№ 2-3908/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснодар 15 декабря 2020 г.
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Верхогляда А.С.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием представителя истца ФИО4,
принимавшей участие посредством видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Центральной акцизной таможни к ФИО2 о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора,
установил:
Центральная акцизная таможня обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО2, в котором просит взыскать с ответчика сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 102 000 рублей и пеней за просрочку уплаты утилизационного сбора в размере 14 423, 65 рублей, в отношении ввезенного в Российскую Федерацию и задекларированного на Южном акцизном таможенном посту (со статусом юридического лица) Центральной акцизной таможни транспортного средства.
В обоснование указано, что ФИО2, на Южном акцизном таможенном посту (со статусом юридического лица) Центральной акцизной таможни (далее - ЮАТП) была подана пассажирская таможенная декларация № с целью ввоза на территорию Российской Федерации для личного пользования транспортного средства «TOYOTA TUNDRA», 2017 года выпуска, идентификационный номер (VIN) №. Указанное транспортное средство выпущено ЮАТП в свободное обращение. Ввезенное транспортное средство представляет собой транспортное средство, выпущенное в 2017, то есть новое, с момента выпуска которого прошло не более трех лет. Сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате равна 300 000 руб., однако ФИО2 утилизационный сбор уплачен в размере 198 000 руб.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с приказом ФТС России от 17.06.2019 № 980 «О реорганизации Южного акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) и об оптимизации структуры Центральной акцизной таможни», с 01.11.2019 Южный акцизный таможенный пост (со статусом юридического лица) реорганизован в форме присоединения к Центральной акцизной таможне.
Согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, Центральной акцизной таможне передана задолженность участников внешнеэкономической деятельности перед Южным акцизным таможенным постом (со статусом юридического лица) по утилизационному сбора и пеней.
Судом установлено, что ФИО2, на Южном акцизном таможенном посту (со статусом юридического лица) Центральной акцизной таможни (далее - ЮАТП) была подана пассажирская таможенная декларация №/№ с целью ввоза на территорию Российской Федерации для личного пользования транспортного средства «TOYOTA TUNDRA», 2017 года выпуска, идентификационный номер (VIN) №.
Указанное транспортное средство выпущено ЮАТП в свободное обращение.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно требованиям ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в п. 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей данной статьи признаются лица, которые:
осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 данной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства РФ № 1291) установлены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), а также Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно пункту 3 Правил, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абз. 2 и 5 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
В соответствии с п. 5 Правил, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1291.
Согласно п. 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абз. 2 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абз. 2 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, приведенный в приложении № 1;
б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении № 2, выданное таможенным органом, указанным в 1 данного пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Согласно п. 11 (2) Правил документы, предусмотренные п. п. И и 14 Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента:
а) выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним 5 соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);
б) фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию з соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Согласно материалам дела 14.12.2018, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора, в отношении ввезенного в Российскую Федерацию транспортного средства, ФИО2 представлены следующие документы:
- расчет суммы утилизационного сбора, уплачиваемого лицами, указанными в абз. 2 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ;
экспертное заключение по определению технических характеристик транспортного средства от 03.12.2018 №18-763 (далее - Заключение);
свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) серия №
платежное поручение об уплате утилизационного сбора от 13.12.2018 № 141611.
В соответствии с примечанием 3 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним установлены Перечнем.
В соответствии с примечанием <5> к Перечню, в редакции, действовавшей на момент уплаты ФИО2 утилизационного сбора, до 31 декабря 2018 г. включительно были установлены, в числе прочих, коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, произведенных на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска.
Согласно информации, содержащейся в расчете утилизационного сбора от 14.12.2018, представленного ФИО2 на ЮАТП базовая ставка равна 150 000 рублей, коэффициент - 1,32 (коэффициент, установленный для транспортных средств, произведенных на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска), сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате, составила 198 000 рублей.
Вместе с тем, в представленных СБКТС и Заключении сведения о том, что ввезенное транспортное средство («TOYOTA TUNDRA», идентификационный номер (VIN) №) изготовлено на базе шасси, отсутствуют.
