ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3913/2022 от 21.09.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №2-3913/2022

УИД 12RS0003-02-2022-003272-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 21 сентября 2022 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Митьковой М.В.,

при секретаре Иванове Г.А., с участием представителя истца Казакова В.А., представителя ответчика Шалишкиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Александра Геннадьевича к ГУ Отделение Пенсионного фонда России по Республике Марий Эл о признании незаконным отказов в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный летный стаж периодов работы, включении периодов работы в льготный страховой стаж,

УСТАНОВИЛ:

Смирнов А.Г. обратился в суд с иском к, в котором с учетом уточнений и изменения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ окончательно просил признать незаконным решение ГУ Отделение Пенсионного фонда России по Республике Марий Эл от 31 мая 2021 года № 19801/21 и отказ № 5566/986 от 31 августа 2022 года об отказе в назначении льготной досрочной страховой пенсии по п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», возложить обязанность на ответчика включить в специальный летный стаж периоды работы в ФГУП «Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд» в должности бортоператора с 16 декабря 1993 года по 01 апреля 1996 года, в должности бортмеханика с 01 января 1997 года по 14 августа 2001 года, в ФГУП «Чебоксарское авиапредприятие» в должности бортмеханика с 15 августа 2001 года по 26 сентября 2001 года, включить в специальный летный стаж по п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в летном составе гражданской авиации Российской Федерации в должности бортоператора ФГУП «Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд» с 01 января 1992 года по 31 декабря 1996 года - 7997,6 налет часов, в декабре 1994 года, феврале, апреле 1995 года налет часов 302,4 часа; в должности бортмеханика ФГУП «Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд» с 01 января 1997 года по 31 декабря 1997 года – налет 290 часов, с 01 января 1998 года по 31 декабря 1988 года - налет 329 часов; с 01 января 1999 года по 31 декабря 1999 года - налет 83 часа 10 минут, с 01 января 2000 года по 31 декабря 2000 года налет 314 часов 26 минут; в должности бортмеханика ФГУП «Чебоксарское авиапредприятие» с 15 августа 2001 года по 26 сентября 2001 года налет часов – 73 часа 11 минут.

В обоснование заявленных окончательно требований указал, что по итогам рассмотрения заявления истцом о назначении досрочной страховой пенсии по п. 13 и п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» решением от 31 мая 2021 года № 19801/21 ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Йошкар-Оле отказано истцу в установлении страховой пенсии. Полагает данное решение незаконным, поскольку ввиду утери летной книжки согласно индивидуальным лицевым счетам по начислению заработной платы подтверждается факт налета часов; работа в должности бортоператора подлежит включению как период работы работника летного состава по п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Невключение периодов работы в должности авиамеханика, авиатехника в ФГУП «Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд» ввиду неподтверждения факт работы в течение полного рабочего дня полагает незаконным, поскольку понятие полного рабочего дня применяется с 11 июля 2002 года, кроме того, запись в трудовой книжке подтверждает прием его на работу на полную ставку.

Истец Смирнов А.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Казаков А.Н. уточненные исковые требования в редакции от 04 сентября 2022 года поддержал по доводам, изложенным в уточнениях к иску, пояснил, что под решением от 31 августа 2022 года истец понимает отказ ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РМЭ в установлении досрочной пенсии по старости, изложенный в дополнениях к возражениям на исковое заявление в рамках данного дела, налет часов также подтверждается его личным делом, с 16 декабря 1993 года по 31 марта 1996 года истец выполнял работу в соответствии с Воздушным кодексом РФ, выполнял специальные задания и входил в летный состав гражданской авиации, сведения по спорным периодам не были сданы в архив из-за ненадлежащей работы работодателя.

Представитель ответчика ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РМЭ по доверенности Шалишкина А.И. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на иск и дополнениях к ним, указав, что при обращении истца пенсионным органом была дана оценка пенсионных прав по обоим основаниям – и по п. 13 ч. 1 ст. 30 и по п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», что отражено в решении, был выбран наиболее выгодный вариант назначения досрочной страховой пенсии по старости – по п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», по которому отказано в назначении пенсии. Если истец желает, чтобы ему назначили страховую пенсию по п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ, ему следовало обратиться повторно. Льготный стаж истца по данному основанию составил 4 года 6 месяцев 11 дней, за период работы в 1991-1993 году должность авиамеханика относится к инженерно-техническому составу и не относится к летному составу, за период с 1993 года по 1995 год истцом не доказано количество часов налета, личная карточка на Смирнова А.Г. в тот период не заводилась, информация о налете часов отсутствует. С 1992 года по 1996 года решение принималось по совокупности представленных доказательств, так как работодателем не представлены соответствующие сведения, а летная книжка отсутствует, сведения в лицевых счетах не конкретизированы, а с 1997 года по 2001 год работодателями сведения о налете часов представлены, справка ФГУП «Чебоксарское авиапредприятие» оценивалась.

