Дело № 2-3916/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2017 года город Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе председательствующего по делу судьи Замотринской П.А.,
при секретаре Иванове М.С.,
при участии представителя при участии представителей ответчика ФКУ центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Саратовской области ФИО2 действующего на основании доверенности № от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФКУ центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Саратовской области о признании права собственности на маломерное судно, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию указанного маломерного судна и права собственности на него,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с исковыми требованиями к ФКУ центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Саратовской области, в обоснование которых указала, что <дата> году ей было приобретено моторное маломерное судно «<данные изъяты>», тип судна - Мотолодка, материал корпуса - сталь, композит, длина - 13,2 м., ширина - 3,17 м., высота надводного борта - 1,1 м., высота борта на миделе - 1,55 м., осадка не более - 0,45 м., объемное водоизмещение - 5,85 т., масса с оборудованием и снабжением - 7850 кг., пассажировместимость, чел - 12, количество кают - 1, объем судового помещения - 27,75 р.т., способ изготовления - самострой, 2014 года постройки, по цене 50 000 рублей, что подтверждается договором купли-продажи от <дата>. Данное судно подлежит государственной регистрации маломерных судов, используемого в некоммерческих целях, в реестре маломерных судов, согласно Федеральному закону от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» (с изменениями и дополнениями) п. 1.1.подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха. <дата> она обратилась в ГИМС МЧС России с заявлением в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Саратовской области» за государственной услугой по освидетельствованию и классификации маломерного судна, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2013 года № 820 «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Результатом государственной услуги по освидетельствованию и классификации маломерного судна стало заключение по освидетельствованию и классификации маломерного судна №, в котором по результатам классификации орган классификации подтверждает, что предъявленное к осмотру судно является маломерным судном. <дата> она обратилась в орган регистрации ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Саратовской области» с заявлением государственной регистрации маломерного судна, используемого в некоммерческих целях, в реестре маломерных судов. Результатом предоставления государственной услуги стал отказ в государственной регистрации судна в реестре маломерных судов, за № от <дата>. В котором согласно п. 35 и п. 38 Приказа МЧС России № от <дата> и п.4 Приказа МЧС России от <дата>№ ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Саратовской области» отказывает мне в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна. Отсутствие государственной регистрации права собственности на лодку не позволяет ей в полном объеме осуществлять права собственника в отношении принадлежащего ей имущества. На основании изложенного истец просит признать за ней, право собственности на маломерное судно «<данные изъяты>», тип судна - Мотолодка, материал корпуса - сталь, композит, длина - 13,2 м., ширина - 3,17 м., высота надводного борта - 1,1м., высота борта на миделе - 1,55 м., осадка не более - 0,45 м., объемное водоизмещение - 5,85 т., масса с оборудованием и снабжением - 7850 кг., пассажировместимость, чел - 12, количество кают - 1, объем судового помещения - 27,75 р.т., способ изготовления - самострой, год постройки — 2014 года; обязать ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Саратовской области» осуществить государственную регистрацию указанного маломерного судна и права собственности на него.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснил, что объект не является маломерным судном, не соответствует техническим регламентам и не может использоваться для целей судоходства, объект не завершен строительством, маломерным судном не является, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При таких обстоятельствах с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Изучив доводы искового заявления, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что <дата> между ФИО1 и ФИО3 был заключен договор купли-продажи маломерного судна «<данные изъяты>», обладающего следующими характеристиками: тип судна – мотолодка, материал корпуса – сталь, композит, длина – 13,2 метра, ширина – 3,17 метра, высота надводного борта – 1,1 м, высота борта на миделе – 1,55 м, осадка не более – 0,45 м., объемное водоизмещение – 5,85 т, масса с оборудованием и снаряжением – 27,75 р.т., способ изготовления – самосторой, год постройки – 2014 год, стоимость маломерного судна составляет 50 000 рублей 00 копеек (л.д. 8 – договор купли-продажи, л.д. 9 – расписка в получении денежных средств).
<дата> ФИО3 обратилась в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Саратовской области» с заявлением о регистрации судна в реестре маломерных судов (л.д. 11).
Заключением по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию и (или) классификации маломерного судна № от <дата>, выданным ФКУ центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Саратовской области, судно признано непригодным к плаванию, не определена плавучесть судна, установлено отсутствие противопожарного оборудования и средств, бытовых нагревательных установок, рулевого устройства, якорных и швартовых устройств, сигнальных устройств и огней, парусов и такелажа, электрооборудования, радиосвязи и радиолокации, навигационного оборудования, спасательных средств, спасательных средств, комплектации предметами снаряжения (л.д. 10).
<дата> ФИО3 ФКУ центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Саратовской области был дан ответ о том. что заявленное ею сооружение не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза от <дата>№, а именно ст. 4 требований безопасности к маломерным судам, спасательным средствам и оборудованию для маломерных судом (л.д. 12).
В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации подразумевает под судном - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Как указано ч. 1 и 2 ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации суда могут находиться в любой собственности. Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
Согласно п.п. 3-5 ст. 16 указанного выше кодекса под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу требований ч. 1 и 2 ст. 13 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации каждое судно, подлежащее государственной регистрации, должно иметь свое название или номер. Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер.
