Дело № 2-390/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2015 года р.п. Первомайский
Первомайский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Цуприка И.Г., при секретаре Сухаревой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления сельского хозяйства Тамбовской области к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в виде гранта на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в виде гранта на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства, ссылаясь на следующие обстоятельства. Управление сельского хозяйства Тамбовской области реализует на территории области мероприятия по предоставлению грантов на создание и развитие КФХ для поддержки начинающих фермеров в <адрес> на 2013-2020 годы в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия <адрес> на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия <адрес> на 2013 - 2020 годы». Управление в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ заседания конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи и проектов по строительству, реконструкции и модернизации, а также комплектации семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств рассмотрело проект ИП главы КФХ ФИО1, претендующего на предоставление государственной поддержки в виде гранта в размере <данные изъяты> рублей. ФИО1 был признан участником подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования». Между Управлением и ИП, главой КФХ ФИО1, было заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи и Порядка проведения конкурсного отбора проектов по строительству, реконструкции или модернизации, а также комплектации семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия <адрес> на 2013 - 2020 годы», приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении результатов конкурсного отбора участников Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия <адрес> на 2013-2020 годы». В соответствии с п.п. 2.1.1 п. 2 Соглашения Управление перечислило ФИО1 денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Грант) в размере <данные изъяты> рублей. На основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была перечислена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей, за счет средств областного бюджета была перечислена субсидия на основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 403 941 рублей. Согласно п.п. 1.2. п. 1 Соглашения Грант используется исключительно в соответствии с планом расходов (Приложение № к Соглашению). По Плану расходов предусматривалась покупка в ДД.ММ.ГГГГ.: баранов-производителей «ФИО6 товарной породы в количестве <данные изъяты> голов по цене <данные изъяты> руб. за единицу (общая стоимость – 192 000 руб.); овцематок «ФИО7» товарной породы в количестве <данные изъяты> голов по цене <данные изъяты> руб. за единицу (общая стоимость <данные изъяты> руб.); - машинки для стрижки овец в количестве <данные изъяты> штуки за <данные изъяты> руб. По договору от ДД.ММ.ГГГГ№ КХ «ФИО8» в лице главы ФИО3 продал ИП главе ФИО1 ярочек и баранчиков породы «ФИО9» на общую сумму <данные изъяты> рублей. В соответствии с пп.2.3.9 п. 2 Соглашения участник Программы ежеквартально предоставляет отчет об использовании Гранта. ФИО1 представил отчеты за ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми им приобретено племенные ярочки <данные изъяты> голов и племенные баранчики <данные изъяты> голов на общую сумму <данные изъяты> рублей. Закупочные цены не соответствуют критериям заявленного в плане расходов Соглашения. Согласно п.п. 5.2 п. 5 Соглашения изменения в план расходов вносятся при условии принятия Комиссией соответствующего решения. ДД.ММ.ГГГГ от ИП ФИО2 КФХ ФИО1 поступило заявление № о внесении изменений в План расходов к Соглашению. Данное заявление поступило после совершения покупки овцепоголовья. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии по вопросу выполнения обязательств главами крестьянских (фермерских) хозяйств, получившими гранты в 2012 -2013 годах. Согласно протоколу заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ИП глава КФХ ФИО1 должен был предоставить управлению сельского хозяйства в срок до ДД.ММ.ГГГГ подтверждающие документы о выполнении статей расходов по приобретению овцепоголовья с соблюдением критериев, не ниже отраженных в бизнес-плане: половозрастная группа, вес, закупочная цена. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 было направлено уведомление о расторжении Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ и возврате денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей. Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ Управлению было перечислено <данные изъяты> рублей, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ рубль, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ рублей, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ рублей. В общей сложности ФИО1 вернул Управлению <данные изъяты> рублей. Таким образом, остаток задолженности на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей. Согласно разделу 4 приложения № подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия <адрес> на 2013-2020 годы» и п.2.2.2 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ при выявлении нарушений условий, установленных для предоставления Гранта, а также в случае нецелевого использования Гранта, части Гранта, получатель обязан возвратить полученные средства. Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей, с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. В соответствии с п. 2 и п. 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются из федерального бюджета и из бюджета субъекта Российской Федерации и в случае их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченные, и органами исполнительной власти, должны быть возвращены в соответствующий бюджет. На управление сельского хозяйства <адрес> возложены функции по обеспечению целевого и эффективного использования направленных получателю бюджетных субсидий, в соответствии с полномочиями главного распорядителя бюджетных средств. Просит взыскать с ФИО1 денежные средства, полученные им в виде гранта на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства, в размере <данные изъяты> рублей в доход федерального бюджета.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ. Статус индивидуального предпринимателя ФИО1 прекращен ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи и проектов по строительству, реконструкции и модернизации, а также комплектации семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств глава КФХ ФИО1, претендующий на предоставление государственной поддержки в виде гранта в размере <данные изъяты> рублей, был признан участником подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования».
