ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-390/20 от 09.12.2020 Мантуровского районного суда (Костромская область)

дело №2-390/2020

уид 44RS0004-01-2020-000565-66

Мотивированное решение

изготовлено 09.12.2020г

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 декабря 2020 года г.Мантурово

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Праздниковой О.А,

при секретаре Кузнецовой И.И,

с участием помощника прокурора Ларионовой Е.А.,

представителей ответчика ОГБУЗ «Мантуровская ОБ»: ФИО1, ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» о возложении обязанности по организации в здании больницы пропускного режима, санкционированного допуска лиц и транспортных средств на территорию больницы, обеспечении охраны объекта и оснащении инженерно-техническими средствами и системами охраны

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд обратился Мантуровский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОГБУЗ « Мантуровская окружная больница» о возложении обязанности принять меры, направленные на устранение нарушений законодательства о противодействии терроризму, а именно: организовать в стационаре, расположенном по адресу: <...> внутриобъектовый пропускной режим, а именно контрольно-пропускной пункт на входе в здание стационара со стороны отделения корой помощи; организовать санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объект(территорию), исключить бесконтрольное пребывание на объекте(территории) посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта(территории). Обеспечить охрану объекта(территории путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта(территории) инженерно- техническими средствами и системами охраны.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что при проведении проверки в ОГБУЗ «МОБ» выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта места массового пребывания людей. Вопреки положению п.16(1) постановления Правительства РФ №8 от 13.01.2017г «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства здравоохранения РФ, и формы паспорта этих объектов(территорий) не организован внутриобъектовый пропускной режим, а именно: отсутствует контрольно-пропускной пункт на входе в здание стационара со стороны отделения скорой помощи; не организован санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объект (территорию) больницы; не исключено бесконтрольное пребывание на объекте(территории) посторонних лиц и нахождение автотранспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта( территории). Кроме того, не обеспечена охрана объекта путем привлечения сотрудников охранных организацией и оснащение объекта(территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны. Несоблюдение перечисленных требований влечет нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, а также требования закона о системности и комплексном использовании политических, информационно - пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму. Свои требования прокурор обосновал нормами ст.5 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», ст.2 ФЗ « О противодействии терроризму», постановлением Правительства №8 от 13.01.2017г, ст.45 ГПК РФ.

В судебном заседании прокурор требования уточнил по тем же основаниям и просил: обязать в срок до 01.07.2021г организовать в стационаре, расположенном по адресу: <...> внутриобъектовый пропускной режим, а именно: контрольно-пропускной пункт на входе в здание стационара со стороны отделения скорой помощи. Обеспечить охрану объекта путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта инженерно-техническими средствами и системами охраны. В срок до 01.01.2022г организовать санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на территорию больницы, исключив бесконтрольное пребывание на территории больницы посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе при непосредственной близости от объекта.

Представители ответчика: ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» не возражали по существу иска, указывая на отсутствие финансовой возможности выполнения требований прокурора в короткие сроки, просили увеличить срок для выполнения требований.

Определением суда от 06.10.2020г к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент здравоохранения Костромской области. В своем письменном отзыве соответчик заявленные требования не признал, указав, что в соответствии с п.1.8 Устава ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах. Ссылаясь на ч.5 ст.123.22 ГК РФ, Департамент здравоохранения указывает, что ОГБУЗ «Мантуровская ОБ» является бюджетным учреждением и отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. Полагают, что Департамент здравоохранения Костромской области не может отвечать по обязательствам ОГБУЗ «Мантуровская ОБ», в том числе по финансированию мероприятий по антитеррористической укрепленности объекта.

Выслушав представителей ответчика – ОГБУЗ «МантуровскаяОБ», исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о полном удовлетворении требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что в соответствии с Уставом ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», собственником учреждения является Костромская область. Полномочия собственника учреждения выполняет департамент имущественных и земельных отношений Костромской области. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Департамент здравоохранения Костромской области.

В соответствии с п.17, 1.8 Устава, учреждение является юридическим лицом, бюджетным учреждением и обладает обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления. В соответствии с законодательством учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах.

Пунктом 1.9 Устава предусмотрено, что Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Пунктом 3 статьи 298ГК РФ предусмотрено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Пунктом 3.1 Устава ОГБУЗ «МантуровскаяОБ» учреждение самостоятельно осуществляет свою деятельность в пределах, определяемых законодательством РФ и настоящим уставом.

В соответствии с п.5 ст.2 ФЗ «О противодействии терроризму», основным принципом противодействия терроризму является системность и комплексное использование политических, информационно - пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму».

