Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 июля 2020 года г.Мамадыш РТ Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Гатиной Г.Р., при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экономики Республики Татарстан к ФИО2 о взыскании суммы субсидии, УСТАНОВИЛ: Министерство экономики Республики Татарстан обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы субсидии в размере 1000000 рублей. В обоснование требований указано, что 14 ноября 2013 года между Министерством экономики Республики Татарстан и ИП ФИО1 был заключен договор №.2/ЛГ о предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования (для начинающих СМСП), в соответствии с которым Министерство предоставило ответчику субсидию в размере 1000000 рублей на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования № от 8 ноября 2013 года, заключенному между ответчиком и ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан». Получатель субсидии обязался реализовать бизнес-проект: «Модернизация процесса заготовки кормов», использовать полученную субсидию по целевому назначению, представить Министерству итоговый финансовый отчет в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока действия договора (пункты 1.1, 1.2, 3.2.6, 4.1 договора). Согласно пунктам 3.2.3, 3.2.4 договора получатель субсидии в случае не достижения по результатам календарного года фактических показателей реализации бизнес-проекта более чем на 20%, невозможности реализовать бизнес-проект в целом, либо нецелесообразности его осуществления по иным причинам обязан в течение 10 (десяти) банковских дней осуществить возврат Министерству суммы субсидии. Министерство исполнило принятое на себя обязательство своевременно и в полном объеме – субсидия в размере 1000000 рублей была перечислена получателю субсидии, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из лицевого счета получателя бюджетных средств за 15 ноября 2013 года. Однако ответчик не представил итоговый отчет, нарушив тем самым условия договора. В этой связи Министерство направило в адрес получателя субсидии претензию от 4 октября 2016 года № с требованием осуществить возврат полученной субсидии в течение 7 рабочих дней с момента получения данного письма. Однако ФИО1 возврат суммы субсидии не осуществила. Данное обстоятельство дает право Министерству взыскать с нее сумму субсидии (пункты 5.1, 6.6 договора). Истец также сообщает, что согласно распечатке сведений из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 утратила статус индивидуального предпринимателя. В судебное заседание представитель истца не явился, просит рассмотреть дело без участия представителя истца, иск поддерживает. Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать, применив срок исковой давности. Выслушав в судебном заседании ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Согласно части 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу статей 4 и 6 Федерального закона РФ от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства, в отношении которых осуществляется государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий для их развития, оказание им содействия, обеспечение самозанятости. Эти цели и принципы государственной политики достигаются, в том числе, путем оказания им финансовой поддержки за счет средств бюджета, выделяемых в форме субсидий и грантов (статьи 16, 17 и 25 указанного Закона). Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (в ред. Федеральных законов от 02 июля 2013 года № 181-ФЗ, от 28 декабря 2013 года №418-ФЗ, от 22 октября 2014 года № 311-ФЗ). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соотве6тствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Как следует из представленных материалов и установлено судом, 14 ноября 2013 года между Министерством экономики Республики Татарстан и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор №.2/ЛГ о предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования (для начинающих СМСП), в соответствии с которым истец предоставил ответчику субсидию в размере 1000000 рублей на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования № от 8 ноября 2013 года, заключенного между ответчиком и ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан", а получатель субсидии обязался реализовать бизнес-проект «Модернизация процесса заготовки кормов» и использовать полученную субсидию по целевому назначению, что закреплено в пунктах 1.1, 1.2 договора. Согласно пункту 3.2.2 договора о предоставлении субсидии, получатель субсидии обязуется в течение 30 банковских дней со дня перечисления субсидии предоставить в Министерство документы, подтверждающие оплату первоначального (авансового) платежа по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в пункте 1.1 настоящего договора, в размере денежных средств, указанных в пункте 1.3 настоящего договора.