ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-391/20 от 02.09.2020 Судогодского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2-391/2020

УИД 33RS0018-01-2020-000503-76

Решение

именем Российской Федерации

02 сентября 2020 года город Судогда

Судогодский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Староверовой Т.И.,

при секретаре судебного заседания Заботиной С.А.

с участием:

представителя прокуратуры Судогодского района ФИО1,

истца ФИО2,

представителя ответчика – администрации МО «Судогодский район» Владимирской области ФИО3,

представителя ответчика – Департамента образования Владимирской области ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Судогодского района Владимирской области, действующего в интересах ФИО2 к администрации МО «Судогодский район» Владимирской области, Департаменту образования Владимирской области о признании незаконным постановления от 16 июня 2014 года №1213 «Об исключении из списка по МО «Судогодский район» детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями ФИО5 (ФИО7) М.В.», обязании восстановить в писке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения,

установил:

Прокурор Судогодского района, действующий интересах ФИО2, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области, Департаменту образования Владимирской области, в котором, с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ просит:

-признать незаконным постановление администрации МО «Судогодский район» от 16 июня 2014 года № 1213 «Об исключении из списка по МО «Судогодский район» детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежали обеспечению жилыми помещениями ФИО5 (ФИО7) М.В.»;

- обязать Департамент образования Владимирской области восстановить ФИО2, ... года рождения, в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Владимирской области;

-обязать администрацию МО «Судогодский район» предоставить ФИО2 благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО14 (ФИО7) М.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Ее мать – Р. умерла ..., отец – Р. решением Судогодского районного суда от 17 февраля 2009 года лишен родительских прав.

Постановлением главы администрации г. Судогда от 01 февраля 2010 №12 истец, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставлена на соответствующий учет.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и де5тей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 1 января 2013 г., должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 1 января 2013 года в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 159-ФЗ с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.

На 01 января 2013 года ФИО2 право на обеспечение жильем, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовано не было.

Постановлением главы администрации г. Судогда от 09 декабря 2013 года № 449 ФИО2 представлено жилое помещение общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: ..., 18 декабря 2013 года с ней был заключен договор социального найма. Указанное жилое помещение представляло собой комнату в общежитии (жилая площадь ...

Постановлением администрации МО «Судогодский район» № 1213 от 16 июня 2014 года ФИО2 исключена из списка лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по МО «Судогодский район» в связи с предоставлением ей жилого помещения по договору социального найма от 18 декабря 2013 года № 1133. Уведомление о принятии названного решения в адрес ФИО2 администрацией района не направлялось. В настоящее время вышеуказанное постановление во исполнение представления прокурора было отменено.

Решением Совета народных депутатов г. Судогда и Судогодского района Владимирской области от 21 марта 2007 года № 18/3 установлена учетная норма площади жилого помещения не менее 9 кв.м. Жилое помещение по адресу: ..., предоставлено ФИО2 и члену ее семьи – сыну Е.... года рождения. Поскольку, предоставленное ФИО2 и ее сыну муниципальное жилое помещение площадью 12,2 кв.м. менее учетной нормы жилой площади на человека в г. Судогда, то на момент издания оспариваемого постановления, являлось фактом невозможности проживания ребенка-сироты в указанном жилом помещении.

Кроме того, по договору социального найма наймодатель предоставил нанимателю коммунальные услуги: электроснабжение, газоснабжение, в том числе газ в баллонах, холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление). Проведенной выездной проверкой установлено отсутствие предоставления наймодателем коммунальных услуг по газоснабжению и горячему водоснабжению.

Таким образом, установленная законом обязанность по предоставлению ФИО2 по договору найма специализированного жилого попущения в виде жилого дома, либо квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по номам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, администрацией МО «Судогодский район» не была исполнена.

Поскольку до настоящего времени в нарушение требований пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право ФИО2 на жилье по договору найма специализированного жилого помещения не реализовано, прокурор обратился в суд в защиту ее прав и законных интересов.

Определением Судогодского районного суда от 02 сентября 2020 года производство по исковым требованиям в части признания незаконным постановления от 16 июня 2014 года №1213 «Об исключении из списка по МО «Судогодский район» детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечении жилыми помещениями ФИО5 (ФИО7) М.В.», прекращено в связи с отказом истца ФИО2 и прокурора Судогодского района от исковых требований в данной части.

