ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3905/14 от 17.12.2014 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-3905/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2014 г.

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи С.Ю.Фомина

при секретаре М.Н.Аненковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Российской Федерации, муниципального образования Златоустовский городской округ и неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Гермес» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,

у с т а н о в и л :

Прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации, муниципального образования Златоустовский городской округ и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу «Гермес» (далее – ОАО «Гермес»), в котором (с учетом уточнений) просил взыскать с ответчика задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в размере <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что ОАО «Гермес» осуществляет хозяйственную деятельность, в процессе которой образуются отходы. В целях утилизации отходов предприятием ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с ООО «Спецавтоколонна» на оказание услуг по вывозу и захоронению отходов. Объем образования отходов от деятельности ответчика за 2013 год отражен ОАО «Гермес» в статистическом отчете. В расчетах платы за негативное воздействие, представленных ответчиком, за 2013 год общество плату за размещение отходов не исчислило, а показало, что эти отходы переданы другим организациям с переходом права собственности. В подтверждение передачи отходов производства и потребления ответчиком представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Спецавтоколонна». Предметом указанного договора является оказание услуг по вывозу и захоронению твердых отходов. ООО «Спецавтоколонна» на основании лицензии осуществляет на территории городского округа сбор, транспортировку и размещение на арендуемом земельном участке твердых бытовых отходов, принимаемых от сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами, а также отходов, образующихся в результате его собственной деятельности. Договор между ОАО «Гермес» и ООО «Спецавтоколонна» не предусматривает отчуждения отходов, соответственно, перехода права собственности на них, поскольку предметом его является выполнение работ по вывозу ТБО и захоронению их на свалке. Управлением по экологии и природопользованию администрации ЗГО произведен расчет подлежащей внесению ответчиком во все уровни бюджетов платы за негативное воздействие за 2013 год, размер которой составил <данные изъяты>. Указанная плата подлежит зачислению по нормативу: в федеральный бюджет – 20%, в бюджет субъекта – 40%, в местный бюджет – 40%.

Помощник прокурора <адрес> Козлова С.Г. в судебном заседании на удовлетворении уточненных требований настаивала в полном объеме.

Представители Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, Министерства по радиационной и экологической безопасности <адрес>, Администрации ЗГО, ООО «Спецавтоколонна» в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 90-95).

Представитель Министерства по радиационной и экологической безопасности <адрес> в письменном отзыве, представленном в материалы дела (л.д. 75-76) указал, что заявленные требования поддерживает. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. ОАО «Гермес» осуществляет хозяйственную деятельность, в процессе которой образуются отходы. Объем образования отходов за 2013 год отражен в статистическом отчете по форме №2-ТП. Ответчиком заключен договор с ООО «Спецавтоколонна», предметом которого является оказание услуг по вывозу и захоронению твердых отходов. Отходы, размещенные на объекте размещения отходов, в случае, если не были заключены договоры о передаче отходов на размещение с переходом права собственности организации, размещающей отходы, являются и продолжают оставаться собственностью лиц, их образовавших. Договор между ОАО «Гермес» и ООО «Спецавтоколонна» не предусматривает отчуждения отходов, соответственно, перехода права собственности на них, поскольку предметом его является выполнение работ по вывозу ТБО и захоронению их на свалке. Договор не предусматривает переход обязанности по внесению платы за негативное воздействие от размещения отходов, образовавшихся в деятельности ОАО «Гермес», на ООО «Спецавтоколонна». Следовательно, обязанность по плате за негативное воздействие на окружающую среду лежит на ОАО «Гермес».