Определением Йошкар-Олинского городского суда РМЭ от 05 сентября 2022 года прекращено производство по делу по исковому заявлению Смирнова А.Г. к ГУ Отделение Пенсионного фонда России по РМЭ о признании работающим в должности бортпроводника воздушного судна АН-32 и АН-24 Гражданской авиации в Государственном предприятии «Йошкар-Олинский объединенный авиационный отряд» с 06 декабря 1993 года по 01 апреля 1996 года в связи с отказом от иска в части.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. (ст. 8 Закона № 400-ФЗ).

Судом установлено, что 12 февраля 2021 года Смирнов А.Г. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда России по г. Йошкар-Оле РМЭ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

К заявлению им приложены трудовая книжка, диплом, военный билет, архивные справки от 21 марта 2019 года, 13 августа 2019 года, а также в заявлении указано, что летная книжка утеряна, просил назначить пенсию по имеющимся данным.

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда России по г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл №19801/21 от 31 мая 2021 года Смирнову А.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 15 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия необходимого возраста – 55 лет, специального стажа работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации – 20 лет, а также страхового стажа в гражданской авиации – 25 лет. Специальный стаж по п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ на дату подачи заявления 10 февраля 2021 года в инженерно-техническом составе составил 6 лет 11 месяцев 25 дней, в гражданской авиации 8 лет 11 месяцев 10 дней.

ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Марий Эл является правопреемником ГУ Управление Пенсионного фонда России в г. Йошкар-Оле в связи с окончанием 30 сентября 2021 года реорганизации юридического лица в форме присоединения.

Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

B соответствии co ст. 30 Федерaльного закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

B соответствии c п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

B соответствии c п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, включаются только те периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно пп. «з» п. 1 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665, в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «O страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации установлено; что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии co статьей 30 Федерального закона «O страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздyшных судов гражданской авиации, соответственно применяются Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «O государственных пенсиях в РСФСР», и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «O государственных пенсиях в РСФСР», утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года № 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, a также службы управления воздушным движением».

Согласно Списку должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459, право на пенсию на льготных условиях имеют авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Согласно Постановлению Совмина РСФР от 04 сентября 1991 года № 459 право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно - испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно - спортивных организациях, a также в летных и yчебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона о государственных пенсиях, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года № 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459 утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, a также службы управления воздушным движением (далее Правила).

Согласно пп «a» п. 1 данных Правил при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпyнктах "б" - "г" настоящего пункта) - за один месяц выслуги.

Исчисление сроков выслуги в соответствии c подпунктами "a" и "б" пункта 1 производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Выслуга в годовом исчислении определяется путем деления числа полных месяцев выслуги на 12 (п. 2 Правил). При выполнении в течение года различных работ, указанных в пункте 1, выслуга лет исчисляется пропорционально продолжительности налета часов (занятости) на каждой работе (п. 3 Правил). При выполнении в течение года различных работ, указанных в пункте 1, выслуга лет исчисляется пропорционально продолжительности налета часов (занятости) на каждой работе.

B соответствии c п. 7 Правил в выслугу лет работникам инженерно - технического состава засчитывается также работа в летном составе авиации и работа по управлению воздушным движением. B выслугу лет работникам инженерно - технического состава и работникам службы управления воздушным движением засчитывается работа в летном составе авиации, исчисленная в порядке, установленном пунктом 1 для соответствующих видов работы (п. 8 Правил).

Таким образом, из системного толкования приведенных норм права следует, что право на досрочное пенсионное обеспечение имеют только те работники, которые в течение полного рабочего дня заняты на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздyшных судов. При этом работа должна осуществляться непосредственно на аэродроме. Относительно выполнения работы в летном составе выслуга лет исчисляется пропорционально продолжительности налета часов (занятости) на каждой работе.