Основания государственной регистрации судна указаны в ч. 1 и ч. 1.1 ст. 18 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в соответствии с которыми основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются:
акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции;
договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
свидетельство о праве на наследство;
вступившее в законную силу решение суда;
свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основаниями государственной регистрации строящегося судна и прав на него являются договор на постройку судна и заключение организации, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранного классификационного общества, уполномоченного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, о закладке киля или о проведении равнозначных строительных работ.
ФИО3, заявляя требование о признании за ней права собственности на судно, оспаривает и выражает несогласие с заключением по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию и (или) классификации маломерного судна № от <дата>, выданным ФКУ центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Саратовской области.
В обоснование требований ею приложен протокол испытаний судна № от <дата>, составленный ООО «<данные изъяты>», в котором указаны его тип, материал, размеры, параметры, запас плавучести, год постройки (л.д. 31-32).
При этом заключения о пригодности к судна к судоходству представленное доказательство не содержит.
В силу ч. 1 и 2 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
Порядок наделения организаций, в том числе иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, включая требования, которым они должны соответствовать, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов с выдачей свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса и подтверждающих соответствие судов этим правилам.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 года № 33 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», который устанавливает требования к маломерным судам, спасательным средствам и (или) оборудованию для маломерных судов в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей).
В соответствии со ст. 3 указанного выше Технического регламента маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза в соответствии со статьей 8 настоящего технического регламента Таможенного союза.
Датой ввода в эксплуатацию маломерного судна является дата его государственной регистрации.
Маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускаются к выпуску в обращение на рынке.
Документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза при выпуске в обращение, являются:
для маломерных судов, оценка (подтверждение) соответствия которых проводилась в форме классификации - свидетельство о классификации маломерного судна;
для маломерных судов, спасательных средств и (или) оборудования для маломерных судов, оценка (подтверждение) соответствия которых проводилась в форме сертификации - сертификат соответствия.
С целью установления того, относится ли объект под названием объект под названием «<данные изъяты>» к маломерным судам или к объекту незавершенного строительства, соответствует ли объект под названием «<данные изъяты>» требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (№№) судом по ходатайству представителей ответчика была назначена экспертиза.
Согласно заключению ООО «<данные изъяты>» от <дата> исследуемый объект, именуемый как «<данные изъяты>» не может относиться к маломерным судам, так как не укомплектован, недооборудован (не оснащен) в соответствии с Требованиями безопасности Технического регламента, отсутствует необходимая эксплуатационная документация. Учитывая вышеуказанное исследуемый объект следует отнести к объектам незавершенного строительства, так как на текущий момент он не может использоваться по своему назначению, не осуществлен ввод его в эксплуатацию, находится на этапе строительства.
Ни одно из требований безопасности, предъявляемым к маломерным судам, указанным в ст. 4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (№№), не обеспечено (отсутствует) в исследуемом объекте.
Таким образом, исследуемый объект «<данные изъяты>» не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (№) (л.д. 100-117).
Экспертное заключение представляет собой комплексное экспертное исследование, содержат подробные описания проведенных исследований, к экспертизе приложены документы, подтверждающие квалификацию эксперта. Экспертиза является судебной, перед ее проведением эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения. Сделанные в результате исследований выводы мотивированны и ясны, не доверять заключению эксперта у суда оснований не имеется, заключение эксперта не противоречит всем исследованным по делу доказательствам, в том числе, - и представленным самим истцом, в связи с чем суд кладет экспертизу в основу судебного решения.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Статьями 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, а решение суда основывается на совокупности всех представленных сторонами доказательств.
Оценка относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности является исключительной прерогативой суда.
При таких обстоятельствах, оценивая все представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО3 о признании за ней права собственности на маломерное судно «<данные изъяты>», тип судна - Мотолодка, материал корпуса - сталь, композит, длина - 13,2 м., ширина - 3,17 м., высота надводного борта - 1,1м., высота борта на миделе - 1,55 м., осадка не более - 0,45 м., объемное водоизмещение - 5,85 т., масса с оборудованием и снабжением - 7850 кг., пассажировместимость, чел - 12, количество кают - 1, объем судового помещения - 27,75 р.т., способ изготовления - самострой, год постройки — 2014 года; возложении обязанности на ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Саратовской области» осуществить государственную регистрацию указанного маломерного судна и права собственности на него.
В силу требований ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу положений ст.94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:
суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;
расходы на оплату услуг представителей;
расходы на производство осмотра на месте;
компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса;
связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами;
другие признанные судом необходимыми расходы.
Директором ООО «<данные изъяты>» подано заявление о распределении судебных расходов на производство экспертизы в размере 26 000 рублей 00 копеек (л.д. 101).
Указанные судебных расходы подлежат взысканию с истца в пользу экспертного учреждения, как со стороны, проигравшей спор.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к ФКУ центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Саратовской области о признании права собственности на маломерное судно, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию указанного маломерного судна и права собственности на него отказать.
Взыскать с ФИО3 в пользу ООО «<данные изъяты>» расходы по оплате экспертизы в размере 26 000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись П.А. Замотринская