В целях реализации указанного федерального закона, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму", Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 N 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)"( ред. от 21.03.2020).

Пунктом 15 указанных Требований установлено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Пунктом 16 Требований установлено осуществление обязательных мероприятий на объектах (территории) независимо от присвоенной им категорий.

Пунктом 5 Требований определено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование.

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

В соответствии с паспортом безопасности ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», учреждение относится к третьей категории объекта (территории).

На объектах (территориях), которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 16 настоящих требований, дополнительно осуществляются мероприятия, в частности: организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования; обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны; применение к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера; организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию); исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории)( пункт 16(1) Требований).

Как установлено прокурором в ходе проведенной проверки, перечисленные специальные требования законодательства к антитеррористической укрепленности объекта третьей категории, в ОГБУЗ «Мантуровская ОБ» не выполнены. На объекте, расположенном по адресу: <...>(стационар больницы) отсутствуют: внутриобъектовый пропускной режим, а именно контрольно-пропускной пункт на входе в здание стационара со стороны отделения скорой помощи; не организован санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объект(территорию); не принято мер по исключению бесконтрольного пребывания на объекте(территории) посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта(территории).

Наличие указанных нарушений не оспаривалось в суде ответчиком – ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», а невыполнение требований законодательства обосновывалось отсутствием финансовых средств.

Учитывая изложенное, суд находит, что требования прокурора к ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» обоснованы, а отсутствие финансовых средств у ОГБУЗ «Мантуровская ОБ» для выполнения специальных требований по антитеррористической укрепленности объекта не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства. В связи с чем, уточненные требования прокурора к ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» подлежат удовлетворению, при этом суд находит, что сроки исполнения требований прокурора могут быть увеличены, в целях обеспечения реального исполнения решения суда.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора к Департаменту здравоохранения Костромской области по следующим основаниям.

В силу п.1 "Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области" - Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.

Пунктами 48 и 49 Положения предусмотрено осуществление полномочий учредителя в отношении областных государственных медицинских организаций, в т.ч полномочия в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Костромской области.

Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций( п.59).

Департамент здравоохранения Костромской области, в целях обеспечения полномочий, указанных в пункте 49 настоящего Положения, осуществляет следующие функции: выступает от имени Костромской области учредителем подведомственных предприятий и организаций в сфере здравоохранения; о возможности списания, совершения сделок, связанных с распоряжением недвижимым государственным имуществом Костромской области, находящимся в оперативном управлении подведомственных организаций и хозяйственном ведении подведомственных предприятий( п.61).

Пунктом 87.1. Положения предусмотрено, что Департамент участвует в реализации основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму в пределах установленной компетенции.

Учитывая, что собственником ОГБУЗ «Мантуровская ОБ» в лице учредителя –Департаментом здравоохранения Костромской области не предусмотрено каких-либо реальных мер во исполнение пункта 87.1 вышеуказанного Положения, у суда отсутствуют правовые основания возлагать на соответчика по делу - Департамент здравоохранения Костромской области какие-либо обязанности в отношении антитеррористической укрепленности объекта – ОГБУЗ «Мантуровская ОБ». В связи с чем, требования прокурора к Департаменту здравоохранения Костромской области удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» о возложении обязанности в срок до 01.03.2021г организовать в стационаре, расположенном по адресу: <...> внутриобъектовый пропускной режим, а именно: контрольно-пропускной пункт на входе в здание стационара со стороны отделения скорой помощи. Обеспечить охрану объекта путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта инженерно-техническими средствами и системами охраны. В срок до 01.11.2021г организовать санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на территорию больницы, исключив бесконтрольное пребывание на территории больницы посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе при непосредственной близости от объекта - удовлетворить полностью.

Обязать ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» <...> срок до 01.07.2021г организовать в стационаре, расположенном по адресу: <...> внутриобъектный пропускной режим, а именно: контрольно-пропускной пункт на входе в здание стационара со стороны отделения скорой помощи. Обеспечить охрану объекта путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В срок до 01.01.2022г организовать санкционированный допуск лиц и автотранспотных средств на территорию больницы, исключив бесконтрольное пребывание на территории больницы посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе при непосредственной близости от объекта.

В удовлетворении иска Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности по организации в здании ОГБУЗ «Мантуровская ОБ» пропускного режима, санкционированного допуска лиц и транспортных средств на территорию больницы, обеспечении охраны объекта и оснащении инженерно-техническими средствами и системами охраны - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья: О.А Праздникова.