Представитель Администрации ЗГО в письменном отзыве (л.д. 97-99) указал, что заявленные требования поддерживает. Управлением по экологии и природопользованию администрации ЗГО при проверке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду у ОАО «Гермес» за 1-4 квартал 2013 года установлено, что платежи за размещение твердых бытовых отходов исключены из расчета необоснованно. По смыслу норм действующего законодательства платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти продукты образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Заключение ОАО «Гермес» со специализированными организациями договоров на оказание услуг по вывозу и по размещению отходов, предусматривающих оплату этих услуг, а также фактическая оплата услуг по размещению отходов не означают, что бремя уплаты публично-правового обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на указанные организации. Именно собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и наличие договора на вывоз отходов не освобождает последнего от внесения платы, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой организации. Таким образом, на ОАО «Гермес» как на собственнике отходов лежит обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Представитель третьего лица ООО «Спецавтоколонна» в письменном отзыве (л.д.84-85) указал, что собственником отходов не зависимо от факта заключения договора остается ОАО «Гермес», поскольку предметом заключенного между ними договора является регулярный вывоз твердых бытовых отходов и захоронение на городской свалке. Между данными организациями не был заключен договор о том, что организация принимающая отходы берет на себя все обязанности по размещению данных отходов, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесение. Считает, что ОАО «Гермес» обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Представитель ответчика ОАО «Гермес» <данные изъяты> действующий на основании доверенности (л.д. 61), в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

В письменном отзыве, представленном в материалы дела (л.д. 62-63), представитель ответчика указал, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц лишь в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды. При этом таким видом деятельности является размещение отходов, под понятие которого в свою очередь подпадают такие действия, как хранение и захоронение отходов. ОАО «Гермес» не осуществляет ни хранение, ни захоронение отходов, поскольку такая обязанность возложена на ООО «Спецавтоколонна», с которым заключен соответствующий договор. Следовательно, ОАО «Гермес» не является лицом, обязанным вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения твердых отходов. Действующее законодательство предусматривает возложение обязанности по внесению платы за хранение и размещение отходов на собственника таких отходов. Между тем, ОАО «Гермес» не может считаться собственником образовавшихся в процессе его деятельности отходов с момента их передачи ООО «Спецавтоколонна» для вывоза. В соответствии со ст. 236 ГК РФ собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, совершив действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Передача отходов ОАО «Гермес» в распоряжение ООО «Спецавтоколонна» является именно таким действием, учитывая, каким образом последнее осуществляет размещение отходов. Складирование отходов на городской свалке происходит таким образом, что физически не позволяет после их размещения обнаружить конкретные отходы конкретного лица. В процессе размещения отходов в результате воздействия на них спецтехники они полностью теряют свое первоначальное состояние и в дальнейшем не поддаются идентификации. Ответчику это известно, но он, тем не менее, осуществляет передачу своих отходов ООО «Спецавтоколонна», тем самым заведомо отказываясь от любых правопритязаний на них, то есть отказываясь от права собственности на отходы. Кроме того, ООО «Спецавтоколонна» в процессе своей деятельности не только складирует принимаемые на городскую свалку отходы, но и осуществляет их вторичную переработку с последующей реализацией, то есть их использование с извлечением прибыли. Таким образом, ООО «Спецавтоколонна» своими действиями обращает размещаемые отходы в свою собственность.

Заслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу требований ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (п. 1 ст. 16 Закона).

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 16 Закона об охране окружающей среды).

Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 632 (далее – Порядок), предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Указанным порядком установлены два вида базовых нормативов платы – за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом ставка платы за сверхлимитное загрязнение рассчитывается с применением пятикратного повышающего коэффициента. В случае отсутствия у природопользователя разрешения на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (пп. 2, 5, 6 Порядка).

Согласно п. 9 Порядка перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон об отходах) определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Под размещением отходов в силу указанной статьи понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Как следует из материалов дела, ОАО «Гермес» зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы. Указанные обстоятельства стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

Согласно сведениям об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2013 год (л.д. 14-19), представленным ОАО «Гермес», в процессе деятельности общества в 2013 году образовывались отходы 1-5 классов опасности в объемах, указанных в документе.

При этом, как следует из писем Управления Росприроднадзора по <адрес> (л.д. 48, 49), у ОАО «Гермес» в настоящее время отсутствует документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Кроме того, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2013 год предприятия ОАО «Гермес» в Управлении отсутствует.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт осуществления ОАО «Гермес» деятельности, в процессе которой осуществляется негативное воздействие на окружающую среду, которое в силу ст. 16 Закона об охране окружающей среды указанное воздействие является платным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» утверждены нормативы платы за размещение отходов применительно к каждому классу отходов.

При этом согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона №216-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2013 году с коэффициентом соответственно 2,20 и 1,79.