Представитель прокуратуры Судогодского района Владимирской области – ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования, с учетом их уточнения по доводам, указанным в иске.

Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, по доводам, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что после окончания обучения в училище, она неоднократно обращалась в администрацию по вопросу предоставления ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения. В декабре 2013 года, ей, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей было предоставлено по договору социального найма жилое помещение, общей площадью 12,2 кв.м., при этом ей было разъяснено, что жилье ей предоставляется на состав семьи – 2 человека (она и ее несовершеннолетний сын), является временным, что в течение 2014 года ей предоставят другое благоустроенное жилое помещение. Предоставленное жилое помещение, фактически предоставляло собой комнату в бывшем общежитии, без отдельной кухни, прихожей и ванны. В доме отсутствовала газ и горячая вода. Она была вынуждена зарегистрироваться в данном жилом помещении, однако проживать в нем с ребенком не смогла, из-за отсутствия нормальных бытовых условий. После предоставления ей данного жилья, она не была снята с очереди на получение жилого помещения и до сих пор состоит на учете в качества нуждающейся в жилье. О том, что в июне 2014 года она была исключена из списка лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по МО «Судогодский район ее не уведомляли, в связи с чем она считала, что состоит в указанном списке и имеет право на получение жилья, как ребенок-сирота, оставшаяся без попечения родителей.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, указав, что истец ФИО2 стоит в очереди на законных основаниях как ребенок сирота с 01 февраля 2010 года на основании постановления главы администрации г. Судогда за № 12. В 2013 году по этому основанию Постановлением главы от 9 декабря 2013 года за № 449 истцу предоставлена отдельная квартира по адресу: .... С ФИО2 заключили договор социального найма, в этот договор вписан был ее сын на основании ее личного заявления. В 2014 году ФИО2, на основании Постановления администрации Судогодского района № 1213 от 16.06.2014 исключили из списков лиц, оставшихся без обеспечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Однако из очереди числа нуждающихся ее не исключили и об этом истцу было известно. В настоящее время истец стоит в очереди на общих основаниях, так как у нее трое детей, она стоит, как многодетная мама под номером 2. Оспариваемое постановление действительно администрацией отменено, однако это администрацию ни к чему не обязывает, поскольку списки формирует областное Управление образования. На основании всего изложенного, администрация Судогодского района считает, что свои обязательства по обеспечению жилым помещением ФИО2 как ребенка-сироты были выполнены в 2013 году. На сегодняшний день ФИО2 стоит в общей очереди по льготным основаниям, но в списках как ребенок сирота она не состоит, поэтому администрация Судогодского района просит в иске отказать.

Представитель третьего лица – Департамента образования Владимирской области ФИО4, в судебном заседании полагала предъявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. ФИО6 являлась лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации города Судогда Судогодского района Владимирской области от 01.02.2010 № 12 она признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставлена на учет. В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 № 398 сведения о ФИО2 были направлены в Департамент образования и включены в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья.

Постановление Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 № 398 утратило силу 20.05.2013. Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.05.2013 № 542 утвержден новый Порядок ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, вступивший в силу с 25.05.2013.

Во исполнение нового порядка, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 15.05.2013 № 542, Департаментом образования сформирован Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области. В данный список включены лица, сведения о которых были указаны на 01.04.2012 в Сводном списке, в случае, если на 01.01.2013 они не реализовали свое право на жилое помещение. Сведения о ФИО2 были включены в Сводный список.

В 2013 году согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 15.05.2013 № 542 органы местного самоуправления формировали список детей- сирот (лиц), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании, и ежеквартально представляли его в Департамент образования. Департамент образования формировал сводный список детей-сирот (лиц), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с представляемыми списками по муниципальному образованию Судогодский район сведения о ФИО2 включались в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, по состоянию на 01.07.2012, 01.10.2012, 01.01.2013, 01.04.2013, 01.07.2013, 01.10.2013, 01.01.2014 и 01.04.2014.

Постановлением администрации г. Судогда Владимирской области от 09.12.2013 № 449 ФИО2 предоставлено муниципальное жилое помещение по договору социального найма, который заключен 18.12.2013.

