Дело № 2-390/2016
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Усинск 25 апреля 2016 года
Усинский городской суд Республики Коми,
в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.
при секретаре Лозинской М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к депутату Государственного Совета Республики Коми ФИО2 об обязании дать ответы на обращения и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к генеральному директору ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», депутату Государственного Совета Республики Коми ФИО2, в котором указал, что дд.мм.гггг. обратился к ответчику с письменным вопросом о причинах закрытия столовой в офисе ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», дд.мм.гггг. на личном приеме подал ответчику письменное предложение по принятию им мер, как депутатом Государственного Совета Республики Коми, по восстановлению районного коэффициента пенсионерам округа. На его обращения ответчик не ответил, чем нарушил требования Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращения граждан». Просит суд обязать ответчика принять конкретные меры по указанным обращениям и взыскать в его пользу с ответчика 100 000,00 рублей в счет компенсации морального вреда, нанесенного его достоинству гражданина РФ.
В последующем истец ФИО3 исковые требования изменил, указав, что в ходе рассмотрения дела выяснилось, что ответчик ФИО2 не является должностным лицом, в связи с чем не обязан соблюдать требования Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращения граждан». Однако, будучи депутатом Государственного Совета Республики Коми, он в соответствии с Законом «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми» должен работать с избирателями, то есть и с ним, и в соответствии с Законом «О Государственном Совете Республики Коми» соблюдать приоритет прав и свобод человека и гражданина. Судя по высокомерному отсутствию реакции на его обращения, ответчик грубо нарушает требования указанных законов и положения п. 1 ст. 32, п.1 ст. 46 Конституции РФ. Просит обязать ответчика сообщить о принятых им мерах по его обращениям и взыскать с него 100 000,00 рублей в его пользу в порядке компенсации морального вреда.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился. О причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что Законом Республики Коми «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми» определена форма осуществления депутатской деятельности, которая заключается как в ведении приема граждан, так и рассмотрении поступивших от них обращений. При этом не установлено никаких сроков реагирования на обращения, порядок и формы ответов не предусмотрены законами, которыми руководствуется депутат Государственного Совета Республики Коми. Между тем, на обращение ФИО1 от дд.мм.гггг. ответ был направлен дд.мм.гггг. (с учетом праздничных дней) и дд.мм.гггг., а также дд.мм.гггг.. Ответ на обращение от дд.мм.гггг. по вопросу закрытия столовой истцу не направлялся, так как столовая ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», которую арендует ООО , предназначена только для обслуживания работников ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Закон Республики Коми от 27.12.2006 № 140-РЗ «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми» определяет права и обязанности депутата Государственного Совета Республики Коми, предусматривает основные правовые, социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности и порядок обеспечения депутатской деятельности.
Депутатом является избранный гражданами в соответствии с законодательством о выборах представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственном Совете Республики Коми законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Коми, Законом Республики Коми «О Государственном Совете Республики Коми», настоящим Законом, другими законодательными актами (ч. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 27.12.2006 № 140-РЗ «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми»).
Согласно п. 5 ст. 6 указанного Закона Республики Коми, формами осуществления депутатской деятельности является, в том числе работа с избирателями.
Депутат ответственен перед избирателями и им подотчетен. Депутат обязан не реже 2 раз в год отчитываться перед избирателями о своей деятельности во время встреч с ними либо через средства массовой информации. Депутат обязан вести прием избирателей, рассматривать поступившие от них предложения, жалобы и заявления, способствовать в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, изучать общественное мнение и при необходимости вносить свои предложения в соответствующие органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения (ст. 9 Закона Республики Коми от 27.12.2006 № 140-РЗ «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми»).
В силу п. 6 ч. 3 ст. 12 указанного Закона депутат обязан отчитываться перед избирателями о своей депутатской деятельности и представлять соответствующую информацию в Государственный Совет по установленной форме.
Статьей 14 Закона Республики Коми от 27.12.2006 № 140-РЗ «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми» предусмотрено, что депутат вправе иметь помощников, призванных оказывать помощь депутату в осуществлении им своих полномочий.
В соответствии с Конституцией Республики Коми для обеспечения своих полномочий Государственным Советом избираются должностные лица Государственного Совета и образуются органы Государственного Совета. К должностным лицам относятся Председатель Государственного Совета Республики Коми, его заместители, председатели комитетов, иных органов Государственного Совета и их заместители, избираемые из числа депутатов. К органам Государственного Совета относятся Президиум Государственного Совета Республики Коми, комитеты Государственного Совета, постоянные и временные комиссии Государственного Совета и иные органы, образуемые Государственным Советом (ст. 10 Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 129-РЗ «О Государственном Совете Республики Коми»).
Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 28.09.2015 № VI-1/15 образован Комитет Государственного Совета Республики Коми по законодательству и местному самоуправлению и утвержден его состав, в который, в том числе, входит ФИО2 - депутат Государственного Совета Республики Коми, избранный по единому избирательному округу от Коми Регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (л.д. 91-92), то есть является депутатом, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе.
Таким образом, депутат, работающий на непостоянной основе, не является должностным лицом.
Как следует из материалов дела, дд.мм.гггг. на имя генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» ФИО2 и руководителя администрации МО ГО «Усинск» ФИО5 от члена Общественного совета ФИО1 поступило обращение, в котором ФИО1 выразил свое мнение по поводу закрытия столовой и бесцеремонного, в связи с этим, поведения генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» ФИО2 (л.д. 3). При этом просьбы либо требования о даче разъяснений по поводу закрытия столовой данное обращение не содержит.
На имя депутата Государственного Совета Республики Коми ФИО2 дд.мм.гггг. поступило предложение от члена Общественного совета МО ГО «Усинск» ФИО1 об инициировании принятия Государственным Советом Республики Коми соответствующего обращения к руководству страны о восстановлении пенсионерам округа районного коэффициента для начисления пенсий в размере 1,5. При этом ФИО1 указал, что прилагает пакет документов по данной проблеме, после изучения которого, просит его вернуть (л.д. 4); дд.мм.гггг. ФИО1 направил пакет документов по проблеме восстановления районного коэффициента с сопроводительным письмом (л.д. 61).
В адрес депутата Государственного Совета Республики Коми ФИО2 дд.мм.гггг. поступила претензия от ФИО1, в которой он указал, что им был передан пакет документов по проблеме восстановления районного коэффициента пенсионерам с просьбой (письменной) вернуть его после изучения, однако до настоящего дня он не получил ни ответа, ни документов. Просит их вернуть вместе с сообщением о принятых мерах (л.д. 67).
Помощник депутата Государственного совета VI созыва Республики Коми ФИО2 направила в адрес ФИО1 уведомление (исх. № от дд.мм.гггг.) о том, что его обращение от дд.мм.гггг. принято в работу. В настоящее время по указанным вопросам совместно с органами исполнительной власти ведется подготовка законодательной инициативы. Вопрос находится на контроле, о ходе рассмотрения обращения ФИО1 будет сообщено дополнительно (л.д. 62); дд.мм.гггг. (исх. 12) помощник депутата О. возвратила ФИО1 указанный пакет документов (л.д. 68).
Кроме того, дд.мм.гггг. (исх. 47) депутат Государственного Совета Республики Коми ФИО2 направил ФИО1 ответ на его обращение от дд.мм.гггг., содержащее просьбу дать пояснения о принятых мерах по вопросу установления районного коэффициента к страховым пенсиям жителям г. Усинска и прилегающих к нему населенным пунктам в размере 1,5. Из ответа депутата следует, что обращение ФИО1 в настоящее время прорабатывается. С учетом того, что вопрос требует детальной проработки и тесного взаимодействия с органами исполнительной власти как регионального, так и федерального уровней, процесс решения представляется достаточно длинным. На сегодняшний день подготовлены письма временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми ФИО6 на имя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО7, министра труда и социальной защиты Российской Федерации ФИО8 о принятии постановления Правительства Российской Федерации об установлении для городов республиканского значения Усинска и Вуктыла с подчиненными им территориями районных коэффициентов к заработной плате и для расчета пенсий в размере 1,5 и 1,4 соответственно. Работа в данном направлении будет продолжена. При получении результата, ФИО1 будет проинформирован дополнительно.
Таким образом, судом установлено, что помощником депутата ФИО2 были даны ответы на обращения ФИО1
Вместе с тем,на основании изучения норм законов «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми», «О Государственном Совете Республики Коми» суд приходит к выводу, что ни в одном из названных выше законов не указаны обязанности депутата давать письменные ответы на обращения граждан, а также ответственность депутата за непредоставление ответа на обращение. Анализ названных законов свидетельствует о том, что дача ответов на обращения граждан депутатами не предусмотрена, форма взаимоотношения депутата с избирателями заключается в отчетах перед избирателями округа о своей работе и информировании о своей работе через средства массовой информации.
С учетом изложенного, суд находит не подлежащим удовлетворению требование ФИО1 об обязании депутата ФИО2 дать ответы на его обращения, а также не подлежащим удовлетворению требование о взыскании компенсации морального вреда, как производное от основного требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к депутату Государственного Совета Республики Коми ФИО2 об обязании дать ответы на обращения и взыскании компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04.05.2016.
Председательствующий Л.В. Ларина