Кроме того, поскольку судом установлено отсутствие у ОАО «Гермес» документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, следовательно, в силу п.п. 5, 6 Порядка ставка платы за сверхлимитное загрязнение рассчитывается с применением пятикратного повышающего коэффициента. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Согласно расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду, представленным ОАО «Гермес» (л.д. 20-47), размер указанной платы за 1 квартал 2013 года составляет <данные изъяты>., за 2 квартал 2013 года – <данные изъяты> за 3 квартал 2013 года – <данные изъяты>., за 4 квартал 2013 года – <данные изъяты>

При этом в указанные расчеты не включена плата за размещение твердых бытовых отходов, объем которых в 2013 году составил <данные изъяты> куб.м (справка – л.д. 9).

Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком не оспаривается, однако, поскольку в законодательстве прямо не указано, на кого возлагается такая обязанность, ответчик полагает, что вносить плату за негативное воздействие в виде размещения твердых бытовых отходов должна организация, которая занимается их размещением. Поскольку ОАО «Гермес» ни хранением, ни захоронением ТБО не занимается, следовательно, обязанность по внесению платы на него возложена быть не может.

В силу ст. 4 Закона об отходах право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Согласно письму Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.

В целях вывоза и захоронения отходов между ОАО «Гермес» и ООО «Спецавтоколонна» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор (л.д. 7-8) на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, по условиям которого ОАО «Гермес» (заказчик) передает, а ООО «Спецавтоколонна» (исполнитель) принимает на себя выполнение работ по регулярному вывозу твердых бытовых отходов (далее – ТБО) с территории заказчика и работы по захоронению ТБО на городской свалке.

Указанным договором не предусмотрена обязанность специализированной организации производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, являющиеся собственностью ОАО «Гермес». Также договором не предусмотрен переход права собственности на отходы к ООО «Спецавтоколонна».

При таких обстоятельствах размещение ОАО «Гермес» отходов путем заключения договора со специализированной организацией не освобождает его от предусмотренной вышеприведенными правовыми нормами обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении №5-П от ДД.ММ.ГГГГ взимание со специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов производства и потребления, платы за размещение отходов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, - притом что сама специализированная организация не имеет возможности компенсировать уже понесенные расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду - не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, препятствует такой организации в реализации права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации) и нарушает ее право собственности, гарантированное статьей 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения твердых бытовых отходов должна быть возложена на ОАО «Гермес» как на собственника отходов и организацию, в процессе деятельности которой указанные отходы образовались.

В соответствии со ст.236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Обязанность по вывозу и захоронению отходов лежит в силу закона на их собственнике, и то обстоятельство, что для исполнения этой обязанности ответчик привлек специализированную организацию при отсутствии соответствующего соглашения с ООО «Спецавтоколонна» не прекращает права и обязанности ОАО «Гермес» в отношении данных отходов, поскольку доказательств того факта, что какое-либо иное лицо приобрело права на отходы ОАО «Гермес», стороной ответчика суду не представлено.

При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика о том, что размещение отходов на городской свалке специализированной организацией свидетельствует об отказе ответчика от права собственности на указанные отходы, отклоняются судом как основанные на неверном толковании норм материального права и обстоятельств дела.

Согласно расчету (л.д. 10) размер платы за размещение отходов за 2013 год составил <данные изъяты> Указанный расчет выполнен в соответствии с действующим экологическим законодательством, с применением установленных коэффициентов, является математически верным. Размер платы ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

В силу ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного Кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации и местного бюджета в отношении: 20% (федеральный бюджет); 40% (бюджет субъекта); 40% (местный бюджет).

Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает требования прокурора о взыскании с ОАО «Гермес» платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в размере <данные изъяты>, подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, пп.8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Следовательно, с ОАО «Гермес» в доход бюджета Златоустовского городского округа подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, муниципального образования Златоустовский городской округ и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Взыскать с открытого акционерного общества «Гермес» задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в размере <данные изъяты>.

Взыскать с открытого акционерного общества «Гермес» госпошлину в местный бюджет в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий С.Ю.Фомин

Решение не вступило в законную силу