ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3907/2021УИД760014-01-2021-003232-63ИЗ от 27.10.2021 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-3907/2021 УИД 76RS0014-01-2021-003232-63 изг. 27.10.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2021 года г. Ярославль

Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,

при секретаре Ляминой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кировского района г. Ярославля в интересах ФИО3, ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Центр социальных выплат» города Ярославля, департаменту по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля о признании решения незаконным, понуждении к назначению социальной выплаты,

установил:

Заместитель прокурора Кировского района г. Ярославля обратился с исковыми требованиями в интересах ФИО3, несовершеннолетнего ФИО1 к МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля, департаменту по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля о признании решения незаконным, понуждении к назначению социальной выплаты.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой г.Ярославля была проведена проверка законности отказа в назначении социальной выплаты – ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Установлено, что ФИО3 обратилась в МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля с заявлением о назначении социальной выплаты – ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Решением № ЕПД2-20210619-108765-4 от 27.07.2021 года МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля отказало ФИО3 в предоставлении указанной меры социальной поддержки на основании п.16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, в соответствии с которым при расчете среднедушевого дохода семью учитываются алименты, однако заявителем сведений о размере получаемых алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка не указаны. Истец полагает, что данное основанием не может являться основанием к отказу в предоставлении меры социальной поддержки, поскольку взыскание алиментов является правом, а не обязанностью лица, с которым проживает несовершеннолетний ребенок. Отказ ФИО3 от взыскания в судебном порядке алиментов с бывшего супруга на содержание несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ не должен ущемлять ее права на получение социальной выплаты.

В судебном заседании прокурор Шилов А.В., истец ФИО3 исковые требования поддержали в полном объеме, указывая на то, что ФИО3 состояла в браке с ФИО2, в настоящее время брак расторгнут, от брака имеется общий несовершеннолетний ребенок ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ который проживает совместно с матерью ФИО3 Отец ребенка ФИО2 алименты на содержание сына в добровольном порядке не выплачивает, материальной помощи истцу не оказывает. Истец не намерена взыскивать с ФИО2 алименты на содержание сына, поскольку опасается, что по достижению ребенком совершеннолетия ФИО2 при условии выплаты алиментов на содержание сына будет вправе потребовать с сына алименты на свое содержание. Кроме того, отец ребенка заявил, что оказывать материальной помощи на содержание ребенка не намерен, официальный доход у него отсутствует. В случае взыскания с него алиментов в судебном порядке и предъявления исполнительного документа к исполнению с неизбежностью встанет вопрос о привлечении ФИО2 к различным видам ответственности за уклонение от уплаты алиментов. Наличие у отца судимостей и фаты привлечения отца к административной ответственности могут негативно сказаться на будущем сына. Взыскание алиментов является правом, а не обязанностью лица, с которым проживает несовершеннолетний ребенок, в связи с чем факт необращения истца с заявлением о взыскании алиментов с бывшего супруга не может влиять на ее право на получение социальной выплаты. Действующим законодательством такое основание для отказа в предоставлении социальной выплаты не предусмотрено.

Представитель ответчика МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля по доверенности ФИО4 исковые требования не признала в полном объеме, пояснив, что нарушение установленного законом порядка ФИО3 при обращении за предоставлением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно не были представлены сведения о получении алиментов на несовершеннолетнего ФИО1, что не позволило установить среднедушевой доход семьи, в связи с чем в назначении ей пособия было отказано. Обязанность родителей содержать ребенка, в том числе путем уплаты алиментов, установлена Семейным кодексом Российской Федерации. Применительно к предоставлению мер социальной поддержки, на которые претендует истец, при определении величины среднедушевого дохода учету подлежат алименты на содержание ребенка, выплачиваемые родителю, с которым проживает ребенок. Поскольку отец ребенка добровольно не содержит своего сына, а ФИО3 не обращалась с заявлением о взыскании в судебном порядке алиментов на содержание ребенка, то, отказываясь от получения средств на содержание ребенка от другого родителя, ФИО3 не может претендовать на получение материальной помощи от государства. При таких обстоятельствах, учитывая, что истицей не выполнена установленная законом обязанность в целях получения пособия предоставить сведения о доходах семьи, в том числе в виде алиментов, получаемых на несовершеннолетнего ребенка детей, что приводит к невозможности определения величины среднедушевого дохода семьи, ответчик пришел к выводу о том, что ФИО3 указаны неполные данные, что является основанием к отказу в выплате пособия.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно с 1 января 2020 года.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Закона Ярославской области от 28.11.2011 года № 45-з «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» постановлением Правительства Ярославской области от 28.04.2020 года № 388-п утвержден Порядок назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.

