ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3913 от 03.10.2013 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-3913

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03.10.2013 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Курцевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Вязовой Д.А.,

с участием

заявителя ФИО1,

представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области – ФИО2,

помощника прокурора города Балаково Саратовской области Орлова Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению члена территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района с правом совещательного голоса ФИО1 о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области о создании рабочей группы по контролю за вводом данных в государственную автоматизированную систему «Выборы» в части его невключения в состав рабочей группы,

установил:

член территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района (далее ТИК БМР) с правом совещательного голоса ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором, уточнив свои требования, просил признать незаконным решение ТИК БМР о создании рабочей группы по контролю за вводом данных в государственную автоматизированную систему «Выборы» в части его невключения в состав рабочей группы.

Заявление мотивировано тем, что решение ТИК БМР от --- года о создании рабочей группы по контролю за вводом данных в государственную автоматизированную систему «Выборы» не соответствует статье 23 Федерального закона от 10.01.2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе «Выборы», которая предусматривает образование избирательной комиссией рабочей группы для контроля за использованием ГАС «Выборы», в состав которой входят члены соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и члены соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Он является членом ТИК БМР с правом совещательного голоса, однако, в нарушение закона, несмотря на неоднократные требования, он не был включен в состав указанной группы.

В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал свои требования на изложенных в заявлении основаниях и дополнительно объяснил, что на момент образования группы по контролю за использованием ГАС «Выборы» он являлся единственным членом ТИК БМР с правом совещательного голоса. ТИК БМР была обязана включить его в состав указанной группы. С устным обращением о включении его в состав рабочей группы по контролю за использованием ГАС «Выборы» он обращался к заместителю председателю избирательной комиссии, поднимал этот вопрос на заседаниях ТИК. Несмотря на требования закона, его обращения, он не был включен в состав указанной рабочей группы, чем нарушены его избирательные права.

Представитель ТИК БМР ФИО2 в судебном заседании считала требования заявителя не подлежащими удовлетворению и объяснила, что вопрос о создании рабочей группы по контролю за использованием ГАС «Выборы» решался 24.06.2013 года на заседании комиссии, где присутствовал ФИО1 В состав рабочей группы вошли члены с правом решающего голоса от всех политических партий. Решение по каждому кандидату принималось коллегиально путем голосования. ФИО1 не обращался в ТИК с письменными и устными заявлениями о включении его в состав рабочей группы, на заседании комиссии данный вопрос на обсуждение не ставил.

Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе «Выборы» не содержит императивной нормы, предусматривающей включение в состав рабочей группы по контролю за работой ГАС «Выборы» всех членов с правом решающего и совещательного голоса.

Помощник прокурора города Балаково Орлов Д.Ю. в судебном заседании дал заключение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 на том основании, что заявителем не представлены доказательства его обращения в ТИК с требованием о включении его в состав рабочей группы по контролю за работой ГАС «Выборы». Оспариваемое решение ТИК БМР от --- года соответствует требованиям Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе «Выборы».

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Согласно пунктам 1, 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при подготовке и проведении выборов, референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации используется только ГАС "Выборы" в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Требования к ГАС "Выборы" и к ее эксплуатации и развитию определяются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Ввод в ГАС "Выборы" данных, содержащихся в протоколах комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, является обязательным. Ввод в ГАС "Выборы" данных об итогах голосования, о результатах выборов осуществляется в порядке, определенном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В силу пунктов 1-3 Федерального закона от 10.01.2003 N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" при использовании ГАС "Выборы" в целом, отдельных ее фрагментов, комплексов средств автоматизации при подготовке и проведении выборов и референдума избирательная комиссия, комиссия референдума образует группу для контроля за использованием ГАС "Выборы", фрагмента ГАС "Выборы", комплекса средств автоматизации (далее - группа контроля). В состав группы контроля входят члены соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса и члены соответствующей комиссии с правом совещательного голоса. Члены группы контроля избирают из своего состава руководителя группы контроля.

Группа контроля осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, иных нормативных правовых актов, регулирующих использование ГАС "Выборы".

