ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3918/17 от 16.10.2017 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

г. Санкт-Петербург

Дело № 2-3918/17 16 октября 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Колосовой Т.Н.,

При секретаре Ивановой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3 к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления.

В обоснование иска указали, что с 15.03.1990 состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с учетом льготы многодетной семьи, однако жилое помещение по договору социального найма им до настоящего времени не предоставлено. Вместе с тем согласно годовому жилищному плану на 2010 год, утвержденному распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 10.03.2010 № 65-р «О жилищном плане на 2010 год», предоставлялись жилые помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включенным в план обеспечения жилыми помещениями по состоянию на 01.01.2010, в том числе многодетным семьям, имеющим 3-х и более детей и вставшим на учет до 01.01.1992. Согласно годовому жилищному плану на 2011 год, утвержденному распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 03.02.2011 № 33-р, предоставлялись жилые помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе многодетным семьям, имеющим 3-х и более детей, вставшим на учет до 01.01.2010. Согласно годовому жилищному плану на 2012 год, утвержденному распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 08.02.2012 № 85-р также предоставлялись жилые помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе многодетным семьям, имеющим 3-х и более детей, ставшим на учет уже до 01.01.2011 года. Истцы полагали, что в соответствии с вышеуказанными распоряжениями и с учетом того, что их семья была принята на учет до 01.01.1992, как многодетная, имеющая более 3-х детей, нуждающаяся в жилом помещении по договору социального найма, жилое помещение должно быть им предоставлено еще к 2010 году. Однако до настоящего времени ответчик не обеспечил жилым помещением, чем нарушает их жилищные права и интересы.

ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3 В судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в свое отсутствие, направили в суд своего представителя ФИО4, действующего на основании доверенностей, который в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Представитель третьего лица Жилищного комитета Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о его слушании извещен надлежащим образом, на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, семья истцов на основании ордера <№> от 26.08.1985 года проживает в комнате площадью 17.40 кв.м отдельной трехкомнатной квартире общей площадью 75,10 кв.м, жилой площадью 51,00 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.

Семья ФИО3 в составе из четырех человек состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга с 15.03.1990 года на основании распоряжения №265, учтена льгота «многодетная семья, имеющие 3-х и более детей, проживающих совместно с родителями».

В соответствии с Годовым жилищным планом семья Таркан включена в списки плановых очередников, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга для предоставления гражданам, являющимся плановыми очередниками, предоставляются в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга Жилищным комитетом.

Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что в 3 квартале 2014 года Жилищным комитетом в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга были переданы жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга для предоставления многодетным семьям, имеющим 3-х и более детей, проживающих совместно с родителями, подлежащим обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Годовым жилищным планом, в том числе и на семью Таркан. Все жилые помещения, переданные Жилищным комитетом, предоставлены многодетным семьям, имеющим 3-х и более детей, проживающих совместно с родителями, подлежащим обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Годовым жилищным планом, от которых были получены согласия на вселение. Семье Таркан неоднократно письменно направлялись приглашения в администрацию Красногвардейского района для получения смотрового листа. В указанные в письмах администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга сроки истцы не явились (л.д. 13).

Согласно п. 2.4.3 «ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст, многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом названный стандарт устанавливает термины и определения понятий в области социального обслуживания населения.

В соответствии со ст. 2 Социального кодекса Санкт-Петербурга (Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132) многодетная семья - семья (неполная семья), имеющая в своем составе трех и более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), в возрасте до 18 лет (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 28.12.2012).

Непосредственно Закон Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», определяющий в части 2 статьи 1 категории лиц, принимаемых в Санкт-Петербурге на учет нуждающихся в жилых помещениях, называет в числе таких категорий (с учетом иных критериев) многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (абзац введен Законом Санкт-Петербурга от 05.05.2006 № 221-32). А после внесения в данную норму изменений на основании Закона Санкт-Петербурга от 02.12.2015 № 754-151 установлены следующие категории лиц, принимаемых на учет (с учетом иных критериев): граждане, имеющие трех или четырех несовершеннолетних детей; граждане, имеющие пять и более несовершеннолетних детей; граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, которые рождены одновременно; граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, в числе которых ребенок-инвалид (дети-инвалиды).