В соответствии с абзацем 4 пункта 10 постановления Губернатора Владимирской области от 15.05.2013 № 542 и на основании постановления администрации муниципального образования «Судогодский район» от 16.06.2014 № 1213 ФИО2 исключена из списка по муниципальному образованию «Судогодский район» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с предоставлением муниципального жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, ФИО2 исключена из Сводного списка в соответствии с действующим на момент исключения законодательством, следовательно, не может быть восстановлена в указанном списке.

С 18.12.2013 до настоящего времени ФИО2 является нанимателем по договору социального найма жилого помещения. Следовательно, на основании вышеуказанных нормативных правовых актов ФИО2 может быть включена в список при условии, если будет установлен факт невозможности проживания в занимаемом жилом помещении. Однако в настоящее время факт невозможности проживания в данном помещении не установлен. С заявлением об установлении факта невозможности проживания в орган местного самоуправления ФИО2 не обращалась. Следовательно, в настоящее время ФИО2 не обладает правом на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и не может быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01 января 2013 года установлены новые правила предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, которые по состоянию на 01 января 2013 года не реализовали свое право на обеспечение жилым помещением.

Данным Федеральным законом пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации был признан утратившим силу с 01 января 2013 года, а пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции, в соответствии с которой с 01 января 2013 года детям-сиротам и лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п.7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу п.3 ст. 8 вышеуказанного Закона обеспечение жилыми помещениями лиц соответствующей категории производится в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Аналогичные нормы содержатся в статье 8 Закона Владимирской области от 01 декабря 2004 года №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в соответствии с изменениями, вступившими в силу с 01 января 2013 года).

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в т.ч. если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 3 ч. 4 ст. 8).

Жилые помещения предоставляются указанной категории граждан по окончанию срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и лиц из их числа, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно повторному свидетельству о рождении ...... от ..., актовая запись о рождении ... составленная ... бюро ЗАГС ..., ФИО7 родилась .... В графе отец указан- Р., в графе мать- Р. (л.д.12).

Постановлением Главы Судогодского района Владимирской области № 900 от 10 июня 2009 года несовершеннолетняя ФИО7 направлена в детское государственное учреждение, в связи с тем, что мать Р. умерла ..., отец Р. лишен родительских прав решением Судогодского районного суда от 17 февраля 2009 года, вступившим в законную силу 27 февраля 2009 года. За ФИО7 сохранено право пользование жилым помещением по адресу: ... (л.д.13).

21 января 2010 года ФИО7 обратилась в администрацию г. Судогдла с заявлением о постановке ее на льготную очередь для получения жилья, в связи с тем, что закрепленное жилье не соответствует санитарным нормам (л.д.11)

Решением жилищной комиссии при администрации г. Судогда городское поселение от 28 января 2010 года, утвержденным постановлением администрации г. Судогда городское поселение Судогодского района №12 01 февраля 2010 года, ФИО7 признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставлена на учет (л.д.14-15).

На дату включения истицы в Список ее жилищная обеспеченность оценивалась с учетом проживания в квартире по адресу: ... общей площадью ...м - 5 человек, т.е. на каждого проживающего в данном помещении приходится по ... кв. м общей площади, что менее учетной нормы (9 кв. м), установленной Решением Совета народных депутатов г. Судогда Судогодского района Владимирской области от 21 марта 2007 года №18/3 (л.д.82).

Судом установлено, что с сентября 2010 года по июнь 2013 года истец проходила обучение в ГБОУ НПО ВО «Профессиональное училище ...», где ей на момент получения образования было предоставлено общежитие.

28 ноября 2013 года истец вступила в брак с Е. после чего ей была присвоена фамилия Ерофеева (л.д.78 оборот.).

Также установлено, что в 2013 году согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 15 мая 2013 года № 542 администрация МО «Судогодский район» формировали список детей- сирот (лиц), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании, и ежеквартально представляли его в Департамент образования, который формировал сводный список детей-сирот (лиц), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с представляемыми списками по муниципальному образованию Судогодский район сведения о ФИО2 Департаментом образования включались в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, по состоянию на 01.07.2012, 01.10.2012, 01.01.2013, 01.04.2013, 01.07.2013, 01.10.2013, 01.01.2014 и 01.04.2014 (л.д.90-106).

