2-3915/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2013 года
Октябрьский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Глазковой Т.Г.,
при секретаре Солодкевич О.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа г. Омска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ответчику индивидуальному предпринимателю ФИО1, о признании незаконными действий по эксплуатации нежилых помещений по адресу: г. Омск, <адрес> с нарушением требований пожарной безопасности, о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Центрального административного округа предъявил в Октябрьском районном суде города Омска вышеуказанное исковое заявление в защиту неопределённого круга лиц, в котором – с учетом уточнения исковых требований - просил признать незаконными действия ответчика по эксплуатации нежилых помещений по адресу: г. Омск, <адрес> с нарушением требований пожарной безопасности, возложить обязанность по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель истца –помощник прокурора Центрального административного округа г. Омска Виджюнас А.Г. поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании признал, что имеются нарушения требований пожарной безопасности, перечисленные в окончательном варианте уточненного искового заявления. Меры к устранению нарушений предпринимаются. Не признал исковые требования о незаконности действий ИП ФИО1, эксплуатирующего нежилые помещения с нарушением требований пожарной безопасности.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом. Об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области ФИО3 в судебном заседании пояснил, что нарушения требований пожарной безопасности имеются, неоднократно выдавались предписания об их устранении.
Третье лицо – ФИО4 в судебном заседании не имел дополнений по существу дела.
Третье лицо – ФИО5 в судебном заседании не участвовала, извещена надлежащим образом. Об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из правоотношений, в том числе, в области промышленной и пожарной безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Положениями статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» на собственников имущества, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководителей организаций возложена обязанность обеспечения своевременного выполнения требований пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее - ППР № 390) настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
При этом статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.10.2006 ФИО1 является собственником помещения по адресу: <...>.
Проверка требований пожарной безопасности была проведена прокуратурой ЦАО г. Омска на основании поступившего 18.10.2012 информационного письма начальника отдела надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области. Согласно данному письму, в период с 2010 по 2012 год на эксплуатируемом объекте защиты по адресу: г. Омск, <адрес>, принадлежащем ИП ФИО1, произошло 5 пожаров.
В результате прокурорской проверки в отношении ФИО1 было вынесено прокурором Центрального административного округа г. Омска постановление о возбуждении дела об административном правонарушении № от 28.01.2013, по результатам рассмотрения которого 05.03.2013 заместитель главного государственного инспектора Центрального административного округа г. Омска по пожарному надзору КВП вынес в отношении ИП ФИО1 постановление № о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей по частям 1, 3, 4, 8 статьи 20.4 КоАП РФ. Постановление не обжаловалось и вступило в законную силу 05.04.2013. Штраф оплачен 28.03.2013.
Кроме того, в отношении ФИО1 заместитель главного государственного инспектора Центрального административного округа г. Омска по пожарному надзору КВП внес представление № от 05.03.2013 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно ответу ИП ФИО1 нарушения планируется устранить к марту 2014 года.
Вместе с тем, по аналогичным основаниям ИП ФИО1 выдавалось предписание № от 03.11.2011 со сроками устранения нарушений до 01.06.2012, предписание № от 06.07.2012 со сроками устранения нарушений до 20.10.2012.
Эксплуатация Торгового комплекса «<данные изъяты>» по адресу: г. Омск, <адрес> осуществляется со следующими нарушениями требований пожарной безопасности:
- не обеспечен подъезд пожарных автомобилей по всей длине здания «склад готовой продукции», с двух сторон (пункт 3.46* СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий», пункт 8.3.18 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утверждённых и введённых в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области» от 30 сентября 2008 года №22-п, ст.63, ст. 151 ч.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- расстояние между зданием «цех №3» и зданием «склад» составляет пять метров (требуемое - не менее 10 метров) (пункт 4.3 СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», ст.69 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- расстояние от газгольдера для горючего газа (изобутан) до здания «цех №3» составляет пять метров (требуемое – не менее 36 метров) (пункт 3.35 - таблица 3 – пункт 8 СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий», ст.151 ч.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- не обеспечен подъезд пожарных автомобилей с двух сторон по всей длине здания «цех № 3» (фактически обеспечен подъезд пожарных автомобилей с одной стороны (пункт 3.46* СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий», пункт 8.3.18 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утверждённых и введённых в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области» от 30 сентября 2008 года №22-п, ст.63, ст.151 ч.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- в конце тупикового проезда, расположенного между зданием «цех №3» и зданием «цех №2» отсутствует площадка для разворота пожарной техники размером не менее 16x16 метров (пункт 8.3.15 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утверждённых и введённых в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области» от 30 сентября 2008 года №22-п, ст.63, ст. 151 ч.