дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>
Сургутский городской суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи Пшонко Э.Г.,
при секретаре Апкадыровой Е.С.
с участием помощника прокурора <адрес> Пахлова Н.Д.
представителя ответчика ПАО «ОГК-2» Сургутская ГРЭС-1 – Злобина И.А,
представителя ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Матысякевич С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии, филиалу ПАО «ОГК-2» Сургутская ГРЭС-1 в порядке ст. 45 ГПК РФ
установил
Прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии, филиалу ПАО «ОГК-2» Сургутская ГРЭС-1 в порядке ст. 45 ГПК РФ, требования мотивирует следующим:
Прокуратурой города в связи с поступившим поручением прокуратуры округа совместно с сотрудниками ОНДиПР по <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО – Югре проведена проверка соблюдения организациями, эксплуатирующими гидротехнические сооружения, законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, по результатам которой установлено следующее.
Филиал ПАО «ОГК-2» - Сургутская ГРЭС-1 (далее по тексту – Филиал) расположен в <адрес>, по адресу: <адрес>
В соответствии с п.3 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О гражданской обороне», п.п. «г» ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.4, п.5 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» - локальные системы оповещения, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, должны на техническом и программном уровнях сопрягаться с местными и региональными системами оповещения.
В силу п.6.45 Свода правил СП № «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне», утвержденного приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от ДД.ММ.ГГГГ№/пр техническое и программное сопряжение объектовых систем оповещения с региональной системой оповещения является обязательством собственника объекта, что подтверждается п. 5.9 № «при создании локальных и объектовых систем оповещения необходимо обеспечить техническое и программное сопряжение с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что локальная система оповещения в наличии, готова к использованию по предназначению, но не сопряжена с местной и региональной системами оповещения, в связи с чем требует модернизации.
Проверкой установлено, что на первом этаже филиала ПАО «ОГК-2» - Сургутская ГРЭС-1, у поста охраны не обеспеченна слышимость звуковых сигналов локальной системы оповещения, тем самым не обеспеченно доведения сигналов и информации оповещения до персонала объекта.
В ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой города проведена контрольная проверка исполнения представления прокуратуры города от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно информации Филиала от ДД.ММ.ГГГГ№ работы по вышеуказанному договору не завершены в связи с форс-мажорными обстоятельствами, связанными с предпринимаемыми на территории Российской Федерации мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19. Срок выполнения работ продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года проверкой установлено, что работы, связанные с монтажом оборудования локальной системы оповещения не окончены, выполнение работ по договору от ДД.ММ.ГГГГ№ приостановлено на основании ст. 176 ГК РФ.
Невыполнение требований к оборудованию локальной системы оповещения на потенциально опасных объектах, свидетельствует о нарушении законодательства о противодействии терроризму, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, невозможность своевременного предупреждения и устранения последствий совершения террористического акта, чрезвычайной ситуации, противоречит охраняемым законом интересам общества и государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ просит обязать ПАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии, филиал ПАО «ОГК-2» «Сургутская ГРЭС-1» в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу привести локальную систему оповещения на объекте Сургутская ГРЭС-1 в соответствии с требованиями законодательства: Обеспечить доведения сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объектов, объектовых сил и служб гражданской обороны, руководителей (дежурных служб) объектов (организаций) расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения, оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района, населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
В судебном заседании пом. прокурора Пахлов Н.Д. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Злобин И.А. просит в иске отказать по следующим основаниям: требования прокурора мотивированы наличием в собственности ПАО ОКГ-2 гидротехнических сооружений, относящихся к 1 классу. Согласно ст. 7 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ. «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский Регистр гидротехнических сооружений и обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации гидротехнического сооружения. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваиваются классы: 1- класс гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности, 4- класс гидротехническое сооружение низкой опасности.
Первый класс ПАО «ОКГ-2» присвоен в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с декларацией безопасности гидротехнических сооружений, утв. Зам. руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ДД.ММ.ГГГГ.
На момент составления Декларации действовало Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное Постановление утратило силу. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений»
Исходя из утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. критериев сооружения филиала ПАО «ОКГ-2» Сургутская ГРЭС-1 относится к 4 классу.
