к землям особо охраняемых территорий водный объект не относится. В соответствии с приложенной к Постановлению схемой Граница рекреационной зоны «

Постановлением Правительства РФ № 698 от 11 июня 1996 года утверждено Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы.

В соответствии с п. 4 ч. 1 указанного Положения обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.

Постановлением Администрации Приморского края № 112-па от 14 мая 2007 года утверждено Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.

В соответствии с п. 4 ч. 1 указанного Положения обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них экологического обоснования допустимости реализации хозяйственной и иной деятельности.

Поскольку в указанных нормативных документах отсутствует перечень необходимых обязательных согласований материалов на государственную экологическую экспертизу в каких-либо определенных контролирующих органах, довод прокурора об отсутствии согласования проектной документации с Приморским территориальным управлением Росрыболовства, судом признается ошибочным.

Довод прокурора о том, что в оспариваемом заключении не дана оценка проекту строительства насосной станции морской воды судом не может быть принят во внимание, поскольку в заключения ГЭЭ дана должная оценка и отмечено, что проект является отдельными разделом и реализация его возможна только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня. Только после получения положительного заключения государственной экспертизы проектов и утверждения ПСД в установленном порядке, ФИО1 сможет оформить решение на право пользования водным объектом и заключить договор водопользования.

Приказом Госкомэкологии № 372 от 16 мая 2000 года утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (Положение), в соответствии с пунктом 2.2. которого материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу.

В соответствии с пунктом 2.5 Положения обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

Положением предусмотрено, что информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о: названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.

Принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.

Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.

По сообщению Администрации  от дата, дата в газете «» было опубликовано объявление о предстоящем предоставлении земельного участка под строительство базы отдыха, расположенной ориентировочно в  на юг от  под строительство базы отдыха. В связи с отсутствием заявлений со стороны других лиц, данный земельный участок предоставлен в аренду ФИО1 для строительства базы отдыха.

В материалах гражданского дела имеется протокол № № от дата, согласно которому дата состоялось собрание заинтересованных лиц, принимавших участие в Общественных слушаниях по вопросу строительства базы отдыха семейного типа. Никаких отрицательных отзывов по строительству объекта не поступало.

Поскольку судом не установлено нарушений действующего законодательства Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края при принятии положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также не установлено нарушения прав неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в интересах которых обратился Приморский межрайонный природоохранный прокурор, оснований для удовлетворения его иска не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Приморскому межрайонному природоохранному прокурору в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в иске о признании недействительным положительного заключения государственной экологической экспертизы по материалам проекта «» в пос.  заказчиком которой является Общество с ограниченной ответственностью «ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательном виде 1 ноября 2011 года.

Судья Н.В. Шевякова