В соответствии с пунктом 2 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается семьям, размер среднедушевого дохода которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Ярославской области на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты (далее - величина прожиточного минимума на душу населения).Судом установлено, что ФИО3, имеющая сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., 19.06.2021 обратилась в МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

В заявлении истец указала, что она состояла в браке с ФИО2, в настоящее время брак расторгнут, от брака имеется общий несовершеннолетний ребенок ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ который проживает совместно с матерью ФИО3

В графе заявления, предусматривающей указание на размер получаемых алиментов, указала «0», поскольку она не обращалась в судебном порядке с требованиями о взыскании с ФИО2 алиментов на содержание сына, нотариально удостоверенное соглашение о выплате алиментов между ней и ФИО2 не заключалось, в добровольном порядке ФИО2 денежные средства на содержание сына не предоставляет.

Решением МКУ «Центр социальных выплат города Ярославля» № ЕПД2-20210619-108765-4 от 27.07.2021 года МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля отказало ФИО3 в предоставлении указанной меры социальной поддержки на основании п.16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 в связи с предоставлением неполных данных, а именно в связи с тем, что истцом не представлены сведения о размере алиментов, взыскиваемых с отца ребенка- ФИО2 на содержание сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, при расчете среднедушевого доходя семьи учитываются алименты.

На основании п.16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является наличие в заявлении недостоверных или неполных данных.

Аналогичное основание к отказу в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно установлено п.17 Порядка назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 28.04.2020 года № 388-п.

По мнению ответчика, поскольку отец ребенка добровольно не содержит своего сына, а ФИО3 не обращалась с заявлением о взыскании в судебном порядке алиментов на содержание ребенка, то, отказываясь от получения средств на содержание ребенка от другого родителя, ФИО3 не может претендовать на получение материальной помощи от государства. При указании истцом размера получаемых алиментов «0» ответчик не имеет возможности оценить доход семьи и принять решение о назначении социальной выплаты, в связи с чем, по мнению ответчика, истцом указаны неполные данные, необходимые для назначения социальной выплаты.

Вместе с тем, ни Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, ни Порядок назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, утвержденный постановлением Правительства Ярославской области от 28.04.2020 года № 388-п не предусматривают такого основания для отказа в назначении социальной выплаты как непринятие мер ко взысканию алиментов родителем, с которым проживает несовершеннолетний ребенок, с бывшего супруга.

Положения ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривают право, но не обязанность родителя, с которым проживает несовершеннолетний ребенок, на взыскание алиментов со второго родителя.

Пояснения истца ФИО3 о том, что с заявлением о взыскании алиментов с ФИО2 она не обращалась, соглашение о выплате алиментов на содержание ребенка между ней и ФИО2 не заключалось, и в добровольном порядке ФИО2 алименты на содержание сына не выплачивает, в связи с чем размер получаемых ей алиментов составляет «0» руб., ответчиком не опровергнуты.

При этом, указание в п. 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 также не содержится такого обязательного требования к лицу, претендующему на получение социальной выплаты, как обращение в судебном порядке с заявлением о взыскании алиментов со второго родителя ребенка. Иное толкование данного пункта Основных требований привело бы к возникновению у лица, обратившегося за получением социальной выплаты, получать и иные доходы, перечисленные в пункте 21, в том числе доходы от сдачи помещений внаем, от осуществления предпринимательской деятельности.

Иные основания для отказа в назначении ФИО3 спорных выплат, предусмотренные пунктом 17 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области № 388-П, п. 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 отсутствуют.

Согласно п.п.5-7 названного Порядка ежемесячная денежная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее 01 января 2020 года, до достижения ребенком возраста восьми лет. Ежемесячная денежная выплата назначается на срок 12 месяцев на основании заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее - заявление). Назначение ежемесячной денежной выплаты на новый 12-месячный срок осуществляется на основании нового заявления, которое подается не ранее чем за месяц до окончания срока предыдущего назначения. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается со дня достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев с этого дня.

Обращение за выплатой последовало в 19.06.2021 года.

На основании изложенного, суд считает подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести ежемесячную денежную выплату ФИО3 на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с даты обращения, с 19.06.2021 года.

Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Центр социальных выплат» города Ярославля об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно ФИО3 от 22.07.2021.

Обязать Муниципальное казенного учреждения «Центр социальных выплат» города Ярославля назначить ФИО3 меру социальной поддержки- ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с даты подачи заявления, с 19 июня 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья: В.В.Барышева