ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3909/16 от 17.11.2016 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2- 3909/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2016 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Космачевой О.В.

при секретаре: Аксенцовой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Смоленска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по организации водоотведения жилого дома,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г. Смоленска о признании бездействия по необеспечению водоотведения жилого <адрес> незаконным, возложении обязанности по обеспечению его водоотведения. В обоснование требований указала, что Администрацией г. Смоленска не исполняются обязанности, возложенные действующим законодательством, определяющим её обязанность по предоставлению населению качественной услуги водоотведения.

В судебном заседании истица и её представитель по устному ходатайству ФИО2 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска ФИО3 исковые требования не признала, указала на необоснованность требований ввиду того, что Администрацией г. Смоленска была обеспечена возможность подключения истицы к трубопроводам, расположенным на расстоянии нескольких километров от дома истицы с прокладкой труб за счет самой истицы.

Представитель третьего лица СМУП «Горводоканал» ФИО4 в судебном заседании требования не признала, поддержала представленные возражения. (л.д. 34-36).

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 15.02.2016) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в п.4 ч.1 ст.10 Устава г. Смоленск, утв. 28.10.2005 года, пункт 4 ч.1 ст.41 которого относит решение данного вопроса к компетенции Администрации города Смоленска.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ N 416-ФЗ).

Судом установлено, ФИО1 (до перемены фамилии ФИО5) является собственником земельного участка по адресу: <адрес> с расположенным на нём домовладением, которому постановлением Главы г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ присвоен новый адрес– <адрес> (л.д. 32,33).

В ДД.ММ.ГГГГ истице СМУП «Горводоканал» выданы технические условия на подключение к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, которым канализацию от жилого дома предусмотреть в канализационный коллектор Д=500, проходящий по <адрес>. (л.д. 37-39).

Как следует из представленной переписки истицы с Администрацией г. Смоленска по вопросу организации водоотведения индивидуального домовладения <адрес>, в частности ответа УЖКХ Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ обеспечение домов по <адрес> системой водоотведения возможно после строительства самотечного канализационного коллектора от <адрес>, работы по его проектированию включены в Инвестиционную программу по развитию систем водоснабжения и водоотведения г. Смоленска на ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 9).

Впоследствии письмами УЖКХ Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ было указано на возможность подключения домовладения к канализационному коллектору Д=500, проходящему <адрес>, поскольку близлежащие сети водоотведения в районе указанной улицы имеют недостаточный диаметр и предельный износ; для подключения к указанному коллектору необходима прокладка канализационной сети большой протяженностью, при том, что строительство муниципальных объектов водоотведения в ближайшее время не планируется, т.к. денежные средства на эти цели в бюджете г. Смоленска на ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены. Подключение же домов индивидуальной застройки по <адрес> к централизованной системе водоотведения от самотечного канализационного коллектора от <адрес> невозможно, поскольку его строительство не произведено, рассмотрение данного вопроса возможно при формировании инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения г. Смоленска на ДД.ММ.ГГГГ и последующие годы. Водоотведение жилых домов в районе <адрес> предусмотрено в водонепроницаемые выгребы. (л.д.12-13, 18-19).

Факт необеспечения надлежащего водоотведения домовладения истицы в централизованном порядке представителем Администрации г. Смоленска не оспаривался.

Согласно подп. 1,4,5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ.

В силу ч. 2 ст. 18 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законодателем обязанность по обеспечению надлежащего водоотведения населения муниципального образования и, в частности домовладений по <адрес>, с использованием централизованной системы водоотведения отнесена к компетенции местных органов власти.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Принимая во внимание, что законодателем условием предоставления качества услуги водоотведения законодателем установлено требование обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих в том числе водоотведение, а также то, что при реализации выданных СМУП «Горводоканал» истице технических условий на подключение в канализационный коллектор Д=500, проходящий по <адрес> требуется прокладка канализационных сетей большой протяженности с пересечением муниципальных объектов водоотведения, доводы ответчика о создании условий для предоставлении истице услуги по водоотведению суд находит несостоятельными.

Кроме того, ввиду отнесения вопроса по предоставлению услуги водоотведения к компетенции органов местного самоуправления, в рамках чего Администрацией г. Смоленска было принято решение о предоставлении услуги водоотведении жителей <адрес> путём подключения к самотечному канализационному коллектору от <адрес>, подключение домовладения ФИО1 к канализационному коллектору Д=500 по <адрес> противоречит данному решению.

Указания представителя Администрации г. Смоленска на отсутствие в муниципальном бюджете достаточных денежных средств, необходимых для финансирования решения указанных вопросов местного значения, правового значения для разрешения настоящего гражданского дела не имеют, поскольку само по себе наличие данных обстоятельств не освобождает Администрацию г. Смоленска от исполнения возложенных на нее действующим законодательством обязанностей.

В силу вышеприведенного исковое требование (в заявленных пределах) о признании бездействия Администрации г. Смоленска по необеспечению водоотведения домовладения <адрес> незаконным, с возложением на Администрацию г. Смоленска обязанности по принятию мер по обеспечению предоставления водоотведения суд находит обоснованными и подлежащим и удовлетворению.

По правилам ст. 206 ГПК РФ срок для осуществления указанных действий необходимо установить в течение ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст.194 -198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать бездействие Администрации г. Смоленска по непринятию мер по организации водоотведения жилого <адрес> незаконным.

Обязать Администрацию г. Смоленска организовать водоотведение жилого <адрес> в течение ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца после его принятия.

Председательствующий судья О.В. Космачева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.