Таким образом, на 01 января 2013 года, истцом не было реализовано право на жилое помещение.

На основании постановления администрации города Судогда Владимирской области лот 09 декабря 2013 года № 449 ФИО2 предоставлено по договору социального найма жилое помещение площадью 12,2 кв.м, по адресу: ..., как ребенку оставшемуся без попечения родителей (л.д.20). На основании данного постановления с ФИО2 был заключен договор социального найма муниципального жилого помещения №1133 от 18 декабря 2013 года (л.д.129-130). В качестве члена семьи в данный договор был включен – сын Е., ..., который ранее проживал и был зарегистрирован по месту жительства и регистрации матери ФИО7 - ....

Из материалов дела следует, что поскольку на момент предоставления жилого помещения состав семьи ФИО2 был 2 человека и обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составила 6,1 кв.м, что меньше учетной нормы, установленной решением городского Совета народных депутатов от 21 марта 2007 года №18/3 (9 кв.м), истец не была исключена из очереди на улучшение жилищных условий.

Постановлением администрации МО «Судогодский район» Владимирской области от 16 июня 2014 года № 1213 ФИО6 исключена из списка по МО «Судогодский район» детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилами помещениями, в связи с предоставлением муниципального жилого помещения по договору социального найма на основании постановления администрации МО г. Судогда городское поселение от 09 декабря 2013 года №44 (л.д.53).

В связи с указанными обстоятельствами, ФИО2 была исключена из Сводного списка на территории Владимирской области.

Из объяснений ФИО2 в судебном заседании следует, что на момент заключения договора социального найма от 18 декабря 2013 года №1133 должностные лица администрации МО «Судогодский район» указали, что данное жилое помещение ей предоставляется временно, и в течении 2014 года будет предоставлено другое жилое помещение, соответствующее требованиям законодательства. О том, что она, в связи с предоставлением данного жилья будет исключена из Списка по МО «Судогодски район» детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежит обеспечению жилыми помещениями, ее в известность не ставили, никаких письменных уведомлений она по данному вопросу не получала.

В обосновании заявленных исковых требований прокурор и истец указали, что у администрации МО «Судогодский район» не было оснований для исключения ФИО2 из списка лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку вместо благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде квартиры или жилого дома, истцу была предоставлена лишь комната по договору социального найма, что нарушает жилищные права ФИО2, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд, соглашается с доводами стороны истца по следующим основаниям.

Как было указано ранее, на момент предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма и на момент исключения истца из списка, новая редакция статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, устанавливала основания и порядок предоставления указанным лицам жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; основания и порядок заключения договора социального найма после окончания срока действия договора специализированного найма; вопросы, подлежащие регулированию на уровне законодательства субъектов Российской Федерации.

Таким образом, для детей-сирот и лиц из их числа с 01 января 2013 года должна быть реализована установленная Федеральным законом N 159-ФЗ форма предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма.

Не допускается замена данной формы иными формами (способами) решения жилищной проблемы указанной категории граждан, предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма.

Таким образом, заключение договора социального найма не исключает и не может исключать право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантированное федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также подпункту 14.2 и 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Формирование областного сводного списка на территории Владимирской области осуществлялось департаментом образования администрации Владимирской области согласно «Порядку ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области», утвержденному постановлением Губернатора Владимирской области от 15 мая 2013 года №542, на основании списков, формируемых органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, наделенными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями.

В соответствии с п.2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 20 мая 2013 года № 612, жилые помещения предоставляются включенными в областной сводный список лицам указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В областной сводный список включались лица, сведения о которых были указаны на 01 апреля 2012 года в Сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма, которые на 01 января 2013 года не реализовали свое право на жилое помещение.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, а также Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, истцу, как ребенку, отставшему без попечения родителей было предоставлено жилое помещение, не относящееся к специализированному жилищному фонду, с ней не был заключен договор найма специализированных жилых помещений.