Системный анализ данных норм показывает, что семья относится к числу многодетных при наличии трех и более несовершеннолетних детей, то есть, по общему правилу, детей, не достигших возраста 18 лет. В связи с чем, по достижении в такой семье одним или несколькими детьми возраста совершеннолетия семья по смыслу закона не может считаться многодетной, следовательно, на данную семью не могут быть распространены льготы и гарантии, предусмотренные действующим законодательством для многодетных семей. Наличие права на соответствующие льготы и гарантии должно иметь место в момент его реализации.

В семье истцов все дети достигли совершеннолетия к 2005 г., в связи с чем, семья истцов перестала отвечать критериям отнесения семьи к числу многодетных.

В соответствии со статьей 17 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также иным категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным законами Санкт-Петербурга.

В соответствии со статьей 16 названного Закона, с учётом объемов финансирования, предусмотренного бюджетом Санкт-Петербурга на очередной финансовый год, и количества свободных и дополнительно включаемых в состав государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга ежегодно составляются перечни категорий граждан для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма и оказания содействия в улучшении жилищных условий (отдельно по каждой из форм содействия) в очередном финансовом году. Сводный реестр указанных списков составляет годовой жилищный план.

Порядок формирования годовых жилищных планов устанавливается Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 № 1277 «О порядке формирования годовых жилищных планов».

В годовом жилищном плане указываются, в частности, наименование категорий граждан для предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе по договорам социального найма в соответствующем году.

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 10.03.2010 № 65-р утверждён жилищный план на 2010 год в Санкт-Петербурге, согласно которому в 2010 году жилые помещения предоставляются многодетным семьям, имеющим 3 и более несовершеннолетних детей, и включенным в план обеспечения жилыми помещениями по состоянию на 01.01.2010.

Таким образом, жилищный план субъекта разрабатывается исходя из объёмов бюджетного финансирования, состава жилищного фонда и содержит исчерпывающий перечень необходимых условий, которым должна отвечать семья в целях обеспечения жилым помещением в соответствующий календарный год, в том числе такое условие как наличие в семье определённого количества несовершеннолетних детей.

На таких же условиях был составлен годовой жилищный план на 2011 и 2015 годы.

Судом установлено, что исходя из даты рождения истцов по состоянию на 2010 год все дети семьи Таркан являлись совершеннолетними, в связи с чем, семья Таркан не подпадала под категорию семей, предусмотренную пп. 5.3. п. 2 годового жилищного плана на 2010 год, а также не подпадала под категорию семей, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с п. 3 годового жилищного плана на 2010 год, поскольку в силу Закона Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге» от 26.09.2007 № 466-92 не являлась многодетной семьей, имеющей право на меры социальной поддержки, предусмотренной данным законом. Согласно годовым жилищным планам на 2011, 2015 годы семья истцов также не подпадает под категорию семей, имеющих право на включение в годовой жилищный план и обеспечение жилым помещением, поскольку не относилась к категории многодетной семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей.

Из ответа Жилищного комитета от 22.02.2017 года <№> следует, что Жилищным планом, утвержденным распоряжением Жилищного комитета от 20.01.2017 года №39-р, подлежат обеспечению жилыми помещениями многодетные семьи, имеющие 3 и более несовершеннолетних детей, принятые на жилищный учет до 01.01.2013, а также многодетные семьи, имеющие внеочередное право на предоставление жилых помещений. Многодетным семьям, имеющим трех и более детей, проживающих совместно с родителями, предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в 2017 году не предусмотрено (л.д.16-17).

Исковые требования истцов, по сути, сводятся к обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке, в то время как истцы таким правом не обладают, наличие у семьи льготы - многодетная семья не порождает у истцов право на внеочередное обеспечение жилым помещением, а влечет за собой обязанность ответчика обеспечить истцов жилым помещением в порядке очередности в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ. При этом судом установлено, что право истцов на получение жилого помещения в плановом порядке до настоящего времени не наступило, доказательства обратного в материалы дела не представлены. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 56, 67, 68, 69, 71, 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3 к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Судья: подпись

Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2017 года.