Группа контроля имеет право: 1) проверять готовность к работе комплекса средств автоматизации, других технических средств ГАС "Выборы"; 2) следить за соблюдением требований инструкций и других документов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федерального центра информатизации к использованию ГАС "Выборы", в том числе комплексов обработки избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме; 3) знакомиться с любой информацией, вводимой в ГАС "Выборы" и выводимой из нее, передаваемой в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума по сетям связи, а также с иной информацией, необходимой для осуществления контрольных функций; 4) контролировать правильность ввода данных из протоколов избирательных комиссий, комиссий референдума и правильность повторного ввода или корректировки введенных данных, если об этом было принято соответствующее решение избирательной комиссии; 5) сопоставлять результаты ручной и автоматизированной обработки информации; 6) требовать разъяснения действий у работников, эксплуатирующих комплексы средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума; 7) следить за обязательным документированием фактов выполнения действий, предусмотренных регламентами и планами соответствующих избирательных комиссий (записями в журнале, актами, компьютерными распечатками, заверенными подписями членов группы контроля); 8) привлекать к своей работе экспертов и специалистов в области автоматизированных систем обработки информации по запросу руководителя группы контроля; 9) обращаться в соответствующий информационный центр с предложениями и замечаниями.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является членом территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района с правом совещательного голоса, что подтверждается копией удостоверения (л.д. 6).

ФИО1 являлся кандидатом в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области второго созыва (л.д. 6).

Решением ТИК БМР от --- года № ---- «Об образовании рабочей группы территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района по контролю за вводом данных в ГАС «Выборы» в период подготовки и проведения выборов депутатов в органы местного самоуправления Балаковского муниципального района 08.09.2013 года» утверждена рабочая группа ТИК БМР по контролю за вводом данных в ГАС «Выборы» в следующем составе: ФИО3 – член ТИК БМР с правом решающего голоса, ФИО4 – член ТИК БМР с правом решающего голоса, ФИО5 – и.о. секретаря ТИК БМР с правом решающего голоса (л.д. 5).

Согласно пунктам 1, 9, 12, 16 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" деятельность комиссий осуществляется коллегиально.

Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.

Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).

Пунктами 22, 23 указанного Закона предусмотрено, что член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права: выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии; составлять протоколы об административных правонарушениях.

Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.

Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

По смыслу указанных норм закона, решения территориальной избирательной комиссии принимаются коллегиально на заседаниях комиссии. Член комиссии с правом совещательного голоса вправе вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии.

Согласно протоколу заседания ТИК БМР № --- от --- года в повестку дня включен вопрос № --- об образовании рабочей группы ТИК БМР по контролю за вводом данных в ГАС «Выборы» в период подготовки и проведении выборов депутатов в органы местного самоуправления Балаковского муниципального района 08.09.2013 года. По 8 вопросу слушали заместителя председателя комиссии ФИО6, которая предложила утвердить рабочую группу ТИК БМР по контролю за вводом данных в ГАС «Выборы» в следующем составе: ФИО3 – член ТИК БМР с правом решающего голоса, ФИО4 – член ТИК БМР с правом решающего голоса, ФИО5 – и.о. секретаря ТИК БМР с правом решающего голоса. Других предложений не поступило. Проголосовали «за» - 8 чел., «против» - нет, «воздержались» - нет (л.д.41-52).

Из представленных доказательств следует, что решение о создании рабочей группы ТИК БМР по контролю за работой ГАС «Выборы» принято коллегиально на заседании комиссии, в соответствии с повесткой дня. Вопрос о включении члена ТИК БМР с правом совещательного голоса в состав указанной группы на обсуждение поставлен не был, в повестку дня не включен.

Доказательств обращения члена ТИК БМР ФИО1 в избирательную комиссию с предложением о включении его в состав рабочей группы по контролю за работой ГАС «Выборы» не представлено.

Кроме того, федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации ГАС «Выборы» не содержит императивной нормы, предусматривающей обязательное включение в состав рабочей группы по контролю за работой ГАС «Выборы» всех членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса и всех членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

отказать в удовлетворении заявления члена территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района с правом совещательного голоса ФИО1 о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области о создании рабочей группы по контролю за вводом данных в государственную автоматизированную систему «Выборы» в части его невключения в состав рабочей группы.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области

Судья И.А. Курцева