Доводы ответчиков о том, что жилищные права ФИО2 не нарушены, поскольку ей, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей было предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления, она не исключена и до настоящего времени находится в очереди на улучшение жилищных условий, не состоятельны и основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующего обеспечение жильемдетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставление детям-сиротам и лицам из их числа жилищного сертификата, субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма, как в данном случае, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Министерство образования и науки Российской Федерации письмом от 8 апреля 2014 года N ВК-615/07 рекомендовало исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, в случае отсутствия свободных жилых помещений в специализированного жилищного фонда на период до предоставления в установленном порядке жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, обеспечивать временное проживание указанной категории лиц в жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Из вышеуказанного следует, что администрация, предоставляя ФИО2 жилое помещение по договору социального найма в соответствии с утвержденным Положением о порядке использования муниципального жилищного фонда г. Судогда (городское поселение) обеспечила ей временное проживание до предоставления в установленном порядке жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

О временном характере, предоставляемого жилья, как поясняла в судебном заседании истец, ей изначально было указано и администрацией Судогодского района, при заключении договора социального найма.

Таким образом, исключение ФИО2 из списка по МО «Судогодский район» детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, было осуществлено неправомерно, в связи с чем оспариваемое Постановление администрации МО «Судогодский район» Владимирской области от 16 июня 2014 года №1213 принято незаконно.

Кроме того, с незаконностью принятого им решения согласился и сам ответчик – администрация МО «Судогодский район». По результатам рассмотрения представления прокуратуры Судогодского района от 16 апреля 2020 года № 4-2-2020 об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы обеспечения жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вышеуказанное постановление было признано утратившим силу (л.д.56).

Доводы ответчиков о том, что отмена данного постановления не является основанием для удовлетворения остальной части требований прокурора, поскольку в настоящее время действующим законодательством предусмотрен иной порядок включения в областной сводный список на территории Владимирской области, и истец не может быть восстановлена в указанном списке, так как исключена из сводного списка в соответствии с действующим на момент исключения законодательством, также не состоятельны и не могут быть приняты во внимание, поскольку ФИО2 исключена из данного списка в нарушении действующего законодательства, оснований для исключения из списка в соответствии с п.10 Порядка ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области», утвержденному постановлением Губернатора Владимирской области от 15 мая 2013 года № 542, не имелось, в связи с чем Постановление администрации МО «Судогодский район» Владимирской области от 16 июня 2014 года №1213 является незаконным.

При этом, на Департамент образования Владимирской области возложена обязанность включить ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в силу норм действующего законодательства Владимирской области о государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На администрацию МО «Судогодский район» Владимирской области возложена обязанность предоставить ФИО2 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Доводы ответчиков о том, что истец была уведомлена отделом опеки и попечительства в июне 2014 года об исключении ее из списка по муниципальному образованию «Судогодский район» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Судогодского района, по договору найма специализированного жилого помещения, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку уведомление от 20 июня 2014 года № 365 (л.д.87), не содержит исходящего номера. Также не представлено доказательств его отправки и получения ФИО2

Ссылка ответчиков на получаемые ФИО2 ежегодно уведомления об очередности нахождения ее в списках на улучшении жилищных условий, не свидетельствует о том, что истцу было известно об исключении ее из списка по муниципальному образованию «Судогодский район» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Судогодского района, по договору найма специализированного жилого помещения, а подтверждают лишь, что она состоит на учете на получения жилья по иным основаниям.

Судом также установлено, что действительно многоквартирный ... в котором была предоставлена истцу квартира, по договору социального найма 18 декабря 2013 года, ранее имел статус общежития.

На основании Постановления Главы Судогодского района № 452 от 18 марта 2005 года, решение исполнительного комитета Судогодского городского Совета народных депутатов №64/7 от 17 апреля 1990 года «О регистрации жилых домов 4 и 4а по ... в ... в качестве общежитий стекловолокна «Красный Химик» отменено (л.д.86).

Из технической документации на ... и сам многоквартирный дом следует, что жилое помещение, предоставленное истцу, имеет общую площадь ... кв.м, жилую ....м. Квартира состоит из прихожей .... (л.д.147-166).

На основании п.п. 3 п. 4 ст. 8 названного выше Федерального закона N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Аналогичные основания невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении содержит и Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденный Постановлением губернатора Владимирской области от 15 мая 2013 г. N 545 (л.д.85).