Руководствуясь положениями приказа Министерства транспорта РФ от 21 ноября 2005 года № 139, которым утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздyшных судов гражданской авиации Российской Федерации, согласно которому нормальная продолжительность рабочего времени члена летного и кабинного экипажа не может превышать 36 час. в неделю, максимальная допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 час., продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов y работодателя не может превышать 80 час. за один календарный месяц, 240 час. в квартал, 800 час. за календарный год.

В соответствии с представленными документами в стаж на соответствующих видах работ по пункту 15 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в специальный стаж (инженерно-технический состав) не включены периоды, в том числе оспариваемые истцом при обращении с иском в суд по п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях»: в ФГУП «Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд» в должности бортоператора с 16 декабря 1993 года по 01 апреля 1996 года, так как наименование должности не поименовано Постановлением № 459 как инженерно-технический состав авиации; в 1992 году - 3 месяца. В 1993 году – 1 месяц 15 дней. В 1996 году – 2 месяца 1 день в должности авиатехника, бортоператора, авиатехника ФГУП «Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд» ввиду неподтверждения факта работы в течение полного рабочего дня; с 25 апреля 1996 года по 31 декабря 1996 года, с 01 января 2001 года по 06 мая 2002 года в должности бортмеханика ФГУП «Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд», так как не подтверждена работа в инженерно-техническом составе авиации ввиду отсутствия налета часов. В специальный стаж гражданской авиации не включены периоды в 1992 году – 3 месяца, в 1993 году – 2 месяца, в 1994 году – 11 месяцев, в 1995 году – 7 месяцев, в 1996 году - 25 дней в должности бортоператора, авиатехника ФГУП «Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд» ввиду неподтверждения факта работы в течение полного рабочего дня.

Как следует из пояснений представителя ответчика, истцу было отказано в назначении пенсии по старости по п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», как по наиболее выгодному варианту назначения страховой пенсии по старости досрочно. При оценке пенсионных прав истцу также рассчитывался стаж по п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» и специальный стаж с учетом сведений о налете часов составил 4 года 6 месяцев 11 дней.

Согласно трудовой книжке Смирнова А.Г., 14 февраля 1991 года он принят авиамехаником по планеру и двигателю участка оперативных видов ТОАТ в Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд, 07 июня 1991 года назначен авиатехником по планеру и двигателю участка оперативных видов ТОАТ, с 16 декабря 1993 года назначен бортоператором ВС, с 02 апреля 1996 года назначен авиатехником по планеру и двигателю пах. обслужив АТ. С 25 апреля 1996 года назначен бортмехаником ВС, с 07 июля 1999 года уволен по сокращению штатов, 07 июля 1999 года восстановлен в должности по решению суда, 06 мая 2002 года уволен по сокращению штатов.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии co статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

K таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях») справки, уточняющие характер работы, выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Справки, уточняющие характер работы, должны быть выданы с указанием всех условий для определения права на досрочное назначение страховой пенсии и содержать основaние выдачи co ссылкой на первичные документы. Справки, не содержащие указанных данных, не могут служить подтверждением характера и условий труда.

Пунктом 23 постановления Госкомтруда СССР от 12 сентября 1990 года № 369/16-52 «Об утверждении Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий» также был определен порядок подтверждения специального трудового стажа, согласно которому принимаются уточняющие справки предприятий или организаций, в которых должны быть указаны: периоды работы, засчитываемые в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; в какой раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номер включается этот период работы; первичные документы, на основании которых выдана данная справка.

Условия труда и постоянная занятость на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, должны подтверждаться справками, а также иными документами, выдаваемыми работодателями. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы по профессии и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Истец в обоснование требований о включении в специальный стаж по п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «о страховых пенсиях» периода работы в ФГУП «Йошкар--Олинский объединенный авиаотряд» в должности бортоператора с 16 декабря 1993 года по 01 апреля 1996 года ссылается на работу в течение полного рабочего дня в летном составе гражданской авиации.

В соответствии с п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 года № 77 (действовал с 1 декабря 1985 года и утратил силу с 9 ноября 2009 года в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 года № 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется Министерством гражданской авиации.