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- расстояние между зданием «цех №4» и зданием «строящаяся электростанция» 6,2 метра (требуемое: не менее 12 метров) (пункт 3.32 таблица 1* СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий», пункт 6.1.2 СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», ст. 69, ст.151 ч. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №-423-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- в конце тупикового проезда, расположенного между зданием «цех №4» и зданием «строящаяся электростанция» отсутствует площадка для разворота пожарной техники размером не менее 16x16 метров (пункт 8.3.15 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утверждённых и введённых в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области» от 30 сентября 2008 года №22-п, ст.62, ст.151 ч.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- на обводных линиях хозяйственно-питьевого водопровода не установлены задвижки с электроприводом, для обеспечения требуемого расхода воды на нужды пожаротушения (пункт 4.2.7 СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», ст.62. ст. 106 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- расстояние от газгольдера для горючего газа (изобутан) до открытой площадки для хранения готовой продукции — 13,5 метра (требуемое: не менее 48 метров) (пункт 3.35 – таблица 3 – пункт 5 СНиП П-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий», ст.69, ст. 151 ч.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
На основании изложенного суд пришёл к выводу о том, что противопожарная защищенность нежилых помещений, эксплуатируемых ИП ФИО1, не соответствует требованиям пожарной безопасности, что свидетельствует о незаконности действий ИП ФИО1, и может привести к возникновению угрозы жизни и привести к массовой гибели людей.
В этой связи, не принятие ИП ФИО1 мер по соблюдению пожарной безопасности не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем, исковые требования прокурора ЦАО города Омска о возложении на ИП ФИО1 обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в Торговом комплексе «Амур» и прилегающих эксплуатируемых ИП ФИО1 строениях, суд находит подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора Центрального административного округа г. Омска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ответчику индивидуальному предпринимателю ФИО1.
Признать незаконными действия индивидуального предпринимателя ФИО1 по эксплуатации нежилых помещений по адресу: г. Омск, <адрес> с нарушением требований пожарной безопасности.
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанность устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности в эксплуатируемых нежилых помещениях по адресу: г. Омск, <адрес>:
- не обеспечен подъезд пожарных автомобилей по всей длине здания «склад готовой продукции», с двух сторон (пункт 3.46* СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий», пункт 8.3.18 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утверждённых и введённых в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области» от 30 сентября 2008 года №22-п, ст.63, ст. 151 ч.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- расстояние между зданием «цех №3» и зданием «склад» составляет пять метров (требуемое - не менее 10 метров) (пункт 4.3 СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», ст.69 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- расстояние от газгольдера для горючего газа (изобутан) до здания «цех №3» составляет пять метров (требуемое – не менее 36 метров) (пункт 3.35 – таблица 3 – пункт 8 СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий», ст.151 ч.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- не обеспечен подъезд пожарных автомобилей с двух сторон по всей длине здания «цех № 3» (фактически обеспечен подъезд пожарных автомобилей с одной стороны (пункт 3.46* СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий», пункт 8.3.18 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утверждённых и введённых в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области» от 30 сентября 2008 года №22-п, ст.63, ст.151 ч.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- в конце тупикового проезда, расположенного между зданием «цех №3» и зданием «цех №2» отсутствует площадка для разворота пожарной техники размером не менее 16x16 метров (пункт 8.3.15 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утверждённых и введённых в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области» от 30 сентября 2008 года №22-п, ст.63, ст. 151 ч.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- расстояние между зданием «цех №4» и зданием «строящаяся электростанция» 6,2 метра (требуемое: не менее 12 метров) (пункт 3.32 таблица 1* СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий», пункт 6.1.2 СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», ст. 69, ст.151 ч. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №-423-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- в конце тупикового проезда, расположенного между зданием «цех №4» и зданием «строящаяся электростанция» отсутствует площадка для разворота пожарной техники размером не менее 16x16 метров (пункт 8.3.15 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утверждённых и введённых в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области» от 30 сентября 2008 года №22-п, ст.62, ст.151 ч.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- на обводных линиях хозяйственно-питьевого водопровода не установлены задвижки с электроприводом, для обеспечения требуемого расхода воды на нужды пожаротушения (пункт 4.2.7 СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», ст.62. ст. 106 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- расстояние от газгольдера для горючего газа (изобутан) до открытой площадки для хранения готовой продукции — 13,5 метра (требуемое: не менее 48 метров) (пункт 3.35 – таблица 3 – пункт 5 СНиП П-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий», ст.69, ст. 151 ч.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья ______________________ Т.Г. Глазкова
Решение в окончательной форме принято 27 ноября 2013 года.
Судья ______________________ Т.Г. Глазкова