В связи с изменениями с ДД.ММ.ГГГГ. критериев определения класса гидротехнических сооружений ПАО «ОКГ-2» Сургуткая ГРЭС-1 проводится подготовка к проведению закупки услуг по разработке актуализированной декларации безопасности гидротехнических сооружений, в частности формируются документы для внесения изменений в ранее утвержденную годовую комплексную программу закупок общества на ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в настоящее время ПАО «ОКГ-2» Сургутская ГРЭС-1 относится к более низкому классу просит в иске отказать.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Матысякевич С.М. принятие решения оставляет на усмотрение суда.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
ДД.ММ.ГГГГ. прокуратурой <адрес> в связи с поступившим поручением прокуратуры округа совместно с сотрудниками ОНДиПР по <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО – Югре проведена проверка филиала ПАО ОКГ-2 Сургутская ГРЭС-11 соблюдения организациями, эксплуатирующими гидротехнические сооружения, законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, по результатам которой установлено следующее: локальная система оповещения в наличии, готова к использованию по предназначению, но не сопряжена с местной и региональной системами оповещения, в связи с чем требует модернизации; на первом этаже филиала ПАО «ОКГ-2» Сургутская ГРЭС-1 у поста охраны не обеспечена слышимость звуковых сигналов, локальная система оповещения не обеспечено доведения сигналов и информации оповещения до персонала объекта.
В ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой города проведена контрольная проверка исполнения представления прокуратуры города от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно информации Филиала от ДД.ММ.ГГГГ№ работы по вышеуказанному договору не завершены в связи с форс-мажорными обстоятельствами, связанными с предпринимаемыми на территории Российской Федерации мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19. Срок выполнения работ продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года проверкой установлено, что работы, связанные с монтажом оборудования локальной системы оповещения не окончены, выполнение работ по договору от ДД.ММ.ГГГГ№ приостановлено.
В соответствии с п.3 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О гражданской обороне», п.п. «г» ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.4, п.5 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» - локальные системы оповещения, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, должны на техническом и программном уровнях сопрягаться с местными и региональными системами оповещения.
В силу п. 2.1 СП № локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объектов; объектовых сил и служб гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
При авариях (катастрофах), прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, оповещаются: руководители и персонал объекта; объектовые силы и службы гражданской обороны; оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) субъекта Российской Федерации, города, городского района. При авариях, прогнозируемые последствия которых выходят за границы потенциально опасного объекта, дополнительно оповещаются: персонал (руководители, дежурные службы) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; население, проживающее в зоне действия локальной системы оповещения.
Согласно ст. 7 Федерального закона № № от ДД.ММ.ГГГГ. «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский Регистр гидротехнических сооружений и обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации гидротехнического сооружения. При внесении в Регистра сведений о гидротехническом сооружении ему присваиваются классы: 1- класс гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности, 2 класс – гидротехническое сооружение высокой опасности; 3 класс – гидротехническое сооружение средней опасности; 4- класс гидротехническое сооружение низкой опасности.
Установлено в судебном заседании, не оспаривается ответчиком, что ПАО «ОКГ-2» Сургутская ГРЭС-1 эксплуатирует ряд гидротехнических сооружений числящихся в настоящее время в Регистре сведений как сооружение 1 класса.
Судом установлено, что локальная система оповещения в наличии, готова к использованию по предназначению, но не сопряжена с местной и региональной системами оповещения, в связи с чем требует модернизации; на первом этаже филиала ПАО ОКГ-2 Сургутская ГРЭС-1 у поста охраны не обеспечена слышимость звуковых сигналов, локальная система оповещения не обеспечено доведения сигналов и информации оповещения до персонала объекта.
Доводы ответчика, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. критериев сооружения филиал ПАО «ОКГ-2» «Сургутская ГРЭС-1» относится к 4 классу (гидротехнические сооружения низкой опасности), ответчиком в настоящее время выполняются мероприятия об изменении класса гидротехнических сооружений суд считает несостоятельными, поскольку в Регистре сведений о гидротехническом сооружении ПАО «ОКГ-2» «Сургутская ГРЭС-1» относится к 1 классу- гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГг. производство по делу было приостановлено до утверждения актуализированной декларации безопасности гидротехнических сооружений, что ответчиком не было выполнено.
Таким образом, требования прокурора <адрес> суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии, филиалу ПАО «ОГК-2 Сургутская ГРЭС-1 в порядке ст. 45 ГПК РФ – удовлетворить.
Обязать ПАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии, филиал ПАО «ОГК-2» Сургутская ГРЭС-1 в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу привести локальную систему оповещения на объекте Сургутская ГРЭС-1 в соответствии с требованиями законодательства, а именно:
Обеспечить доведения сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объектов, объектовых сил и служб гражданской обороны, руководителей (дежурных служб) объектов (организаций) расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района, населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Сургутский городской суд <адрес>-Югры.
Судья Э.Г. Пшонко