В соответствии с пунктом 4.1 договора, итоговый финансовый отчет предоставляется в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока действия договора или по достижении конкретной задачи, на решение которой направлен бизнес-проект и достижения показателей реализации бизнес-проекта. Согласно пункту 6.1 договора, настоящий договор действует в течение 12 месяцев с момента его подписания уполномоченными представителями сторон. Пунктом 3.2.3 договора о предоставлении субсидии установлено, что в случае предоставления Министерству недостоверных либо фальсифицированных документов для получения субсидии, а также при не достижении по результатам календарного года фактических показателей реализации бизнес-проекта: численность работающих - 2 человека, объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней бюджетной системы (включая страховые взносы) - 89287 рублей 00 копеек, более чем на 20% фактических показателей реализации бизнес-проекта, получатель субсидии обязуется возвратить сумму субсидии, указанную в п. 1.3 настоящего договора. Таким образом, судом установлено, что истцом ответчику была предоставлена единовременная финансовая помощь за счет средств регионального бюджета на организацию предпринимательской деятельности, в частности на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования, при этом ответчик обязался осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с прилагаемым к настоящему договору бизнес-проектом, достигая по результатам календарного года фактических показателей реализации бизнес-проекта: численность работающих 2 человека и объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней бюджетной системы (включая страховые взносы) 89287 рублей, а при не достижении по результатам календарного года данных показателей реализации бизнес-проекта более чем на 20% обязался возвратить выплаченную ему сумму субсидии. Перечисление Министерством экономики Республики Татарстан денежных средств по вышеуказанному договору подтверждается платежным поручением № от 15 ноября 2013 года, ответчиком данный факт не оспаривается. Таким образом, истец свои обязательства по вышеуказанному договору исполнил в полном объеме (л.д. 11). Между тем, ответчиком условия договора не были выполнены, ФИО1 не представила итоговый отчет. Доказательств обратного суду не представлено. 4 октября 2016 года Министерством в адрес получателя субсидии была направлена претензия с требованием осуществить возврат полученной субсидии в течение 7 рабочих дней с момента получения данного письма (л.д.9-10). 9 января 2018 года ФИО1 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.17-21). Таким образом, условия договора №.2/ЛГ о предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования от 8 ноября 2013 года ответчиком не исполнены. В ходе рассмотрения дела ответчиком ФИО1 заявлено ходатайство о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности. В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса. В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Кодексом и иными законами. В соответствии с частью 2 статьи 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (п. 15). Из правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 сентября 2016 года № 203-ПЭК16 по делу № А43-25745/2013, следует, что обстоятельства, с наступлением которых связывается начало течения срока исковой давности, устанавливаются судами первой и апелляционной инстанций исходя из норм, регулирующих конкретные правоотношения между сторонами, а также из имеющихся в деле доказательств. Из пунктов 4.1, 6.1 вышеуказанного договора следует, что договор действует в течение 12 месяцев с момента его подписания уполномоченными представителями сторон. Итоговый финансовый отчет представляется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента окончания срока действия договора или по достижении конкретной задачи, на решение которой направлен бизнес-проект и достижения фактических показателей реализации бизнес-проекта. Таким образом, по условиям договора получатель субсидии обязался реализовать бизнес-проект, использовать полученную субсидию по целевому назначению, представить Министерству итоговый финансовый отчет в срок до 28 ноября 2014 года. В данном случае при исполнении истцом, возложенной на него обязанности по контролю за расходованием выделенных средств, моментом, когда Министерство экономики РТ должно было узнать о нарушение своего права, является день неисполнения ответчиком своей обязанности по предоставлению отчета. Министерство экономики РТ обратилось в суд с иском только 9 июня 2020 года, что следует из почтового конверта об отправке искового заявления с приложенными документами. Исковое заявление поступило в суд 11 июня 2020 года. При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами ответчика об истечении срока исковой давности. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока исковой давности истец не заявлял, доказательств уважительности причин такого пропуска не представил и на наличие таковых не ссылался. Исходя из указанного, суд приходит к выводу, что требования Министерства экономики РТ к ФИО1 о взыскании суммы субсидии удовлетворению не подлежат, поскольку согласно положениям статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении иска Министерства экономики Республики Татарстан к ФИО1 о взыскании суммы субсидии – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан. Судья |