Положениями ст. 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Совета народных депутатов г. Судогда Судогодского района Владимирской области от 21 марта 2007 года №18/3 (ред. от 29 февраля 2008 года) «Об утверждении Положения о порядке использования муниципального жилищного фонда г. Судогда (городское поселение)», действовавшего на момент исключения истца из Списка, учетная норма площади жилого помещения в г. Судогда установлена в размере 9 кв.м. (л.д.82).

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей жилой площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку, предоставленное ФИО2 и ее сыну Е.... года рождения муниципальное жилое помещение площадью ... кв.м. менее учетной нормы жилой площади на человека в г. Судогда, то суд соглашается с доводами стороны истца, в том, что на момент издания Постановления администрации МО «Судогодский район» № 1213 от 16 июня 2014 года, указанные выше обстоятельства подпадали под критерий невозможности проживания истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей в указанном жилом помещении.

Кроме того, согласно технической документации жилого помещения и жилого дома, квартира, предоставленная ФИО2 имеет центральное отопление, электричество, водопровод, канализацию и вентиляцию. Горячее водоснабжение, ванна, газоснабжение отсутствует.

Согласно п.1 договора социального найма муниципального жилого помещения от 18 декабря 20136 года №1133, наймодатель передал нанимателю жилое помещение для проживания в нем, а также обеспечил предоставление за плату коммунальные услуги: электроснабжение, газоснабжение, в том числе газ в баллонах, холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление).

Проведенной выездной проверкой жилого помещения, установлено отсутствие в ... газоснабжения и горячего водоснабжения (л.д.121-125).

В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", критерий благоустроенности жилого помещения имеет локальный характер и зависит от условий соответствующего населенного пункта, поскольку качественные характеристики жилищного фонда в субъектах РФ и муниципальных образованиях отличаются. При этом необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами РФ. Субъектам РФ рекомендуется в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включать жилые помещения, находящиеся в населенных пунктах с развитой инфраструктурой, по возможности - новые жилые помещения, которые в полной мере будут отвечать требованиям благоустроенности.

Как следует из п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

По информации МУ г. Судогда «Управление городского хозяйства» администрации МО «Судогодский район» Владимирской области, на территории города Судогда в период 2013-2014 г.г. количество домовладений находящихся в многоквартирных жилых домах составляло – 3742 ед., из них с полной степенью благоустройства, т.е. имеющие услуги по снабжению горячей водой и природным газом - 1623 ед. (43,3 %) (л.д.170).

Из сообщения районного эксплуатационной газовой службы в г. Судогда АО «Газпром газораспределение Владимир», следует, что по состоянию на 01 января 2013 года уровень газификации природным газом городского населения г. Судогда составлял 65,06% (3892 квартиры), по состоянию на 01 января 2014 года уровень газификации природным газом городского поселения г. Судогда составлял 70,60 % (4215 квартиры) (л.д.175).

Таким образом, установленная законом обязанность по предоставлению ФИО2 по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома либо квартиры, благоустроенных применительно к условиям города Судогда, по нормам представления предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, администрацией МО «Судогодский район» не была исполнена.

Принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что Постановление администрации МО «Судогодский район» Владимирской области от 16 июня 2014 года №1213 об исключении ФИО2 из списка по МО «Судогодский район» детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей является незаконным, поскольку оснований, предусмотренных действующим законодательством Владимирской области, на момент принятия указанного постановления не имелось. В настоящее время данное Постановление отменено, вместе с тем нарушенное право истца состоять на учете в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и получить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения – подлежит восстановлению, в связи с чем исковые требования прокурора Суждогодского района, действующего в интересах ФИО2 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Судогодского района, действующего в интересах ФИО2 к администрации МО «Судогодский район» Владимирской области, Департаменту образования Владимирской области, обобязании восстановить в списке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Департамент образования Владимирской области восстановить ФИО2 в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежали обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Владимирской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на основании договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, находящееся на территории города Судогды Владимирской области, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме во Владимирский областной суд путем представления апелляционной жалобы в Судогодский районный суд Владимирской области.

Председательствующий Т.И. Староверова

Решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2020 года.