В п. 3.1 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 17 июля 2008 года № 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта РФ от 31 июля 2009 года № 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Согласно п. 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны РФ от 24 сентября 2004 года № 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна. Бортоператоры не входят в летный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу.

В соответствии со Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (раздел "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217) правом на досрочное назначение пенсии имеют бортпроводники, а Смирнов А.Г. в спорный период являлся бортоператором, в силу чего данный период не может быть включен истцу в специальный стаж по п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно данных индивидуального лицевого счета Смирнов A.Г. работал в ФГУП «Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд»: с 14 февраля 1991 года по 01 июня 1991 года в должности авиамеханика, c 02 июня 1991 года по 04 июня 1991 года был представлен отпуск без сохранения заработной платы; c 05 июня 1991 года по 06 июня 1991 года в должности авиамеханика; c 07 июня 1991 года по 30 сентября 1992 года в должности авиатехника; c 01 января 1992 года по 31 декабря 1992 года – в должности авиатехник; c 01 января 1993 года по 31 октября 1993 года в должность авиатехник; с 01 ноября 1993 года по 15 декабря 1993 года в должности авиатехник; с 16 декабря 1993 года по 31 марта 1996 года в должности бортоператор; с 01 апреля 1996 года по 24 апреля 1996 года в должности авиатехник; c 25 апреля 1996 года по 30 сентября 1996 года в должности бортмеханик; c 01 октября 1996 года по 31 октября 1996 года в должности бортмеханик; c 01 ноября 1996 года по 31 декабря 1996 года в должности бортмеханик; c 01 января 1997 года по 31 декабря 2000 года указан код льготной работы «самолет», указано количество налета часов за каждый календарный год (менее нормальной продолжительности); c 01 января 2001 по 06 мая 2002 года - указана работа на общих условиях, код льготной работы отсутствует.

Согласно акту документальной проверки лицевых счетов № 75 от 10 марта 2021 года, фактическая занятость в течение полного рабочего дня Смирнова A.Г. в должности авиамеханика (инженерно-технический состав) составляет в 1992 году -9 месяцев, в 1993 году - 10 месяцев, в 1996 году —2 месяца 1 день; периоды c 25 апреля 1996 года по 31 декабря 1996 года, c 01 января 2001 года по 06 мая 2002 года исключены из подсчета специального стажа, так как отсутствует налет часов.

Данный факт отражен в данных индивидуального персонифицированного учета и подтвержден при проверке первичных документов по личному составу, имевшихся в распоряжении пенсионного органа при проведении проверки. При оценке периода работы в должности бортоператора с 16 декабря 1993 года по 31 марта 1996 года суд также не принимает во внимание данные личного дела, представленные истцом, а также данные индивидуального лицевого счета, поскольку само по себе предоставление сведений о налете часов в разрыве от характера выполняемой им работы – не в составе летного экипажа, в отсутствие доказательств выполнения специальных задач, не свидетельствует о льготном характере спорного периода по заявленному выше истцом основанию. Кроме того, за указанный период работодатель также не отразил код льготы и количество отработанных дней/месяцев по льготной профессии, указана работа на общих условиях, при том, что с 01 января 1997 года работа истца в иной должности отражена работодателем как работа в летном составе.

Требование истца о включении в специальный стаж по п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в летном составе гражданской авиации Российской Федерации в должности бортоператора ФГУП «Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд» с 01 января 1992 года по 31 декабря 1996 года - 7997,6 налет часов также не подлежат удовлетворению в части периода с 16 декабря 1993 года по 31 марта 1996 года с учетом изложенного выше, а в период с 01 апреля 1996 года по 31 декабря 1996 года с учетом материалов дела истец работал в иной должности, требования судом в указанной части рассмотрены в пределах заявленных требований согласно ст. 196 ГПК РФ.

В силу статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 25 августа 1997 года.

Истцом также заявлено требование о включении в специальный стаж по п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периода с 01 января 1997 года по 14 августа 2001 года в должности бортмеханика ФГУП «Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд», а также период с 15 августа 2001 года по 26 сентября 2001 года в должности бортмеханика ФГУП «Чебоксарское авиапредприятие».

