Дело №2-391/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Семилуки 10 июня 2020 г.
Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Воробьевой С.В.
при секретаре Кузнецовой Т.О.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району Воронежской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости и обязании назначить пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском в связи с тем, что она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району Воронежской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с учетом положений Закона РФ от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением ответчика от 31.01.2020г. истцу отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку она проживала и работала в г.Славутич, который расположен на территории другого государства, предоставленные документы выданы уполномоченными органами Украины, а также в настоящее время истец не проживает на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Согласно справке от 06.03.2019г. истец проживала и работала с 23.06.1987г. по 15.04.1992г. в столовой №2 «Березка» коммунального предприятия «Славутич-Чернобыльторг» в г.Славутич в Украине, что подтверждается трудовой книжкой, справкой от 02.11.2001г. о том, что с 12.09.1989г. по 15.09.1999г. истец проживала в г.Славутич, который отнесен к 4 зоне – зоне усиленного радиоэкологического контроля, что соответствует плотности радиоактивного загрязнения почвы цезием – 137 от 1 до 5 Ки/км2. Зону усиленного радиоэкологического контроля по законодательству Украины можно соотнести с зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом по законодательству России. Решение ответчика истец считает незаконным, поэтому просит признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать ответчика назначить пенсию по старости с 31 января 2020 года.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
/
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 30.12.2019г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеющая страховое свидетельство государственного пенсионного страхования № 079-276-605-11, обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району Воронежской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости с учетом положений Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 23, 51-56, 83).
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району Воронежской области (межрайонное) от 31.01.2020г. № 940126/19 ФИО1 отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии с пп.7 п.1 ст.10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку граждане, переселившиеся с территории зоны усиленного радиоэкологического контроля Украины на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, не относятся к категории граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, предусмотренным п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 10-15, 44-48).
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации с 01.01.2015г. регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В силу ст.3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Согласно п. 8 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч.2 ст.28.1 Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности(ст. 34 Закона).
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию в соответствии с Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 указанной статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ст. 7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии со ст.11 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).
На территории Российской Федерации такие зоны определены Постановлением Правительства РФ №1074 от 08.10.2015г. Город Славутич не значится в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным указанным Постановлением, поскольку находится на территории другого государства бывшего Союза ССР.
Согласно примечанию к ст. 35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Для граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС и участников ликвидации ее последствий, переселившихся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные законом (ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1).
Законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и переселившимся с территории Украины и Республики Беларусь, при условии предъявления соответствующих документов, в том числе удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, так и переселившихся из других бывших республик СССР, или при подтверждении их статуса в соответствии с требованиями российского законодательства и оформлении ими удостоверения установленного образца.
Согласно архивной справке от 13.12.2018г. № 05-04/350 и трудовой книжке ФИО1 с 23.06.1987г. по 15.04.1992г. работала в столовой №2 «Березка» коммунального предприятия «Славутич-Чернобыльторг» в г.Славутич в Украине (л.д.20, 24-25, 79-82).
Согласно справке от 02.11.2001г. №195, выданной управляющим делами исполкома г.Славутич Киевской области, ФИО1 проживала с 12.09.1989г. по 15.09.1999г. в г.Славутич, который в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины №106 от 23.07.1991г. отнесен к 4 зоне – зоне усиленного радиоэкологического контроля. Согласно справке санитарно-эпидемиологической станции-5 г.Славутич №519 от 02.11.2001г., зона усиленного радиоэкологического контроля соответствует плотности радиоактивного загрязнения почвы цезием – 137 от 1 до 5 Ки/км2 (л.д.21-22).
Суд полагает, что нераспространение ответчиком ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на истца, относящегося к числу лиц, проживавших на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, нарушает ее право на возмещение вреда, причиненного ей проживанием в экологически неблагоприятной среде.
Данный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 11 июля 2006 года № 403-О, в котором указано, что при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности. Соответствующим образом должен учитываться при назначении пенсии с уменьшением возраста гражданину, выехавшему на территорию, не относящуюся к зараженной, с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, срок проживания на такой территории в случае, если он равен или более минимального срока, необходимого для дополнительного снижения пенсионного возраста: для зоны проживания с правом на отселение - 3 года, для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом - 4 года. Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 имеет право на пенсию с учетом дополнительного снижения возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку истец проживала с 1989 года по 1999 год на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля, соответствующей по уровню загрязнения зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Право на получение пенсии у истца возникло по достижении возраста 52 лет (30.01.2020г.), ее стаж является достаточным для назначения пенсии по старости, в связи с чем суд считает необходимым удовлетворить требования истца о назначении ей пенсии по старости с 31.01.2020г. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району Воронежской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости и обязании назначить пенсию по старости удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району Воронежской области (межрайонное) назначить ФИО1 пенсию по старости с 31 января 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Воробьева С.В.
Мотивированное решение составлено 17.06.2020г.