ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3918/2023 от 31.07.2023 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2-3918/2023

64RS0045-01-2023-004557-15

Решение

Именем Российской Федерации

31 июля 2023 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Беляковой И.А.,

при помощнике судьи Абрамове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григоряна Саида Элхановича к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – министерство финансов Саратовской области, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма из специализированного государственного жилищного фонда области. В обоснование требований указала, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно распоряжению министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - от ДД.ММ.ГГГГ Григорян С.Э. принят на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма жилого помещения из государственного жилищного фонда области. До настоящего времени Григорян С.Э. жилым помещением не обеспечен. Ответчиком решение о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма не принято, жилое помещение не предоставлено. Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства и положения Закона Саратовской области от 02.08.2012 №123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», а также на положения Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит суд обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области общей площадью не менее 30 кв.м. в г. Саратове.

Истец Григорян С.Э. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступило.

Представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство финансов Саратовской области о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Срок действия договора найма предоставляемого специализированного жилого помещения составляет пять лет. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно п.8 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения).

Вступившая с 01 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно положениям абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу ст. 4.3. Закона Саратовской области от 28.04.2005 № 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" в Саратовской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Законом Саратовской области "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области", а именно, Законом Саратовской области № 123-ЗCO от 02.08.2012 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (далее – Закон Саратовской области № 123-ЗCO от 02.08.2012).

Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23лет (далее – лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 3).

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 5 Закона Саратовской области № 123-ЗCO от 02.08.2012 (в редакции, действующей на дату постановки истца на учет) принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (далее – специализированный жилищный учет) осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет. Принятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на специализированный жилищный учет осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений.

Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.

В ст. 6 Закона Саратовской области №123-ЗCO от 02.08.2012 определен порядок предоставления жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда лицам, указанным в ч. 1 ст. 3 настоящего Закона, достигших возраста 18 лет, которые только обратились с заявлениями по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в законодательстве обстоятельств.

Нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда установлены Законом Саратовской области от 28.04.2005 N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" и составляет для одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади (подп. г п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона).

Таким образом, правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.

Согласно материалам дела Григорян С.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец р.п. <адрес><адрес>, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении Григоряна С.Э., справкой отдела ЗАГС по Лысогорскому району Управления по жделам ЗАГС Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой родители Григоряна С.Э. не состояли в зарегистрированном браке, запись об отце со слов матери; копией решения Лысогорского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав матери Григоряна С.Э. – ФИО4, постановлением главы объединенного МО Лысогорского района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об установлении опеки над несовершеннолетними детьми, в т.ч. Григоряном С.Э.

Согласно распоряжению министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - от ДД.ММ.ГГГГ Григорян С.Э. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области.

Григорян С.Э. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральной БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, у Григоряна С.Э. не имеется в собственности жилого помещения на территории Лысогорского муниципального района.

Как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Григоряна С.Э. на недвижимое имущество.

Сведений о том, что истец улучшил свои жилищные условия, в результате чего утратил основания для предоставления жилого помещения, ответчиком не представлено.

На момент обращения в суд с иском Григорян С.Э. достиг возраста 23лет, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области был поставлен в возрасте до 18 лет. При этом ему не было предоставлено жилое помещение ни по договору социального найма, ни по договору найма специализированного жилого помещения при достижении возраста 18 лет. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Согласно ч.1.1 ст.7 Закона Саратовской области от 02.08.2012 №123-ЗСО лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе однократно по заявлению, поданному в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений, определить местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области либо по письменному согласию предоставить такое право уполномоченному государственному органу области.

На основании указанных положений закона, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Таким образом, Григорян С.Э. может быть обеспечен жилым помещением из специализированного государственного жилищного фонда области по договору найма специализированного жилого помещения в г. Саратове, общей площадью не менее 30 кв.м., которая предусмотрена Законом Саратовской области от 28.04.2005 №39-ЗCO «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».

Нахождение Григоряна С.Э. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями на момент обращения в суд не реализовано, жилое помещение не предоставлено.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании приведенных положений закона, оценивая все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Григоряна С.Э. о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Григоряна Саида Элхановича к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области удовлетворить.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Григоряну Саиду Элхановичу (паспорт ), благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 30 квадратных метров, по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в г. Саратове.

На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 07 августа 2023 года.

Судья И.А. Белякова