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Управления сельского хозяйства тамбовской области ФИО1 был включен в список участников подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования».
Между Управлением и ИП главой КФХ ФИО1 было заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства», в соответствии с пп. 2.1.1 п. 2 которого Управление обязалось перечислить ФИО1 денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере <данные изъяты> рублей.
На основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была перечислена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
На основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств областного бюджета была перечислена субсидия на сумму <данные изъяты> рублей.
Согласно п.п. 1.2. п. 1 Соглашения грант используется исключительно в соответствии с планом расходов (Приложение № к Соглашению).
Согласно плану расходов предусматривалась покупка ДД.ММ.ГГГГ г.: баранов-производителей «ФИО10» товарной породы в количестве <данные изъяты> голов по цене <данные изъяты> руб. за единицу (общая стоимость – <данные изъяты> руб.); овцематок «ФИО11» товарной породы в количестве <данные изъяты> голов по цене <данные изъяты> руб. за единицу (общая стоимость <данные изъяты> руб.); машинки для стрижки овец в количестве <данные изъяты> штуки за <данные изъяты> руб.
Из договора № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что КХ «ФИО12» в лице главы ФИО3 продал ИП главе КФХ ФИО1 ярочек и баранчиков породы «ФИО13» на общую сумму <данные изъяты> рублей.
В соответствии с пп.2.3.9 п. 2 Соглашения участник Программы ежеквартально предоставляет отчет об использовании Гранта.
ФИО1 представил отчеты за ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми им приобретено племенные ярочки <данные изъяты> голов и племенные баранчики <данные изъяты> голов на общую сумму <данные изъяты> рублей, из которых следует, что закупочные цены не соответствуют критериям заявленного в плане расходов Соглашения.
Согласно п.п. 5.2 п. 5 Соглашения изменения в План расходов вносятся при условии принятия Комиссией соответствующего решения.
ДД.ММ.ГГГГ от ИП ФИО2 КФХ ФИО1 поступило заявление № о внесении изменений в План расходов к Соглашению, которое поступило после совершения покупки овцепоголовья.
Из выписки заседания Комиссии по вопросу выполнения обязательств главами крестьянских (фермерских) хозяйств, получившими гранты в 2012 -2013 годах от ДД.ММ.ГГГГ следует, что порода, половозрастная группа овцепоголовья, вес одной головы, закупочные цены, указанные в договоре купли-продажи не соответствуют критериям бизнес-плана и Соглашения, указанных ФИО1 ИП глава КФХ ФИО1 должен был предоставить Управлению сельского хозяйства в срок до ДД.ММ.ГГГГ подтверждающие документы о выполнении статей расходов по приобретению овцепоголовья с соблюдением критериев, не ниже отраженных в бизнес-плане: половозрастная группа, вес, закупочная цена.
Согласно разделу 4 приложения № подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия <адрес> на 2013-2020 годы» и п.2.2.2 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ при выявлении нарушений условий, установленных для предоставления Гранта, а также в случае нецелевого использования Гранта, части Гранта, получатель обязан возвратить полученные средства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было направлено уведомление № о расторжении Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ и возврате денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей.
Ответчик ФИО1 возвратил Управлению сельского хозяйства <адрес><данные изъяты> рублей, полученных в виде гранта по соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> рублей), платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> рубль), платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> рублей), платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> рублей).
Таким образом, остаток задолженности на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей, с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии с п. 2 и п. 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются из федерального бюджета и из бюджета субъекта Российской Федерации и в случае их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченные, и органами исполнительной власти, должны быть возвращены в соответствующий бюджет.
На Управление сельского хозяйства <адрес> возложены функции по обеспечению целевого и эффективного использования направленных получателю бюджетных субсидий, в соответствии с полномочиями главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика ФИО1 денежных средств, полученных им в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере <данные изъяты> рублей, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 103, 194, 198. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета денежных средств, полученных им в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Первомайский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Цуприк И.Г.
Решение в окончательной форме составлено 16 октября 2015 года.