Как следует из пояснений представителя ответчика и материалов пенсионного дела, истцу зачтены периоды работы с 01 января 1997 года по 31 декабря 2000 года, а также с 15 августа 2001 года по 26 сентября 2001 года в качестве работы в летном составе и летно-испытательном составе по Постановлению совета Министров № 459, Постановлению Правительства РФ № 537 исходя из налета часов, в общем количестве 4 года 00 месяцев 25 дней.

Таким образом, оснований для включения в специальный стаж по п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы истца с 01 января 1997 года по 14 августа 2001 года в должности бортмеханика ФГУП «Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд», периода с 15 августа 2001 года по 26 сентября 2001 года в должности бортмеханика ФГУП «Чебоксарское авиапредприятие» в судебном порядке не имеется ввиду их бесспорности со стороны пенсионного органа, налет часов учтен пенсионным органом на основании данных, представленных работодателем, а также акта документальной проверки, согласно выписке из индивидуального лицевого счета, зачтенный налет часов совпадает с количеством налета часов, указанным истцом. Расчет продолжительности льготного стажа, представленный истцом, основан на неверном применении ном действующего законодательства и подлежит отклонению. Требование истца о включении периода с 01 января 2001 года по 14 августа 2001 года в должности бортмеханика ФГУП «Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд» как работы в летном составе подлежит отклонению, поскольку доказательств достаточного налета часов в материалы дела истцом не представлено, за указанный период работодателем сведения сданы без кода льготы, а также без указания количества налета часов. Из пояснений истца следует, что летная книжка, которая относится к основному документу в подтверждение количества налета часов и льготного характера работы, им утеряна.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что истцом не доказан характер работы Смирнова А.Г. как работа в летном составе в качестве бортоператора ФГУП «Йошкар-Олинский объединенный авиаотряд» с 16 декабря 1993 года по 01 апреля 1996 года, а также отсутствуют основания для включения периода с 01 января 2001 года по 14 августа 2001 года ввиду отсутствия необходимого количества налета часов.

Ссылки представителя истца о необходимости зачета спорных периодов без учета его занятости до 2002 года в течение полного рабочего дня, судом отклоняются как несостоятельные в силу Постановления Совмина РСФСР № 459 от 04 сентября 1991 года.

Также у суда не имеется оснований для включения в судебном порядке периодов с 01 января 1997 года по 31 декабря 2000 года, с 15 августа 2001 года по 26 сентября 2001 года как работа в летном составе с отражением налета часов, поскольку данные периоды пенсионным органом учтены истцу в бесспорном порядке.

Само по себе не отражение пенсионным органом данных периодов по п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в решении не свидетельствует о неправомерных действиях ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РМЭ, поскольку расчетная пенсия и расчет страхового и специального стажа определены по пункту 15 ч. 1 статьи 30 указанного Федерального закона, как наиболее выгодный вариант определения размера пенсии для истца.

С учетом вышеизложенного, оснований для отмены решения ГУ Управление Пенсионного фонда России по г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл (правопреемник ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Марий Эл от 31 мая 2021 года № 19801/21 в части отказа во включении в льготный стаж ряда периодов и об отказе в назначении пенсии у суда не имеется.

Требование истца о признании незаконным отказа ГУ Отделение Пенсионного фонда России по Республике Марий Эл об отказе в назначении льготной досрочной страховой пенсии по п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», выразившееся в виде представленного ответчиком дополнения к возражениям на иск № 5566/986 от 31 августа 2022 года также подлежит отклонению, поскольку сама по себе правовая позиция ответчика, представленная в ходе судебного разбирательства по данному спору, не отвечает признакам решения пенсионного органа. Кроме того, истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости именно по п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» не обращался, как следует из пояснений ответчика и материалов дела, право на льготную пенсию по данному основанию у истца не возникло с учетом наличия льготного стажа 4 года 6 месяцев 11 дней.

Таким образом, требования истца о признании незаконным отказов в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный летный стаж периодов работы, включении периодов работы в льготный страховой стаж по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Суд, в соответствии со ст. 196 ГПК РФ, рассмотрел дело в пределах заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Смирнова Александра Геннадьевича к ГУ Отделение Пенсионного фонда России по Республике Марий Эл о признании незаконным отказов в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный летный стаж периодов работы, включении периодов работы в льготный страховой стаж отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Йошкар-Олинский городской суд РМЭ в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья М.В. Митькова

Мотивированное решение

составлено 28.09.2022 года.

Решение03.10.2022