Таким образом, ввезенное транспортное средство представляет собой транспортное средство, выпущенное в 2017, то есть новое, с момента выпуска которого прошло не более трех лет.
Согласно примечанию <7> раздела II Перечня базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении новых транспортных средств (с даты выпуска которых прошло менее 3 лет) полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны категорий Nb N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий равна 150 000, 00 рублей, коэффициент - 2.
Таким образом, сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате равна 300 000 руб., однако согласно материалам дела, ФИО2 утилизационный сбор уплачен в размере 198 000 руб.
В связи с чем, ФИО2 осуществлена неполная уплата утилизационного сбора. Сумма неуплаченного ФИО2 утилизационного сбора составляет 102 000 рублей.
В соответствии с п. п. 15 (1) Правил, в случае если в течение 3 лет с момента звоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки, либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения казанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
В связи с указанием в расчете утилизационного сбора от 14.12.2018 недостоверных сведений о коэффициенте и сумме утилизационного сбора, подлежащей уплате, ЮАТП, руководствуясь пунктом 15 (1) правил, информировал плательщика о необходимости доплаты утилизационного сбора письмом от 18.09.2019 № 48-01- 17/1338. Указанным письмом ЮАТП также проинформировал ответчика о том, что в случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа данной информации, доначисленная сумма утилизационного сбора будет взыскана в судебном порядке.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Почты России (отчет об отслеживании почтового отправления) указанное письмо вручено адресату 30.10.2019.
30.11.2020 в адрес истца поступило обращение ответчика о списании недоплаченного утилизационного сбора в размере 102 000 рублей. К обращению был приложен расчет суммы утилизационного сбора, паспорт и платежное поручение № 4804.
При осуществлении контроля за правильностью исчисления уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации, было установлено, что денежные средства на лицевом счете ФИО2 отсутствуют.
Согласно представленному платежному поручению № 4804 плательщиком является Индивидуальный предприниматель ФИО1, который не является лицом, осуществившим ввоз рассматриваемого транспортного средства в Российскую Федерацию.
Таким образом, ответчиком на сегодняшний день обязанность по уплате утилизационного сбора не исполнена.
Ответчик обратился в суд с заявлением о снижении суммы неустойки до 3 000 рублей.
Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Таможенные органы РФ являются органами исполнительной власти и с участниками внешней экономической деятельности состоят в административно-властных отношениях и ст. 333 ГК РФ, предусматривающее право суда на уменьшение размера неустойки, предусмотренной договором, не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Таможенные органы Российской Федерации являются органами исполнительной власти и с участниками внешней экономической деятельности состоят в административно-властных отношениях.
На основании чего, положения ст. 333 ГК РФ, предусматривающие право суда на уменьшение размера неустойки предусмотренной договором, не подлежат применению к спорным правоотношениям.
В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения данного ходатайства ответчика.
В соответствии с абз. абз. 4, 5 п. 11 (2) Правил, непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных п. п. 11 и 14 Правил, является основанием для начисления пеней за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных п. п. 11 и 14 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Таким образом, задолженность по уплате пеней на день подачи искового заявления составляет 14 423,65 руб.
Расчет пеней представленный представителем истца суд признает верным.
Утилизационный сбор, уплата которого регламентирована п. 3 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, в соответствии с положениями п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесен к неналоговым доходам федерального бюджета. Таким образом, право Евразийского экономического союза, законодательство Российской Федерации о таможенном деле и налоговое законодательство Российской Федерации, регламентирующее порядок взыскания таможенных пошлин, налогов не применимо. Особый порядок взыскания утилизационного сбора законодательством не предусмотрен.
На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом суммы заявленных исковых требований, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства в размере 3 528 (три тысячи пятьсот двадцать восемь) рублей 46 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Центральной акцизной таможни к ФИО2 о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Центральной акцизной таможни сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 102 000 рублей и пени в размере 14 423, 65 рублей, а всего 116 423 (сто шестнадцать тысяч четыреста двадцать три) рубля 65 копеек.
Взыскать с ФИО2 в доход государства государственную пошлину в размере 3 528 (три тысячи пятьсот двадцать восемь) рублей 46 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Верхогляд
Решение изготовлено в окончательной форме 21.12.2020.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>